Воспитательный час. Бытовая сказка
план-конспект занятия на тему

Васильева Татьяна Геннадьевна

Познакомить детей с понятием "бытовая сказка". Уметь отличать бытовую сказку от сказки о животных и от волшебных сказок, определять свое отношение к главным героям, уметь давать им характеристику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_chas._kasha_iz_topora.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение  бытовой сказки «Каша из топора»

Цель: Познакомить сбытовой сказкой .Коррекция лексической стороны речи на основе упражнения в словообразовании. Воспитывать интерес к чтению.
Материал: загадки ,крупа, ручки, листочки, иллюстрации, баночки.

План:

I.Организационный момент:

Приветствие гостей.

Начинается урок он пройдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять и внимательно читать.

Прозвенел сейчас звонок, начинать пора урок. Наступила тишина, сказка в гости к нам пришла.

II.Подготовительная часть: 
А какая сказка пришла к нам в гости, вы узнаете, если правильно выполните задание. У вас на столах лежат полоски. Возьмите их, посмотрите внимательно. На карточке напечатаны разные знаки. Вам надо найти и обвести все буквы по порядку слева направо, не пропуская ни одной буквы. И прочитать из букв название вида сказки. Дети выполняют. Кто выполнил, сели правильно, чтобы я видела, что вы готовы к работе.
Какая сказка будет у нас в гостях?
- Молодцы, правильно!
III.Сообщение темы:
Тема нашего занятия: Бытовая сказка.
IV. Основная часть:

1. Рассказ о бытовой сказке:
Обращаю внимание на новое слово БЫТ – читаем все вместе, по одному.
Быт – это повседневная жизнь людей, со своими обычаями и традициями.
Поэтому бытовая сказка – это сказка о жизни людей, о их труде, дружбе, о праздниках, о ведении хозяйства.
В бытовой сказке, главные герои – всегда люди: муж и жена, старуха и солдат, кузнец, поп, сапожник. Действие в бытовой сказке происходит там, где живут герои сказки : это деревня, крестьянская изба, терем купца, поле, где работает крестьянин или место, где трудится герой – кузница, церковь. В бытовой сказке высмеивается жадность, глупость, нажива, а побеждает бескорыстность, честность, смекалка, находчивость. В бытовой сказке всегда побеждает добро. И сегодня, я я вам расскажу и покажу бытовую сказку. А как называется сказка вы узнаете, если отгадаете загадку:
Крупу в кастрюлю насыпают
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться,
И что же может получиться?
/Каша/

О чём загадка?

Отгадайте ещё одну:

Кланяется, кланяется,
Придёт домой – под лавкой растянется.

О чём загадка?
У нас получилось два слова: каша и топор.
Кто догадался, какое название сказки?
Верно, сказка называется «Каша из топора».

2. При чтении сказки встретятся непонятные слова. Давайте их разберём, что они означают: Служивый – солдат, побывка – приезд на короткое время, изба – деревянный крестьянский дом, вдоволь – достаточно, варево – горячее кушанье, похлёбка, чулан – помещение в доме для хранения продуктов, сдобрить – прибавить что-нибудь к еде для вкуса, котёл – металлический сосуд, коли – если бы, смётка – смекалка.

3. Дети проходят, садятся на ковре. Рассказывание и показ сказки.

4. Беседа по прочитанному:
- Назовите героев бытовой сказки «Каша из топора»
- Где происходит действие в бытовой сказке «Каша из топора»?
- Чему учит бытовая сказка?
- Зачем солдат постучал в избу?
- Кто там жил?
- Что попросил солдат у старухи?
- Что ответила старуха?
- Что придумал солдат?
- Получилось ли сварить кашу?
- Какая старуха в сказке?
- Каким показан солдат?
- Почему он так поступил?

Физминутка.

5. Рассматривание крупы и её сортировка. Наша старуха перемешала у себя в мешке всю крупу. Мы поможем ей разложить крупу. Рис с рисом, горох с горохом. Подойдите и посмотрите у вас в баночках разная крупа. Её надо разложить в тарелки. А потом перебранную крупу разложить по своим баночкам. На каждой баночке название крупы. Рассыпьте крупу на салфетки и начинайте перебирать. Обратите внимание, крупа отличается друг от друга по цвету, форме и величие.
- Какая у тебя крупа?
- В какую баночку её высыплешь?

Молодцы, вы справились с заданием. Спасибо за помощь.
6. Выполним упражнение. Закончим предложение:
Я говорю начало предложения, а вы заканчиваете. Например: Из манной крупы варят манную кашу.
Из перловой крупы варят перловую кашу.
Из рисовой крупы
Из овсяной крупы
Из гречневой крупы
Из пшенной крупы
Из гороховых зёрен
Из кукурузных зёрен варят кукурузную кашу.
Из пшеничной крупы – варят пшеничную кашу.
Молодцы.
VI. Заключение
1. Повторное чтение вслух по предложениям. Будьте внимательны, следите за чтением.
2. Работа с пословицами
Прочитайте шифрограмму:
СМЁТКАДОРОЖЕБОГАТСТВА
- Что прочитали? /пословицу/

- Как понимаете эту пословицу?

VI. Итог: Какая сказка была у нас в гостях? Что полезного, нужное, можно взять из бытовой сказки «Каша из топора»?
Молодцы, мне приятно было с вами заниматься. Спасибо за активность.

Хочу вам сказать:

Со сказками все дружат
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы, как солнечный привет.
Кто очень любит сказки, тому они расскажут,
О том, что может было, а может быть и нет!
Ведь в жизни пригодятся любые сказки детства,
Они всегда помогут на всё найти ответ.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время....

Сказки бытовые и о животных

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "Бытовые сказки и о животных"....

Расширять круг чтения. Дать понятие бытовая сказка.

Приобщение книги, поощрение свободного чтения. Познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы для детей, показать краосту родного языка, научиться сопереживать героям книги, стимул...

Разработка урока по теме " Бытовые сказки"

Данный материал позволит преподавателю построить урок по теме " Бытовые сказки" в 5 классе...

Презентация о сказках (Сказки о животных и бытовые сказки) 5 класс

Презентация о сказках из раздела "Устное народное творчество" 5 класс...