КВН как комплексная форма внеурочной деятельности
статья на тему
Некоторый опыт работы со школьной командой КВН. Данный материал может быть основой для дополнительной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы со школьной командой КВН | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
РЕФЕРАТ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ДОП 34 «Деятельность педагога-организатора»
КОСТАРЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
по теме: «КВН как комплексная форма внеурочной деятельности учащихся школы»
МОСКВА – 2014
КВН как комплексная форма внеурочной деятельности
учащихся школы
В течение 10 школьных лет ребенок живет в этом маленьком и относительно замкнутом мире детей и взрослых, где существуют свои законы. Он постигает большой мир, ежедневно и ежечасно проигрывая и действительно проживая ситуации реальной жизни. Та социальная и психологическая атмосфера, воспитательная среда, которая создается в этом мире, определяет развитие ребенка как человека, социально направленной личности, творческой индивидуальности. По значимости для подростка получение знаний в учебном заведении – это скорее необходимость, на первое место поставлено общение со сверстниками. Поэтому одной из главных задач школы является создание благоприятного климата в коллективе, чтобы даже при недостаточной успешности в учебе подросток был адаптирован, ощущал свою важность и необходимость, смог найти свое общественно-полезное место в жизни. Это можно достигнуть, привлекая ребенка к различным формам деятельности во внеурочное время.
Особенностью процесса дополнительного образования учащихся является то, что оно предоставляется детям в их свободное время, путем свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.
Программы дополнительного образования в школе чаще всего направлены на физическое и творческое развитие личности.
Одним из возможных эффективных путей решения важных воспитательных и социальных задач является создание на базе школы детского творческого объединения под названием КВН. КВН является синтезом многих жанров и дает возможность развиваться комплексно, то есть в различных его видах: музыке, актерском мастерстве, художественном слове, танцам.
Теоретически детская команда КВН может быть создана на базе любого детского учреждения. Но эффективность ее деятельности зависит от многих составляющих. Функционирование такого объединения при школе имеет ряд преимуществ:
- Формирование коллектива объединения идет быстрее, т. к. все участники уже являются членами общешкольного коллектива;
- Работа объединения при необходимости может быть вынесена за временные рамки;
- Близость школы и места жительства участников
- Возможность более частого контактирования с родителями участников;
- Наличие по определению большой группы поддержки (часть общешкольного коллектива).
Психологические особенности детей и подростков.
Одна из причин популярности и массовости игры КВН – в ее объективном отражении основных психологических потребностей молодежи. Наиболее привлекательными факторами являются;
- возможность общения
- эмоциональная позитивность (юмор)
- возможность самореализации
- игровая основа
Последний фактор наиболее характерен для детского и подросткового возраста. Всем известно, что игра – не только средство отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Это один из механизмов создания благоприятной атмосферы в объединении, необходимый атрибут социализации личности ребенка.
Вид потребности | Психологический смысл | Условия для реализации в КВН |
Потребность в группировании со сверстниками | Одна из ведущих детских и подростковых потребностей. Ребенок, находясь в группе, сравнивает себя с другими и корректирует свое поведение, осваивает принципы взаимодействия с окружающим обществом. | Членство в команде КВН – коллективе единомышленников. |
Потребность в идентификации | Прежде чем начать самостоятельную работу, подмастерье подражает действиям мастера и только затем приобретает необходимую свободу действий для своего творчества. Так и подросток, осваивая окружающий мир, нуждается в тех, с кем он может себя отождествлять. | Руководители, старшие команды КВН, популярные КВНщики, телевизионные передачи (Высшая лига, Премьер лига, Вне игры) |
Потребность в обособлении, индивидуализации | В то же время подросток стремится освоить собственную индивидуальность, осознать свою неповторимость, свое предназначение. Боязнь оказаться не таким, как все и стремление выделиться – две противоречивые, но взаимодополняющие тенденции. | Амплуа, имидж, роль и место в команде. |
Потребность в деятельностном освоении мира | В деятельности формируются психические функции и развиваются способности ребенка. Именно они дают ему чувство уверенности, устойчивости. Овладение навыками практической деятельности – важная для подростка характеристика его личностной значимости, его ценности в глазах окружающих и его собственных | Разыгрывание сценок из жизни, подготовка выступлений, репетиции, игры. Информированность и осведомленность. Владение информацией о мире. Эрудированность. |
Потребность в самовыражении | Индивидуализация может приобрести черты крайнего обособления, выраженного о особых идеях, манере поведения одежде и т. п. Индивидуализация, действительно отражающая личностный мир подростка, становится средством его самовыражения, свидетельствует о личностной осознанности. | Структура самоуправления в команде. Роли в команде. |
Потребность в творческой деятельности | Творческая деятельность подростка помогает ему воспринимать действительность, сообразуясь с собственными потребностями и чувствами, восполняет недостаток свободы, дает осознание собственной силы. Именно творя и воспринимая творчество. Подросток может быть максимально свободным. | КВН как многопрофильный жанр предлагает большое поле для творчества, где каждый может проявить себя в какой-то области. |
Потребность в эмоционально-романтических переживаниях | Эмоционально-романтические переживания позволяют подростку преодолеть жесткий цинизм и рационализм окружающей действительности. Эмоционально-чувственное восприятие мира в подростковом возрасте значительно отличается от взрослого рационализма. | Игры, поездки, школы КВН, новые знакомства |
Потребность в общении | Одна из ведущих потребностей подростка. Доверительное, личностное общение способно удовлетворить многие подростковые потребности – ощутить свою общность с другими, утвердиться в оценке внешнего мира и осознать свой внутренний мир. | Общение с единомышленниками КВНщиками на играх, фестивалях, сборах. |
Потребность в профессиональном выборе | Выбор будущей профессии в современном обществе смещен с представлениями о собственном предназначении на прогноз социальной успешности выбранного пути, что является общим следствием недостатка личностной осознанности, отсутствия социального опыта. | Система творческих, коммуникативных и организаторских умений и навыков. |
Потребность в игровой деятельности | Основные функции игры в жизни ребенка: упражнение, изменение отношений с действительностью, способ управления эмоциональным состоянием, самоанализ, достижение эмоциональной близости, приобретение социального опыта, развитие воображения, преодоление комплексов, ощущение собственной полноценности. | КВН – это игра-соревнование, основные функции которой: обучающая, коммуникативная, развивающая, просветительская, релаксационная, развлекательная, воспитательная. |
Потребность в эмоциональной вовлеченности | Выражение, характеризующее подростковый возраст как «поиск острых ощущений», в действительности отражает потребность в эмоциональной вовлеченности, в ощущении собственной причастности к происходящему вокруг, потребность через эмоции управлять миром. | Подготовка к игре КВН и сама игра на результат – это выброс эмоций, «адреналин». |
Потребность в учебной деятельности | Потребность быть учеником характерна для детского и юношеского возраста. Ученик – не просто социальный статус молодого человека, это позиция, позволяющая ему осуществлять деятельность с правом на ошибку. В то же время ученичество предполагает возможность обретения качеств характера и умений значимого старшего наставника. Основа потребности в обучении – способность качественно изменяться, личностно расти. | Просмотр и анализ игр опытных команд, школы КВН, обучение в процессе деятельности (постановка номеров, репетиции). Расширение кругозора. |
Потребность в старшем наставнике | Потребность в старшем наставнике, так же как и в ученичестве, - это желание приобрести опыт успешной социализации. Кроме того, общение со старшим наставником, в отличие от общения со сверстниками, позволяет приобрести опыт преодоления внутренних комплексов, личностных проблем. | Руководитель команды, кураторы (старшие КВНщики-студенты), редакторы |
Потребность в системе нравственных норм и правил | Важнейшая задача воспитания – выработать у подростков внутреннюю потребность в нравственных нормах поведения. Для этого, прежде всего, необходимы доверительные отношения со взрослыми и четкость, последовательность, естественность, сообразность предлагаемых ими правил поведения. | Законы и правила в КВН. Запретные темы для шуток. |
Потребность в социализации | Дети и подростки в процессе социализации приобретают различные общественные статусы: гражданский, социальный (репутация), профессиональный, половой, национальный, культурный, личностный. Обретение каждого из статусов требует от подростка усилий, жертвы. От готовности идти на ту или иную жертву в дальнейшем будет зависеть сила статуса. | Работа до изнеможения для достижения высшего результата (победы). Наличие ведущих статусов: актер, автор, капитан Сатирическое и юмористическое отражение действительности |
Потребность в признании | Быть признанным, понятым – значит, получить от окружающих поддержку и одобрение, приобрести чувства уверенности и спокойствия. Подросток не вполне осознает, что признание – результат личностных усилий, требующий жертв. Тем более, что признание в современном обществе смещено на понятия удачи, везения, помощи извне. Важно, чтобы подросток был действительно признан и понят, но по его реальным результатам и достижениям. | Установки на успех. Работа на победу. Игры с более старшими или опытными соперниками. |
Потребность в самоопределении | Поиск смысла жизни и своего места в ней занимает значительное место среди подростковых потребностей. Выбрать правильный путь может тот, кто научился управлять своими желаниями и потребностями, способен заставить себя следовать чувству долга, готов к служению обществу. | Несколько сыгранных сезонов в лиге КВН – проверка готовности посвятить себя этому делу. |
Возможность создания и развития детского объединения КВН можно проиллюстрировать следующей программой, созданной на основе собственного многолетнего опыта.
Программа развития школьного объединения КВН.
Цель программы:
В процессе реализации программы КВН создать условия для комплексного развития творческих способностей, личностного роста, развития общей культуры и коммуникативных навыков учащихся, формирования активной жизненной позиции и обеспечения их социальной адаптации в современном обществе.
Задачи программы:
- Создание дружного, сплоченного и увлеченного коллектива – команды КВН.
- Раскрытие и развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
- Формирование нравственных качеств личности.
- Активизация навыков позитивной организации досуга, отвлечение школьников от негативных факторов влияния.
- Формирование навыков коммуникации, культуры межличностного общения.
- Расширение кругозора, эрудиции, повышение уровня общей культуры личности.
- Развитие творческой и социальной активности.
- Подготовительный этап.
- Определение необходимости данного объединения (есть ли у школьников потребности в данной форме творческого самовыражения)
- Определение возможностей школы для функционирования объединения.
Прежде чем создавать объединение КВН, необходимо учесть, какие ресурсы необходимы для этого, и, по возможности, их изыскать.
РЕСУРСЫ:
Площадка - помещение для репетиций. Для объединений на базе школы это обычно, не проблема (актовый зал, музыкальный кабинет и т. п.)
Материально-техническая база – музыкальная, звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, усиливающая аппаратура. Желательно иметь фото- и видеокамеры.
Специалисты – люди, обладающие профессиональными навыками в той или иной области (хореограф, музыкант, художник и т. п.) для обеспечения эффективной работы объединения. Это могут быть специально приглашенные, нанятые, либо из числа педагогов школы по профилям, а также родители учащихся.
Источники информации – телепередачи (КВН. Высшая лига. Премьер-лига.), специализированная пресса (книги Международного Союза КВН), Интернет-сайты, деятельность различных лиг КВН.
Партнеры и спонсоры – необходимые для поддержки и развития объединения люди или организации (администрация школы, родители, государственные органы управления и образования, коммерческие организации, общественные организации и объединения, СМИ и т. п.)
- Организационный этап.
Формирование и организация работы объединения начинается с создания команды КВН. Это может быть первичный процесс (впервые создается) или результат преемственности. В любом случае это происходит на добровольной основе, но инициатива может исходить как от детей, так и от взрослых. Команда – наиболее важное составляющее в процессе организации объединения. Важно, чтобы ее участники стали действительно командой - коллективом единомышленников.
Структура объединения
Идеальный состав команды может быть таким:
- Сценаристы
- Режиссер
- Актеры
- Капитан команды
- Звукорежиссер
- Музыканты
- Вокальная группа
- Танцевальная группа
- Художественно-оформительская группа
- Фото, видеокорреспонденты
- Администратор
- Директор команды
В реальной жизни школьная команда КВН практически не может себе позволить иметь такой состав. Обычно несколько функций берут на себя руководители команды, ребята, а также родители и добровольные помощники.
Кроме того, группа поддержки (болельщики) тоже считаются частью команды. Они могут образовать свой фан-клуб, который занимается определенной деятельностью и является структурным звеном школьного движения КВН.
На организационном этапе необходимо заручиться поддержкой администрации школы, родителей участников объединения, а также определить основные направления деятельности и потенциальных партнеров для совместной работы.
Этот этап характеризуется началом формирования традиций объединения, атрибутики (эмблема, командная песня, форменная одежда), органов самоуправления объединения. Добровольно принимаются «законы и правила жизни» объединения (Устав, Положение, права и обязанности).
- Этап развития в деятельности.
Создание объединения может осуществляться как по инициативе детей, так и по инициативе взрослых. В своем развитии ДОО «Школьное движение КВН» проходит несколько уровней:
1) Деятельность внутри объединения. Первое дело.
Жизнь команды начинается с первого выхода на сцену. Для того, чтобы стимулировать успешную деятельность, нужно обеспечить команде успех в дебюте.
Вторая составляющая успешности – постоянная практика.
Основной формой работы объединения является коллективная (командная) творческая деятельность. Основная форма деятельности КВН – систематические репетиционные занятия. Функции их могут быть следующими: обучающая (сочинение и чтение сценариев, мозговой штурм, музыкальные занятия, сценические этюды, занятия танцем и т. п.), развлекательная (создание благоприятной атмосферы на репетициях, мини-игры, импровизации, экспромты), коммуникативная (объединение ребят в коллектив, общение, установление эмоциональных контактов), релаксационная (снятие напряжения с помощью игровых приемов, психологические игры), развивающая (гармоничное развитие личностных качеств при подготовке выступления), воспитательная (проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций).
Команда КВН предполагает в своем развитии 2 ступени.
I ступень – младшая команда КВН (10-14 лет)
II ступень – старшая команда КВН (15-17 лет)
На I ступени происходит выявление склонностей и творческих способностей учащихся, определение их приоритетной специализации в команде (актер, вокалист, сценарист, художник-оформитель, статист и т. п.). Основное внимание уделяется теории КВН, основам актерского мастерства и специальным занятиям (вокал, хореография). На 1-м году обучения уже подготавливаются и реализуются 2-3 показательных выступления на школьной сцене (обычно, ноябрь – День КВН и апрель - «Юморина»). Ко 2-му году обучения формируется постоянный состав команды. Ребята должны знать и подчиняться законам и правилам, которые приняты в команде КВН. Углубляются теоретические и практические знания и умения. Расширяется сценическая деятельность. Команда уже может играть с соперником на результат (например, с командой другой школы или принять участие в сезоне школьной лиги КВН). В связи с этим повышается уровень требований к качеству выступлений. Так как КВН – это игра-соревнование, то желание победить является наилучшим стимулом для работы команды. Следует начинать формировать и навыки самостоятельной работы.
На II ступени: обучения сложившаяся команда КВН должна совершенствовать себя, «расти». Это предполагает обязательное участие команды в игровых сезонах лиг КВН, турниров КВН. Обучающая деятельность заключается в подготовке к участию в КВН-мероприятиях (играх сезона, фестивалях, концертах). В процессе подготовки происходит дальнейшее обучение и совершенствование профессиональных умений и навыков, а также навыков самостоятельной работы. Большое внимание уделяется развитию импровизационных (актерских и литературных) навыков. На 4-м году учащиеся представляют собой самостоятельную, боеспособную команду КВН высокого уровня мастерства и культуры. Большое значение имеет воспитание преемственности в командах.
Старшие КВНщики могут привлекаться к проведению некоторых занятий с младшими, а младшие – к участию в выступлении старшей команды. Это имеет большое воспитательное воздействие.
КВН является синтезом многих видов и жанров искусства. Поэтому занятия в объединении КВН, с одной стороны, помогают овладеть самыми разнообразными умениями и навыками, с другой – позволяют «найти себя» в какой-то одной области и совершенствоваться в ней.
В деятельности объединения широко используется самообучение и самообразование через анализ опыта других команд. Достаточно большое количество часов отводится на просмотр видеоматериалов с записями игр опытных команд, посещение «живых» выступлений, их обсуждение и анализ
КВН по определению – жанр самодеятельный. Тем не менее, в последнее время сильно возросли требования к уровню исполнительского мастерства. Поэтому к работе с командой КВН, по возможности, должны привлекаться специалисты, например, по вокалу, хореографии, по работе над музыкальным оформлением (запись фонограмм) и т.п.
2) Деятельность в школе. Роль и место объединения в общешкольной воспитательной системе.
Детское объединение ни в коем случае не должно обособлять себя от общешкольной жизни и воспитательных внеурочных мероприятий. Воспитательная система школы должна включать в процесс все детские объединения, базирующиеся в школе. Активное участие, а тем более, организация внеурочной деятельности школы повышает общественную активность и значимость деятельности объединения.
Степень участия объединения в подготовке школьного коллективного творческого дела может быть различной: ведущая организационная роль, исполнение, соучастие, помощь. В процессе реализации дела осуществляется следующий поэтапный подход:
- дифференциация (определение круга задач и специфических вопросов для каждого объединения)
- координация (согласованность действий объединений по решению организационных вопросов, проверки степени готовности)
- интеграция (объединение усилий в процессе реализации дела)
Таким образом, осуществляется деятельность объединения выходит на новый качественный уровень.
3) Формирование внешних связей, взаимодействие и сотрудничество с общественными организациями, молодежными движениями, учреждениями образования и культуры, органами власти и управления.
Выход деятельности объединения за рамки школы предполагает обеспечение внешних связей с общественностью. Эта связь осуществляется через участие взрослых лидеров объединений в работе координирующих органов детского движения района, округа, города, взаимодействие с общественными организациями и движениями, учреждениями образования и культуры, органами государственной власти и управления, средствами массовой информации. Детское общественное объединение принимает активное участие в реализации творческих и социальных программах и проектах организаций (игры, акций, слеты, фестивали, лагеря, школы обучения, концерты и т. п.), направленные на улучшение жизни подрастающего поколения, их самореализацию, вовлекающие подростков в социально-полезные дела, помогающие строить отношения со сверстниками, стимулирующие общественную активность. Высшим уровнем деятельности детского общественного объединения является инициирование, организация и проведение социально-полезных проектов и мероприятий. В сотрудничестве и при поддержке государственных и общественных партнеров.
Направления деятельности объединения КВН.
Направления деятельности могут быть следующими:
- специализированная творческая деятельность (участие в играх КВН, фестивалях, Кубках);
- специализированное обучение (Школа КВН, семинары, творческие сборы);
- взаимодействие и сотрудничество с детскими и молодежными общественными объединениями (участие в программах, проектах, совместных акциях);
- организация собственных общественно-полезных проектов;
- волонтерская, благотворительная концертная деятельность;
Заключение
Актуальность и социальная значимость программы развития школьного КВН заключается в том, что участие в этом объединении дает подростку альтернативу бездумному времяпрепровождению и дает возможность для самого разнообразного самовыражения. В процессе коллективной творческой деятельности ребята учатся взаимодействию, дисциплине, ответственности, приобретают опыт коллективных переживаний, избавляются от комплексов, развивают творческие и интеллектуальные способности, расширяют кругозор. Участвуя в подготовке выступлений, играх КВН, примеряя на себе различные роли, с остроумием отражая трудности окружающей действительности, общаясь друг с другом и другими единомышленниками, обмениваясь опытом, КВНщики больше, чем их сверстники, готовы найти себя во взрослой жизни, стать социально активными людьми. Взаимодействие с другими детскими общественными объединениями, молодежными движениями расширяет деятельность школьного движения КВН, поднимая его на более высокий общественный уровень.
В качестве практического приложения предлагается примерная образовательная программа дополнительного образования детей «Школа КВН».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС.
Презентация на тему "Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС" ....
Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности
Выступление на кафедре естественно-математического цикла...
Комплексная программа внеурочной деятельности классного руководителя
laquo;Комплексной программы внеурочной деятельности классного руководителя» для обучающихся 6 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основног...
"Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности"
Статья «Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности» Класс: 10 БУчитель: Мараник Любовь Викторовна Проектная деятельность также активно применяется мною ...
Методическая разработка комплексного занятия внеурочной деятельности «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕД»
Военно-патриотическая игра «Наследники побед» имеет тематическую направленность. В данном случае тема игры «По примеру Петра I: труды и победы» с акцентом на осмысление военног...