Классный час "История кадетских корпусов"
занимательные факты (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первый Кадетский Корпус был основан в царствование Императрицы Анны Иоанновны по мысли одного из видных тогда дипломатов, графа Ягужинского, ознакомившегося лично с существовавшими в те годы кадетскими корпусами в Берлине и Копенгагене. 23-го июля 1731 г. Императрица подписала указ об учреждении в Санкт-Петербурге «Корпуса Кадетов». Первым Генерал-директором был назначен Фельдмаршал Миних. Особым указом было предложено дворянам присылать своих сыновей в корпус для получения здесь военного образования. Корпусу были отведены все постройки дворца Светлейшего Князя Меншикова на Васильевском острове с площадью земли ограниченной двумя с половиной верстами по периметру. Все имение было пожаловано корпусу в вечное владение. Анна Иоановна (1693-1740), императрица (1730-1740)
Екатерина II (1729-1796) Алексеевна, императрица (1762-1769) В годы правления Екатерины II Россия упрочила свое положение на международной арене. В различных источниках можно встретить понятие «золотой век Екатерины», которая много сделала для развития просвещения в России. Императорский Сухопутный шляхетский кадетский корпус, учрежденный Анной Иоанновной, находился под пристальным вниманием Екатерины. В декабре 1752 г. Академия Морской гвардии переименовывается в Морской шляхетский корпус. В октябре 1762 г. учреждается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус, ставший со временем 2-м Санкт-Петербургским кадетским корпусом. При Екатерине II кадетские корпуса играли огромную роль в развитии классического образования в России.
Становление и развитие кадетских корпусов в России в XIX – начале XX вв. Павел I Петрович (1754-1801), император (1796-1801) Павел I внес свой вклад в систему подготовки молодых людей к службе в Русской армии. В декабре 1798 г. он учредил Военно-Сиротский Дом и его отделения при гарнизонных полках. Военно-Сиротский Дом состоял из двух отделений: первое предназначалось для 200 сыновей и 50 дочерей неимущих дворян и офицеров, а второе – для солдатских сыновей. В 1829 г. Императорский Сиротский Дом был превращен в Павловский кадетский корпус. В марте 1800 г. Императорский Сухопутный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус — во 2-й кадетский корпус. Сторонник прусской военной системы Павел I ввел в кадетских корпусах жесткую военную дисциплину.
Александр I Павлович (1777-1825), император (1801-1825) При Императоре Александре I было открыто шесть кадетских корпусов (Пажеский, Московский, Финляндский, Калишский, Горный), создан Дворянский полк. К концу царствования императора в России существовали следующие кадетские корпуса и военно-учебные заведения, по своим программам обучения и воспитания близкие к кадетским корпусам: - Пажеский корпус; - 1-й кадетский корпус; - 2-й кадетский корпус; - Императорский военно-сиротский дом; - Московский кадетский корпус; - Дворянский полк с кавалерийским эскадроном; - Тульское Александровское военное училище; - Тамбовское военное училище ; - Финляндский кадетский корпус; - Школа гвардейских подпрапорщиков; - Оренбургское Неплюевское военное училище; - Омское казачье училище.
Николай I Павлович (1796 -1855), император (1825-1855) Николай I в первые же дни своего правления повелел учредить Комитет под председательством Министра Народного Просвещения Л. Шишкова, дабы «сличить и уравнять все уставы учебных учреждений Империи, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинения, по коим они впредь должны быть преподаваемы». Такого же упорядочения требовали и военно-учебные заведения. Император Николай I с самого начала своего царствования изъявил непременную и твердую волю дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, поставив перед ними единую цель. Для управления военно-учебными заведениями был учрежден Совет под непосредственным начальством брата императора — цесаревича Константина Павловича. После смерти цесаревича (1831 г.) военно-учебные заведения находились под управлением другого брата Государя — великого князя Михаила Павловича, до его смерти в 1849 г. К 1855 г. было открыто 17 кадетских корпусов.
Александр II Николаевич (1818 -1881), император (1855-1881) Со вступлением на престол принял на себя звание Шефа 1-го кадетского корпуса и распорядился именовать Штаб Главного начальника военно-учебных заведений – Главным Штабом Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям. 17 апреля 1855 г. Дворянский полк в память его первого шефа цесаревича Константина Павловича, был переименован в Константиновский кадетский корпус. В 1857 г. во всех губернских кадетских корпусов, в которых были только общие классы, учреждаются первые и вторые специальные классы, по окончании которых кадеты выпускались прямо на службу прапорщиками в артиллерию, саперы, армию, линейные батальоны. С 1863 г. по предложению Военного министра Д.А.Милютина в России начинается реформа военно-учебных заведений. Кадетские корпуса, уже хорошо зарекомендовавшие себя выпусками в армию большого числа достойных офицеров, по инициативе Военногоминистра были упразднены и обращены в полувоенные гимназии.
Военный министр генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912) Генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин, видный русский военный и государственный деятель 60-70 гг. Х I Х в. В 1856-1859 гг. был одним из руководителей боевых действий на Кавказе. В 1861-1881 гг. – военный министр. С 1863 г. по предложению Д.А.Милютина в России стали осуществляться военные реформы, частью которых была реформа военно-учебных заведений. Кадетские корпуса были упразднены и обращены в полувоенные гимназии, которые по внутреннему распорядку и учебному плану стояли гораздо ближе к гражданским средним учебным заведениям. Военные атрибуты были ликвидированы. С кадет сняты погоны – их гордость. Строевые занятия упразднены, отменено отдание чести.
Александр III Александрович (1845-1894), император (1881-1894) В 1882 г., с приходом к власти императора Александра III, было решено приступить к новому преобразованию военно-учебных заведений, так как направление воспитания в них, а особенно в военных гимназиях, признавалось слишком либеральным, не соответствующим требованиям военной службы. В докладе генерала П.С. Ванновского от 30 мая 1882 г. указывалось, что военные гимназии, «удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задачам профессионального военного заведения». 22 июля 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса. В 1883 г. были организованы роты из двух старших классов; в 1885 г. в строевых ротах кадетских корпусов были учреждены должности вице- фельдфебеля и вице-унтер-офицеров. 14 февраля 1886 г. было Высочайше утверждено «Положение о кадетских корпусах». При новом начальнике военно-учебных заведений генерале Н.А. Махотине были изданы «Инструкции по воспитательной части кадетских корпусов», «Инструкция должностным кадетам», «Наставление для ведения внеклассных занятий», «Общая программа и инструкция по учебной части для кадетских корпусов».
Николай II Александрович (1868-1918), император (1894-1917) В Царствование Николая II были учреждены 9 кадетских корпусов: - 1896 г. 5 июля – Ярославский кадетский корпус на базе Ярославской военной школы, сформированной в 1868 г. - 1899 г. 20 июня – Варшавский (Суворовский) кадетский корпус в Варшаве. - 1899 г. 26 августа – Одесский кадетский корпус. - 1900 г. 18 января – Сумский кадетский корпус. - 1900 г. 1 сентября – Хабаровский кадетский корпус. - 1902 г. 26 сентября – Владикавказский Кадетский Корпус. - 1904 г. 20 июня – Ташкентский Е.И.В. Наследника Цесаревича Алексея Николаевича кадетский корпус. - 1908 г. 7 октября – Вольский кадетский Корпус. - 1913 г. 28 июня – Иркутский кадетский корпус.
Великий князь Константин Константинович (1886-1915) Великий князь Константин Константинович родился 10 августа 1858 г. Получил домашнее образование. С 1870 г. начал ежегодно плавать на судах учебной эскадры Морского кадетского корпуса. В 1876 г. в возрасте 16 лет произведен в гардемарины. В 1882 г. зачислен в лейб-гвардии Измайловский полк, где в течение семи лет командовал ротой Его Величества. Имея хорошее музыкальное образование и будучи неплохим пианистом, возглавлял Российское музыкальное общество. Под псевдонимом «К.Р.» (Константин Романов) писал стихи и издал несколько сборников. В 1900 г. назначен на должность Главного начальника военно-учебных заведений. За время пребывания в должности неоднократно посещал все кадетские корпуса Российской империи. При нем были открыты педагогические курсы для подготовки воспитателей. Энергично руководил делом развития и усовершенствования кадетских корпусов. Кадеты искренне любили великого князя. При жизни получил прозвище «отец всех кадет». Скончался в июне 1915 г. Похоронен в Петропавловской крепости.
Кадетские корпуса после октября 1917 года К началу 1917 г. в Российской империи действовал 31 кадетский (включая Морской) корпус. В феврале 1917 г. в соответствии с решением Временного правительства кадетские корпуса были переименованы в гимназии Военного ведомства; выпущено распоряжение, отменявшее воинские звания, отдание чести и погоны. Все без исключения кадетские корпуса не приняли отречение царя от престола. Кадеты отказывались снимать погоны, демонстративно игнорировали шествия по случаю новых революционных торжеств. Из корпусов стали увольняться старые заслуженные офицеры и преподаватели. Покидали корпуса и директора корпусов. Октябрьский переворот и первые декреты новой власти встретили в кадетских корпусах непримиримую оппозицию. В начале 1918 г. практически все кадетские корпуса были ликвидированы. В силу сложившихся обстоятельств кадетские корпуса восстанавливались и продолжали действовать на территории, находившейся под контролем Белой армии.
Октябрьский переворот и первые декреты новой власти встретили в кадетских корпусах непримиримую оппозицию. В начале 1918 г. практически все кадетские корпуса были ликвидированы. В силу сложившихся обстоятельств кадетские корпуса восстанавливались и продолжали действовать на территории, находившейся под контролем Белой армии. В конце 1917 – начале 1918 г. кадеты старших классов всех кадетских корпусов стали примыкать к белому движению и активно участвовать в борьбе против советской власти. Большинство воспитанников 6-х и 7-х классов, принявших участие в первых схватках с новой властью, погибли. Начался исход кадетских корпусов из России. В 1922 г. за границей оказалось примерно 2000 тысячи кадет, сведенных в корпуса: Донской в Египте (Исмаилия), Русский в Сараеве (Корлевство Сербов, хорватов и Словенцев), Крымский в Белой Церкви (Королевство С.Х.С.), 2-й Донской в Билече (Королевство С.Х.С.), Морской в Бизерте (Тунис), Сибирский и Хабаровский в Шанхае (Китай).
Объединения кадет российских кадетских корпусов за рубежом Важную роль в жизни выпускников кадетских корпусов после их исхода из России играли объединения кадет. Старейшим кадетским объединением по праву принято считать Союз Российских кадетских корпусов в Париже, возникший в 1923 г. В то время во Франции в эмиграции находились сотни кадет практически всех императорских кадетских корпусов. Жизнь данного Союза активно продолжалась до начала Второй мировой войны, когда Союз прекратил существование. После войны одним из первых в 1950 г. появилось Общекадетское объединение в Париже, председателем которого стал А.А.Геринг. В конце 1990-х гг. Объединение возглавил выпускник Корпуса-лицея Императора Николая II Андрей Дмитриевич Шмеман. После окончания Второй мировой войны кадеты разъехались по всему свету. Их объединения были созданы в Аргентине, Австралии, Бельгии, Бразилии, США, Франции, Чили, Югославии. Во всех местах проживания кадет высказывалось пожелание об организации встречи представителей всех объединений для выработки единой политики в кадетском движении.
Так возникла идея организации съездов кадет. Первый съезд кадет Версальского, Донского, Крымского и Первого Русского кадетских корпусов состоялся 19 августа 1967 г. в г. Монреале в Канаде. Последующие съезды проходили в Нью-Йорке, Монреале, Каракасе, Лос-Анджелесе, Париже, Сан-Франциско. XVI съезд проходил в России, в Санкт-Петербурге и Москве. С 1950 по 1974 г. в Париже А.А.Герингом издавался журнал “Военная быль”, с 1971 г. в Нью-Йорке издается журнал “Кадетская переклика”. В этих изданиях освещалась и освещается жизнь кадетских корпусов Российской империи и русского зарубежья. В конце XX-начале XXI вв. действуют следующие кадетские объединения: - Объединение российских кадетских корпусов в Аргентине. - Венесуэльское объединение. - Сан-Францисское объединение. - Южнокалифорнийское объединение. - Чикагское объединение кадет. - Монреальское объединение. - Общекадетское объединение в Австралии. - Нью-Йоркское объединение. - Вашингтонское объединение.
Объединения кадет российских кадетских корпусов за рубежом Важную роль в жизни выпускников кадетских корпусов после их исхода из России играли объединения кадет. Старейшим кадетским объединением по праву принято считать Союз Российских кадетских корпусов в Париже, возникший в 1923 г. В то время во Франции в эмиграции находились сотни кадет практически всех императорских кадетских корпусов. Жизнь данного Союза активно продолжалась до начала Второй мировой войны, когда Союз прекратил существование. После войны одним из первых в 1950 г. появилось Общекадетское объединение в Париже, председателем которого стал А.А.Геринг. В конце 1990-х гг. Объединение возглавил выпускник Корпуса-лицея Императора Николая II Андрей Дмитриевич Шмеман. После окончания Второй мировой войны кадеты разъехались по всему свету. Их объединения были созданы в Аргентине, Австралии, Бельгии, Бразилии, США, Франции, Чили, Югославии. Во всех местах проживания кадет высказывалось пожелание об организации встречи представителей всех объединений для выработки единой политики в кадетском движении.
Объединения кадет российских кадетских корпусов за рубежом Важную роль в жизни выпускников кадетских корпусов после их исхода из России играли объединения кадет. Старейшим кадетским объединением по праву принято считать Союз Российских кадетских корпусов в Париже, возникший в 1923 г. В то время во Франции в эмиграции находились сотни кадет практически всех императорских кадетских корпусов. Жизнь данного Союза активно продолжалась до начала Второй мировой войны, когда Союз прекратил существование. После войны одним из первых в 1950 г. появилось Общекадетское объединение в Париже, председателем которого стал А.А.Геринг. В конце 1990-х гг. Объединение возглавил выпускник Корпуса-лицея Императора Николая II Андрей Дмитриевич Шмеман. После окончания Второй мировой войны кадеты разъехались по всему свету. Их объединения были созданы в Аргентине, Австралии, Бельгии, Бразилии, США, Франции, Чили, Югославии. Во всех местах проживания кадет высказывалось пожелание об организации встречи представителей всех объединений для выработки единой политики в кадетском движении.
Возрождение кадетских корпусов в современной России С началом Гражданской войны в России кадетские корпуса были закрыты. Но и новая Советская армия нуждалась в хорошей подготовке красных командиров. И с конца 30-х гг. начали создаваться спецшколы для подготовки подростков к поступлению в военные училища. За четыре года обучения школы давали законченное среднее образование, знакомили с техникой и основами ее боевого применения. Эти спецшколы напоминали прежние кадетские корпуса, и путь многих военачальников начинался именно здесь. По-настоящему же кадетские корпуса стали возрождаться во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Основанные в 1943 году суворовские военные училища создавались по типу старых кадетских корпусов и в этом традиционном для России виде они просуществовали до 1956 года. Сначала в училищах обучались преимущественно дети-сироты, но позднее порядок приема был пересмотрен – стали приниматься дети военнослужащих и те ребята, кто решил посвятить свою жизнь военному делу. Но с 60-х гг. начали сокращаться вооруженные силы, уменьшилась численность офицерского корпуса, и училища стали расформировываться.
Морской кадетский корпус в Кронштадте После распада Советского Союза в России остались действующими шесть суворовских военных училищ, одно нахимовское военно-морское военное училище и одно военно-музыкальное. В последующие годы к ним добавились суворовское военное училище в городе Ульяновске и новые кадетские корпуса в Санкт-Петербурге: Ракетно-артиллерийский кадетский корпус, Военно-космический кадетский корпус, Кадетский корпус федеральной пограничной стражи в Царском Селе, Кадетский корпус железнодорожных войск в Петродворце, Морской кадетский корпус в Кронштадте. Осенью 2002 года открылся кадетский корпус МВД.
Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году. У истоков этого процесса стояли энтузиасты, офицеры запаса, бывшие суворовцы, которым удалось наладить связь с кадетами зарубежных российских корпусов. Первые кадетские корпуса как учебные военные заведения нового типа стали робко появляться сначала в Новочеркасске и Новосибирске, затем в Воронеже и Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. К 2000 году кадетские корпуса уже были воссозданы в Краснодаре, Кронштадте, Оренбурге, Омске, Калининграде, Кемерово, Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Мурманске, Твери, Орле, Волгограде , Екатеринбурге. Интерес к кадетскому движению огромен, востребованность в кадетских корпусах высокая.
В начале третьего тысячелетия в России создается новый тип учебных учреждений, направленных на решение потребностей общества в 21 веке, то есть идет процесс выработки новой системы национального образования. И от правильного решения этой задачи будет в значительной мере зависеть будущее России. Совершенно новым в этом процессе является то, что кадетские учебные учреждения создаются также при Министерстве Обороны РФ и при других силовых структурах, а в своем большинстве образуются, прежде всего, в системе Министерства Образования Российской Федерации, хотя ранее подобные учебные учреждения создавались только при военных ведомствах. Сегодняшние кадеты – это завтрашние защитники нашего Отечества, ученые, строители, юристы, экономисты, врачи, учителя и предприниматели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система деятельности классного руководителя по формированию субъектной активности подростков в условиях специализированной школы-интерната «Кадетский корпус»
Актуальность.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской...
Торжественная церемония передачи Первому Московскому кадетскому корпус знамени Объединения кадет российских кадетских корпусов в Венесуэле
«Всегда любить Россию, как бы не было ей трудно,и какие бы беды ты не переживал сам».А.Б.Легков ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА ЛЕГКОВА НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПЕРЕДАЧИ ПЕРВОМУ МОСКОВ...
классный час "История создания кадетских корпусов"
· Мероприятие имеет следующие цели: -ознакомление с историей развития кадетского образования в России, - освоение форм и приемов работы с различными типами истор...
Технология работы классного руководителя кадетского корпуса
Представлена модель системы работы классного руководителя по устранению неудовлетворительных оценок....
Классный час «История развития кадетских корпусов»
Класный час был посвящён зарождению кадетских корпусов в России. Цель классного часа способствовать развитию интереса к истории своей страны....
Классный час "История быта Сибирского кадетского корпуса"
Материал можно использовыать для подготовки классного часа или беседы....
Доклад "История кадетских корпусов. Первый кадетский корпус".
К данной разработке прилагается презентация, которая содержит документальные данные и фотографии....