Классный час. Тема: Сила слова. Вирус сквернословия.
план-конспект занятия по теме
Речь - это показатель ума.
Сенека
О значении слова и языка в жизни человека написано огромное количество книг. Влияние слова на человека изучают многие науки: лингвистика, психология, фоносемантика, физика, химия и многие другие.
Многие великие люди размышляли о слове, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. М. В. Ломоносов, например, был реформатором русского литературного языка и создателем знаменитой теории стилей. Министр народного просвещения в XIХ веке А.С. Шишков видел в языке «средство воспитания единомыслия народа». А.С. Пушкин сформировал своим творчеством основу современного русского языка, а Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_sila_slova.docx | 51.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здравствуйте!» - слово какое чудесное,
Доброе, красивое,
Чуточку нежное.
«Здравствуйте!» - мы скажем
Новому дню,
Здоровья желаем
Всем и всему!
Здравствуйте, здравствуйте,
Мы вас ждем.
Мы промокли – под дождем,
Поджидали мы гостей –
Мы промокли до костей.
Где ваш зонтик – потеряли,
Где калоши – кот украл,
Где же шляпа – скушал пес.
Это братцы не беда – (сближение на шаг вперед)
«Здравствуйте!»
Проезжайте ворота –
«Здравствуйте!»
Проходите на порог –
«Здравствуйте!»
К нам на праздничный пирог –
«Здравствуйте!»
(Представьте, что в центре круга бьёт чистый родник, умоемся живительной влагой, брызгаем друг на друга живой водой)
Настроение каково –
Во!
Все такого мнения –
Без сомнения!
Встряхните прочь заботы груз
И силы радости согреты.
Давайте вспомним стих поэта:
«Друзья, прекрасен наш союз!»
(Пожмите друг другу руки и передайте частичку своего сердца соседу)
Перед проведением классного часа по теме "Вирус сквернословия" раздаются учащимся анкеты "Сквернословие в моей жизни". Анкетирование должно проводиться анонимно. Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, cколько детей действительно задумались над данной проблемой.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета "Сквернословие в моей жизни"
Класс_______ «___»
Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _____________________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? _____________________________________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _____________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? _____________________________________________________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _____________________________________________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _____________________________________________________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за откровенность!
Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема «Сила и мощь слова. Вирус сквернословия.».
Эпиграфом нашего классного часа будут слова
Речь - это показатель ума.
Сенека
О значении слова и языка в жизни человека написано огромное количество книг. Влияние слова на человека изучают многие науки: лингвистика, психология, фоносемантика, физика, химия и многие другие.
Многие великие люди размышляли о слове, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. М. В. Ломоносов, например, был реформатором русского литературного языка и создателем знаменитой теории стилей. Министр народного просвещения в XIХ веке А.С. Шишков видел в языке «средство воспитания единомыслия народа». А.С. Пушкин сформировал своим творчеством основу современного русского языка, а Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно».
Сила слова — мощнейший инструмент воздействия на человека. Удачно выбранному слову удавалось вести к победе армии, спасать города и империи. Слова способны преобразовывать действительность, успокаивать, вдохновлять, создавать новую реальность.
Мы пользуемся родным языком, чтобы доказать кому-то свою компетентность и значимость, убедить других в своих знаниях, своей правоте, угрожаем или говорим о добрых намерениях. Однако наши слова, предназначенные для других людей, влияют в первую очередь на нас самих, и именно слова во многом определяют степень нашей успешности в осуществлении своих идей и благополучие в личной жизни.
В. Даль предупреждал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».
У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о словах»:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Предлагаю игру «Эстафета добрых слов» (Н. Е. Щуркова «Классное руководство: игровая методика «В кругу симпатий»).
Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека- это тоже очень хорошее и доброе слово ( дети выполняют задание)
Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем душевном состоянии.
Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. Нельзя забывать, что слово – это уже совершенно конкретный поступок. Если человек циничен, то циничны его слова, поступки и вся жизнь. Русская пословица гласит: "От гнилого сердца и гнилые слова".
Как по поступкам человека можно судить о самом человеке, так и слово раскрывает душу человека на всеобщий обзор. По речи человека можно определить систему его ценностей и угадать образ жизни. Сократ говорил: «Каков человек, такова и его речь».
Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова.
Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Эта болезнь называется «копролалия».
Копролали́я (лат. coprolalia; греч. κόπρος — кал, грязь + λαλία — речь)(словесный понос) — болезненное, иногда непреодолимое импульсивное влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. (источник: Интернет http://ru.wikipedia.org/wiki/).
И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников.
Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей имеющих определенную власть.
Сквернословие с заборов пришло на депутатские трибуны, затрагивает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни, Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев - гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.
Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом.
«Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем» - эта фраза, похоже, уже перестала восприниматься как анекдот. Чтобы убедиться в этом, не обязательно подслушать разговор среднестатистических подростков – пользователю интернета хватает сквернословия и в онлайне.
В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодежная субкультура считает сквернословие нормой повседневной жизни.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СКВЕРНОСЛОВИЯ
СКВЕРНОСЛОВИЕ. Речь, наполненная скверными, непристойными словами. (С. И. Ожегов, Словарь русского языка).
Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т.д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно и т.д.».
СКВЕ́РНА ж. сквер м. вост. мерзость, гадость, пакость, касть, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски́ и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное. (Словарь живого великорусского языка В.И. Даля)
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Ругаться в доме нельзя – бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.
Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых: Матерь Божья, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-Земля.
И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к «своим».
Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева). Мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей.
Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.
В настоящее время отношение к слову нельзя назвать бережным. Все больше становится не только взрослых, но и детей, употребляющих в своей повседневной речи нецензурную брань.
Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
- первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
- вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;
- третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Сквернословие приносит нежелательные последствия, хотя об этом мало кто сегодня задумывается.
Замечание в адрес любителей сквернословия мало действенны.
КОДЕКС Российской Федерации об административных правонарушениях
Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ
НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Научные факты больше помогают задуматься о последствиях сказанного.
Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата.
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли.
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.
(Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)
Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!
К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!
Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.
Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты.
Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
А теперь мы с вами разберем способ искоренения сквернословия.
Как же избавиться от сквернословия?
Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.
Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст.”
Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.
Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.
И пятое. Как раньше боролись со сквернословием? В прошлом говорили: "Не сквернословь. Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел. Защиты не будет. Крыла не будет над тобой". Человеку всегда будет сопутствовать удача свыше, будь он достоин этой помощи. Иными словами, если мы действительно хотим добиться успеха в делах, в учёбе, в творчестве, то пора работать над собой, в том числе и над своей речью.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
Язык – это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена. И.С.Тургенев сказал: «Берегите чистоту языка, как святыню!».
Русские пословицы свидетельствуют о том, что умная беседа, красноречие издавна высоко ценились на Руси.
Игра «Соедини части».
В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – свой потерять.
Хорошее слово – половина дела.
С умным разговорить – что меду напиться.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
От учтивых слов язык не отсохнет.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Ласковым словом многого добьёшься.
От одного слова, да навеки ссора.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Одно слово кость ломит, другое - сращивает.
Подведение итогов
Подведем итоги:
1. Слово - особый дар.
2. Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей.
3. Приготовься ответить за каждое свое слово.
4. Думай, с какой целью произносишь слово.
5. Будь немногословен: «Злые мысли если не найдут выхода через язык, умирают».
6. Молчи, особенно в неприятностях.
У каждого из нас есть право выбора, как поступать и как строить свою жизнь.
Каждый волен выбирать свой путь, по которому придется идти долго, а пройдя его, нельзя что-то исправить, дополнить, вычеркнуть. Но попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов, вы почувствуете и поймете, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретете любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье, везение и, в конечном итоге, счастье.
Рефлексия.
- Я сегодня задумался о….
- Мне сегодня понравилось…
- Я остался при своем мнении…
- Я изменил мнение о…
- Нужно обсудить на следующем классном часе вопрос…(какой)
Прощание (Звучит песня Б. Окуджавы «давайте восклицать…»)
Упражнение «Спасибо за приятный день»
Цель: игра, помогающая завершить групповую работу.
Ведущий: - Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Проведение: один из участников становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба становятся в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ребенок, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!»
Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний человек, замыкается круг и церемонию завершается безмолвным троекратным крепким пожатием рук. Этим игра и завершается.
В конце классного часа дети получают листовки «Вирус сквернословия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Тема: "Главное слово в любом языке".
Мать - единственное на земле божество, не знающее атеистов. (Э. Легуве) Цели классного часа: способствовать формированию у учащихся значимости слова мама; раскрыть историю праздника; воспитывать уважи...
Классный час "Говорите правильно" или "Вирус сквернословия"
Классный час для 5 класса о том как мы говорим. Наша речь - показатель культуры. Ребятам предлагается оценить свою речь и речь окружающих и сделать выводы о культуре говорения....
Классный час на тему: "Сила слова, или Яд сквернословия".
Классный час на тему: "Сила слова, или Яд сквернословия". Разаработка классного часа для 5 класса....
Классный час на тему: "Вирус сквернословия"
Цель классного часа-исключить использование детьми бранных слов....
Час общения «Сила слова или вирус сквернословия»
Цель: дать детям представление о пагубном влиянии сквернословия на духовное и физическое здоровье человека.Задачи:1. формировать культурный слой для более осознанного пользования словарным...
Методическая разработка на тему "Сила слова"
Занятие на тему "Сила слова" для учащихся среднего возраста...
Классный час. Тема: «Сила воли»
Помочь учащимся понять, осмыслить сущность волевых качеств;- подвести учащихся к мысли о необходимости выработки у себя волевых качеств, самовоспитания;- способствовать общению детей и родителей по во...