Программа дополнительного образования Секреты русского образования
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования "Секреты русского образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СУЗДАЛЬСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Курзанов А.Е.__________
«___» ___________2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по воспитательной работе
Сысенко С. Н.________
«___»___________2013 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического объединения
классных руководителей
«_____»________2013 г.
Протокол №______
Образовательная программа дополнительного образования детей «Секреты русского языка»
Основана на программе Куталиной В. Б., учителя МБОУ средней общеобразовательной школы №62 Ленинского района г. Нижнего Новгорода.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
второй квалификационной категории
Полякова Марина Юрьевна.
Боголюбово.
2013
Пояснительная записка.
Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.
Задачи:
- вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
- развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
- активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
- обогащать словарный запас учащихся;
- постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся;
- принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты русского языка» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе «Секреты русского языка». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа « Секреты русского языка» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Секреты русского языка» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
В программе живут «секреты». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Форма учебной работы: кружковая
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты русского языка» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Планирование занятий в кружке
Первое полугодие
- Чистоговорки и скороговорки. Кто быстрее?
- Ударение и его фокусы.
- Многозначные слова.
- Словари и их роль в жизни человека.
- Как работать со словарем.
- Переносное значение слов.
- Крылатые выражения.
- Синонимы и антонимы.
- Загадки и отгадки. Сочини свою.
- Что такое рифма. Игра «Доскажи словечко»
- Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.
- Эпитеты и сравнения.
- Допиши стихотворение.
- Чудесные превращения слов.
- Тематические группы слов.
- Словосочетание и предложение.
- Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи
Второе полугодие
- Народные приметы в пословицах и поговорках.
- Пословицы и поговорки.
- Игра «Да-нетка».
- Салат из сказок.
- Сказки наоборот.
- Собери пословицу (о дружбе и труде).
- Шарады по русскому языку.
- Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.
- Текст – описание.
- Знакомство с текстом – описанием на примере из произведений русских писателей.
- Устное сочинение – описание «Домашний любимец»
- Сочинение загадок.
- Текст – повествование.
- Знакомство с текстом – повествованием на примере из произведений русских писателей.
- Устное сочинение – повествование «Случай на каникулах»
- Текст – рассуждение.
- Знакомство с текстом – рассуждением на примере из произведений русских писателей.
- Устное сочинение – рассуждение «Зачем я учусь в школе »
- Практикум «Говори правильно»
Список литературы:
1.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - Москва, Просвещение, 1998 г.
2.Ладыженская Т.А. Программа курса «Детская риторика» Москва, Ювента, 2008 г.
3.М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - Москва, Просвещение, 1985 г.
4.Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - Москва, Просвещение,1980г.
5.А.А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной» Москва, Детгиз, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""
Программа элективного курса по русскому языку предназначена для 10-11 классов и ориентирована на развитие речевой ко...
Программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов"
Рабочая программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов". Рассчитана на взраст 7-15 лет. Срок реализации 5 лет...
программа дополнительного образования по русскому языку
программа содержит пояснительную записку. планирование...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)
В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".
Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....
Рабочая программа дополнительного образования "Секреты русской орфографии и пунктуации"
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих ...