Кружок по физике "Удивительное рядом"
проект (11 класс) на тему
Данная программа разработана для учащихся проф. тех училищ. Основной целью этой программы является развитее познавательного интереса к предмету в различных его аспектах, инициация создания нестандартных решений и идей. Потому в ней содержится множество увлекательных заданий и вопросов, которые доставят наслаждение любителям поиска необычного. Применение не стандартных методов в исследовании простых явлений окружающего мира поможет подростку взглянуть на физику и электротехнику, как на предмет изучения, а не как на склад готовых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 95 КБ |
kruzhok_titulnik.doc | 359 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для учащихся проф. тех училищ. Основной целью этой программы является развитее познавательного интереса к предмету в различных его аспектах, инициация создания нестандартных решений и идей. Потому в ней содержится множество увлекательных заданий и вопросов, которые доставят наслаждение любителям поиска необычного. Применение не стандартных методов в исследовании простых явлений окружающего мира поможет подростку взглянуть на физику и электротехнику, как на предмет изучения, а не как на склад готовых знаний.
В программу включены не только основные методы познания: наблюдения, эксперимент, выдвижение гипотез, моделирование, но и такие как фантазирование, гиперболизация, «вживание» в образ явления или предмета, «мозговой штурм», театральное представление. Программа предметного кружка рассчитана на 20 часов, что является оптимальным вариантом нагрузки для учащихся, занимающихся профессиональной подготовкой.
Этот небольшой курс, мы очень надеемся, поможет ученикам хоть чуть-чуть приоткрыть занавес уникальности красоты и важности этих наук, осознать их практическое значение и оценить решающую роль в организации ума.
Идеальным результатом для нас было услышать от ученика сократовские слова: «То, что я понял – превосходно! Думаю, таково же и то, чего я еще не понял».
Цель: Готовить учащихся к сознательному изучению предмета, выступать публично, доказать учащимся важность и целесообразность использования научно-популярных книг при изучении предмета.
Задачи:
- Формирование профессионально значимых умений и навыков, применение их в нестандартной обстановке.
- Развивать теоретическое и практическое мышление; вырабатывать умения самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации.
- Воспитывать стойкое желание
- достижение конечной цели (результата) свое деятельности;
- отыскания соответствующих средств ведущих к этой цели.
- Эволюция механики
Развитее механики в древности и средние века. Учение Аристотеля о движении. Борьба за гелиоцентрическое мировоззрение 16-17в. Н.Коперник и его система мира. О жизни и деятельности И. Ньютона. Спор о природе сил тяготения.
Лабораторно-практическое исследование
Как измерять и считать время (солнечные часы, «ночные часы», наблюдение звездного неба).
Знать | Уметь |
Понятия: Материальная точка, перемещение, скорость, ускорение масса, сила, вес, невесомость, И.С.О., потенциальная и кинетическая энергия. Законы и принципы: Закон Ньютона, закон Гука, закон Всемирного тяготения. | Пользоваться секундомером и компасом; измерять и вычислять физические величины (время, силу, ускорение, массу и т.д.). |
- Экскурсия в историю учения о теплоте.
Изобретение термометра, паровой машины. Жидкости и твердые тела. Вязкость красителей и отделочных материалов. Аморфное состояние вещества. Идеальный кристалл. Композиционные материалы и их использование в строительстве. Тепловые двигатели и их КПД, охрана природы. Устройство и назначение гигрометра, психрометра.
Научно-практические исследования
- Выращивание кристаллов.
- Изобретение вечного двигателя (модель).
Знать | Уметь |
Использование кристаллов и других материалов в технике, тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве; методы борьбы с загрязнением окружающей среды. | Пользоваться психрометром, определять экспериментально параметры состояния газа. |
- Изящная электродинамика.
Первые успехи в исследовании электрических и магнитных явлений в средние века. Изобретение первых электрических приборов. История изобретения гальванического элемента. Открытие электрона. История создания электрической лампочки.
Лабораторно-практическое исследование
- Сборка модели светофора;
- Сборка простейшего радиоприемника;
- Изготовление елочной гирлянды;
- Изготовление гальванического элемента;
- Пр.работа «Определение электрических параметров приборов используемых на ж/д транспорте».
Знать | Уметь |
Понятия: Электрическое и магнитное поле, электромагнитная волна, напряжение, сопротивление, работа и мощность эл. тока. | Рассчитывать стоимость израсходованной электроэнергии (при известном тарифе); Объяснять принцип действия электродвигателя, собирать эл. цепи по схеме; Применение в быту и технике электродвигателей. |
- В мире зеркал.
Исторический очерк развития оптики до начала 19в. Развитие взглядов на природу света и первые открытия в области физической оптики. Возрождение волновой теории света. Исследования по интерференции и дифракции света. Борьба за признание волновой теории света.
Лабораторно-практическое исследование
- Страничка занимательных опытов по оптике с использованием различных источников света (солнца, свечи, эл. лампы);
- Получение изображения с помощью линзы.
Знать | Уметь |
Свет как электромагнитную волну; Скорость света в вакууме и веществе; Законы отражения и преломления света. | Объяснить практическое применение электромагнитных волн. |
- В поисках чистой энергии.
Историческое открытие атомного ядра. Жизнь как квантовый феномен. Проблема создания термоядерных реакторов. Термоядерные реакции – источник энергии Солнца и звезд. Биологическое действие радиоактивных излучений. Проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС и ликвидация АЭС отслуживших свой срок.
Знать | Уметь |
Строение атома, состав ядер атомов; Расщепление некоторых массивных ядер под действием нейтронов; Выделение энергии при делении ядер. | Определять состав ядер атомов (по таблице Д.И. Менделеева); Понимать устройство АЭС по аналогии ТЭС, в которой роль топки играет атомный реактор. |
- Единство мира и красоты.
Разнообразие мира и его единство. Симметрии и их нарушения. Красота как глубочайшее единство, скрытое за огромным внешним разнообразием. Наука и искусство как формы познания мира. Роль науки в становлении культурного человека.
Знать | Уметь |
Красоту науки физики и понимать совершенство физических форм, их аналогию с проявлениями жизни отдельного человека, группы людей, всего человечества | Доступно ясно и увлекательно описывать проблемные вопросы физики. |
- Научный обзор отраслевой промышленности и сельскохозяйственного производства России.
Наука и производство. Что дала наука производству: электроэнергия; радио- и телевизионная связь, микроэлектроника; ЭВМ различных поколений; лазеры; ядерная энергетика; радиоактивные изотопы. Совершенная научная картина мира физики в избранной профессии.
- Здоровье и окружающая среда.
Экологические проблемы – единые проблемы для физиков, химиков, биологов, экономистов, инженеров, писателей и общественных деятелей.
Неблагоприятные экологические последствия работы тепловых двигателей и атомной энергетики. Могут ли АЭС стать безопасными, и необходимы ли они? Решат ли энергетическую проблему термоядерные реакции?
Научно-практическая работа
- «Экологическая экспертиза ПУ №1»;
- Определение содержания нитратов в овощах с помощью физики.
- Наука и будущее человека.
Проблема исчерпания природных ресурсов: нефти, газа, каменного угля и рудник месторождений. Экологически чистые восполнимые источники энергии: солнечная энергия, гидроэнергия, ветер. Перспективы их развития. Выход человечества из тупика перенаселенности невозможен без развития науки.
- Научно-практическая конференция.
Сердца, отданные физике. Странички истории техники. Парадоксы в физике. Физический эксперимент – истинный источник радости!
Тематический план
«Мир вступает в век Человека.
Больше, чем когда-либо мы обязаны
Думать сейчас о том, что мы
Вкладываем в душу человека».
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Эпиграф | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Эволюция механики | 1 | «Ценнейшее в жизни качество – вечно юное любопытство, не утоленное годами и возрождающееся каждое утро» Ромен Роллан | Лекция с элементами беседы. | Живая анкета |
2 | Экскурс в историю учения о теплоте. | 1 | «Богатством прошлого и своего времени пользуется каждый стремящийся вперед человек» А. Дистервег | Театральное представление | Оценка жюри |
3 | Изящная электродинамика | 10 | «Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытие» Р. Фейнман | Занятие «Аквариум» | Кроссворд головоломка |
4 | В мире зеркал | 1 | «Самое прекрасное, что мы можем испытать – ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки». А.П. Александров | Интеллектуальное кафе | Защита проекта |
5 | В поисках чистой энергии | 1 | «Значение ядерной энергетики не исчерпывается только тем, что она практически навсегда снимает угрозу недостатка топлива. Ядерная энергетика будет иметь и важное социальное значение». А.П. Александров | Ролевая игра | Физическая газета |
6 | Единство и красота мира | 1 | «Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое и отражает гармонию мира». А.Б.Мигдал | Физический калейдоскоп | Сочинение миниатюра |
7 | Научный обзор отраслевой промышленности и с/х России | 1 | «Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не может сравниться все им ранее пережитое». В.И.Вернадский | Экскурсия, семинар | Фотожурнал «Странички истории» |
8 | Здоровье и окружающая среда | 1 | «… И твердит природы голос: «В вашей власти, в вашей власти, чтобы все не раскололось на бессмысленные части»…». Л. Мартынов | Симпозиум | |
9 | Наука и будущее человека | 1 | «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет». В.И.Вернадский | Игровая мастерская | Рисунки викторины |
10 | Научно - практическая конференция «Законы физики – законы жизни» | 2 | «Границ научному признанию и предсказанию предвидеть не возможно». Д.И. Менделеев | Защита рефератов |
Итого: 20 часов.
Исследовательская работа учащихся:
1
Лабораторно-практическое исследование
Как измерять и считать время (солнечные часы, «ночные часы», наблюдение звездного неба).
2
Научно-практические исследования
- Выращивание кристаллов.
- Изобретение вечного двигателя (модель).
3
Лабораторно-практическое исследование
- Сборка модели светофора;
- Сборка простейшего радиоприемника;
- Изготовление елочной гирлянды;
- Изготовление гальванического элемента;
- Пр.работа «Определение электрических параметров приборов используемых на ж/д транспорте».
4
Лабораторно-практическое исследование
- Страничка занимательных опытов по оптике с использованием различных источников света (солнца, свечи, эл. лампы);
- Получение изображения с помощью линзы.
5
Научно-практическая работа
Предварительный просмотр:
Кружок
«Удивительное рядом»
(физика +электротехника)
Руководители : Грешникова М.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон гомологических рядов
презентация ученицы 11 класса к уроку биологии.тема урока - Мутационная изменчивость....
«УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ» (обобщение материала по разделу «Фонетика»)
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе....
Некоторые подходы к изучению и освоению ритмических структур в ряде форм токе-фламенко.
Рассмотрен новый подход к освоению ритмики Булериаса....
"Волшебное рядом..."
Интеллектуальная игра по литературе и журналистике для учащихся 5 - 7 классов....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Кружок декоративно-прикладного искусства на 2011-2012 учебный год "Удивительное рядом"
Кружок декоративно-прикладного искусства на 2011-2012 учебный год...
"Физики рядом с нами"-театральный кружок.
Чтобы сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной, имеющей смысл не только общения, но и познания нового, а в конечном итоге применение этого нового в жизни, приобщить их к технически...