Программа дополнительного образования Секреты русского образования
рабочая программа на тему

Программа дополнительного образования "Секреты русского образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СУЗДАЛЬСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Курзанов А.Е.__________

«___» ___________2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по воспитательной работе

Сысенко С. Н.________

«___»___________2013 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического объединения

классных руководителей

«_____»________2013 г.

Протокол №______

Образовательная программа дополнительного образования детей «Секреты русского языка»

Основана на программе Куталиной В. Б., учителя МБОУ средней общеобразовательной школы  №62 Ленинского района г. Нижнего Новгорода.

Руководитель:

 учитель русского языка и литературы  

второй квалификационной категории

 Полякова Марина Юрьевна.

Боголюбово.

2013


Пояснительная записка.

Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших

школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание   речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.

Задачи: 

  • вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
  • развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
  • активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

         Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся.

   Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

 В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты русского языка» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе    «Секреты  русского языка». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа « Секреты русского языка» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

 Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Секреты русского языка» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

В программе живут «секреты». Они только и  мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Форма учебной работы:  кружковая

 Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты русского языка» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Планирование занятий в кружке

Первое полугодие

  1. Чистоговорки и скороговорки. Кто быстрее?
  2. Ударение и его фокусы.
  3. Многозначные слова.
  4. Словари и их роль в жизни человека.
  5. Как работать со словарем.
  6. Переносное значение слов.
  7. Крылатые выражения.
  8. Синонимы и антонимы.
  9. Загадки и отгадки. Сочини свою.
  10. Что такое рифма. Игра «Доскажи словечко»
  11. Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.
  12. Эпитеты и сравнения. 
  13. Допиши стихотворение.
  14. Чудесные превращения слов.
  15. Тематические группы слов.
  16. Словосочетание и предложение.
  17. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи

Второе полугодие

  1. Народные приметы в пословицах и поговорках.
  2. Пословицы и поговорки.
  3. Игра «Да-нетка».
  4. Салат из сказок.
  5. Сказки наоборот.
  6. Собери пословицу (о дружбе и труде).
  7. Шарады по русскому языку.
  8. Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.
  9. Текст – описание.
  10. Знакомство с текстом – описанием на примере из произведений русских писателей.
  11. Устное сочинение – описание «Домашний любимец»
  12. Сочинение загадок.
  13. Текст – повествование.
  14. Знакомство с текстом – повествованием на примере из произведений русских писателей.
  15. Устное сочинение – повествование «Случай на каникулах»
  16. Текст – рассуждение.
  17. Знакомство с текстом – рассуждением на примере из произведений русских писателей.
  18. Устное сочинение – рассуждение «Зачем я учусь в школе »
  19. Практикум «Говори правильно»

Список литературы:

1.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - Москва, Просвещение, 1998 г.

2.Ладыженская Т.А. Программа курса «Детская риторика» Москва,  Ювента, 2008 г.  

3.М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - Москва, Просвещение, 1985 г.

4.Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - Москва, Просвещение,1980г. 
5.А.А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной» Москва, Детгиз, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""

Программа  элективного курса  по  русскому  языку  предназначена  для  10-11  классов  и  ориентирована  на  развитие  речевой  ко...

Программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов"

Рабочая программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов". Рассчитана на взраст 7-15 лет. Срок реализации 5 лет...

программа дополнительного образования по русскому языку

программа содержит пояснительную записку. планирование...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)

В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".

Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....

Рабочая программа дополнительного образования "Секреты русской орфографии и пунктуации"

Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих ...