Урок мужества "Песни, опаленные войной"
методическая разработка по теме

Андреева Антонина Петровна

Это занятие подготовлено ко Дню Победы. Беседа с учащимися о том, как помогали песни в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_muzectva.rar6.81 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МУЖЕСТВА «Песни, опаленные войной»

Цель: расширить исторические знания детей, воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Легко на сердце от песни веселой,

Она скучать не дает никогда.

И любят песни деревни и села,

И любят песни большие города.

Нам песня строить и жить помогает.

Она, как друг, и зовет, и ведет.

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет.

Саша. Много праздников в году посвятил народ труду.

          Отмечают День танкистов, летчиков, артиллеристов,

          Космонавтов и шахтеров, в день театра – труд актеров.

Витя Н. Есть День радио, печати, есть и День строителя.

             Все на свете отмечают славный День учителя.

Надя -  Потому что все на свете, даже все герои,

            Тоже были просто дети и учились в школе.

Витя К. Даже Путина учили, и Гагарина учили,

             Терешкову, Пугачеву и Сергея Михалкова.

ВСЕ -     И учили их не зря школьные учителя.

        

Света -   Как любить свою отчизну, как сберечь свою страну,

             Не щадя здоровья, жизни

             Сохранить свою культуру, свой народ и старину.

Коля -     День героев, патриотов, День защитников страны

              Мы сегодня отмечаем. Мы сегодня поздравляем

ВСЕ -      Всех, кто Родине верны!

Ведущий. «Песни, опаленные войной» - так называется наш урок мужества. Вы услышите песни о воинах.

А где, как не в песне, человек может излить свое горе, высказать свою душу, поделиться радостью, обрести уверенность. Испокон веков шла песня бок о бок с человеком, вместе с ним была и в радости, и в горе, на чужбине грустила по родной сторонушке, мерзла у костров в дальнем походе, не сдалась на милость врагу, защищала землю русскую и русскую честь.

Оказалась она рядом и в тяжкие годы военных испытаний.

        22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

        И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

И на шестой день войны на Белорусском вокзале перед частями, уходящими на фронт, впервые была исполнена песня «Священная война»…

                (Исполняется 1 куплет песни)

Ведущий – Эту песню слушали стоя, как гимн. На суровых лицах – волнение, слезы. Вновь и вновь – пять раз подряд хор исполнил тогда «Священную войну». Так начался славный путь этой песни. С этого дня песня звучала по радио каждое утро после боя кремлевских курантов.

 Автор «Священной войны» Александр Васильевич Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как любое оружие!»

Враг бешено рвался к Москве. В октябре город был уже в осадном положении. Гитлер собирался пройти 7 ноября со своими войсками по Красной площади. А по Красной площади шли и шли наши солдаты. Они шли бить врага. Их провожал на фронт оркестр своим маршем «Прощание славянки». Шел густой крупный снег и мела метель. Все стыло от мороза.

У музыкантов коченели пальцы рук, ног, губы. Замерзали клапаны у труб. Словно грудных детей, прятали музыканты трубы под шинель, согревая их своим телом. И звуки музыки лились чисто и мощно над  древней площадью, над страной, над всей землей. Они роднили людей, помогали им бороться, верить и побеждать…

                Исполняется марш «Прощание славянки»

Наши бойцы гибли, но одерживали победы на фронтах.

А откуда к ним приходили боеприпасы, танки, самолеты, одежда, обувь, продовольствие и медикаменты?

        За сотни и тысячи километров от фронта по 14 часов в сутки на заводах и фабриках, на полях и фермах трудились женщины и дети. Не хватало продовольствия, дров, одежды. Но люди не унывали – они верили в победу, самоотверженно трудились в тылу и пели любимые песни.

Песни войны.. Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец… Каждый композитор и поэт, который вкладывал в свою творческую работу все душевные силы, все свое стремление служить общему делу, ощущал и себя воином. А ведь у каждой песни, как и у людей, своя судьба, своя история.

Звучит песня «В землянке» (муз. К.Листова, сл. А. Суркова)

Эта песня сразу же была принята и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал их дома.

Ведущий.  Во все времена создавались грустные песни о любви, разлуке и расставании.

И вдруг появилась «Катюша». (Исполняется песня).

«Пусть он землю бережет родную, а любовь Катюша сбережет» - это главное, гарантия верности и любви, гарантия победы.

        Отгремели последние бои Великой Отечественной войны.

                Исполняется песня «Последний бой».

                   9 мая 1945 года - День Победы.

Песня Фрадкина на стихи Гамзатова «Журавли» появилась спустя двадцать с лишним лет после Дня победы: не исчезает, не тускнеет с годами наша память о Великой Отечественной войне. (Исполняется песня)

«Журавли» - это нерукотворный памятник всем тем безвестным героям, кто жил и умер ради славы, а ради жизни на земле.

И живет песня, утешает, сочувствует, будит нашу совесть, не дает застыть памяти. И мы гордимся тем, что есть у нас песня, которой жить и жить , волновать сердца поколений и оставлять в памяти народной подвиг всех тех, кто защищал свое отечество в дни суровых испытаний…

        Я думаю, что все вы догадались, кому Гамзатов посвятил эту песню.

Каждый погибший солдат превращается в журавля, и журавлиная стая печальным криком оповещает нас о том, что они живы, они нас видят, они рады за нас.

        Спустя три десятилетия после Победы поэт Владимир Харитонов написал песню «День Победы»

                (Звучит песня  «День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова).

Ведущий – Мы узнали, что в годы Великой Отечественной войны защитниками Отечества были не только те, кто воевал с врагом и погибал на полях сражения, но и кто?.. и писатели, и поэты, композиторы, артисты… кто еще? Работники тыла и даже дети! Все, кто помогал воинам одерживать победы над врагом.

        Как вы думаете, ребята,, а сегодня в нашей стране, в нашем городе, в нашем интернате есть ли защитники отечества. Можете ли вы назвать знакомого вам защитника Отечества?

Праздник 23 февраля наша страна празднует уже много лет. Он был учрежден нашим Правительством в честь побед Красной Армии и назывался ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ АРМИИ. В последние годы этот праздник называется ДНЕМ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"

Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.Тема для урока взята из раздела ...

Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)

Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам друг...

Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...

Животные на войне (в рамках акции "Письма опаленные войной")

Цель: способствовать осознанию особой значимости отношений животных и человека во время ВОВ...