план работы с детьми по ЗОЖ и цикл занятий
методическая разработка на тему
теоретические и практические материалы по работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_plan_raboty_i_konspekty_zanyatiy.docx | 43.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план занятий и бесед с детьми
Раздел «Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни»
№ п\п | Тема | Цель |
1 | «Сохрани свое здоровье сам» | Знакомить с понятием «здоровье», его составляющими; учить заботиться о своем здоровье; прививать любовь к здоровому образу жизни. |
2 | «Полезные и вредные привычки» | Учить отличать полезные привычки от вредных; формировать представление о влиянии вредных привычек на здоровье человека; воспитывать у детей стремление выработать хорошие привычки. |
3 | «Привычки и их влияние на здоровье человека» | Уточнить полезные и вредные привычки человека; формировать представление о влиянии привычек на общее состояние здоровья человека; определить соотношение понятий «здоровый образ жизни» и «привычки человека» |
4 | «Сделай правильный выбор» | Определить соотношение понятий «здоровый образ жизни» и «привычки»; формировать представление о влиянии привычек на общее состояние здоровья человека. |
5 | «Плохие привычки хороших детей» (итоговое) | Закрепить представления детей о полезных и вредных привычках; систематизировать знания о здоровом образе жизни и его составляющих; воспитывать стремление к выработке полезных привычек. |
Бюджетное учреждение
«Реабилитационный Центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями «Гармония»
Цикл занятий с детьми
по профилактике вредных привычек
и пропаганде здорового образа жизни
Иванникова Наталья Петровна,
социальный педагог
стационарного отделения
г.Нягань 2012г.
1. «Сохрани свое здоровье сам»
Цель: знакомить детей с понятием «здоровье» и его составляющими; учить заботиться о своем здоровье; прививать любовь к здоровому образу жизни.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Кто из вас хочет быть здоровым?
- Ребята, знаете ли вы, что каждый человек может сам укрепить и сберечь свое здоровье? Недаром говорится:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.
- Давайте выучим эти слова наизусть.
- Каким образом человек может сам себе помочь – об этом мы с вами сейчас поговорим. Для начала скажите, что такое здоровье? (дети отвечают, что это сила, красота, когда человек может все и т.д.)
- А как можно укрепить здоровье? (правильно питаться, заниматься физкультурой, соблюдать режим дня, закаляться)
- Как много вы знаете о здоровье! Молодцы! Но помните, что укреплять здоровье нужно выполнять ежедневно с утра до вечера. Мы с вами сейчас вместе все это проделаем. Начнем с самого утра, когда мы просыпаемся.
Пальчиковая гимнастика
«Утречко»
Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей.
Вставай, большак! Вставай, указка!
Вставай, середка! Вставай, сиротка,
И крошка Митрошка! Привет, ладошка!
- Все проснулись, потянулись! Молодцы! А теперь поспешим на веселую зарядку.
Проводится ритмическая гимнастика.
- Ребята, посмотрите, какие крепкие стали наши мышцы! Ну а сейчас я вам покажу, что лежит у меня в волшебном сундучке.
Достают по одному предметы: туалетное мыло, расческа, зубная щетка и паста. В ходе беседы выявляется, для чего нужен каждый предмет, проводится беседа о необходимости соблюдения гигиенических процедур с целью укрепления и закаливания организма.
- Ребята, посмотрите внимательно, и вы найдете в нашей группе очень интересный плакат. Что же изображено на нем? (Зубы)
- Скажите, пожалуйста, почему у одних зубы – чистые, белоснежные, здоровые, а у других – больные? (дети рассказывают, что больные зубы заболели от неправильного питания, что нужно есть только полезные продукты).
- Какие полезные продукты вам дают в столовой? (овощи, фрукты, каши, творог, молоко, мясо и др.)
- Основной продукт, который придает нам силы, помогает расти и развиваться, и без которого любое блюдо кажется невкусным – это… (хлеб). В народе говорят: «Хлебушек – от земли, а силушка – от хлеба».
- Чтобы быть здоровым, надо закаливаться. Ребята, вы знаете, как можно закалять свой организм?
Рассматриваем иллюстрации и беседуем о различных видах закаливания.
Все, кто хочет быть здоров,
Закаляйтесь вы со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий,
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет!
«Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение»
«Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно!»
- Не всегда есть возможность бегать босиком по свежей траве или искупаться в речке, но есть такой замечательный способ закаливания, который можно делать каждый день. (проводится самомассаж).
- Ребята, мы много говорили о здоровье и о том, как его сохранить и укрепить. Я вижу улыбку у вас на лицах, а ведь улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу радость, желаем здоровья. Доброго вам всем здоровья!
2. «Твое здоровье»
Цель: формирование представления о здоровье как основной ценности человеческой жизни и человеческого общества; сформулировать понятие «здоровье человека»; раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
Ход:
1. Беседа с детьми:
- Что такое здоровье человека?
- Какие факторы определяют здоровье человека
- Кто несет ответственность за сохранение здоровья человека?
- А теперь вспомним, какие пожелания обязательно присутствуют родным и близким, товарищам в поздравительных открытках? (рассматривание поздравительных открыток, чтение, обсуждение).
- Почему пожелание здоровья в той или иной формулировке присутствует в каждом поздравлении? (ответы детей).
Вывод: здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни.
- Для чего человеку здоровье?
Здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь в обществе.
- Что такое здоровье?
Много раз на этот вопрос отвечали представители разных наук, разных стран, времен и народов. Наиболее распространенные варианты ответов:
Здоровье – это отсутствие болезни.
Болезнь – это нарушение здоровья.
Давайте сформулируем собственное определение понятия «здоровье». Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека.
Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение:
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
2. Обсуждение пословиц.
- Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
- Паршивому поросенку и в петровки холодно.
- Праздная молодость – беспутная старость.
- Голова седая, да душа молодая.
3. Определение показателей здоровья.
А теперь давайте выделим признаки физического, психического и нравственного здоровья
Признаки физического здоровья | Признаки психического здоровья | Признаки нравственного здоровья. |
|
|
|
4. Ролевая игра «Специалист»
- Ребята, сейчас вы будете по очереди выступать в роли пропагандистов здорового образа жизни. Каждый из вас специализируется на одном направлении. Один – специалист по антиникотиновой пропаганде, другой – антиалкогольной, третий – антинаркотической. Теперь каждый специалист напишет тезисы своей беседы с
- курильщиком;
- употребляющим алкоголь;
- употребляющим наркотические вещества.
- Вам нужно убедить фактами и личным примером, что, например, курение, очень вредно. Затем вы меняетесь ролями.
5. Подведение итогов занятия. Выводы.
3. «Твои привычки: хорошие и плохие»
Цель: учить отличать полезные привычки от вредных; формировать представление о влиянии привычек на здоровье человека; воспитывать у детей стремление вырабатывать хорошие привычки.
Ход:
- Организационный момент.
- Чтение отрывка из сказки А.деСент-Экзюпери «Маленький принц», обсуждение. Что произошло с планетой, на которой жил Лентяй?
«…Есть такое твёрдое правило, – сказал мне позднее Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно нужно каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов – молодые ростки у них почти одинаковые… Если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил Лентяй. Он не выполол вовремя три кустика…»
- Беседа.
- Интересно, все вокруг только и говорят: «полезные привычки», «вредные привычки». А что такое привычки?
Привычка – это то, что человек привык делать не задумываясь, почему он это делает и как.
- Какие привычки называются полезными? (например, чистить зубы, мыть руки перед едой - это хорошие привычки).
- Какие привычки называются вредными? (грызть кончик карандаша – это дурная привычка; беспорядок в комнате, когда не вымыта посуда после еды и др.).
- А как появляются хорошие и плохие привычки?
- Почти всё, что человек делает часто, каждый день, можно считать привычками. Вредные привычки появляются легко – поленился вымыть посуду за собой один раз, другой, а третий раз, даже не задумываясь, оставишь её на столе. А приучить себя к порядку и аккуратности сложнее. Хорошие привычки можно воспитать в себе, но это потребует усилий, старания. Запомните, что избавиться от вредных привычек и воспитать хорошие можно. Главное – принять твёрдое решение и не отступать от него.
- Я очень часто забывала мыть руки перед едой, и бабушка постоянно напоминала. А сейчас я всегда сажусь за стол с чистыми руками.
- Если есть правило, как воспитать хорошую привычку, то есть и правило, как избавиться от плохой. Решить раз и навсегда и не отступать.
- Попробуйте вспомнить свои полезные и вредные привычки (выслушиваются ответы детей).
- Практическая работа.
Задание 1.
Прочитай. Подчеркни зелёным карандашом полезные привычки. А чёрным – вредные.
Помогать старшим; делать зарядку; разговаривать во время еды; убирать постель; складывать на место игрушки, учебники, одежду; постоянно жевать жвачку; смотреть телевизор во время еды; забывать свои обещания; не доводить дело до конца; чистить зубы; самостоятельно готовить домашние задания.
Задание 2.
Напишите, какие у тебя есть привычки. Выбери те, от которых ты хочешь избавиться, и подчеркни.
Полезные привычки / Вредные привычки
________________________________/_________________________________
________________________________/_________________________________
________________________________/_________________________________
Какие привычки ты хочешь воспитать в себе?
__________________________________________________________________
- Подведение итога. Рефлексия.
- О чем сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось? Какие бывают привычки? Какие правила должны запомнить, чтобы сформировать полезные привычки?
4. «Привычки и их влияние на здоровье человека»
Цель: уточнить полезные и вредные привычки человека; формировать представление о влиянии привычек на общее состояние здоровья человека; определить соотношение понятий «здоровый образ жизни» и «привычки человека»
Ход:
- Обсуждение проблемы.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое привычка?
- Какие бывают привычки?
- Что способствует укоренению привычек?
2. Рассмотрим факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
Факторы | Последствия |
|
|
Последствия полезных и вредных привычек
Последствия полезных привычек | Последствия вредных привычек |
Жизнь без болезней Активный отдых Труд в удовольствие Умение стойко выносить любые трудности Доброе отношение окружающих Свободное время, увлечения | Болезни Отдых – пустая трата времени Труд воспринимается как вынужденное занятие Неумение отражать стресс Раздражительность Кажущееся отсутствие свободного времени (пребывание к различных компаниях) |
3. Практическая работа.
Сейчас я раздам вам напечатанные фразы. Выберите и подчеркните нужные слова в скобках, подходящие по смыслу к фразам:
Привычка – это (образ жизни, поведение, действие), ставшее для кого-то (постоянным, временным) действием. Полезные привычки – образ действия, который (сохраняет, укрепляет, ухудшает) здоровье человека. Вредные привычки – образ действия, который (сохраняет, разрушает) здоровье человека.
Наполеон I по поводу привычек сказал: «Привычка принуждает нас ко многим глупостям; самая большая глупость – стать рабом привычки».
«Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем» (Вольтер)
«Человек определяется не только врожденными качествами, но и приобретенными» (И.Гете)
4. Беседа о привычках детей.
Теперь давайте поговорим о ваших привычках. Какие у вас естьполезные и вредные привычки? Что повлияло на формирование ваших привычек? В чем мешают вам вредные привычки? Каковы последствия ваших вредных привычек? От каких привычек вы хотели бы избавиться? Что для этого необходимо?
В настоящее время многие ученые признают, что курение – это медленное самоубийство. Медики установили, что каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни. Эти минуты постепенно складываются в годы. Курящий живет на 5-7 лет меньше, чем ему отведено природой. Перечень приносимых курением бед длинный и устрашающий: рак, пептическая язва желудка, коронарная болезнь сердца, хронический бронхит, Эмфизема легких и другие. Некоторые курящие надеются на фильтр, которых по их мнению предупреждает поступление в организм канцерогенных веществ и никотина. Однако отравляющие вещества проходят этот барьер и попадают в легкие. При курении стенки сосудов спазмируются и это вызывает коронарную недостаточность. Статистика свидетельствует, что курящие в 13 раз больше страдают стенокардией, чем некурящие. В сигарете содержатся также и радиоактивный элемент – полоний 210. Никотин разрушает деятельность нервной системы, сердца, легких, печени, органов пищеварения, от табака желтеют зубы.
5. Выводы.
Привычка – поведение, ставшее для кого-то постоянным. Привычки бывают полезные и вредные. Власть привычек над человеком состоит в том, что человек от природы стремится к комфорту, удовлетворению своих потребностей, удовольствию. Привычки меняют характер и судьбу человека. Удовольствия и комфорт могут приносить пользу и вред.
6. Итог занятия.
5. «Сделай правильный выбор»
Цель: определить соотношение понятий «здоровый образ жизни» и «привычки»; формировать представление о влиянии привычек на общее состояние здоровья человека.
Ход:
«Посеешь поступок – пожнешь привычку,
посеешь привычку – пожнешь характер,
посеешь характер – пожнешь судьбу».
(У.Теккерей, английский писатель)
1. Беседа
- Как вы поняли эпиграф занятия?
- Каким образом привычки могут повлиять на судьбу человека?
- Хотели ли вы избавиться от вредных привычек?
- Пробовал ли кто это сделать?
- Если получилось, хорошо, а если нет, – что стало причиной?
- Какие качества необходимы для избавления вредных привычек и приобретения полезных? (воля, разум)
- Что такое воля? (способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели)
- Что такое разум? (способность человека логически и творчески мыслить).
- Можно ли все-таки менять привычки?
- Что для этого нужно?
- Был ли случай, когда вы изменили свою привычку?
- Как вы понимаете высказывание: “Терпение – оружие самых слабых и самых сильных”. (Лешек Кумор)
2. Чтение стихотворения «Привычки»
Утром наполнить спешу никотином
Хилые легкие: пусть похрипят,
Так я воюю и с медициной, И с утверждением «курение – яд!»
Выпали волосы, щеки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки,
Память «хромает», спутались мысли,
Заметно дрожанье руки,
Но с ненавистным журналом «Здоровье»,
Что издается на радость ханже,
Вплоть до победы биться готов я,
Врач успокоил: недолго уже.
- Стихотворение юмористическое, но есть ли в нем вымысел?
Прокомментировать высказывание У. Шекспира: «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник».
Обратить внимание детей на то, что вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, малоподвижный образ жизни – наносят большой вред человеку, его физическому, психическому и нравственному здоровью. Вредные привычки – это лишь первый этап опасного пути, за ним всегда будет второй – серьезные болезни, снижение жизненного тонуса и отсутствие жизненного успеха.
Обратить внимание на возможность выбора человека – нравственных ориентиров. Выбор здорового образа жизни, выбор дальнейшего своего развития.
3. Составление таблицы «Мой выбор»
Мой выбор - не курить!
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Не буду подвержен заболеваниям органов дыхания и сердечнососудистой системы. Уменьшится риск заболеть раком легких, сахарным диабетом. Буду иметь здоровый цвет лица. | Быстрее портятся зубы, имеют желтоватый цвет. Землистый цвет лица. Спазмы сосудов конечностей, головного мозга, приводящие к утрате работоспособности. Увеличивается риск неспособности к полноценной жизни. |
Мой выбор – не употреблять алкоголь
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Будет здоровым мое сердце, печень, почки Буду иметь ясный светлый ум. Нет ссор в семье, пьяных драк. Организм не находится в стрессовой ситуации. Благополучное устройство своей личной жизни. | Снижение памяти, интеллектуальных возможностей, рассеянность. Деградация личности. Ссоры, скандалы в семье. Невозможность устроить свою личную жизнь. Неизбирательность в выборе приятелей. Болезни. Изменение внешности («лицо алкоголика»). Ранняя смерть. |
Мой выбор – нет наркотикам
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Наличие работы. Авторитет на работе, среди коллег. Есть семья. Забота о семье. Хорошее здоровье. Достижение поставленных целей. Сохранение материальных средств, их использование на бытовые нужды. | Наркотическая зависимость. Отсутствие нравственных установок. Нарушение закона, влекущее уголовную ответственность Отсутствие нормальной семьи. Человек в постоянном поиске психоактивных веществ. Постоянные материальные затруднения. Отсутствие работы, постоянного заработка. Многочисленные болезни, вызванные разладом в работе органов. Риск заболеть СПИДом Снижение остроты зрения, слуха. Ранний атеросклероз. Ранняя смерть. |
4. Обсуждение пословиц о пьянстве
- Пьяному море по колено, а лужа по уши.
- Пьяному и до порога нужна подмога.
- Пьяный скачет, а проспится – плачет.
- Пьяному гуляке недалеко до драки.
- Пьян храбрится, а проспится – свиньи боится.
5. Заключение.
Объясните значение высказывания: «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра» (китайский мыслитель Конфуций).
6. Международные и Всемирные праздники
- 7 апреля – Всемирный день здоровья.
- 1 июня – День защиты детей.
- 27 июня – День физкультурника.
- 31 мая – День борьбы с курением.
- 26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
- 11 сентября – Общероссийский день трезвости.
- 21 марта – Международный день Земли.
- 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
- 9 сентября – Всемирный день красоты.
7. Обращение к эпиграфу занятия.
8. Итог занятия, выводы:
- Наличие негативной привычки имеет негативные последствия.
- Вредные привычки лучше не приобретать.
- Если они есть, то сегодня не поздно от них отказаться.
- В борьбе с вредными привычками нужна сила воли.
- Полезные привычки – залог счастливой устроенной жизни.
- Полезные привычки помогают сохранить здоровье.
- Вредные привычки наносят здоровью человека вред.
- Народ негативно относится к вредным привычкам.
- Плохие привычки хороших детей (итоговое)
Цель: закрепить представления детей о полезных и вредных привычках; систематизировать знания о здоровом образе жизни и его составляющих; воспитывать стремление к выработке полезных привычек.
Презентация для детей, обсуждение.
Литература
- Журнал “Классный руководитель. №№ 1-10 (2000г.)
- Журнал “Воспитание школьников. №№ 1-12 (2002г.)
- Мороз О. Группа риска. М.: Просвещение, 1990г.
- Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана – М.: Просвещение. 1989г.
- Чаклин А.В. Как сохранить здоровье смолоду. М., 1990г.
- Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказания первой помощи. С-Пб., 2010г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004г.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М., ТЦ «Сфера», 2005г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Воронеж, 2004г
- Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказания первой помощи. С.П-б, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на
План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на 2011-2012 учебный год Руководитель: Кислова Н.А. Цели: ...
План работы школьного методического объединения учителей лингвистического цикла
В материале представлена тема методической работы, цикл, задачи, циклограмма работы ШМО учителей лингвистического цикла....
План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла.
План и задачи работы учителей естественно-математического цикла 2012-2013уч. г....
План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла.
План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла для составления начинающим руководителям МО....
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....
индивидуальный план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей
Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и ин...
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...