Выступление на педсовете (декабрь 2014)
материал на тему

Большаков Алексей Григорьевич

Об исследовательских работах обучаемых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokl_bolsh.docx35.47 КБ
PDF icon dokl_bolsh.pdf576.42 КБ
Файл dokl_bolsh.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей  межрайонная, территориальная станция юных натуралистов

города-курорта Кисловодска

Выступление к педсовету

07.11.2014

Преподаватель:

Большаков Алексей Григорьевич

г. Кисловодск


Исследовательская работа и реферат        

Экологическое краеведение        

Исследовательские работы обучаемых:        

Исследовательская работа и реферат

Сегодня можно наблюдать изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.

Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно.

Анализ работы конференций показывает, что проблем, с которыми приходится сталкиваться ученикам и учителям встречается довольно много.

Перечислим лишь наиболее типичные из них:

  • замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений;
  • замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;
  • отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «штурмовщины»;
  • неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на уровне школы, учебного заведения.

Еще одна проблема, решение которой вызывает затруднения у участников исследовательской деятельности, связана с этапом оформления исследования, где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы. Попытка обойтись без знакомства с ними ведет лишь к досадным недоразумениям.

   Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения.

Для выявления отличий исследования от реферата необходимо уяснить этимологию обозначающих их слов. (Этимология — раздел языкознания, изучающий происхождение слов).

Слово «исследование». В этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», то есть восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Слово «реферат» связано с понятием «референция», т.е. с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами.

Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту.

Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.

Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но ни в коем случае не как ее заменитель. Реферирование решает прежде всего учебные задачи, такие как обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме.

Следующая необходимая дифференциация касается уточнения понятий «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность».

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

  1. Методы исследования.
  2. Наличный экспериментальный материал.
  3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Экологическое краеведение

Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», типовой программы "Исследователи природы", относится к эколого-биологической направленности с элементами научно-исследовательской деятельности  и является модифицированной  и адаптированной к среднему и старшему школьному возрасту..

Цель программы – обучение комплексному подходу в изучении биоразнообразия нашей планеты, формирование экологического и краеведческого созидательного мировоззрения, воспитание у детей экологической культуры, уважению и любви к родному краю, гуманной, социально активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной деятельности, освоение учебно-исследовательской деятельности 

Задачи:

  • Расширить эколого-природоведческий и краеведческий кругозор;
  • Развивать личностные качества и свойства естественно-научного видения природы;
  • Вводить детей в круг реальных экологических проблем природы и социума, своей местности, края, города;
  • Направлять педагогический процесс на общение с природой, восприятие её облагораживающего воздействия, стремление к познанию и естественному восприятию природы родного края, исследовательский подход к познанию природы в самой природе;
  • Формировать здоровый образ жизни, ответственное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;
  • Объяснять необходимость защиты жизнеспособности планеты Земля как общего дома для всего живого.
Задачи программы:

Обучающие:

  • Расширить знания обучающихся о природе, об истории родного края, города..
Научить:
  • Теоретическим основам биологических знаний по всем группам живых организмов.
  • Основным историческим сведениям о своем родном городе, крае;:
  • Принципам ведения исследовательской деятельности и методам проведения исследований в разных областях биологической науки и краеведения.
  • Правилам организации и проведения экскурсионных, выездных и экспедиционных мероприятий.
  • Правилам научного коллектирования, в том числе и нравственным.  
  • Практическим методам изучения морфологии, анатомии, систематики и экологии животных, грибов, растений и простейших, элементам изучения исторических и археологических данных..

Развивающие:

Развить:
  • Навыки аналитического мышления.
  • Наблюдательность;
  • Навыки самостоятельной исследовательской деятельности в природе.
  • Творческий потенциал личности молодого исследователя.
  • Укрепить здоровье обучающихся.
  • Сформировать эстетический взгляд на природу, уважительный и бережный взгляд на историю родного края и города..
Воспитательные:
Воспитать:
  • Нравственные принципы и этические нормы поведения в природе и в научно-исследовательской деятельности;.
  • Ответственный подход к работе.
  • Творческий подход к исследовательской деятельности.
  • Бережное отношение к природе, к историческим и археологическим памятникам;.
  • Толерантность,  коммуникабельность, умение работать в коллективе.

========================================================

Исследовательские работы обучаемых:

2013 год

Экологические и краеведческие вопросы строительства Храма Св. Великомученика Пантелеймона в городе-курорте Кисловодске        

Отечество-13, природа        

Саркисян Мариам

Изучение карстовых пещер Боргустанского хребта        

Отечество-13, природа        

Бабаян Виктория

Кисловодский курортно-лечебный парк: вчера, сегодня и …

Отечество-13, природа

Рзаев Нариман, Гончаров Михаил

2014 год

Изучение карстовых и эоловых явлений, их значение в природно-культурном ландшафте Кисловодска        

Отечество-14, природа        

Надеина Полина

Изучение современного состояния памятников природы, истории и культуры кисловодской котоловины – Рим-гора и Клин-яр        

Отечество-14, археология, природа        

Ткачев Иван

Определение эколого-рекреационного состояния кисловодских источников минеральной воды        

Отечество-14, природа        

Солдатов Дмитрий

=======================================

Кроме того, учащиеся объединения в 2013 году приняли участие в Краевом экологическом марафоне в рамках Года охраны окружающей среды «Зеленая планета», где поднимались вопросы участия молодежи в исследовательских проектах практической природоохранной деятельности. В номинации «Электронные пособия» был создан тематический сайт «Зеленый эскадрон», ныне являющийся частью официального сайта кисловодской станции юннатов.

Официальный сайт станции весьма востребован в сети Интернет, постоянно информирует посетителей о событиях как на МКОУ ДОД СЮН, так и в масштабах края и страны. Фильмы и клипы, созданные в объединении, представлены на портале YOU TUBE и доступны пользователям России и Зарубежья.

Статьи, написанные обучаемыми объединения неоднократно публиковались в городской прессе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование научно-исследовательских навыков в учебном объединении Экологическое краеведение посредством участия детей в исследовательской деятельности

Слайд 2

Исследовательская деятельность развивает у учащихся способности к творческому мышлению, прививает самостоятельность в принятии решений, инициативность. При этом необходимо заметить , что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно. Анализ работы конкурсов, конференций показывает , что проблем , с которыми приходится сталкиваться ученикам и учителям встречается довольно много

Слайд 3

Перечислим наиболее типичные из них:  замена исследовательской работы рефератом , т.е. обзором различных научных произведений;  замена исследования работой компилятивного характера , т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;  отсутствие законченности в работе , что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «штурмовщины»;  неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории , что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на уровне школы, учебного заведения.

Слайд 4

Еще одна проблема, решение которой вызывает затруднения у участников исследовательской деятельности, связана с этапом оформления исследования , где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы. Попытка обойтись без знакомства с ними ведет лишь к досадным недоразумениям.

Слайд 5

Исследовательская работа и реферат Для выявления отличий исследования от реферата необходимо уяснить этимологию обозначающих их слов. (Этимология — раздел языкознания, изучающий происхождение слов ). Слово « исследование ». В этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто « из следа », то есть восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам . Следовательно , уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Слово « реферат » связано с понятием « референция », т.е. с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами. Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту . Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту.

Слайд 6

Суть реферативной работы – в выборе материала из перво­источников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок , а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте. Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но ни в коем случае не как ее заменитель. Реферирование решает прежде всего учебные задачи , такие как обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме.

Слайд 7

Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. К элементам исследовательской деятельности относятся: Методы исследования. Наличный экспериментальный материал. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Слайд 8

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности , направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность , главной целью которой является образовательный результат , она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Слайд 9

Экологическое краеведение Цель программы – обучение комплексному подходу в изучении биоразнообразия нашей планеты, формирование экологического и краеведческого созидательного мировоззрения. Воспитание у детей экологической культуры, уважению и любви к родному краю, гуманной, социально активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной деятельности, освоение учебно-исследовательской деятельности

Слайд 10

Задачи программы: Обучающие: Научить… … Принципам ведения исследовательской деятельности и методам проведения исследований в разных областях биологической науки и краеведения. … Правилам научного коллектирования , в том числе и нравственным. Воспитательные : Воспитать… …Творческий подход к исследовательской деятельности.

Слайд 11

Исследовательские работы обучаемых: 2013 год Экологические и краеведческие вопросы строительства Храма Св. Великомученика Пантелеймона в городе-курорте Кисловодске Отечество-13 , природа Саркисян Мариам Изучение карстовых пещер Боргустанского хребта Отечество-13, природа Бабаян Виктория Кисловодский курортно-лечебный парк: вчера, сегодня и … Отечество-13, природа Рзаев Нариман , Гончаров Михаил

Слайд 12

Заголовок 2014 год Изучение карстовых и эоловых явлений, их значение в природно-культурном ландшафте Кисловодска Отечество-14, природа Надеина Полина Изучение современного состояния памятников природы, истории и культуры кисловодской котоловины – Рим-гора и Клин-яр Отечество-14, археология, природа Ткачев Иван Определение эколого-рекреационного состояния кисловодских источников минеральной воды Отечество-14, природа Солдатов Дмитрий

Слайд 13

Кроме того, учащиеся объединения в 2013 году приняли участие в Краевом экологическом марафоне в рамках Года охраны окружающей среды « Зеленая планета », где поднимались вопросы участия молодежи в исследовательских проектах практической природоохранной деятельности. В номинации «Электронные пособия» был создан тематический сайт « Зеленый эскадрон », ныне являющийся частью официального сайта кисловодской станции юннатов. Официальный сайт станции весьма востребован в сети Интернет, постоянно информирует посетителей о событиях как на МКОУ ДОД СЮН, так и в масштабах края и страны. Фильмы и клипы, созданные в объединении, представлены на портале YOU TUBE и доступны пользователям России и Зарубежья. Статьи, написанные обучаемыми объединения неоднократно публиковались в городской прессе .

Слайд 14

Сайт «Зеленый эскадрон» http:// rimmatale.narod.ru/escadrone/index.htm

Слайд 15

Официальный сайт станции http:// rimmatale.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете 29.08.2014 о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе

Выступление на педсовете 29.08.2014 председателя МО учителей английского языка Сердюка А.В. о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе, а также и цели и задачи курса английского язы...

Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном мире: вопросы теории и практики», которая состоялась 8-13 декабря 2014 года.

В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ВОПРОС РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСШИРЕНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙ...

"Дисциплина на уроке" выступление на педсовете, январь 2014 г.

Дисциплина в распространенном понимании – это послушание, подчинение порядкам. То есть дисциплина – это подчинение. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы учитель мог учить, чтобы клас...

Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2014 года. Подготовка обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам.

Для подготовки обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам необходимо применять специальные коррекционные приёмы при преподавании школьных предметов....

Выступление на педсовете 29.01.2014

Мониторинг качества знаний в профильных группах...

Выступление на педсовете 29.12.2014

Выступление на педсовете 29.12.2014 "Особенности подготовки учащихся к написанию сочинения по ЕГЭ"...