тематический проект "Азбука безопасности"
методическая разработка на тему
теоретические и практические материалы по работе с детьми и их родителями по воспитанию у детей безопасного поведения в быту и общественных местах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivannikova_proekt.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учреждение социального обслуживания
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония»
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на Совете специалистов Заместитель директора
протокол №__ от УСО ХМАО-Югры
«__» _______ 2010г. «РЦДиП «Гармония»
_____ Н.А. Саночкина
«__» ________ 2010г.
Проект «Азбука безопасности»
(по формированию навыков безопасного поведения
в социальной действительности у детей и подростков с ограниченными возможностями)
Автор:
Иванникова Наталья Петровна,
социальный педагог
стационарного отделения
г. Нягань
1.Пояснительная записка
Актуальность проекта
Каждый человек в быту, на работе, в школе, на отдыхе встречается с рядом трудностей, которые возникают в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Они могут быть различными по характеру и степени тяжести. Успешность действий любой государственной службы: полиции, «скорой помощи», пожарной охраны и т.д. – во многом зависит от того, какие действия предпринял человек в экстремальной ситуации до того, как подоспела квалифицированная помощь. В нашей жизни всегда были и будут такие условия, когда здоровье, безопасность и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.
Статистика показывает, что не всегда люди могут и умеют оказывать помощь пострадавшему. Очень часто дети, оказавшись в экстремальной ситуации, начинают паниковать и теряются. Из опыта работы с детьми-инвалидами выявлено, что в силу своих ограниченных возможностей развития данная категория является наиболее уязвимой в вопросах личной безопасности из-за несформированности навыков безопасного поведения. В трудных и опасных ситуациях дети с ограниченными возможностями развития не могут сосредоточиться, быстро сориентироваться и найти рациональный выход. Необходимо научить их правильно вести себя в опасных ситуациях. А научить могут только взрослые, которые находятся рядом с ребенком, то есть родители и педагоги.
В связи с этим возникла идея проекта «Азбука безопасности». Одним из наиболее эффективных способов разрешения проблемы является проведение бесед с детьми и обыгрывание ситуаций, которые позволят закрепить полученные знания.
Целевая группа: дети и подростки с ограниченными возможностями развития.
Цель проекта: формирование у детей и подростков с ограниченными возможностями навыков безопасного поведения в природе и социальной действительности посредством бесед и обыгрывания ситуаций.
Задачи:
- Выявить уровень сформированности навыков безопасного поведения у детей и подростков с ограниченными возможностями развития.
- Разработать и реализовать мероприятия по формированию у детей и подростков с ограниченными возможностями навыков безопасного поведения в природе и социальной действительности.
- Проанализировать эффективность мероприятий проекта.
2.Содержание проекта: реализация проекта проходит в 3 этапа
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
- диагностика уровня сформированности у детей и подростков с ограниченными возможностями навыков безопасного поведения;
- анкетирование родителей (приложение 11 Бланк анкеты);
- ознакомление родителей с результатами первичной диагностики, результатами анкетирования родителей и мероприятиями проекта.
2. Основной этап:
- проведение мероприятий с детьми и их родителями по плану реализации проекта (таблица 1)
Таблица 1
План мероприятий по реализации проекта
№ п/п | Тематика мероприятий, цель | Формы и методы работы |
| ||
1.1 | Раздел «Ты на улице» (приложение 1) Цель:
| Беседы с детьми:
Целевая прогулка «На перекресток» (совместно с родителями). |
1.2 | Раздел «Ты в транспорте» (приложение 2) Цель: - ознакомление с правилами пользования личным и общественным транспортом; - воспитание безопасного поведения в транспорте. | Беседы с детьми:
Целевая прогулка «Наблюдение за движущимся транспортом». |
1.3 | Раздел «Один дома» (приложение 3) Цель: - обучение практическим навыкам во избежание опасных ситуаций в быту и элементарным приемам оказания первой помощи пострадавшим; - знакомство с номерами телефонов экстренных служб; формирование умения своевременно обращаться за помощью. | Беседы с детьми:
Обыгрывание ситуаций:
|
1.4 | Раздел «Ты и окружающие люди» (приложение 4) Цель: - знакомство с разнообразием мира людей; - обучение правилам поведения с незнакомыми людьми. | Беседы с детьми:
Целевая прогулка «Наблюдение за прохожими». |
1.5 | Раздел «Ты и природа» (приложение 5) Цель: - формирование представлений о разнообразии растительного и животного мира, умения различать съедобные и ядовитые растения; - обучение практическим навыкам во избежание опасных ситуаций в природе и элементарным приемам оказания первой помощи пострадавшим. | Беседы с детьми:
Целевая прогулка «В лес или парк». |
2. Работа с родителями | ||
2.1 | Цель: - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности детей; - развитие творческой активности. | Консультации для родителей:
Памятки для родителей:
Совместная творческая деятельность детей и родителей:
|
3. Заключительный этап:
- итоговая диагностика детей;
- подведение итогов реализации проекта;
- обобщение результатов, презентация результатов проекта.
3. Ресурсы
Кадровые ресурсы:
- заведующий отделением (общий контроль и руководство за реализацией мероприятий проекта);
- социальный педагог (реализация проекта).
Информационные ресурсы:
- памятки для родителей;
- консультации;
- информационные плакаты.
Методические ресурсы:
- конспекты мероприятий с детьми;
- научно-популярная и периодическая печать.
Контроль и управление проектом
4.Ожидаемые результаты
- Умение оценивать степень опасности и риска в различных ситуациях.
- Знание правил дорожного движения и поведения в общественных местах, уверенность в себе.
Критерии оценки эффективности
- Применение полученных знаний детьми в повседневной жизни.
- Отсутствие травматизма.
5.Список литературы:
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». В.: 2004.
- Воронова Е.А. «Здоровый образ жизни в современной школе». Ростов-на-Дону, 2007.
- Гайдина Л.И., А.В.Кочергина «Группа продленного дня». М.: ВАКО, 2008.
- Горькова Л.Г., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников». М.: 2009.
- Крутецкая В.А. «Правила здоровья и оказания первой помощи». - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.
- «Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группе» составитель Ю.А.Вакуленко. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.
- Нефедова К.П. «Бытовые электроприборы: какие они?» М.: 2003.
- «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания» составитель Л.А.Тетушкина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
- «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Терпугова Е.А. «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону, 2007.
- Усачев А. «Правила дорожного движения и уважения». М.: «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис», 2003.
- Ушакова О.Д. «Загадки, считалки и скороговорки». СПб: 2005.
- Шинкарчук С.А. «Правила безопасности дома и на улице». - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.
- Шипицына Л.М.и др. «Азбука общения». СПб: 2003.
- Элькин Г.Н. «Правила безопасного поведения на дороге». – СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.
Приложение 1
Конспекты мероприятий с детьми
Раздел «Ты на улице»
- Конспект беседы с детьми на тему «Каждый должен знать, как на улице гулять»
Цель: познакомить детей с правилами поведения на улице, развивать умение предвидеть опасные ситуации, познакомить с правилами дорожного движения и дорожными знаками.
Наглядный материал: иллюстрации по теме беседы, дорожные знаки, светофор, дидактическая игра «Основы безопасности на дорогах».
Ход:
- Ребята, отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят,
10, 20, 100 подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица)
- Да, ребята, мы с вами живем в большом красивом городе. Как вы думаете, на улицах города мы можем столкнуться с опасностями? Какие опасности нас подстерегают? (подвожу детей к тому, что опасностей много, например, можно потеряться, вас могут похитить или обворовать, можно попасть в дорожно-транспортное происшествие).
- Как вы думаете, можно ли избежать этих неприятностей? (проводится беседа с детьми, в процессе которой мы делаем следующие выводы)
Действительно, чтобы избежать опасных ситуаций, необходимо соблюдать некоторые правила.
- Если вы потеряли родителей в незнакомом месте, стойте там, где потерялись! Если родители долго не приходят за вами, нужно обратиться за помощью к милиционеру или другим взрослым.
- Если вы задержались в школе или у друзей, а на улице темно, попросите родителей вас встретить или скажите, каким путем вы собираетесь идти домой. Старайтесь держаться освещенных и людных мест.
- Никогда не разговаривайте на улице с незнакомыми людьми! Не принимайте от незнакомцев угощений или предложения подвезти вас на машине. Если все-таки оказались в безлюдном месте с незнакомым человеком, который хочет причинить вам вред, - кричите как можно громче. Любая вещь, которую у вас хотят отнять, не стоит вашего здоровья и безопасности, поэтому лучше отдать все, что от вас требуют.
- Если вы нашли сумку, сверток или пакет – не трогайте! Там может оказаться бомба. Лучше сообщить о находке взрослым.
- Всегда предупреждайте родных, к кому и куда вы уходите. Взрослые должны знать адрес и телефон, по которым вас можно разыскать.
- Большая опасность подстерегает нас на дорогах. Лучший способ сохранить свою жизнь и здоровье – строго соблюдать правила дорожного движения.
- Переходить дорогу только по пешеходному переходу (показ дорожного знака «Пешеходный переход», дорожной разметки «Зебра»). Переходить можно только при зеленом сигнале светофора. Если светофора нет, то вначале посмотреть влево, затем вправо, убедиться, что нет машин, и перейти дорогу.
- Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов.
- Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу!
- Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре! Не выбегайте на дорогу за покатившимся мячом, так вы рискуете попасть под машину.
- Нельзя кататься на велосипеде по проезжей части или рядом с ней! (показ иллюстраций).
- Это лишь некоторые из тех правил, при соблюдении которых можно избежать неприятностей на улице.
В заключении предлагаю детям поиграть в дидактическую игру «Основы безопасности на дорогах».
- Конспект беседы с детьми на тему «Игры на улице»
Цель: знакомить детей с безопасными местами для детских игр; учить предвидеть возможные опасные ситуации; воспитывать умение находить выход из данных ситуаций.
Наглядный материал: иллюстрации по теме беседы, дидактическая игра «Основы безопасности на дорогах».
Ход:
- Ребята, как вы думаете, где нужно играть на улице?
Сейчас мы с вами вместе будем искать ответ на этот вопрос.
На улице есть дорога, по которой ездят различные машины, есть тротуар, где ходят пешеходы. Некоторые дети думают, что можно играть на дороге, пока там нет машин, или на тротуарах. Скажите, пожалуйста, что может случиться с теми, кто играет на проезжей части?
Да, во время игры можно нечаянно толкнуть товарища, и он окажется на проезжей части. А ведь по дороге едут машины, иногда с большой скоростью. Водитель не успеет затормозить, и ты получишь тяжелую травму. А еще во время игры ты очень мешаешь пешеходам, толкнуть кого-нибудь нечаянно и он упадет или окажется на проезжей части. Поэтому вы все должны запомнить, что правила дорожного движения строго запрещают играть на проезжей части и вблизи них!
- Как вы думаете, где все-таки можно играть детям?
Да, играть можно только на специальной игровой площадке или на безопасном расстоянии от движущегося транспорта.
Предлагаю детям рассмотреть иллюстрации по теме беседы и поиграть в игру «Основы безопасности на дорогах».
- Конспект беседы с детьми на тему «Кто есть кто на дороге»
Цель: знакомить детей с понятиями «пешеход», «пассажир», «водитель»; формировать представление о необходимости соблюдения правил дорожного движения; воспитывать навыки безопасности на улице.
Наглядный материал: плакат «Правила дорожного движения».
Ход:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот плакат и скажите, кого вы видите на нем, кто встречается нам на улицах города?
Да, верно, на улице много людей, взрослых и детей. Все они куда-то спешат: кто-то на работу, кто-то в школу, кто-то в магазин, а некоторые просто гуляют. Все люди, выйдя на улицу, становятся пешеходами.
- Как вы думаете, кого называют пешеходом? (выслушиваются ответы детей)
Пешеход – это человек, который идет по дороге пешком, а не едет в каком-либо транспортном средстве.
Люди, которые входят в салон автобуса, трамвая, поезда, садятся в маршрутное такси, самолет, становятся пассажирами.
Пассажир – это человек, едущий в любом транспортном средстве, за исключением водителя.
Водитель – это человек, который управляет транспортным средством.
И все они – и пешеходы, и пассажиры, и водители – должны соблюдать определенные правила движения, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь.
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правил,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Подводя итоги беседы, предлагаю детям нарисовать «зебру» - пешеходный переход. Используется различные материалы для рисования: краски, карандаши, фломастеры, мелки.
- Конспект беседы с детьми на тему «Уроки светофора»
Цель: познакомить детей с дорожными знаками и светофором; учить узнавать сигналы светофора; воспитывать умение соблюдать правила дорожного движения.
Наглядный материал: игрушка – самоделка светофор, дорожные знаки, плакат «Правила дорожного движения».
Ход:
- Ребята, сегодня у нас в гостях Светофор, он расскажет о самых главных правилах - правилах дорожного движения.
Показываю детям игрушку-самоделку светофор, у которой поочередно открываются окошечки.
У светофора окошечка три:
При переходе на них посмотри.
(Открываю красное окошечко)
Если в окошечке красный горит:
«Стой! Не спеши!» – он говорит.
Красный свет – идти опасно,
Не рискуй собой напрасно.
(Открываю желтое окошечко)
Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Подожди, постой немножко.
(Открываю окошко зеленого цвета)
Если в окошке зеленый горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.
Зеленый свет зажегся вдруг,
Теперь идти мы можем.
Ты, светофор, хороший друг
Шоферам и прохожим.
- Ребята, теперь поиграем в подвижную игру «Красный, желтый, зеленый», по сигналу светофора вы будете выполнять соответствующие действия. (Дети – водители автомобилей, по сигналу светофора начинают движение).
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основные из правил движенья
Знать, как таблицу должны умноженья.
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
- На улице пешеходам и водителям помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и что нельзя делать на дороге. (Показываю детям дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, указательные).
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, над головой,
Знаки развешены над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Предлагаю детям найти на плакате такие же дорожные знаки, какие я буду им показывать.
Приложение 2
Конспекты мероприятий с детьми
Раздел «Ты в транспорте»
- Конспект беседы с детьми на тему «В автомобиле»
Цель: знакомить детей с правилами поведения в автомобиле; учить избегать экстремальные ситуации; воспитывать безопасное поведение.
Наглядный материал: иллюстрации по теме беседы.
Ход:
- Ребята, кого из вас утром в Центр привозит папа на машине?
- Вам нравится ездить на машине?
- Как вы думаете, должны ли пассажиры автомобилей соблюдать какие-либо правила? (ответы детей)
- В первую очередь, собираясь ехать на машине, вы должны проверить, хорошо ли закрыты все двери, и пристегнуть ремни безопасности.
- Во время езды можно ли высовываться из окна автомобиля?
Конечно нельзя, ведь проходящий мимо транспорт может задеть вас, что вызовет серьезную травму.
- Садиться нужно только на задние сиденья, это наиболее безопасное место. Сидеть рядом с водителем разрешено только с двенадцати лет.
- Нельзя вставать или передвигаться в машине, когда она едет. При резком повороте, внезапной остановке или столкновении вы можете удариться об окно или перелететь через сиденье.
- Ни в коем случае нельзя дотрагиваться до кнопок и рычагов, нельзя трогать руль. Как вы думаете, почему? (машина может стронуться с места, и тогда вы, действительно, попадете в беду).
- Многие несчастные случаи происходят из-за того, что люди выходят из автомобиля не с той стороны. Поэтому выходите из машины только со стороны тротуара, иначе вас может сбить проходящий мимо транспорт.
- Ребята, скажите, можно ли садиться в машину с незнакомцем? (Нет).
Правильно, никогда не садитесь в машину к незнакомому человеку, ведь он может причинить вам вред.
- Ребята, а сейчас мы с вами будем моделировать – схематически изображать правила поведения в автомобиле.
В заключении предлагаю детям поиграть в сюжетно – ролевую игру «Мы едем в машине».
- Конспект беседы с детьми на тему «На велосипеде»
Цель: познакомить с правилами езды на велосипеде; закрепить правила дорожного движения; воспитывать безопасное поведение при езде на велосипеде.
Ход:
- Ребята, отгадайте мою загадку:
Этот конь не ест овса.
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
- Скажите, а вы любите кататься на велосипеде?
- Да, все любят кататься на велосипеде, но, к сожалению, не все знают о правилах, которые обязательно должны соблюдать велосипедисты.
Прежде всего, необходимо запомнить следующие правила:
- Детям до 14 лет ездить на велосипеде по дорогам и улицам запрещено! Можно ездить по специальным велосипедным дорожкам и детским площадкам.
- Нужно проверить надежность тормозов и крепление руля.
- Ездить нужно медленно.
- Нельзя перевозить пассажиров на велосипеде.
- Для езды на велосипеде желательно подобрать одежду из грубой ткани, чтобы не пораниться, если вдруг упадете.
- На голове должен быть легкий велосипедный шлем.
- Обязательно иметь на велосипеде звонок, чтобы оповещать людей о своем приближении, светоотражатели, фару. Тогда вечером вас будет видно издалека.
- Будьте особенно внимательны на подъездных дорожках к дому, где в любой момент может появиться машина.
- Нельзя переезжать дорогу на велосипеде.
- Нельзя устраивать скоростных гонок там, где ходят люди.
- Теперь мы с вами поиграем в игру «На велосипеде». Для этого нужно лечь на спину и показать, как крутятся педали велосипеда. (в ходе игры импровизируем быструю езду с горки, медленный подъем в гору и т.д.).
- А сейчас мы с вами пойдем на прогулку и будем учиться правильно ездить на велосипеде.
- Конспект беседы с детьми на тему «В общественном транспорте»
Цель: познакомить детей с правилами посадки в общественный транспорт, проезда и высадки из него; закрепить правила дорожного движения; воспитывать безопасное поведение в транспорте и при пересечении дороги.
Материал: плакат с изображением улицы, проезжей части дороги и остановки автобуса.
Ход:
- Ребята, отгадайте мою загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет. (Автобус)
- Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь ездить на автобусе?
Вспомните и покажите на плакате, по какой части улицы едет автобус? (Дорога, проезжая часть)
- Как называется то место, где пешеходы ждут приезда общественного транспорта? (Остановка, посадочная площадка)
Существуют правила, которые нужно соблюдать во время посадки и проезда в общественном транспорте:
- Для посадки подходить к дверям можно только после полной остановки транспортного средства. Входить и выходить можно только тогда, когда транспорт стоит.
- При ожидании общественного транспорта стоять можно только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
- При поездке в общественном транспорте нужно крепко держаться за поручни, чтобы при торможении не получить травму от удара.
- Нельзя вставать с мест во время поездки транспорта.
- Если транспорт переполнен, необходимо уступить свое кресло или сиденье пожилому человеку, так как пожилым людям тяжело стоять на ногах.
А сейчас мы поиграем в игру «Автобус» и закрепим те правила, с которыми познакомились.
Приложение 3
Конспекты мероприятий с детьми
Раздел «Один дома»
- Конспект беседы с детьми на тему «Если ты остался один дома»
Цель: учить детей избегать опасные ситуации в быту; познакомить с правилами поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций; воспитывать умение осторожного обращения с бытовыми предметами.
Наглядный материал: плакат «Один дома», иллюстрации по теме занятия.
Ход:
- Ребята, скажите, приходилось ли вам когда-нибудь оставаться дома одним?
- Было ли вам страшно? (выслушиваются ответы детей).
- Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми правилами, как нужно вести себя, если вы остались одни дома. Если вы запомните эти правила и всегда будете их соблюдать, вам никогда не будет страшно.
- Самое главное правило – никогда не открывайте дверь незнакомому человеку! Даже если он назвался вашим соседом или почтальоном, электриком или милиционером. Если незнакомец пытается взломать дверь, сразу же звоните в милицию по телефону 02 и назовите свой домашний адрес. Если дома нет телефона, зовите на помощь из окна. Чтобы привлечь внимание, кричите: «Пожар!»
- Никогда не трогайте опасные предметы! Сейчас мы с вами попробуем определить, какие предметы являются опасными.
Отгадайте загадки о домашних предметах и подумайте, чем опасны эти предметы.
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
Не хочу я молчать,
Дайте вволю постучать.
И стучит день-деньской
Он железной головой. (Молоток)
Конь стальной, хвост льняной,
Подружись-ка ты со мной. (Иголка)
Зубы есть, а рта не надо. (Пила)
Плывет электроход
То назад, то вперед. (Утюг)
Он один на всем свете
Очень рад пыль встретить. (Пылесос)
На столе, в колпаке
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок,
Развеселый огонек. (Настольная лампа)
Посмотри на мой бочок,
Во мне вертится волчок,
Никого он не бьет,
Но зато все собьет. (Миксер)
Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий,
Если только захочу,
Кипяточка вскипячу. (Самовар)
Посмотрите на меня –
Вся дырявая я,
Но зато я ловко
Тру тебе морковку. (Терка)
У меня есть лезвие –
Острое, железное,
Обращайтесь осторожно,
Мной порезаться можно. (Нож)
В брюхе жарко у меня,
А в носу моем дыра,
Когда все во мне кипит,
Из нее пар валит. (Чайник)
Дети отгадывают загадки, рассказывают, какую опасность таит каждый бытовой предмет.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо подметили все опасности в предметах. А сейчас рассмотрите внимательно эту квартиру. (Воспитатель предлагает детям иллюстрацию с нарисованной квартирой, в которой находятся различные бытовые предметы). В этой квартире оставили малышей Андрюшу и Наташу. (Воспитатель представляет детям кукол). Их родители ушли на работу. Давайте, ребята, расскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилась беда. Около каждого предмета будем ставить предупреждающие знаки: Х – нельзя пользоваться, ! – осторожно пользоваться. (Дети расставляют знаки).
В конце занятия, подводя итоги, закрепляем с детьми номера телефонов экстренных служб: при пожаре звонить – 01;
полиция – 02;
скорая помощь – 03.
- Конспект беседы с детьми на тему «Будь осторожен с огнем!»
Цель: формировать у детей представление о пользе и вреде огня; воспитывать осторожное обращение с источниками огня; знакомить с правилами пожарной безопасности и номерами телефонов экстренных служб.
Наглядный материал: иллюстрации из книг;
Ход:
- Ребята, вспомните, из каких книг эти строки.
Что за дым над головой,
Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоит кругом.
Ставит лестницу команда,
От огня спасает дом.
(С. Михалков «Дядя Степа»)
Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит.
- Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!
(К.Чуковский «Путаница»)
«Когда народ рассмотрел, что Боб держал в зубах, то все стали громко смеяться, в зубах он держал маленькую куклу».
(А. Толстой «Пожарные собаки»)
- Молодцы, ребята, назвали все произведения о пожаре.
Правда, сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу.
Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который приносит большой ущерб: как материальный, так и для жизни человека. В пламени горит все: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнем, соблюдал осторожность возле электроприборов и печей.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
То беды не миновать.
От огня не сдобровать.
Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома все кругом,
И, взметнувшись до небес,
Перекинуться на лес.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда:
Это помните всегда!
Беда может нагрянуть внезапно, когда ее не ждешь. Каждый из нас может оказаться в такую минуту один. Что же делать?
Если вы остались одни дома, то при появлении дыма и огня надо позвонить по телефону «01» пожарную команду или обратиться за помощью к соседям. Нельзя прятаться в другой комнате или под мебель. Лучше убежать из горящей квартиры.
Ребята, давайте поиграем в словесную игру «Если возник пожар». Вы должны договаривать последние слова в четверостишьях.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар.
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с …(пожаром).
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь - …(пожар).
Раз, два, три, четыре,
У кого пожар в …(квартире).
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил…(утюг)?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками …(играл)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над …(газом)?
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег …(листву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …(предметы)?
Дым увидел – не зевай
И пожарных …(вызывай)!
Помни каждый гражданин
Этот номер - …(«01»)!
В заключение еще раз закрепляем правила поведения при возникновении пожара.
- Конспект беседы с детьми на тему «Как помочь самому себе»
Цель: познакомить детей с приемами оказания первой медицинской помощи; учить оказывать помощь себе и другим. Воспитывать вежливость, сострадание, желание прийти на помощь.
Наглядный материал: набор иллюстраций - схем «Символы, спасающие жизнь»; атрибуты игры «Больница».
Ход:
- Ребята, мы с вами неоднократно говорили о том, что на улице, на дорогах, в транспорте и дома мы с вами можем оказаться в различных ситуациях, когда наше здоровье и безопасность находятся под угрозой. Мы с вами много говорили об опасных ситуациях. Сегодня мы поговорим о том, как помочь самому себе, если вы пострадали в результате какой-то опасной ситуации.
- Скажите, пожалуйста, какие опасности могут возникнуть дома? (дети перечисляют: пожар, отравление, травмы и т.д.)
- Если с вами или с вашим другом случилась беда, то ни в коем случае нельзя поддаваться панике. Помните, что при оказании помощи полезны не только сила духа, но и знания.
- Ребята, случалось ли с вами, что после быстрой ходьбы или бега возникала боль в боку? Эта боль вызвана перенапряжением мышц. В таких случаях надо просто сесть и отдохнуть. Через некоторое время боль сама пройдет.
- Если в результате неосторожных игр вы порезались, то рану необходимо промыть водой, смазать вокруг нее йодом или зеленкой, затем заклеить бактерицидным пластырем или замотать бинтом. Если рана большая и глубокая и кровь не останавливается, надо немедленно обратиться к врачу. Ребята, вы помните, по какому телефону надо позвонить, чтобы вызвать «скорую помощь»? (дети отвечают «03»)
- Если вам или вашему другу инородное тело попало в глаз, ухо или в нос, нужно позвонить в «скорую помощь». При этом надо сообщить свое имя и фамилию, номер телефона, домашний адрес, рассказать о причине вызова.
- Если вы получили ожог от горячей воды или пара, пораженное место нужно подставить под струю холодной воды, затем смазать соком алоэ (показываю детям листья алоэ). Он убивает все микробы и заживляет рану. Обязательно надо забинтовать пораженный участок бинтом.
В процессе беседы с детьми рассматриваем иллюстрации-схемы «Символы, спасающие жизнь». По окончании беседы предлагаю детям поиграть в сюжетную игру «Больница», в процессе игры обыгрываем вышесказанные ситуации, учимся забинтовывать пальцы, руки и т.д.
Приложение 4
Конспекты мероприятий с детьми
Раздел «Ты и окружающие люди»
- Конспект беседы с детьми на тему «Незнакомые тебе люди: хорошие и плохие»
Цель: учить детей различать окружающих людей, доверять только хорошо знакомым людям; знакомить с правилами действия в ситуациях, когда жизнь и здоровье человека в опасности.
Наглядный материал: карточки-схемы «Символы, спасающие жизнь», карты с изображением настроений, иллюстрации сказочных персонажей с разными настроениями, листы бумаги, карандаши.
Ход:
- Ребята, скажите, кто является самым близким для вас человеком?
- Согласитесь, что близкие нам люди относятся к нам с добротой, любовью, пониманием, готовы поделиться с нами всем тем, что у них есть. Но всегда ли бывает так, что по этим качествам судят о близких? Конечно, нет!
- Ребята, вы, конечно же, помните, что родители вам неоднократно говорили: «Никогда не разговаривай на улице с незнакомыми людьми!» Как вы думаете, почему нельзя разговаривать с незнакомыми людьми? (выслушиваются ответы детей)
- Ребята, сейчас мы рассмотрим картинки и поговорим о том, как нужно вести себя при встрече с незнакомцем.
- Ни в коем случае не принимайте от незнакомого человека угощения, даже если родители никогда не покупали вам таких вкусных вещей.
- Запомните, что преступники внешне могут ничем не отличаться от других людей. Поэтому надо быть осторожными при общении с незнакомыми людьми. Не надо доверять ни сверстникам, ни тем, кто старше и даже младше. Ведь именно они заманивают жертву к взрослым преступникам. Не соглашайтесь идти с незнакомыми людьми и детьми в подъезд, в подвал или другое место.
- Не садиться в машину к незнакомому человеку, даже если он говорит вам, что это ваша мама попросила его покатать вас.
- Если вы все-таки оказались в безлюдном месте с незнакомцем, который хочет причинить вам вред, - кричите как можно громче и зовите на помощь.
Сейчас мы с вами рассмотрим картинки с изображением различных настроений людей. Назовите, какое настроение изображено на них (радость, грусть, злость, страх, спокойствие и др.)
В разной ситуации у разных людей бывает разное настроение. Также и у сказочных персонажей проявляется различное настроение. Как вы думаете, можно ли, посмотрев на человека, рассказать о его характере, настроении? (рассматриваем с детьми сказочных героев и беседуем о характере и настроении).
В заключение предлагаю детям нарисовать свое настроение.
- Конспект беседы с детьми на тему «Если ты потерялся»
Цель: развивать навыки правильного поведения и общения при встрече с незнакомыми людьми; воспитывать осторожность, умение находить выход из трудной ситуации.
Наглядный материал: иллюстрации по теме беседы, мяч.
Ход:
- Ребята, как мы с вами уже говорили, опасности подстерегают нас не только дома, но и на улице. Чтобы их избежать, надо соблюдать некоторые правила поведения на улице.
- Самое главное правило: никогда не уходите гулять без разрешения родителей. Родители должны знать, где вы находитесь.
- Если вы потеряли родителей в незнакомом месте, стойте там, где потерялись. Если родители долго не приходят за вами, обратитесь за помощью к милиционеру.
- Если на улице вам показалось, что за вами кто-то идет, не паникуйте и не бегите. Зайдите в ближайший магазин, почту, сбербанк или другое людное место.
- Если вы увидели на улице, в транспорте или другом месте сумку, кошелек, сверток – не трогайте! Там может оказаться бомба. Скажите об этом взрослым.
- Всегда предупреждайте родителей, к кому и куда вы уходите в гости. Взрослые должны знать адрес и телефон, по которым вас можно будет разыскать.
- Если вы отправились с родителями на массовое мероприятие, где присутствует толпа народа, старайтесь не потеряться, держитесь рядом с родителями, не падайте.
- Если вы оказались заложником, старайтесь не привлекать к себе внимания. Выполняйте все требования захватчиков. Спокойно ждите окончания действий. При освобождении выходите как можно скорее.
Вот некоторые из правил, знание и соблюдение которых поможет вам правильно сориентироваться в окружающем мире.
В заключение проводится игра «Давайте познакомимся». Каждый ребенок называет свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес.
Приложение 5
Конспекты мероприятий с детьми
Раздел «Ты и природа»
- Конспект беседы с детьми на тему «Как обращаться с животными»
Цель: продолжать знакомить детей с опасными ситуациями; знакомить с правилами поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться; воспитывать осторожность.
Наглядный материал: альбом «Наши любимцы» с фотографиями домашних животных.
Ход:
- Ребята, вы любите животных?
- Какие домашние животные живут у вас дома? (кошка, собака, черепаха, морская свинка и др.)
- Животных надо любить. Нельзя обижать, мучить. Надо заботиться о них, кормить, лечить, но при этом не забывать, что домашние животные могут быть опасны.
- Послушайте загадки, про кого они?
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)
Шерстка мягкая, да когти острые. (Кошка)
- Любое животное может покусать человека, если неправильно вести себя с ним.
Запомните правила:
- Никогда не убегай от собаки. Она может принять тебя за дичь и начнет охотиться.
- Если хочешь погладить собаку, спроси разрешения у хозяина. Гладь ее осторожно, не делай резких движений.
- Не корми чужих собак, не трогай их во время еды и сна.
- Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
- Не трогай щенков собак, не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.
- Кошки тоже могут быть опасны. Они могут вас сильно поцарапать и искусать.
- Никогда не трогай незнакомых животных. От них могут передаться болезни – лишай, чесотка, бешенство. Тщательно вымой руки с мылом.
- После укуса животного у вас может возникнуть страшная болезнь – бешенство. Необходимо сразу же после укуса сообщить родителям и обратиться к врачу.
- Как бы вам ни было жаль бездомных кошек и собак, но их нельзя трогать. Послушайте рассказ о бездомной кошке.
Бездомная кошка.
- Однажды я встретил бездомную кошку.
- Как ваши дела?
- Ничего, понемножку.
- Я слышал, что вы тяжело заболели.
- Болела.
- Так, значит, лежали в постели?
- Лежала на улице много недель. Бездомной мне негде поставить постель.
Подумал я: «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».
- Вы слышите, кошка, пойдемте со мной. Темнеет, а значит, пора вам домой.
Спешил я, она отставать не хотела и рядом со мною тихонечко пела. «О чем она пела?» Наверно, о том, что каждому нужен свой собственный дом.
(А.Дмитриев)
- Конспект беседы с детьми на тему «Безопасность на природе»
Цель: знакомить детей с правилами поведения во время грозы, пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. Воспитывать осторожность.
Наглядный материал: иллюстрации грозы, пожара, реки; насекомых: пчела, оса, муха, комар, клещ, муравей.
Ход:
- Ребята, бывали ли вы когда-нибудь в лесу, на речке, на лугу?
- Скажите, могут ли возникнуть опасности в природе? Какие?
- В природе встречается много опасностей: гроза, ливень, ураган, лесные пожары. Вспомните, в какое время года бывает гроза? (Летом)
- Послушайте мои загадки:
«Грохочет без рук, горит без огня»
(гром и молния)
«Меня никто не видит, но всякий слышит,
а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит»
(гром и молния)
Гроза
Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе – вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зеленом сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнулись двери.
А.Барто
Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья или другие возвышающиеся предметы. Поэтому людям лучше держаться в низине, в овраге, можно даже лечь и переждать грозу. Нельзя бежать по полю или стоять под деревом.
В лесу укрываться от грозы лучше под кустарниками или березой. Нельзя стоять под дубом, т.к. его чаще поражает молния.
Пожар – самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. В сухую и жаркую погоду достаточно одной искры, чтобы лес загорелся.
Дети взяли в руки спички –
Нет жилья у бедной птички.
После страшного огня
Не осталось даже пня.
- Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Обязательно сообщи взрослым о пожаре.
- Ребята, вы любите купаться в реке? Приятно в жаркий день искупаться в реке или озере. Но перед тем, как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасного поведения на воде.
Запрещается:
- без взрослых самостоятельно входить в воду;
- прыгать в воду и подныривать;
- хватать, толкать друг друга в воде;
- звать на помощь без причины;
- заходить глубоко или заплывать на надувных матрасах и камерах.
- Где бы мы не находились: в лесу, на лугу, у реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Угадайте их по описанию.
Не птица, а с крыльями,
Над цветами летает,
Медок собирает. (Пчела)
Не зверь, не птица,
А нос, как спица. (Комар)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (Оса)
Кто над нами вверх ногами? (Муха)
- Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых:
- надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых;
- надо хранить продукты в закрытой посуде;
- отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор;
- надо быть осторожным и внимательным на природе;
- если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить вас;
- если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками. Если пчела укусила, и осталось ее жало, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором;
- встретив на пути муравья, не обижай его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит;
- Опасное насекомое – клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.
Если вы будете соблюдать данные правила, то с вами никогда не случиться беды.
А сейчас поиграем в игру «Комарики»:
Дарики – комарики
Вились, кружились, (дети соединяют указательный и большой палец, имитируют полет комара и произносят «з-з-з»)
И в нос вцепились (поочередно с разными частями тела).
- Конспект беседы с детьми на тему «Грибы и ягоды: съедобные и ядовитые»
Цель: формировать представление о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды; воспитывать внимание и осторожность у детей.
Наглядный материал: иллюстрации с изображением грибов и ягод; муляжи грибов, корзина.
Ход:
- Ребята, вы любите ходить в лес? Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в лес, в гости к Старичку-Лесовичку. Присаживайтесь на коврик, закрывайте глазки и вслушайтесь в звуки вокруг нас (включается магнитофонная запись голосов леса).
- Вот мы с вами очутились на лесной опушке. Скажите, что растет в лесу?
(деревья, цветы, травы, ягоды, грибы и т.д.)
- Сейчас я проверю, знаете ли вы грибы.
Растут в лесу сестрички,
Рыжие… (лисички).
Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик).
На пеньке сидят ребята,
Очень дружные … (опята).
Серенькие шапочки,
Рябенькие ножки,
Под березой растут,
Как же их зовут? (подберезовики).
На толстой белой ножке
Коричневая шапка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает …(боровик).
- Вот сколько грибов мы положили в кузовок! Скажите, они съедобные или ядовитые? Но в лесу надо быть очень осторожными, иначе в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?
Ножка белая, прямая,
Шапка красная, большая,
А на шапке, как веснушки,
Беленькие конопушки.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый …(мухомор).
В лесу есть грибы, что не надо искать,
Много растет их на каждой полянке,
Но эти грибы нельзя трогать и брать –
Яд в них опасный. Это - …(поганки).
У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсил.
Ты не трогай этот гриб,
Учти, он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки.
Его называют …(бледной поганкой).
- Съедобные грибы мы собрали в корзину, а ядовитые оставили в лесу, не топчите и не сбивайте их. Ими питаются птицы и животные.
- Давайте поиграем в игру «Собери грибы в корзину». (На столе муляжи грибов, дети собирают в корзину только съедобные грибы).
- Ребята, бывает так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке, на детской площадке. Такие грибы, даже если они съедобные, нельзя собирать. Встретив гриб на детской площадке, лучше растоптать его.
- Ребята, в лесу еще растут ягоды. Какие лесные ягоды вы знаете? (Малина, земляника, ежевика, черника, брусника, клюква, рябина, шиповник и др.) (Рассматривание картинок)
- Но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды. Посмотрите на картинки. (показываю волчью ягоду, вороний глаз, дурман).
- Если вдруг случилось так, что вы съели незнакомую ягоду, скорее скажите об этом взрослым. При отравлении ядовитыми грибами и ягодами необходимо немедленно вызвать «Скорую помощь». До прибытия врача нужно выпить много воды и вызвать рвоту. Так повторить несколько раз.
Приложение 6
Конспекты мероприятий с родителями
Консультация для родителей
«Мое имя, мой дом, моя улица»
Ваш ребенок скоро станет первоклассником? Это значит, ему придется столкнуться с первыми трудностями. Педагоги и психологи утверждают, что процесс адаптации у первоклассника проходит намного легче, если у него сформированы представления о себе и своих близких, если он знает свою фамилию, имя и домашний адрес.
Полезно рассказать ребенку, что в далекие времена, когда люди жили племенами, чтобы отличать друг друга, они придумывали имена-клички, которые отражали какое-то главное достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» и др. Называя так человека, люди как бы давали ему еще и характеристику, которую он должен был подтверждать в течение жизни, поэтому имя он получал не сразу после рождения, а через некоторое время.
Позже, придумывая имя своему ребенку, родители старались, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели видеть своего ребенка. Ведь и сегодня каждое имя что-то означает. Например, Виктор – это Победитель, а София – Мудрая.
Имеют свою историю и фамилии. Слово фамилия в переводе с английского означает семья. Точно так же, как имя, фамилия может быть значимой: Столяров, Добронравов, Зайцев и др.
Если вы знаете что-нибудь о своей фамилии и именах членов вашей семьи, расскажите ребенку. Такие познания расширят его кругозор, дадут пищу для размышлений.
А еще полезно будущему школьнику знать свой адрес и телефон. Если ребенок потеряется или с ним случится какое-то несчастье, он сможет назвать свой адрес и телефон, чтобы сообщить о случившемся родителям. И в школе ребенок будет чувствовать себя уверенней, если знает свой домашний адрес и телефон.
Заучивать адрес механически – для ребенка трудно и неинтересно. Можно сделать это с большей пользой для его развития. Для начала приобретите карту мира или глобус. Объясните, что это макет Земли, покажите, где находится наша страна. Во время следующей беседы найдите на карте местность или город, где вы живете. Обратите внимание на такое соотношение: страна – город. Что больше?
Прогулки с ребенком тоже можно сделать познавательными. Вы рассказываете ему, что называют улицей, переулком, проспектом. По ходу называете их, объясняя, что так же, как у людей, у них есть свои имена-названия. Эти названия придумывают люди, вкладывая в них смысл: Жукова, Северная, Заводская и др. вместе с ребенком можно подумать и над названием вашей улицы.
После прогулки дома можно нарисовать свою улицу с расположенными на ней магазинами, домами. Объяснить ребенку, что домов много и для того, чтобы не перепутать дома, им присваивают номера.
Во время прогулок обязательно обратите внимание ребенка на светофоры, рассказать, для чего они существуют, что обозначают дорожные знаки. И, самое главное, никогда не нарушайте правила дорожного движения.
Итак, ваш ребенок уже многое запомнил: он знает, в какой стране, в каком городе, на какой улице и в каком доме он живет. Осталось запомнить номер квартиры и домашний телефон. Номер квартиры запоминается по той же логике, что и имя: квартир много, и у каждой есть свой номер. Можно несколько раз записать номер своей квартиры. Чтобы запомнить номер телефона, поиграйте в такую игру. Нарисуйте кнопки телефонного аппарата, предложите ребенку написать на них цифры, но не все, а лишь те, которые составляют ваш номер. Поиграйте с ним в игру «У меня зазвонил телефон». Повторите игру в течение нескольких дней, и ваш ребенок твердо запомнит номер вашего телефона.
Знания о вашей семье и родословной, о своем городе, стране, мире не только расширят кругозор ребенка и в какой-то мере обеспечат его безопасность, но и помогут ему определить себя в окружающем мире, в ряду сменяющихся поколений, в кругу людей, в том числе и близких.
Приложение 7
Консультация для родителей
«Пути предупреждения детского травматизма»
Каждый ребенок в быту или на улице может оказаться в таких ситуациях, когда его жизни и здоровью угрожает опасность. Родители и близкие стараются максимально обезопасить ребенка, оградив его от опасностей.
«Прячьте спички от детей!»; «Вы, родители, в ответе, если спички взяли дети!»; «Если увидите у детей такие опасные игрушки, как рогатки, острые палки, самодельные копья и стрелы, постарайтесь их отобрать» - кричать надписи с плакатов, выпущенных врачами, пожарными и работниками милиции.
Иными словами, ребенка нужно водить за ручку как можно дольше, заботиться о нем и опекать его, сняв тем самым с него ответственность за свое здоровье и заботу о самом себе. Такой путь борьбы с травматизмом, хоть и является наиболее распространенным, близорук и направлен лишь на сиюминутный результат. Дети при этом остаются в неведении, они не знают об опасностях в окружающей жизни, не учатся быть осторожными в обращении с опасными предметами.
Итак, оградить детей от опасности – значит, заведомо сделать их слабыми, объективно способствовать росту детского травматизма.
Гораздо эффективнее, если родители сознательно готовят ребенка к встрече с трудностями и опасностями, которые были, есть и будут в нашей жизни. Необходимо воспитывать ребенка так, чтобы он:
- знал об опасностях, встречающихся в жизни, был осторожен сам и учил этому других;
- умел обращаться с опасными предметами и веществами;
- был сильным, ловким и сообразительным, чтобы легко находить выход из опасных ситуаций.
Каким образом это сделать?
Для этого не обязательно прятать опасные предметы от ребенка, а при первой же встрече ребенка с опасностью знакомить малыша с ней, чтобы он знал, что опасность есть и чем она грозит.
Как воспитывать безопасное поведение у детей?
Запреты, утаивание, прятание опасных предметов только возбуждают любопытство ребенка и усиливают тягу к запретному плоду. Опасность при этом только увеличивается, так как ребенок обязательно воспользуется отсутствием взрослых и может наделать много бед. Поэтому необходимо, чтобы первое знакомство с опасными предметами (огнем, утюгом, электроплитой, спичками, иголкой и т.д.) состоялось в присутствии взрослого, чтобы избежать тяжелых последствий. При этом взрослые должны предупредить ребенка, что может быть больно, горячо, что он может упасть, а дальше не мешать ребенку попробовать, так ли это. Конечно, при этом взрослые должны быть начеку, чтобы обеспечить безопасность ребенку и дать ему урок. Обычно 2-3 таких «уроков» достаточно, чтобы ребенок стал осторожным.
При встрече с большой опасностью, например, на улице при переходе через дорогу, необходимо, чтобы ребенок видел, что вы переживаете опасение и осторожность. Нужно объяснить ему, что существуют правила дорожного движения, а при пересечении проезжей части нужно остановиться и внимательно посмотреть вправо и влево.
Во время прогулок дайте понять ребенку, что не только родители, но и он сам несет ответственность за себя и за других. За каждое малейшее проявление заботы и ответственности хвалите его.
По возможности не запрещайте ребенку опасных игр, а учите соблюдать меры предосторожности.
Приложение 8
Консультация для родителей
«Летняя «скорая помощь»
Детям так нравится лазить по деревьям, пробираться сквозь колючие заросли, строить шалаш из веток, жечь костер. Лето – самое подходящее время для таких забав, но с дерева можно упасть и ушибиться, огонь может обжечь, а колючие кусты и ветки сильно царапаются, поэтому часто дети возвращаются с прогулки, «украшенные» царапинами, занозами, синяками. Конечно, все это не так серьезно, как вывихи и переломы, и чаще всего даже не требуется визита к врачу, но маме нужно уметь оказать помощь пострадавшему ребенку.
Синяки, порезы и занозы
Летом синяки не сходят с колен некоторых непосед, иногда синяк появляется на щеке или на лбу. Чтобы облегчить страдания ребенка, надо как можно быстрее приложить к ушибленному месту лед – это снимет боль и предотвратит распространение кровоизлияния и распухание. То же самое нужно сделать и если малыш прищемил палец.
Если ребенок порезался, первым делом промойте рану чистой водой и, чтобы остановить кровотечение, на время поднимите руку или ногу ребенка. После этого залепите рану бактерицидным пластырем. Но если в ранку попало инородное тело или порез длиннее сантиметра, то имеет смысл показать ребенка врачу, чтобы наложить швы.
Занозы тоже часто досаждают маленьким непоседам, нередко это очень больно, тем более что заноза может воспалиться. Помощь с вашей стороны такая: крепко сдавите кожу у занозы, и острым пинцетом медленно и осторожно вытаскивайте занозу за торчащий кончик. Затем продезинфицируйте рану и заклейте пластырем.
Ожог – это больно
Дети обожают баловаться с огнем, а зажигалки и спички – самые опасные в этом отношении предметы, так как они доступны. Если ваш ребенок схватил неосторожно оставленную вами зажигалку и обжегся, то обожженное место надо тут же подставить под холодную воду минут на пятнадцать. Эта процедура значительно облегчит боль и предупредит образование пузырьков. После этого на ожог надо наложить стерильную повязку. Если на месте ожога через какое-то время все же образовался пузырь, то не стоит его прокалывать – со временем он спадет сам собой. Запомните, что при ожоге площадью больше детской ладони требуется срочная врачебная помощь.
И главное правило – ни в коем случае не используйте при ожогах у детей домашние средства типа сливочного масла, крахмала и т.п. все это только помешает процессу заживления.
Если ребенок ушибся
Ушибы головы – самый коварный вид травм у детей, ведь даже самый легкий ушиб может иметь тяжелые последствия. Если после удара ребенок ведет себя неадекватно или теряет сознание – вызывайте «скорую». Если же он просто посадил себе шишку, прижмите к ушибленному месту любой холодный предмет и в течение суток внимательно наблюдайте за ребенком – не появилась ли головная боль, рвота, головокружение, апатия. Если вы заметили хоть один из этих признаков, немедленно обратитесь к врачу.
Желаем вам и вашим детям приятного отдыха летом!
Будьте здоровы!
Приложение 9
Памятка для родителей
«Учите детей соблюдать правила дорожного движения»
- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая или такси всегда выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
- Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые собираются поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребенком из-за кустов, машин, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Приложение 10
Памятка для родителей
«Советы по охране жизни и здоровья детей»
- Посмотрите внимательно на свою квартиру, дом, двор, в котором играют дети, с точки зрения безопасности для здоровья.
- Укрепите качели, отремонтируйте другие игры, установленные во дворе. Вместе с другими жильцами определите площадки для игр детей в местах, удаленных от движения транспорта, не разрешайте детям разжигать во дворах костры, стрелять из ракетниц и т.п. Объясните им, что это может привести к травме.
- Не разрешайте детям играть с бродячими животными, объясните, что это может привести к серьезным заболеваниям.
- Научите ребенка, как вести себя с посторонними людьми, запретите ему брать от незнакомцев лакомства и угощения, заходить в чужие квартиры, подвалы и т.д.
- Разъясните ребенку, что ничего страшного не случится, если он под угрозой отдаст незнакомому человеку карточку, телефон или другие вещи. Дети часто боятся, что их за это будут ругать дома.
- Ребенок должен быть искренним с вами, относиться к вам с доверием, тогда вы будете знать обо всем, что с ним происходит.
Приложение 11
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
С целью выявления Вашего отношения к вопросам безопасности детей просим Вас ответить на наши вопросы. Ваши откровенные ответы помогут нам сделать объективные выводы.
1. Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?
- да
- нет
2. Проверяете ли вы, уходя из дома, выключены ли электроприборы, газ, вода?
- да
- нет
3. Выключает ли ваш ребенок, уходя из дома, электроприборы, газ, воду?
- да
- нет
- не всегда
4. Умеет ли ваш ребенок пользоваться электро - и бытовыми приборами?
- да ___________________________________________________________
какими
- нет
5. Знает ли ваш ребенок номера телефонов экстренных служб: скорой помощи, пожарной и полиции?
- да
- нет
6. Можете ли вы в присутствии ребенка совершить необдуманный поступок, например, искупаться в незнакомом водоеме или прогуляться по тонкому льду?
- да
- нет
7. Знаете ли вы, где и с кем ваш ребенок проводит свое свободное время?
- да
- нет
8. Проинструктирован ли ваш ребенок о том, как вести себя в случае экстремальных ситуаций, например, если начался пожар в квартире или ребенок застрял в лифте?
- да
- нет
9. Как вы считаете, может ли уrpожать опасность вашему ребенку?
- да
- нет
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая папка для педагогов дополнительного образования по теме: «Формирование у детей знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром».
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, позволяющие организовать работу по изучению правил безопасности....
Календарно -тематическое планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
В данном перспективном плане представленна работа по профилактике дорожно - транспортного травматизма Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспор...
календарно-тематическое планирование по безопасности функционирования информационных систем
Безопасность функционирования информационных систем...
Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс
Рабочие программы разработаны на основе Примерной программы основного общего образо¬вания по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарт...
Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта...
Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 7 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта...
Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного с...