"Летние каникулы волонтеров..." Опыт реализации волонтерского движения в 239 Лицее.
статья на тему
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letnie_kanikuly_volonterov.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Летние каникулы волонтеров…
Педагог-организатор ГБОУ ФМЛ №239
Румянцев Е.А.
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста.
В XVIII – первой половине XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине девятнадцатого века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах.
Только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.
После Первой Мировой войны, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками.
С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.
Труд добровольцев в 90-е годы XX века стал для США и европейских стран весомым экономическим ресурсом, что подтверждают статистические данные. В 1998 году этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет - 79%.
История волонтерского движения в России отличается от зарубежной. В России идея волонтёрства (добровольчества) уходит в далекие времена, в глубь российской истории.
Интересно, что в Большой Советской Энциклопедии понятие волонтер трактуется как лицо, добровольно поступившее на военную службу. Понятия добровольца или добровольчества и вовсе не рассматривались.
Понятие «волонтер» сильно изменилось за последние 20 лет. Если в 80-е годы волонтеры ехали на целину или БАМ в основном в составе студенческих отрядов: они получали за свою работу зарплату, и неплохую, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением.
Содержание, понятие и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные, благотворительные и образовательные организации и учреждения. С точки зрения Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (7 июля 1995 г.), понятие волонтер трактуется как – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.
Сегодня добровольческое движение в России переживает новый подъем. Необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, все больше приходит в сознание людей.
В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение, и Санкт-Петербург, как один из крупнейших образовательных центров страны не стал исключением. Волонтерское движение в школах охватывает учащихся самых разных возрастов. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно-полезной работы и имеет огромное нравственно-воспитательное значение и физико-математический лицей, как одно из ведущих образовательных учреждений страны не может не использовать такую благодатную почву для развития нравственности, патриотизма и любви к Родине у молодых граждан страны.
Еще восемнадцать лет назад в сложные времена для нашей страны в условиях повсеместного падения нравственной культуры населения в лицее была заложена традиция волонтерской деятельности.
Первый палаточный лагерь (25 человек) лицеисты разбили под стенами Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря на острове Коневец. Лицеисты оказывали посильную помощь монахам в уборке территории, восстановлении разрушенной после многолетних перипетий обители.
Коневецкий опыт явился первой пробой голоса лицеистов в волонтерстве. Постепенно началась складывать четкая программа летней волонтерской деятельности учащихся.
Палаточные лагеря на острове Коневец будут продолжаться до 1997 года. К этому времени в лицее будет разработан и запущен проект «Помощь монастырям и музеям-заповедникам России».
Проект «Помощь монастырям и музеям-заповедникам России» по своему содержанию направлен на приобщение учащихся к так называемой идее действенного патриотизма – оказанию посильной помощи в сохранении материально-культурного наследия нашей страны, на развитие у лицеистов патриотизма и любви к Родине, побуждает к осознанию историко-культурных особенностей района оказания помощи, нашим девизом является формула «Не говорим, а делаем». Проект расширил географический район деятельности волонтеров, к острову Коневец прибавляются палаточные лагеря на озере Селигер и в ГМЗ «Пушкинские Горы», а впоследствии и на Соловецких островах.
Очевидно, что Лицей, как крупный образовательный центр дает учащимся чрезвычайно широкое образовательное поле для всестороннего развития личности (различные предметные направления, литературно-художественное, спортивное, интеллектуальное, музыкально-сценическое и инициатива волонтерского труда была одной из многих и, как тогда казалось. мало перспективной.
Поэтому безусловно большое значение в волонтерском движении имеет не сама инициатива, а ее поддержка – систематическая работа по созданию условий для мотивации учащихся и здесь большую работу проводят организаторы – взрослые руководители – сотрудники лицея – учителя.
Лицей имеет богатейшие традиции в туристской деятельности в 1964 году был основан Туристический клуб «Шаги» и это обстоятельство создало прекрасную базу для осуществления данного проекта. Большинство педагогов занимаются туризмом – они и стали руководителями палаточных лагерей: Клочко А.Р., Сердакова Л.А., Левентуева М.А., Филатов Е.К., Киселев А.А.
Волонтерское движение в ФМЛ вобрало в себя две составляющие туристско-краеведческую и непосредственно идею добровольной помощи. Туризм и волонтерство в рамках одного мероприятия. Это создало численную базу участников движения в летний период «посмотреть страну, пообщаться с друзьями, поработать и сходить в поход».
Шло время, менялись руководители, менялась география волонтерской помощи. Был свернут палаточный лагерь на Коневце, появились «Пушкинские Горы», закончился «Селигер», появились «Соловки», в 2007 году в Ленинградской области начинает свою работу палаточный лагерь «Тихвинец», оказывающий помощь Антониево-Дымскому монастырю. Неизменно остается только одно - помощь, которую лицеисты продолжают оказывать, работая на благо сохранения материально-культурного наследия страны.
«Проект помощи монастырям и музеям-заповедникам России» благополучно реализуется по сей день, изменяясь в сторону расширения. В 2011 году состоялась первая волонтерская экспедиция на оз. Байкал, где учащиеся совместно с Межрегиональной некоммерческой организацией «Большая Байкальская тропа» осуществляли работы по созданию и обустройству экологической тропы вдоль побережья озера Байкал (руководители: Левентуева М.А., Тыртов Н.Н.), в 2012 году эта новая для лицея традиция была продолжена и группа волонтеров отправилась на Урал – Национальный парк «Таганай» (руководитель Румянцев Е.А.).
Проект заиграл новыми гранями, его составляющей стала помощь в сохранении природного родной страны.
За годы существования проекта сотни учащихся лицея приобщились к волонтерской деятельности. как форме безвозмездной помощи своей стране.
Профессиональное волонтёрство – это деятельность, направленная на получение опыта работы по избранной специальности. Например, будущие социологи, психологи, юристы, медицинские и социальные работники, педагоги выбирают волонтерское движение для приобретения профессиональных навыков.
Общественное волонтёрство – всем знакомая массовая полезная работа: уборка территории, посадка деревьев и т.д. Цель подобной работы – знакомство с новыми людьми, общение и помощь обществу.
Виртуальное волонтёрство – бесплатная Интернет-работа в домашних условиях. В отличие от других видов волонтёрства виртуальная деятельность не ограничена временными рамками. Онлайн помощь может осуществляться 24 часа в сутки, в выходные и праздничные дни, в любых погодных условиях.
Семейное – волонтёрство нескольких членов семьи (взрослые, дети). Подобный вид добровольческой деятельности существенно экономит время.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕСКРОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
CONS | Строительная работа |
KIDS | Работа с детьми |
CULT | Работа в области культуры |
ARCH | Археологические раскопки |
STUDY | Участие в образовательной деятельности |
AGRI | Сельскохозяйственная работа |
ENVI | Работа по охране окружающей среды |
RENO | Восстановление исторических памятников, зданий, сооружений |
SOCI | Работа в социальной сфере |
OFFI | Офисная работа |
SPORT | Помощь в спортивных мероприятиях |
DISA | Работа с людьми, имеющими физические или умственные недостатками |
ELDE | Работа с престарелыми людьми |
FEST | Работа на фестивалях |
MANU | Работа по благоустройству |
ZOOL | Работа, связанная с животными |
EDU | Совмещение работы и получения образования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волонтерское движение. Профилактика вредных привычек с помощью ИТ
Доклад студентов на научно-практической конференции о необходимости участия самой молодежи к такой важной проблеме, связанной со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, упо...
Презентация по теме "Волонтерское движение"
Цель этой презентации -формирование у школьников активной, социально-ориентированной позиции через их приобщение к волонтерской деятельности....
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков...
Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»
Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»...
Отчет в Центр молодежных инициатив по реализации волонтерского движения в школе
отчет в рамках акции "Территория добра"...
Особенности внедрения и реализация ГТО в образовательном учреждении с вовлечением подростков в волонтерское движение.
В статье представлен опыт волонтерского отряда в школе по пропаганде здорового образа жизни...
Занимательные каникулы. Рекомендации по закреплению пройденного материала в младшей школе на летние каникулы.
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Но и нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных ...