Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2014 года. Подготовка обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам.
материал на тему
Для подготовки обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам необходимо применять специальные коррекционные приёмы при преподавании школьных предметов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовка обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам.
«Участие в независимых диагностиках учебных достижений позволяет школам Москвы получать объективную информацию о качестве обучения, сравнивать результаты своих обучающихся с результатами по городу или округу, знакомиться с достижениями лучших образовательных организаций и ориентироваться на них. При этом анализ ошибок и недочётов по результатам каждой из диагностик позволяет своевременно корректировать процесс обучения для достижения в дальнейшем более высоких результатов», - отмечает Алексей Рытов, директор Московского центра качества образования в «Учительской газете» № 25 от 24 июня 2014 года.
Как и в других школах, в нашей школе постоянно проходят независимые диагностические работы МЦКО. Как к ним готовиться?
В нашей школе получают образование учащиеся, имеющие нарушения зрения с сочетанными дефектами развития. В связи с этим, необходимо применять специальные коррекционные приёмы при преподавании школьных предметов таким детям. В своей педагогической практике, использую принцип личностно-ориентированного обучения, направленный на развитие обучающегося. Л.С.Выготский, психолог, отмечал, что человек поступает личностно, где он себя чувствует источником собственного поведения и деятельности. Поэтому надо создать такие условия при получении образования, чтобы учащиеся чувствовали себя источником обучения, самостоятельных действий.
Принцип личностно-ориентированного обучения требует соблюдения условий, которые касаются внутренней мотивации обучения, сформирования условий для осуществления активности обучающихся, наличие у них деятельности, связанной с контролем и оценкой учёбы.
Для достижения этих целей, применяю различные приёмы, способы, виды организации проведения учебных занятий. Учитываю диагностические данные о заболевании обучающихся: состояние зрительной функции, наличие вторичных отклонений, психологические особенности. Учитываю индивидуальные особенности каждого.
На занятиях создаю атмосферу дружелюбия, взаимопомощи «ученика-ученику», «учителя-ученику».
Практикую во время урока листы с напечатанной основой для каждого ученика. На данных листах использую специальный шрифт для слабовидящих «Arial», а также номер шрифта, который подбирается индивидуально. В течение урока учащиеся используют электронные лупы типа «Топаз», находящиеся в учебных кабинетах. К тому же, ребята пользуются книгами с масштабированным шрифтом, с чётким изображением и высоким контрастом. Кроме того, используют учебники, задачники в электронном виде, задействуя личные планшеты. Дети применяют и ручные индивидуальные лупы. Всё то, что записывается на доске обязательно проговаривается вслух.
Соблюдаю офтальмо-гигиенические рекомендации для зрительной нагрузки. Важно ограничить занятия, которые связаны с напряжением аккомодации глаз. Вследствие этого, использую смену разных видов деятельности во время урока (письменная, устная, устная работа «на слух»), а также обязательное проведение физкультурных пауз. Учитывая остроту зрения и другие индивидуальные особенности состояния зрения учащихся, провожу определённую посадку на занятиях за рабочие столы.
Такая индивидуальная коррекция каждого, помогает приобретать знания в процессе обучения, сдавая и выполняя успешно экзамены и диагностические работы.
К каждому ученику осуществляю индивидуальный дифференцированный подход к обучению. В процессе учения, стараюсь, чтобы учащиеся достигли осознанного восприятия изучаемого материала, развили слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, а также воображение, логическое мышление, интуицию. От обучающихся добиваюсь понимания взаимосвязи полученных знаний.
На уроках стараюсь повысить интерес к математике учащихся через самостоятельность и активность, использую элементы проблемного обучения. В 5-ых; 6-ых классах предлагаю учащимся в процессе урока составлять аналогичные примеры, задачи, которые только рассматривали, и решать их сразу на уроке.
Вследствие того, что в школе учатся слабовидящие ребята, учитываю темп усвоения нового материала, при выполнении того или иного устного, письменного задания предоставляю отдельным учащимся большее количество времени.
Учимся работать с текстом.
Например, читаем вслух задачу, для составления себе общих условий, ознакомления с текстом. После ребята читают задачу самостоятельно в более медленном темпе. Затем пытаемся пересказать текст. Начинаем выяснять в тексте то, что влияет на решение задачи, и то, что не будет влиять. Если это задача на движение, то ребята самостоятельно пытаются нарисовать схему-рисунок, или устно стараются объяснить, как можно представить этот рисунок. (Некоторым учащимся, в силу очень плохого зрения, для выполнения какого-либо рисунка требуется очень много времени, им легче «озвучить» эту схему. Кроме того, на уроках геометрии учимся решать более простые задачи без чертежа, а только описывая рисунок словесно.) Далее учащиеся составляют таблицу, которая помогает при составлении математической модели: уравнения. По окончании поэтапного решения задачи, всегда проверяем ответ на «правдивость».
После решения задачи, с ребятами обсуждаем важный момент: разбор условия, для того, чтобы добиться верного результата.
Благодаря таким подробным рассмотрениям задач, развиваю у обучающихся самостоятельно выделять сложные, трудные моменты, создавая психологическую ситуацию успеха.
Всегда с учащимися проводим разбор неправильно проделанных домашних заданий, самостоятельных, контрольных, диагностических работ. Обучающимся предлагаются отдельные домашние задания, которые проверяются каждым учителем каждый учебный день, в течение двенадцати лет обучения в школе.
Предлагаю ребятам, при выполнении домашних заданий, осуществлять такое условие: сосредотачиваться при решении на задаче, но если она не получается, то отвлечься, переключить внимание на что-либо другое, чтобы снять напряжение, страх в невыполнении конкретной задачи. Это переключение может быть даже не связано с рассмотрением других домашних заданий. А через некоторое время вернуться к нерешённой задаче.
Воплощая принцип личностно-ориентированного обучения к учащимся с нарушениями зрения, раскрываю их возможности, собственную активность и осознанный интерес к учению, занятиям, что приводит к успешному выполнению экзаменационных, диагностических работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы 29 августа 2013 года Тема: «Анализ работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год»
1.Перспективы развития системы образования в современных условиях, внедрение педагогических и информационных технологий в образовательный процесс для повышения качества знаний учащихся.2. Работа...
Выступление на педагогическом совете по теме "Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию"
Материал включает в себя текст выступления на педагогическом совете, посвящённом подготовке учащихся школы к ЕГЭ и презентационное сопровождение к нему....
Выступление на педагогическом совете: «Подготовка детей с нарушением зрения к предметному рисованию на занятиях тифлопедагога» (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете: «Подготовка детей с нарушением зрения к предметному рисованию на занятиях тифлопедагога» (из опыта работы)...
Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2011 год. Преемственность обучения. Качество обученности математики в средней и старшей школе.
Начальная школа у обучающихся формирует знания, умения, навыки, мышление, которые необходимы будут в освоении программы в средней школе. Средняя школа продолжает развивать накопленный запас знаний в н...
Выступление на Педагогическом совете «Формирование методологической компетенции у обучающихся..."
laquo;Формирование методологической компетенции у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья по средствам решения задач на уроках математики»...
Выступление на педагогическом совете "Эмоциональность педагога, работающего с детьми с нарушениями зрения»
Эмоции составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Мир эмоциональных пер...
Выступление на педагогическом совете (декабрь, 2019 г.) на тему: «Профессиональная адаптация в объединении «Мир красок»»
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный пу...