ПЕСНИ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ.
методическая разработка (8 класс) на тему
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы
ПЕСНИ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ
( музыкально-литературная композиция)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesni_opalennye_voynoy.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы
ПЕСНИ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ
( музыкально-литературная композиция)
Оформление : фотографии фронтовых поэтов , выставка книг , записи песен.
Вед. Близится славная дата в жизни нашего народа – День Победы в Великой
Отечественной войне . Вот уже 70 лет минуло с той войны . Для мировой
истории это краткий миг .Но для людей это целая жизнь .Отгремели тяжелые
бои .
Время летит ,как ветер .Годы текут ,как реки .Но память хранит былое . С
древних времен в России почиталась память о тех ,кто отдал жизнь , защищая
свой народ .В их честь воздвигались памятники .часовни , церкви , мемориалы,
зажигались свечи .
Навсегда останется в народной памяти 22 июня 1941 года.
« 22 июня в 4 часа утра без объявления войны гитлеровская Германия вероломно
нарушила границы Союза Советских Социалистических республик ..»
Звучит песня «Священная война»
Первая песня, поступившая на вооружение Советской Армии. Между прочим, звучала на радио каждое утро после боя курантов. Стихи были написаны Василием Лебедевым-Кумачем еще до начала войны (вот и не верь после этого в пророчества!). Впервые слова «Священной войны» были опубликованы 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда». «Известия» в те далекие годы читали практически все, в том числе и композитор Александр Васильевич Александров, который в этот же день облачил стихи Лебедева-Кумача в сталь музыки. Из воспоминаний сына Александрова – Бориса: «Помню, как утром 25 июня 41-го отец написал на грифельной доске "Священную войну", тогда было не до того, чтобы расписывать партитуру по голосам. Мы записали мелодию и слова в свои тетради и стали репетировать. Никто не мог представить себе масштаба, значения этой новой песни, хотя прозвучала она мощно, захватив своей внутренней силой». В настоящее время среди музыкальных экспертов нет единого мнения по вопросу места и времени первого исполнения «Священной войны». Будем придерживаться официальной точки зрения, потому, что песня такого масштаба по определению не могла быть исполнена в другом месте и в другое время. Итак, «Священная война» впервые прозвучала 27 июля 1941 года на Белорусском вокзале. Накануне группа из Ансамбля красноармейской песни и пляски под управлением А. В. Александрова провела напряженную репетицию. Слова и ноты песни Александров писал мелом на доске, т. к. печатать их не было времени, и уже после этого музыканты переписывали их в свои тетради. А вечером «Священная война» вместе с многочисленными эшелонами и бойцами отправилась на фронт с Белорусского вокзала. Автор музыки А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!». Между прочим, 27 июля «Священная война» по просьбам слушателей прозвучала пять раз! С момента первого исполнения она стала гимном борьбы советских людей с фашизмом. Многократно стихи и музыка песни перепечатывались во фронтовых газетах, а многие бойцы пели её на передовой. «Священная война» стала главным калибром громадного и несокрушимого крейсера под названием СССР в борьбе с фашистскими захватчиками, таковым она остается и по сей день, а посему слушается только стоя.
Сороковые , роковые
Свинцовые , пороховые
Война гуляет по России
А мы такие молодые !..
Вед. Сегодня мы услышим стихи и песни фронтового поколения !В июне 1941 года юноши и девушки ушли на войну со школьной скамьи , после 9 класса , и из студенческих общежитий , но не всем суждено было вернуться , в победный май 1945года . И все они имеют право на память …
Вед. Стихи и песни военных лет …Сколько их, прекрасных и незабываемых . и есть в
них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к
своим , картины жизни солдат , рассказы о боевых подвигах моряков и пехотин-
цев , летчиков и танкистов .И если бы сейчас прослушать все лучшее ,что созда-
ли поэты и композиторы в те годы , то это была бы музыкальная антология исто-
рии Великой Отечественной войны .
Казалось было холодно цветам
И от росы они слегка поблекли
Зарю ,что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли .
Цветок, в росинках весь, к цветку приник ,
И пограничник протянул к ним руки .
А немцы , кончив кофе пить , в тот миг
Влезали в танки , закрывали люки.
Такою все дышало тишиной ,
Что вся земля еще спала , казалось.
Кто знал , что миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Я о другом не пел бы ни о чем ,
И славил бы всю жизнь свою дорогу ,
Когда б армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу .
( С. Щипачев «22 июня 1941 года» )
Вед. В кинолетописи Великой Отечественной войны сохранились хроники, запечат-
левшие освобождение от фашистских захватчиков старинного русского города
Орла 5 августа 1941 года . Над развалинами города несется песня . Знакомый
Всем голос Клавдии Шульженко поет: «Строчи пулеметчик, за синий платочек,
что был на плечах дорогих…»Это ворвался на улицы Орла броневик с радиоус-
тановкой .
Звучит песня «Синий платочек»
История «Синего платочка» начинается в 1940 году. Именно тогда на пороге гостиничного номера Ежи Петербургского, одного из руководителей польского коллектива «Голубой джаз», спасавшегося в Москве от фашисткой оккупации, появился поэт Яков Галицкий. Галицкий предложил композитору стихи для легкого вальса, начинавшиеся словами: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...», и этим же вечером солист «Голубого джаза» Станислав Ляндау впервые исполнял песню на публике. Позже «Синий платочек» был записан на пластинку и стал исполняться Изабеллой Юрьевой, Екатериной Юровской и другими вокалистами. С началом Великой Отечественной Войны, когда стране потребовались другие песни, текст синего платочка много раз изменялся. В окопах и землянках рождались новые варианты старых песен. И старт в этом сочинительстве дал именно «Синий платочек», а вернее, безымянный автор, написавший буквально в первые дни войны такие строки:
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.
Дрогнут колеса вагонов,
Поезд умчится стрелой.
Ты мне с перрона,
Я - с эшелона
Грустно помашем рукой.
А вот какой вариант «Синего платочка» был напечатан на обертке пакета пшенного концентрата, который выдавали солдатам в виде сухого пайка:
Вкусная пшенная каша
Жарко кипит в котелке.
Пробуя кашу,
Вспомни Наташу,
Девушку в синем платке.
И вновь, и вновь
Фрицам погибель готовь.
Помни, дружочек.
Синий платочек,
Бейся за нашу любовь!
9 апреля 1942 года у сотрудника газеты «В решающий бой» 54-й армии Волховского фронта лейтенанта Михаила Максимова родились слова «классического» «Синего платочка», исполнявшегося в последствии Клавдией Шульженко. «Когда к нам приехали Клавдия Шульженко и джаз-ансамбль, - вспоминал впоследствии Максимов, - которым руководил Владимир Коралли, мне поручили написать отчет об их концерте. Познакомились. Разговорились. Узнав о том, что я пишу стихи, Клавдия Ивановна сразу предложила написать новый текст на музыку довоенного «Синего платочка». Ей хотелось, чтобы в нем были «слова, созвучные военному времени». А вот как это время вспоминала К. Шульженко:«Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова. В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу... И вскоре я уже пела фронтовой «Синий платочек» для своих слушателей. С тех пор песня эта навсегда осталась в моем репертуаре». Премьера песни состоялась в депо железнодорожной станции Волхов. «Синий платочек» полюбилась повсюду. В частях, куда приезжала Шульженко с фронтовым оркестром, ее встречали вопросом-просьбой: «Синий платочек» споете?» А после концерта просили «дать слова». И она, как учительница, диктовала, а они записывали. Сейчас точно известно, что в годы войны песня «Синий платочек» дважды выпускалась на пластинках. Правда, была сделана еще одна запись - с довоенным текстом Я. Галицкого, но она не была тиражирована на граммофонных пластинках. Первая пластинка была выпущена в блокадном Ленинграде в очень ограниченном количестве экземпляров. На пластинке помещалась фонограмма звукового сопровождения кинофильма «Концерт фронту», в котором К. И. Шульженко исполняла «Синий платочек» с новым текстом в сопровождении двух аккордеонистов Фронтового джаз-ансамбля (Л. Беженцев и Л. Фишман). А через несколько дней Клавдия Ивановна напела на пластинку еще один вариант «Синего платочка» в сопровождении полного состава Фронтового джаз-оркестра (пластинка №139). Именно эта запись получила самое широкое распространение
Вед. Чем дальше уходит от нас та военная пора ,тем больше волнуют и трогают до слез лирические
песни, согревавшие души наших солдат 65 лет назад .Во время войны эту песню знали и любили
все – и на фронте ,и в тылу .Чем объяснить ее славу ? Прежде всего великолепными стихами
М.Исаковского .
Звучит песня «Огонек»
Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времен Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто ее слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далеких лет.
Секрет воздействия «Огонька» так объясняет поэт Евгений Долматовский: «Прошли годы, — пишет он, — и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно — сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, — было введено затемнение. На улицах — ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги.
Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!
Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл».
Точкой отсчета в биографии песни можно считать, пожалуй, 19 апреля 1943 года — день, когда газета «Правда» опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Исаковского «Огонек» с подзаголовком «Песня», но без нот и какой-либо ссылки на то, что к нему написана музыка. По всей вероятности, поэт заведомо рассчитывал, что песней эти его стихи обязательно станут. Такое случалось уже не однажды. Стихи Исаковского были сами по себе столь напевны, что стоило появиться им на газетной или журнальной странице, как тут же начиналось негласное соревнование между композиторами: кто из них лучше, ярче, доходчивей выразит в музыке мысль, идею поэта?
Вед. На защиту Отечества встал весь народ : и стар , и млад, семнадцатилетние юноши
и девушки со школьной скамьи добровольцами уходили на фронтзащищать Ро-
дину .Поэтесса Юлия Друнина . Семнадцатилетняя юная девушка с 1941 года
окунулась в кровавый ужас войны .Она добровольно ушла в санитарный взвод
медицинской сестрой ,на своих хрупких плечах вытаскивала раненных бойцов
с поля боя .
Чтец. Я ушла из детства в грязную теплушку .
В эшелон пехоты , в санитарный взвод
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе ,чем «Россия»
Не могла сыскать.
Вед. Трудно поверить , но эта песня , которую в дни войны знал каждый от мала до
велика , родилась совсем неожиданно в 1942 г. в далеком Ташкенте .Шли съем-
ки фильма «Два бойца».По замыслу режиссера , в фильме должна была звучать
только симфоническая музыка . Но по ходу съемки стало ясно , что без песни
не обойтись .» Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без
песни»,-признался режиссер композитору Никите Богословскому.Н.Богослов-
ский сел за рояль , и произошло чудо , сразу баз остановки сыграл мелодию
будущей песни . Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Вла-
димира Агапова .Фильм «Два бойца»стал историей советской кинематографии.
А песня живет и поныне.
Звучит песня «Темная ночь»
1942 году в Ташкенте, куда эвакуировалась Киевская киностудия шли съемки киноленты «Два бойца». Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. Идея написания «Темной ночи» пришла режиссеру картины Леониду Лукову. Из воспоминаний Никиты Богословского: «Однажды вечером пришел ко мне Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни». И так взволнованно, так талантливо рассказал мне и тему песни, и ее настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию «Темной ночи», которая и вошла потом в фильм без изменения. Луков сразу же и безоговорочно принял музыку - видимо, она полностью совпала с его видением будущей сцены. Вызвали срочно поэта Владимира Агатова, он тут же, присев к столу, написал стихи, почти без помарок. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съемок, где-то уже поздно вечером раздобыли гитариста, ночью на студии записали фонограмму, а наутро Луков в декорации уже снимал Бернеса под эту фонограмму». После выхода на экраны фильма «Два бойца» песню запела вся стана. Её пели на передовой, её пели и дома, ожидая своих родных с фронта. Интересный факт: в далекие 40-е весь первый тираж пластинки с только что написанной песней "Темная ночь" был забракован: отдел технического контроля обнаружил в фонограмме незапланированный шорох. Оказалось, что одна из работниц завода, слушая песню, не сдержалась и заплакала. Слезы попали на восковую матрицу и... Так простая труженица Галя Журавлева вошла в историю
Чтец. Над лесами необъятными,
Над полями перелетными
Над разрывами гранатными
Песни- ласточки летят.
Пахнут рощи горьким порохом,
Шепчут травы тихим шорохом
И о том , что сердцу дорого ,
Русским людям говорят.
Вед. Зимой 1941-42 гг. по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась
новая песня . Слова и мотив ее передавались из уст в уста и опережали весть о
ее авторах. Песня приходила к солдатам безымянной и окруженной легендами.
Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. Между тем слова «Землянки» принадлежали поэту Алексею Суркову, а музыка – комп. Константину Листову . В том , что говорили о песне , одно оказалось совершенно верным : она действительно «родилась» в «белоснежных полях под Москвой» во время оборонительных сражений за столицу. Когда поэт писал стихотворение , он не думал ,что оно станет песней .Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта…
Звучит песня « В землянке»
И не песня вовсе, а письмо домой. Да, да, друзья, стихи «Землянки» вовсе не песенные. Осенью 1941 года в селе Кашино они были написаны военным корреспондентом Алексеем Сурковым своей жене. Вот такие письма писали с фронта! Это вам не коротенькое СМС «я вас лю..», времена были не те… Полк автора стихов пробивался из окружения, и после напряженного дня Сурков запишет в своем потрепанном блокнотике «Бьется в тесной печурке огонь…». А позже – зимой 1942 композитор Константин Листов попросит военного корреспондента «что-нибудь, на что можно написать песню». «Стихи захватили меня своей эмоциональной силой, - вспоминал композитор, - забрали искренностью, отозвались в сердце. Время - бесконечно тревожное: немцы под Москвой, я - один, семья в эвакуации. Думаю, не было тогда человека, у которого душа не болела бы...». Уже через неделю Листов в редакции фронтовой газеты под гитару исполнил «В землянке» на стихи Суркова. Её слушали, затаив дыхание. На прощание Листов начертил на листе бумаги ноты и оставил их в редакции. Позднее стихи и записанную мелодию напечатают в «Комсомольской правде». «Я много написал во время войны песен, но ни одна из них не полюбилась слушателям, как эта, - рассказывал Константин Яковлевич Листов. – «Землянкой» я встречал летчиков, возвращающихся из боя, на военном аэродроме под осажденным Ленинградом в ноябре 42-го. Пел «Землянку» с балтийцами-подводниками.
Чтец. Кто сказал ,что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Нынче у нас передышка .
Завтра вернемся к боям
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш походный ,баян?
Кто сказал, что сердце губит
Свой огонь в бою ?
Воин всех вернее любит
Милую свою!
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыку вдвойне! ( В. Лебедев-Кумач «Только на фронте» )
Звучит песня «В лесу прифронтовом»
Песня появилась в 1943 году. “Стихи написаны на Каме, – вспоминал позже Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали “Катюшу”). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как “В лесу прифронтовом” исполняет Ефрем Флакс”.Композитор Матвей Блантер намеренно стилизовал песню под упомянутый в стихах Исаковского вальс «Осенний сон» (автор вальса – А. Джойс). Вместе с тем, музыка Блантера наполнена особой атмосферой военной поры, как и в произведении Михаила Исаковского в ней отразились и тоска мирной жизни, и несгибаемая воля к победе над ненавистным врагом. В 1946 году за песни “Под звездами балканскими”, “Моя любимая” и “В лесу прифронтовом” композитору М. И. Блантеру была присуждена Государственная премия СССР.
Вед. Война приближалась к завершению. Конец апреля и первые дни мая 1945 года –время
решительного штурма фашистской столицы . В воздухе пахло Победой .29 апреля 1945 года
советские солдаты подошли к рейхстагу .Два дня продолжался его штурм . В ночь на 1 мая знамя
победы ,водруженное разведчиками Егоровым и Кантария , взметнулось над Берлином .
Чтец. Прошла война , прошла страда ,
Но боль взывает к людям
Давайте ,люди , никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят , об этой муке,
И дети нынешних детей ,
И наших внуков внуки. ( А .Твардовский )
Все вместе поем песню «День Победы»
Песня была написана к 30-летию победы, и стала главной песней в жизни Харитонова и Тухманова. «Песня эта очень мне дорога,—рассказывал позже Владимир Гаврилович Харитонов.—О такой песне я давно мечтал. И шел к ней эти тридцать лет, что прошли от победных незабываемых залпов. Прибавьте к ним еще пяток—с того самого довоенного сорокового, когда меня призвали в армию и одели в военную форму. Служба моя началась в Московском пехотном училище имени Верховного Совета РСФСР. А уже год спустя вместе с курсантами-кремлевцами принял я первый свой бой. Держали мы оборону на рубеже у Волоколамского шоссе рядом с гвардейцами легендарной панфиловской дивизии. Немало полегло там моих боевых товарищей, но выстояли, не пропустили врага к столице. Потом был Сталинград. Контузия, Госпиталь. Снова —фронт. И там на моих глазах погибали мои фронтовые друзья-однополчане. До сих пор удивляюсь, как сам уцелел, дожил до Победы. Обо всем этом и мечталось рассказать в песне, да все никак не находил для нее главной строчки, той, что стала бы ее камертоном, определила бы весь ее настрой и тональность. И вот однажды — звонок из музыкальной редакции радио. — Владимир Гаврилович, нужна песня ко Дню Победы. Только, пожалуйста, чтобы, веселая, радостная. Грустных не надо. Обойдитесь без слез… — Хорошо. Подумаю,—отвечаю,—но я ведь могу написать о войне и Победе только то, что сам перечувствовал в ней и пережил… Хожу по комнате. Думаю. Слова редактора этого (я даже фамилию у нее позабыл спросить, так меня они ошарашили) из головы все никак не выходят. Тут-то и вырвалось у меня, как вздох, как озарение какое-то: «Это радость со слезами на глазах…»—та самая строчка, та главная мысль, от которой и пошла вся песня… Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая, тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького, где мы с вами беседуем, тушила зажигательные бомбы. И про ее отца, члена партии с восемнадцатого года, сложившего голову в рядах народного ополчения… Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:
Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!..
Но как, наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва-едва переступили школьный возраст!.. Как часто грезилось нам—измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком—по траве, по лужам… Ведь совсем еще недавно солдаты были мальчишками…».
Кл рук Нуржанова А.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "Песни, опаленные войной"
Это занятие подготовлено ко Дню Победы. Беседа с учащимися о том, как помогали песни в годы Великой Отечественной войны....
Песни, опаленные войной
это сценарий. а презентация на сайте =географ43=, она больше положенного объема...
Песни, опаленные войной.
Материал предназначен для проведения урока музыки в 6 классе. Песни военных лет стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет....
Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"
Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес у молодого поколения к истории написания песен военных лет,...
Песни, опаленные войной...(5-9 кл.)
Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своего государства, гордости за свое Отечество....
Песни, опаленные войной
Эта разработка мероприятия посвящена освобождению Воронежа от фашистских оккупантов....
С Ц Е Н А Р И Й конкурса военно-патриотической песни «Песни, опаленные войной»
Цель мероприятия - гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.Задачи конкурса: формирование понятия военной, патриотической песни, песни о войне; формирование нравственного отношения к войне и п...