Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе VIII вида
презентация по теме
материал к дисциплине СБО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_urussu.doc | 55 КБ |
prezentaciya_urussu_11.ppt | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Классный руководитель
Ксенофонтова С.Н.
Март,2012 г.г.
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Воспитание – дело совести;
образование – дело науки.
Позднее, в уже сложившемся человеке,
оба эти вида познания дополняют друг друга.
Виктор Гюго.
Внеклассная работа, внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность может быть:
учебной – один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач;
вне учебной – направленной на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеурочное время.
Функция социализации – освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни.
Социально – бытовая ориентировка органически входит в общую систему организации учебно – воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы VIII вида. На уроке дается обучающимся определенная система знаний и начинается формироваться социально – бытовые умения и навыки. Система работы во внеурочное время не копирует уроки СБО, и тем не менее, исходя из того, что все звенья работы должны, быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизни обучающихся повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизировать имеющие умения и организовать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.
Задача воспитательной работы во внеурочное время – дальнейшее закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков. В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется и дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребенка.
Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя СБО и классного руководителя, воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированной работы.
Программа по социально – бытовой ориентировке служит ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма и последовательности в работе. Нужно придерживаться того же, что и учитель СБО, уровня требований, предъявляемых к выполнению учащимися хозяйственно – бытовых и других заданий, к соблюдению их правил поведения, санитарно – гигиенических правил, т.е. повседневная жизнь детей организуется с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований. Этому в определенной мере способствует распорядок дня: зарядка, учеба, питание в школьной столовой, уборка класса, дежурство по школе. Успеху способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя СБО и классного руководителя, воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий; конкурсов, праздников.
Я, как, классный руководитель вместе с обучающимися продумываем сценарии этих праздников, подбирает конкурсы, интересные игры, загадки, и т.д., т.е. используются знания, полученные на уроках СБО.
Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными вещами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Основные направления работы во внеурочное время по социальной - адаптации следующее:
- «Безопасность жизни детей» - разбираются и усваиваются правила поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя вблизи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар». Например, при изучении темы «Правила уличного движения» обучающиеся изготавливают из плотной бумаги аппликацию светофора, объясняют значения каждого цвета, рассматриваются различные знаки уличного движения, участвуют в играх «Я пешеход», «Опасная дорога». В игре ученики более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным. При проведении игр соблюдается определенный темп, при котором формируется умение следить за ответами товарищей.
- «Самый чистый кабинет » - даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть
навыками пользования бытовой техникой.
Для поддержания интереса детей, постоянно действующий конкурс на «Самый чистый кабинет». Например, в классе устанавливается поочередное дежурство. Дежурные выполняют различные работы – полив цветов, подметание и мытье пола в классе, расстановка книг и тетрадей, вытирание пыли с мебели, сервируют стол в столовой и т.д. На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ученик будет периодически выполнять хозяйственные обязанности. Важно подчеркнуть слаженность в работе, взаимовыручку и поддержку.
- « Культура поведения» - дети учиться правилам культурного общения со
знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, правилами приема приглашения в гости и формы отказа, изготовление несложных сувениров. Проводятся ролевые игры, такие, например: «Я иду на день рождения», сюжетные игры: «В гостях»,
«В автобусе» и т.д. Формируя у детей адекватное поведение, используется такая характерная для учащихся черта, как способность к подражанию. Подражая, дети стараются совершать действия в соответствии с логикой развертывания событий. И только путем неоднократных упражнений, систематически предъявляемых требований у детей вырабатываются положительные привычки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.
- «Одежда и обувь» - формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях.
Особенно большое значение для социально – бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые приходят в школу в начальные классы, и не имеют элементарных навыков самообслуживания.
В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
- как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
- как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
- как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
- как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (по сезонно)
- уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц;
- качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.)
- «Ориентирование в окружающем» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – в городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этого направления большое значение придаётся экскурсиям на почту, в поликлинику, в магазин, и т.д. Комплексные экскурсии проводятся для наблюдения за объектами, имеющими отношение к широким темам одного и того же раздела. Например, проводится экскурсия по улицам города для ознакомления с наземным транспортом. Цель этой экскурсии заключается в том, чтобы познакомить детей с наземным транспортом в целом. Эта экскурсия предшествует тематической экскурсии «Грузовой (пассажирский) транспорт». Перед выходом на экскурсию проводим с детьми беседу по теме и о целях. Ребята повторяют, куда и зачем пойдут, что будут наблюдать по дороге (например, движение транспорта и пешеходов, действия дорожно-патрульной службы и т.д.) После экскурсии обязательно подводим итоги с целью систематизации, обобщения и закрепления полученных сведений. Например, обучающие делают рисунки транспорта.
- «Отдых и досуг» - воспитание у детей умение занимательно и интересно
для себя организовать свободное время. Для этих целей проводятся экскурсии в музей, тематические праздники, дискотеки. Посещаются различные внешкольные учреждения: музеи, театры, кинотеатры, бассейн, стадион, ледовый дворец.
- «Охрана здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Медиками проводятся по возрастным группам беседы о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваниях, о СПИДе.
- «Питание» - умение сервировать обеденный стол, убирать стол после
приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за
столом, придерживаясь санитарно - гигиенических правил и техники безопасности.
- «Природа» - дети усваивают приемы содержание животных и ухода за
растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и
использованием их в быту, учатся принимать необходимые меры при
стихийных бедствиях. Проводятся беседы о сезонных изменениях в природе, ведутся наблюдения за этими изменениями, учим детей давать правильную характеристику погоде, изучаем животный и растительный мир Татарстана.
- «Татарстан наша Родина». Основная цель этого направления работы
культурная и языковая интеграция в обществе. Дети
знакомятся с татарской литературой, сказками, разучивают татарские
танцы и песни, знакомятся с татарскими писателями.
Знакомятся с татарскими народными и государственными праздниками, с государственной символикой. Например, в школе проходят конкурсы стихов и рисунков М. Джалиля, Г. Тукая.
Фомы работы по этим направлениям различны: как групповые, так и индивидуальные.
В систему внеклассных мероприятий входят разнообразные виды
практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие обучающимся находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций.
Внеурочная работа в школе организуется и проводится с учетом задач социальной адаптации направленная на овладение жизненно необходимых знаний и умений - познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.
Например, проводятся классные часы «Минута – час бережет», «Чем пахнут ремесла», городской марафон «Спешите делать добро», конкурс «Клуб трудолюбивых и любознательных» и т.д.
Современный педагог О.А. Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти».
Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.
Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы большого личного и социального благополучия, мы считаем, что организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решить, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти». О.А. Казанский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Зеленые друзья".
Учащиеся отрабатывают навыки самообслуживающего труда. принимают активное участие в озеленении школы....
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время....
Опыт работы по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 37
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образовательного учреждения реально...
Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Эта работа предназначена для воспитателей школ-интернатов VIII вида по социально-бытовой ориентировке во внеурочное время....
Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида
В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми...