план работы с детьми по ЗОЖ и цикл занятий
методическая разработка на тему

Иванникова Наталья Петровна

теоретические и практические материалы по работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_plan_raboty_i_konspekty_zanyatiy.docx43.2 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план занятий и бесед с детьми

Раздел «Профилактика вредных привычек                                                                 и пропаганда здорового образа жизни»

№ п\п

Тема

Цель

1

«Сохрани свое здоровье сам»

Знакомить с понятием «здоровье», его составляющими; учить заботиться о своем здоровье; прививать любовь к здоровому образу жизни.

2

«Полезные и вредные привычки»

Учить отличать полезные привычки от вредных; формировать представление о влиянии вредных привычек на здоровье человека; воспитывать у детей стремление выработать хорошие привычки.

3

«Привычки и их влияние на здоровье человека»

Уточнить полезные и вредные привычки человека; формировать представление о влиянии привычек на общее состояние здоровья человека; определить соотношение понятий «здоровый образ жизни» и «привычки  человека»   

4

«Сделай правильный выбор»

Определить соотношение понятий «здоровый образ жизни» и «привычки»; формировать представление о влиянии привычек на общее состояние здоровья человека.

5

«Плохие привычки хороших детей» (итоговое)

Закрепить представления детей о полезных и вредных привычках; систематизировать знания о здоровом образе жизни и его составляющих; воспитывать стремление к выработке полезных привычек.


Бюджетное учреждение

 «Реабилитационный Центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями «Гармония»

 

Цикл занятий с детьми

по профилактике вредных привычек

и пропаганде здорового образа жизни

                                                                                Иванникова Наталья Петровна,

                                                                                социальный педагог

                                                                                стационарного отделения

г.Нягань 2012г.

1. «Сохрани свое здоровье сам»

   Цель: знакомить детей с понятием «здоровье» и его составляющими; учить заботиться о своем здоровье; прививать любовь к здоровому образу жизни.

   

   Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Кто из вас хочет быть здоровым?

- Ребята, знаете ли вы, что каждый человек может сам укрепить и сберечь свое здоровье? Недаром говорится:

                                              Я здоровье сберегу,

                                              Сам себе я помогу.

- Давайте выучим эти слова наизусть.

- Каким образом человек может сам себе помочь – об этом мы с вами сейчас поговорим. Для начала скажите, что такое здоровье? (дети отвечают, что это сила, красота,  когда человек может все и т.д.)

- А как можно укрепить здоровье? (правильно питаться, заниматься физкультурой, соблюдать режим дня, закаляться)

- Как много вы знаете о здоровье! Молодцы! Но помните, что укреплять здоровье нужно выполнять ежедневно с утра до вечера. Мы с вами сейчас вместе все это проделаем. Начнем с самого утра, когда мы просыпаемся.

                                          Пальчиковая гимнастика

                                                    «Утречко»

                                   Утро настало, солнышко встало.

                                   Эй, братец Федя, разбуди соседей.

                                   Вставай, большак! Вставай, указка!

                                   Вставай, середка! Вставай, сиротка,

                                   И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

- Все проснулись, потянулись! Молодцы! А теперь поспешим на веселую зарядку.

Проводится ритмическая гимнастика.

- Ребята, посмотрите, какие крепкие стали наши мышцы! Ну а сейчас я вам покажу, что лежит у меня в волшебном сундучке.

Достают по одному предметы: туалетное мыло, расческа, зубная щетка и паста. В ходе беседы выявляется, для чего нужен каждый предмет, проводится беседа о необходимости соблюдения гигиенических процедур с целью укрепления и закаливания организма.

- Ребята, посмотрите внимательно, и вы найдете в нашей группе очень интересный плакат. Что же изображено на нем? (Зубы)

- Скажите, пожалуйста, почему у одних зубы – чистые, белоснежные, здоровые, а у других – больные? (дети рассказывают, что больные зубы заболели от неправильного питания, что нужно есть только полезные продукты).

- Какие полезные продукты вам дают в столовой? (овощи, фрукты, каши, творог, молоко, мясо и др.)

- Основной продукт, который придает нам силы, помогает расти и развиваться, и без которого любое блюдо кажется невкусным – это… (хлеб). В народе говорят: «Хлебушек – от земли, а силушка – от хлеба».

- Чтобы быть здоровым, надо закаливаться. Ребята, вы знаете, как можно закалять свой организм?

Рассматриваем иллюстрации и беседуем о различных видах закаливания.

Все, кто хочет быть здоров,

Закаляйтесь вы со мной.

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий,

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет!

   «Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение»

   «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно!»

- Не всегда есть возможность бегать босиком по свежей траве или искупаться в речке, но есть такой замечательный способ закаливания, который можно делать каждый день.  (проводится самомассаж).

- Ребята, мы много говорили о здоровье и о том, как его сохранить и укрепить. Я вижу улыбку у вас на лицах, а ведь улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу радость, желаем здоровья. Доброго вам всем здоровья!

2. «Твое здоровье»

   Цель: формирование представления о здоровье как основной ценности человеческой жизни и человеческого общества; сформулировать понятие «здоровье человека»; раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.

   Ход:

1. Беседа с детьми:

  • Что такое здоровье человека?
  • Какие факторы определяют здоровье человека
  • Кто несет ответственность за сохранение здоровья человека?

   - А теперь вспомним, какие пожелания обязательно присутствуют родным и близким, товарищам в поздравительных открытках? (рассматривание поздравительных открыток, чтение, обсуждение).

   - Почему пожелание здоровья в той или иной формулировке присутствует в каждом поздравлении? (ответы детей).

   Вывод: здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни.

   - Для чего человеку здоровье?

   Здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь в обществе.

- Что такое здоровье?

   Много раз на этот вопрос отвечали представители разных наук, разных стран, времен и народов. Наиболее распространенные варианты ответов:

   Здоровье – это отсутствие болезни.

   Болезнь – это нарушение здоровья.

   Давайте сформулируем собственное определение понятия «здоровье». Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека.

   Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение:

   Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

2. Обсуждение пословиц.

  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • Паршивому поросенку и в петровки холодно.
  • Праздная молодость – беспутная старость.
  • Голова седая, да душа молодая.

3. Определение показателей здоровья.

А теперь давайте выделим признаки физического, психического и нравственного здоровья

Признаки физического здоровья

Признаки психического здоровья

Признаки нравственного здоровья.

  1. Чистая гладкая кожа.
  2. Здоровые зубы.
  3. Блестящие чистые ногти.
  4. Блестящие, крепкие волосы.
  5. Подвижные суставы.
  6. Упругие мышцы.
  7. Хороший аппетит.
  8. Здоровое сердце.
  9. Ощущение бодрости в течение дня.
  10. Работоспособность.
  1. Уверенность в себе.
  2. Эмоциональная стабильность
  3. Легкая переносимость климатических изменений
  4. Легкая адаптация к новому сезону.
  5. Уверенность в преодолении трудностей.
  6. Оптимистичность
  7. Отсутствие страхов.
  8. Умение нравиться окружающим.
  1. Умение делать выбор между добром и злом.
  2. Доброта и отзывчивость
  3. Справедливость и честность.
  4. Цель в жизни – образование и саморазвитие.
  5. Умение отвечать за совершенные поступки.
  6. Гуманные отношения с людьми
  7. Стремление помочь людям.
  8. Патриотизм.

4. Ролевая игра «Специалист»

   - Ребята, сейчас вы будете по очереди выступать в роли пропагандистов здорового образа жизни. Каждый из вас специализируется на одном направлении. Один – специалист по антиникотиновой пропаганде, другой – антиалкогольной, третий – антинаркотической. Теперь каждый специалист напишет тезисы своей беседы с

  • курильщиком;
  • употребляющим алкоголь;
  • употребляющим наркотические вещества.

- Вам нужно убедить фактами и личным примером, что, например, курение, очень вредно. Затем вы меняетесь ролями.

5. Подведение итогов занятия. Выводы.

3. «Твои привычки: хорошие и плохие»

   Цель: учить отличать полезные привычки от вредных; формировать представление о влиянии привычек на здоровье человека; воспитывать у детей стремление вырабатывать хорошие привычки.

   Ход:

  1. Организационный момент.

  1. Чтение отрывка из сказки А.деСент-Экзюпери «Маленький принц», обсуждение. Что произошло с планетой, на которой жил Лентяй?

«…Есть такое твёрдое правило, – сказал мне позднее Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно нужно каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов – молодые ростки у них почти одинаковые… Если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил Лентяй. Он не выполол вовремя три кустика…»

  1. Беседа.

- Интересно, все вокруг только и говорят: «полезные привычки», «вредные привычки». А что такое привычки?

   Привычка – это то, что человек привык делать не задумываясь, почему он это делает и как.

- Какие привычки называются полезными? (например, чистить зубы, мыть руки перед едой - это  хорошие привычки).

- Какие привычки называются вредными? (грызть кончик карандаша – это дурная привычка;  беспорядок в комнате, когда не вымыта посуда после еды и др.).

- А как появляются хорошие и плохие привычки?

- Почти всё, что человек делает часто, каждый день, можно считать привычками. Вредные привычки появляются легко – поленился вымыть посуду за собой один раз, другой, а третий раз, даже не задумываясь, оставишь её на столе. А приучить себя к порядку и аккуратности сложнее. Хорошие привычки можно воспитать в себе, но это потребует усилий, старания. Запомните, что избавиться от вредных привычек и воспитать хорошие можно. Главное – принять твёрдое решение и не отступать от него.

- Я очень часто забывала мыть руки перед едой, и бабушка постоянно напоминала.  А сейчас я всегда сажусь за стол с чистыми руками.

- Если есть правило, как воспитать хорошую привычку, то есть и правило,  как избавиться от плохой. Решить раз и навсегда и не отступать.

- Попробуйте вспомнить свои полезные и вредные привычки (выслушиваются ответы детей).

  1. Практическая работа.

Задание 1.

Прочитай. Подчеркни зелёным карандашом полезные привычки.  А чёрным – вредные.

Помогать старшим; делать зарядку; разговаривать во время еды; убирать постель; складывать на место игрушки, учебники, одежду; постоянно жевать жвачку; смотреть телевизор во время еды; забывать свои обещания; не доводить дело до конца; чистить зубы; самостоятельно готовить домашние задания.

Задание 2.

Напишите, какие у тебя есть привычки. Выбери те, от которых ты хочешь избавиться, и подчеркни.

       Полезные привычки                         /                    Вредные привычки

 ________________________________/_________________________________

________________________________/_________________________________

________________________________/_________________________________

Какие привычки ты хочешь воспитать в себе?  

__________________________________________________________________

  1. Подведение итога. Рефлексия.

- О чем сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось? Какие бывают привычки? Какие правила должны запомнить, чтобы сформировать полезные привычки?

       

       

4. «Привычки и их влияние на здоровье человека» 

   Цель: уточнить полезные и вредные привычки человека; формировать представление о влиянии привычек на общее состояние здоровья человека; определить соотношение понятий «здоровый образ жизни» и «привычки  человека»   

  Ход:

  1. Обсуждение проблемы.

   Вопросы для обсуждения:

- Что такое привычка?

- Какие бывают привычки?

- Что способствует укоренению привычек?

      2. Рассмотрим факторы, негативно влияющие на здоровье человека.

Факторы

Последствия

  1. Курение, употребление алкоголя, неправильное питание, стрессовые ситуации
  2. Загрязнение воздуха, воды, почвы, магнитные и другие излучения
  1. Предрасположенность к наследственным болезням, быстрое старение организма болезненность.
  2. Отсутствие профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Последствия полезных и вредных привычек

Последствия полезных привычек

Последствия вредных привычек

Жизнь без болезней

Активный отдых

Труд в удовольствие

Умение стойко выносить любые трудности

Доброе отношение окружающих

Свободное время, увлечения

Болезни

Отдых – пустая трата времени

Труд воспринимается как вынужденное занятие

Неумение отражать стресс

Раздражительность

Кажущееся отсутствие свободного времени (пребывание к различных компаниях)

        3. Практическая работа.

   Сейчас я раздам вам напечатанные фразы. Выберите и подчеркните  нужные слова в скобках, подходящие по  смыслу к фразам:

   Привычка – это (образ жизни, поведение, действие), ставшее для кого-то (постоянным, временным) действием. Полезные привычки – образ действия, который (сохраняет, укрепляет, ухудшает) здоровье человека. Вредные привычки – образ действия, который (сохраняет, разрушает) здоровье человека.

   Наполеон I по поводу привычек сказал: «Привычка принуждает нас ко многим глупостям; самая большая глупость – стать рабом привычки».

   «Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем» (Вольтер)

«Человек определяется не только врожденными качествами, но и приобретенными» (И.Гете)      

      4. Беседа о привычках детей.

   Теперь давайте поговорим о ваших привычках. Какие у вас естьполезные и вредные привычки? Что повлияло на формирование ваших привычек? В чем мешают вам вредные привычки? Каковы последствия ваших вредных привычек? От каких привычек вы хотели бы избавиться? Что для этого необходимо?         

   В настоящее время многие ученые признают, что курение – это медленное самоубийство. Медики установили, что каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни. Эти минуты постепенно складываются в годы. Курящий живет на 5-7 лет меньше, чем ему отведено природой.          Перечень приносимых курением бед длинный и устрашающий: рак, пептическая язва желудка, коронарная болезнь сердца, хронический бронхит, Эмфизема легких и другие.          Некоторые курящие надеются на фильтр, которых по их мнению предупреждает поступление в организм канцерогенных веществ и никотина. Однако отравляющие вещества проходят этот барьер и попадают в легкие. При курении стенки сосудов спазмируются и это вызывает коронарную недостаточность. Статистика свидетельствует, что курящие в 13 раз больше страдают стенокардией, чем некурящие. В сигарете содержатся также и радиоактивный элемент – полоний 210. Никотин разрушает деятельность нервной системы, сердца, легких, печени, органов пищеварения, от табака желтеют зубы.      

       5. Выводы. 

   Привычка – поведение, ставшее для кого-то постоянным. Привычки бывают полезные и вредные.  Власть привычек над человеком состоит в том, что человек от природы стремится к комфорту, удовлетворению своих потребностей, удовольствию. Привычки меняют характер и судьбу человека. Удовольствия и комфорт могут приносить пользу и вред.

       6. Итог занятия.    

5.  «Сделай правильный выбор»

   Цель: определить соотношение понятий «здоровый образ жизни» и «привычки»; формировать представление о влиянии привычек на общее состояние здоровья человека.

   Ход:

  «Посеешь поступок – пожнешь привычку,
                            посеешь  привычку – пожнешь характер,
                                                       посеешь  характер – пожнешь судьбу».

                                                                                (У.Теккерей, английский писатель)

1. Беседа

  • Как вы поняли эпиграф занятия?
  • Каким образом привычки могут повлиять на судьбу человека?
  • Хотели ли вы избавиться от вредных привычек?
  • Пробовал ли кто это сделать?
  • Если получилось, хорошо, а если нет, – что стало причиной?
  • Какие качества необходимы для избавления вредных привычек и приобретения полезных? (воля, разум)
  • Что такое воля? (способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели)
  • Что такое разум? (способность человека логически и творчески мыслить).
  • Можно ли все-таки менять привычки?
  • Что для этого нужно?
  • Был ли случай, когда вы изменили свою привычку?
  • Как вы понимаете высказывание: “Терпение – оружие самых слабых и самых сильных”. (Лешек Кумор)

2. Чтение стихотворения  «Привычки»

Утром наполнить спешу никотином
Хилые легкие: пусть похрипят,
Так я воюю и с медициной,                                                                              И с утверждением «курение – яд!»
Выпали волосы, щеки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки,
Память «хромает», спутались мысли,
Заметно дрожанье руки,
Но с ненавистным журналом «Здоровье»,
Что издается на радость ханже,
Вплоть до победы биться готов я,
Врач успокоил: недолго уже.

  • Стихотворение юмористическое, но есть ли в нем вымысел?

   Прокомментировать высказывание У. Шекспира: «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник».

   Обратить внимание детей на то, что вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, малоподвижный образ жизни – наносят большой вред человеку, его физическому, психическому и нравственному здоровью. Вредные привычки – это лишь первый этап опасного пути, за ним всегда будет второй – серьезные болезни, снижение жизненного тонуса и отсутствие жизненного успеха.

   Обратить внимание на возможность выбора человека – нравственных ориентиров. Выбор здорового образа жизни, выбор дальнейшего своего развития.

3. Составление таблицы «Мой выбор»

Мой выбор - не курить!

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Не буду подвержен заболеваниям органов дыхания и сердечнососудистой системы.

Уменьшится риск заболеть раком легких, сахарным диабетом.

Буду иметь здоровый цвет лица.

Быстрее портятся зубы, имеют желтоватый цвет.

Землистый цвет лица.

Спазмы сосудов конечностей, головного мозга, приводящие к утрате работоспособности.

Увеличивается  риск неспособности  к полноценной жизни.

Мой выбор – не употреблять алкоголь

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Будет здоровым мое сердце, печень, почки

Буду иметь ясный светлый ум.

Нет ссор в семье, пьяных драк.

Организм не находится в стрессовой ситуации.

Благополучное устройство своей личной жизни.

Снижение памяти, интеллектуальных возможностей, рассеянность.

Деградация личности.

Ссоры, скандалы в семье.

Невозможность устроить свою личную жизнь.

Неизбирательность в выборе приятелей.

Болезни.

Изменение внешности («лицо алкоголика»).

Ранняя смерть.

Мой выбор – нет наркотикам

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Наличие работы.

Авторитет на работе, среди коллег.

Есть семья.

Забота о семье.

Хорошее здоровье.

Достижение поставленных целей.

Сохранение материальных средств, их использование на бытовые нужды.

Наркотическая зависимость.

Отсутствие нравственных установок.

Нарушение закона, влекущее уголовную ответственность

Отсутствие нормальной семьи.

Человек в постоянном поиске психоактивных веществ.

Постоянные материальные затруднения.

Отсутствие работы, постоянного заработка.

Многочисленные болезни, вызванные разладом в работе органов.

Риск заболеть СПИДом

Снижение остроты зрения, слуха.

Ранний атеросклероз.

Ранняя смерть.

4. Обсуждение пословиц о пьянстве 

  • Пьяному море по колено, а лужа по уши.
  • Пьяному и до порога нужна подмога.
  • Пьяный скачет, а проспится – плачет.
  • Пьяному гуляке недалеко до драки.
  • Пьян храбрится, а проспится – свиньи боится.

5. Заключение.

   Объясните значение высказывания: «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра» (китайский мыслитель Конфуций).

 6. Международные и Всемирные праздники

  • 7 апреля – Всемирный день здоровья.
  • 1 июня – День защиты детей.
  • 27 июня – День физкультурника.
  • 31 мая – День борьбы с курением.
  • 26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
  • 11 сентября – Общероссийский день трезвости.
  • 21 марта – Международный день Земли.
  • 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
  • 9 сентября – Всемирный день красоты.

7. Обращение к эпиграфу занятия.

8. Итог занятия, выводы:

  • Наличие негативной привычки имеет негативные последствия.
  • Вредные привычки лучше не приобретать.
  • Если они есть, то сегодня не поздно от них отказаться.
  • В борьбе с вредными привычками нужна сила воли.
  • Полезные привычки – залог счастливой устроенной жизни.
  • Полезные привычки помогают сохранить здоровье.
  • Вредные привычки наносят здоровью человека вред.
  • Народ негативно относится к вредным привычкам.

  1. Плохие привычки хороших детей (итоговое) 

Цель: закрепить представления детей о полезных и вредных привычках; систематизировать знания о здоровом образе жизни и его составляющих; воспитывать стремление к выработке полезных привычек.

     Презентация для детей, обсуждение.

Литература

  1. Журнал “Классный руководитель. №№ 1-10 (2000г.)
  2. Журнал “Воспитание школьников. №№ 1-12 (2002г.)
  3. Мороз О. Группа риска. М.: Просвещение, 1990г.
  4. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана – М.: Просвещение. 1989г.
  5. Чаклин А.В. Как сохранить здоровье смолоду. М., 1990г.
  6. Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказания первой помощи. С-Пб., 2010г.
  7. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004г.
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М., ТЦ «Сфера», 2005г.
  9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Воронеж, 2004г
  10. Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказания первой помощи. С.П-б, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на

План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на 2011-2012 учебный год   Руководитель: Кислова Н.А. Цели:         ...

План работы школьного методического объединения учителей лингвистического цикла

В материале представлена тема методической работы, цикл, задачи,  циклограмма работы ШМО учителей лингвистического цикла....

План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла.

План и задачи работы учителей естественно-математического цикла 2012-2013уч. г....

План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла.

План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла  для составления  начинающим руководителям МО....

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....

индивидуальный план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей

Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и ин...

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...