Доклад "История кадетских корпусов. Первый кадетский корпус".
классный час (11 класс)
К данной разработке прилагается презентация, которая содержит документальные данные и фотографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kadet_korp.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Великий полководец Александр Васильевич Суворов сказал: «…Истинную свою славу я видел в служении моему Отечеству»
Именно по такому принципу жили и служили кадеты царской России, ещё один девиз кадет ««Душу - Богу, верность – Отечеству, честь – никому!»
Говорить о патриотическом и нравственном поколении можно долго, но мне кажется без реальных исторических примеров такое воспитание будет пустым сотрясанием воздуха, школьник должен видеть, что так уже было, что это ярко красиво, что Родина, Честь, Отвага, Долг - это звучит гордо.
Кадетские корпуса, как указывается в Советской исторической энциклопедии, первоначально возникли в Пруссии. В 1659 г. там были созданы школы для подготовки дворянских детей к военной службе и в этом же году учреждена первая кадетская школа для несения дворянскими детьми военной службы. По прусскому подобию, кадетские корпуса возникли во Франции, Дании и ряде других европейских стран. Воспитанники кадетских школ стали называться кадетами. Слово "кадет" происходит от французского "cadet", что означает младший, несовершеннолетний. Так назывались в дореволюционной Франции до производства в офицеры молодые дворяне, зачисленные в военную службу. Из Франции название "кадет" перешло во все европейские государства, в том числе и в Россию.(1)
Начало военному образованию в России положено на рубеже XVII-XVIII вв. Петром I . В 1697 г., отправляясь в свое первое путешествие по Европе, он взял с собой несколько бомбардиров Преображенского полка, которые стали преподавателями первой военной школы, учрежденной при бомбардирской роте в начале XVIII в., где обучали математике, фортификации и артиллерии.
В 1701 г. Петр основал в Москве “Школу математических и навигацких наук”, которая, по словам самого Петра, была “нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству”.
Примерно в это же время возникают специальные инженерные и артиллерийские школы. В 1712 г. в Москве создается инженерная школа на 23 ученика. В С.-Петербурге в 1719 г. также образуется инженерная школа, которая в 1723 году была объединена с переведенной в Санкт-Петербург московской школой. Что касается артиллерийских школ, то, кроме школы, существовавшей при бомбардирской роте, в 1712 году в Санкт-Петербурге была учреждена школа при артиллерийском полку. В 1721 году создается особая школа при С.-Петербургском лабораторном доме, в которой обучались состоящие уже на службе артиллеристы. В том же 1721 г. по указу Петра учреждаются гарнизонные школы для солдатских сыновей. В каждом из 50-ти пехотных гарнизонных полков было положено иметь по 50 вакансий для солдатских сыновей от 7- до 15-летнего возраста. Уже через десять лет число воспитанников гарнизонных школ возросло до 4000 человек. По указу 1744 г. в этих школах обучали “словесной и письменной науке, пению, солдатской экзерциции, арифметике, артиллерийской и инженерной науке”. По достижении 16-ти лет большинство учеников определялось на службу в армейские полки и гарнизоны. Гарнизонные школы, состоя в ведомстве военной коллегии, подчинялись местным комендантам.
Однако все перечисленные выше военно-учебные заведения не могли в должном количестве и с надлежащим качеством обеспечить в 20-х гг. XVIII в. подготовку офицерских кадров для армии и флота России. Это понимала и императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 г. и откликнувшаяся на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус.
Корпус был создан по Высочайшему указу от 29 июля 1731 г.
Именно с этого момента можно говорить о развитии системы военного профессионального образования дореволюционной России.
29 июля 1731 г. в Петербурге по инициативе графа П.И. Ягужинского учрежден Кадетский корпус по образцу существовавшего в Пруссии. Под его размещение был передан Меншиковский дворец на Васильевском острове. Он был открыт 28 февраля 1732 г. В корпус принимали грамотных детей дворян в возрасте 13-18 лет. Учебный курс состоял из 4 классов, причем в трех старших учеба должна была продолжаться 5-6 лет. В 1732 г. штат корпуса включал 360 кадет, а в 1760 г. увеличен до 490.(3) В 1743 г. корпус получил название Сухопутного (для отличия от Морского). При переводе в старший класс и перед выпуском совет корпуса определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть выпущенным на службу сообразно со способностями. СЛАЙД Выпускникам присваивались унтер-офицерские чины или чин прапорщика, а особо отличившимся — сразу чин подпоручика и даже поручика.
Изначально корпус задумывался для подготовки военных, но по недостатку общеобразовательных учреждений стал готовить и гражданских чиновников. Этим был обусловлен и набор изучаемых дисциплин: одновременно с военными науками преподавались языки: немецкий, французский, латинский, «оратория» и др.
УСТАВ СЛАЙД
Преподаватели в школе редко объясняли материал, сводя обучение к зазубриванию разделов. Эта система изменилась в 1766 году, когда возглавивший корпус И. И. Бецкой составил «Устав Сухопутного шляхетского кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества».
Вместо деления кадетов на роты, было введено деление на пять возрастов. Принимались только дети 5-6 летнего возраста, обучение которых должно было длиться 15 лет. Самый младший возраст был под женским надзором, а начиная с 4-го возраста воспитанники делились, «по желанию или по склонности», для подготовки к военной или гражданской службам.
СЛАЙД сцена
Каждый возраст состоял из пяти отделений. В этих отделениях учились вместе как дворянские дети, так и гимназисты (дети разночинцев). Гимназисты учились на равных правах с кадетами. В корпусе изучались театральное искусство, танцы, музыка, военные же дисциплины не входили в число приоритетных.
СЛАЙД кутузов
Коренное изменение произошло в 1794 году, когда корпус возглавил М. И. Кутузов, который провёл реорганизацию согласно указаниям Императора Павла I.
Вместо пяти возрастов были введены роты — четыре мушкетёрские и одна гренадерская. Все гражданские учителя были заменены офицерами. Были введены занятия по тактике и военной истории, которые проводились не только с воспитанниками, но и с офицерами.
Названия
с 1766 по 1800 г. — Императорский сухопутный шляхетский кадетский корпус;
с 1800 по 1864 г. — Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус;
с 1864 по 1882 г. — Первая Санкт-Петербургская военная гимназия;
с 1882 г. — Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус;
СЛАЙД
Здесь учились писатели А.П. Сумароков, М.М. Херасков, B.А. Озеров. Среди выпускников корпуса были и декабристы Ф.Н. Глинка, А.Е. Розен, К.Ф. Рылеев, В.К. Тизенгаузен. С установлением советской власти первый русский кадетский корпус в 1918 году был упразднен.
При Екатерине II, в 1762 г., штат Сухопутного кадетского корпуса был увеличен до 600 человек, причем теперь принимались только малолетние дети не старше 5 лет, с тем чтобы пробыть в корпусе не менее 15 лет. Право на поступление предоставлялось детям штаб-офицеров, причем преимущественным правом пользовались среди них дети неимущих, раненных и убитых на войне. Родители давали подписку в том, что не будут забирать детей даже во временные отпуска. В том же году Артиллерийская и инженерная дворянская школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус со штатом в 146 кадет; в 1784 г. штат увеличен до 393 человек. На протяжении нескольких десятилетий почти весь состав артиллерийских и инженерных офицеров комплектовался из воспитанников этого корпуса. К концу XVIII в. он, впрочем, постепенно утрачивал специализацию и все более сближался с Сухопутным кадетским корпусом. (4)
Слайд шкловское
Таким образом, в XVIII в. подготовка офицеров сухопутных войск осуществлялась в двух учебных заведениях — общевойсковом и инженерно-артиллерийском. Кроме них в конце XVIII в. появилось еще два военно-учебных заведения, готовившие офицеров: Военно-сиротский дом и Шкловское благородное училище. Сиротский дом образован в 1795 г. из двух школ, созданных для сирот и сыновей инвалидов-военнослужащих Павлом I незадолго до его воцарения в Гатчине и на Каменном острове; в 1798 г. это заведение, переведенное к тому времени в Петербург, преобразовано в Императорский Военно-сиротский дом, первое отделение которого предназначалось для 200 сыновей неимущих дворян и офицеров, преимущественно сирот..
Слайд Александ
В 30-40-х гг.19 века сеть кадетских корпусов существенно расширилась. В 1830 г. открыт Александровский корпус для малолетних сирот в Царском Селе для подготовки их к поступлению в кадетские корпуса, в связи с чем малолетнее отделение при 1-м кадетском корпусе было упразднено. С 1832 г. штат Александровского корпуса составлял 400 учеников в возрасте 7-10 лет, разделенных на 4 роты (в т.ч. морская), а срок обучения был рассчитан на 5 лет (с 1836 г. — 3 года). В том же году в кадетские корпуса были преобразованы Тульское и Тамбовское военные училища (в 1844 и 1846 гг. с открытием кадетских корпусов в Орле и Воронеже первые два были преобразованы в неранжированные, т.е. в малолетние роты этих корпусов). Новое положение 1830 г. о Финляндском кадетском корпусе определяло его штат в 90 учеников. Туда принимались по экзамену дети 12-17 лет, а курс обучения был рассчитан на 6 лет (в 1845 г. штат увеличен до 105 казеннокоштных и 15 своекоштных кадет, а курс обучения продлен до 7 лет).
Уже в 1917 году в Росси насчитывалось 29 кадетских корпусов. В настоящее время общепризнано, что Россия является единств гос-вом мира по количеству военных образовательных школ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кадетское движение. Первые шаги"
Описание деятельности по развитию кадетского движения в Лицее....
Кодекс кадетской чести Первого Московского кадетского корпуса
Презентация подготовлена в рамках программы дополнительного образования и используется на занятиях в военно-историческом кружке "Долг. Честь. Отечество. Польза."Настоящий «Кодекс кадетской чести» сост...
ПРОГРАММА предмета «История кадетских корпусов» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (5-6 классы) Разработчики: Дмитренко В.В., Мусаева Т.М., Ляпин В.И., Сиренко О.Р.
Программа предмета "История кадетских корпусов" разработана для кадет и воспитаников обучающихся в 5, 6-х классах кадетской школы и охватывает период истории России с конца XVII века до XXI века....
Рабочая программа воспитания и социализации воспитанников государственного казенного общеобразовательного учреждения Владимирской области кадетской школы-интерната «Кадетский корпус» имени Дмитрия Михайловича Пожарского
Кадетский корпус имени Дмитрия Михайловича Пожарского является единственным общеобразовательным учреждением в области, где сама специфика организации учебно-воспитательного процесса кадетской шк...
Положение по проведению военно-прикладного многоборья «Служу Отечеству» среди кадетских подразделений Клинцовской кадетской школы
Военно-прикладное многоборье «Служу Отечеству» проводится в системе дополнительного образования, в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы Клинцовской кадетской ш...
ИСТОРИЯ 484 ШКОЛЫ: НАЧАЛО КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ПЕРВЫЙ ВЫПУСК КАДЕТСКИХ КЛАССОВ (проект школьника)
Школьный индивидуальный проект ученицы 10К класса Герасимовой Елизаветы по истории ГБОУ школы 484 Московского района Санкт-Петербурга. Руководитель Пшеничный Алексей Геннадьевич....
Программа адаптации кадетов 5 класса к корпусу "Первый раз в кадетский класс"
Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к кадетскому корпусу.На этапе перехода детей из начальной школы в кадетский корпус психологической службе предстоит решать с...