"Летние каникулы волонтеров..." Опыт реализации волонтерского движения в 239 Лицее.
статья на тему

Румянцев Евгений Александрович

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letnie_kanikuly_volonterov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Летние каникулы волонтеров…

Педагог-организатор ГБОУ ФМЛ №239

Румянцев Е.А.

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста.

В XVIII – первой половине XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине девятнадцатого века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах.

Только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.

После Первой Мировой войны, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками.

С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.

Труд добровольцев в 90-е годы XX века стал для США и европейских стран весомым экономическим ресурсом, что подтверждают статистические данные. В 1998 году этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет - 79%.

История волонтерского движения в России отличается от зарубежной. В России идея волонтёрства (добровольчества) уходит в далекие времена, в глубь российской истории.

Интересно, что в Большой Советской Энциклопедии понятие волонтер трактуется как лицо, добровольно поступившее на военную службу. Понятия добровольца или добровольчества и вовсе не рассматривались.

Понятие «волонтер» сильно изменилось за последние 20 лет. Если в 80-е годы волонтеры ехали на целину или БАМ в основном в составе студенческих отрядов: они получали за свою работу зарплату, и неплохую, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением.

Содержание, понятие и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные, благотворительные и образовательные организации и учреждения. С точки зрения Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (7 июля 1995 г.), понятие волонтер трактуется как – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.

Сегодня добровольческое движение в России переживает новый подъем. Необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, все больше приходит в сознание людей.

В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение, и Санкт-Петербург, как один из крупнейших образовательных центров страны не стал исключением. Волонтерское движение в школах охватывает учащихся самых разных возрастов. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно-полезной работы и имеет огромное нравственно-воспитательное значение и физико-математический лицей, как одно из ведущих образовательных учреждений страны не может не использовать такую благодатную почву для развития нравственности, патриотизма и любви к Родине у молодых граждан страны.

Еще восемнадцать лет назад в сложные времена для нашей страны в условиях повсеместного падения нравственной культуры населения в лицее была заложена традиция волонтерской деятельности.

Первый палаточный лагерь (25 человек) лицеисты разбили под стенами Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря на острове Коневец. Лицеисты оказывали посильную помощь монахам в уборке территории, восстановлении разрушенной после многолетних перипетий обители.

Коневецкий опыт явился первой пробой голоса лицеистов в волонтерстве. Постепенно началась складывать четкая программа летней волонтерской деятельности учащихся.

Палаточные лагеря на острове Коневец будут продолжаться до 1997 года. К этому времени в лицее будет разработан и запущен проект «Помощь монастырям и музеям-заповедникам России».

Проект «Помощь монастырям и музеям-заповедникам России» по своему содержанию направлен на приобщение учащихся к так называемой идее действенного патриотизма – оказанию посильной помощи в сохранении материально-культурного наследия нашей страны, на развитие у лицеистов патриотизма и любви к Родине, побуждает к осознанию историко-культурных особенностей района оказания помощи, нашим девизом является формула «Не говорим, а делаем». Проект расширил географический район деятельности волонтеров, к острову Коневец прибавляются палаточные лагеря на озере Селигер и в ГМЗ «Пушкинские Горы», а впоследствии и на Соловецких островах.

Очевидно, что Лицей, как крупный образовательный центр дает учащимся чрезвычайно широкое образовательное поле для всестороннего развития личности (различные предметные направления, литературно-художественное, спортивное, интеллектуальное, музыкально-сценическое и инициатива волонтерского труда была одной из многих и, как тогда казалось. мало перспективной.

Поэтому безусловно большое значение в волонтерском движении имеет не сама инициатива, а ее поддержка – систематическая работа по созданию условий для мотивации учащихся и здесь большую работу проводят организаторы – взрослые руководители – сотрудники лицея – учителя.

Лицей имеет богатейшие традиции в туристской деятельности в 1964 году был основан Туристический клуб «Шаги» и это обстоятельство создало прекрасную базу для осуществления данного проекта. Большинство педагогов занимаются туризмом – они и стали руководителями палаточных лагерей: Клочко А.Р., Сердакова Л.А., Левентуева М.А., Филатов Е.К., Киселев А.А.

Волонтерское движение в ФМЛ вобрало в себя две составляющие туристско-краеведческую и непосредственно идею добровольной помощи. Туризм и волонтерство в рамках одного мероприятия. Это создало численную базу участников движения в летний период «посмотреть страну, пообщаться с друзьями, поработать и сходить в поход».

Шло время, менялись руководители, менялась география волонтерской помощи. Был свернут палаточный лагерь на Коневце, появились «Пушкинские Горы», закончился «Селигер», появились «Соловки», в 2007 году в Ленинградской области начинает свою работу палаточный лагерь «Тихвинец», оказывающий помощь Антониево-Дымскому монастырю. Неизменно остается только одно - помощь, которую лицеисты продолжают оказывать, работая на благо сохранения материально-культурного наследия страны.

«Проект помощи монастырям и музеям-заповедникам России» благополучно реализуется по сей день, изменяясь в сторону расширения. В 2011 году состоялась первая волонтерская экспедиция на оз. Байкал, где учащиеся совместно с Межрегиональной некоммерческой организацией «Большая Байкальская тропа» осуществляли работы по созданию и обустройству экологической тропы вдоль побережья озера Байкал (руководители: Левентуева М.А., Тыртов Н.Н.), в 2012 году эта новая для лицея традиция была продолжена и группа волонтеров отправилась на Урал – Национальный парк «Таганай» (руководитель Румянцев Е.А.).

Проект заиграл новыми гранями, его составляющей стала помощь в сохранении природного родной страны.

За годы существования проекта сотни учащихся лицея приобщились к волонтерской деятельности. как форме безвозмездной помощи своей стране.

Профессиональное волонтёрство – это деятельность, направленная на получение опыта работы по избранной специальности. Например, будущие социологи, психологи, юристы, медицинские и социальные работники, педагоги выбирают волонтерское движение для приобретения профессиональных навыков.

Общественное волонтёрство – всем знакомая массовая полезная работа: уборка территории, посадка деревьев и т.д. Цель подобной работы – знакомство с новыми людьми, общение и помощь обществу.

Виртуальное волонтёрство – бесплатная Интернет-работа в домашних условиях. В отличие от других видов волонтёрства виртуальная деятельность не ограничена временными рамками. Онлайн помощь может осуществляться 24 часа в сутки, в выходные и праздничные дни, в любых погодных условиях.

Семейное – волонтёрство нескольких членов семьи (взрослые, дети). Подобный вид добровольческой деятельности существенно экономит время.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕСКРОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

CONS

Строительная работа

KIDS

Работа с детьми

CULT

Работа в области культуры

ARCH

Археологические раскопки

STUDY

Участие в образовательной деятельности

AGRI

Сельскохозяйственная работа

ENVI

Работа по охране окружающей среды

RENO

Восстановление исторических памятников, зданий, сооружений

SOCI

Работа в социальной сфере

OFFI

Офисная работа

SPORT

Помощь в спортивных мероприятиях

DISA

Работа с людьми, имеющими физические или умственные недостатками

ELDE

Работа с престарелыми людьми

FEST

Работа на фестивалях

MANU

Работа по благоустройству

ZOOL

Работа, связанная с животными

EDU

Совмещение работы и получения образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волонтерское движение. Профилактика вредных привычек с помощью ИТ

Доклад студентов на научно-практической конференции о необходимости участия самой молодежи  к такой важной проблеме, связанной со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, упо...

Презентация по теме "Волонтерское движение"

Цель этой презентации -формирование у школьников активной, социально-ориентированной позиции через их приобщение к волонтерской деятельности....

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков...

Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»

Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»...

Особенности внедрения и реализация ГТО в образовательном учреждении с вовлечением подростков в волонтерское движение.

В статье представлен опыт волонтерского отряда в школе по пропаганде здорового образа жизни...

Занимательные каникулы. Рекомендации по закреплению пройденного материала в младшей школе на летние каникулы.

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год.  Но и нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных ...