Рабочая программа "Я в мире людей"
рабочая программа (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
Согласовано Утверждаю
Руководитель МС Директор школы
М. В. Карасёва________ О. Н. Самойлова_______
Воспитатель группы №3: Киселёва Э.Р.
2014 -2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога сверхсложная: она должна раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Программа нравственного воспитания предусматривает – воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Актуальность программы нравственного воспитания обучающихся
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ (О) С КОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида под редакцией Е.Д. Худенко, образовательной программой ОУ.
Цели и задачи Программы
Цель программы.
- Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
- Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
- Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи программы:
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
- Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
- формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Принципы Программы
- Принцип природосообразности.
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Принцип сотрудничества.
- Деятельностный подход.
- Личностно-ориентированный подход.
- Возрастной подход.
Задачи воспитания:
- Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
- Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
- Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
- Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе.
- Сформировать культуру общения.
- Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Духовная среда нашего общества сегодня, к сожалению, не способствует нравственному воспитанию детей. Человеку еще предстоит научиться культурно пользоваться свободой. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому воспитание этической культуры детей - насущная потребность нашего времени.
Воспитатель именно в этом направлении должен организовывать, планировать и прогнозировать свою работу. Предлагаемая мною программа рассчитана на 1год, 1 занятие в неделю,
Программа состоит из пяти разделов:
Запланированные мероприятия
1. «Ученик в мире прекрасного»
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Задачи:
- представления о душевной и физической красоте человека;
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Название мероприятия | Выставка рисунков | Кол – во часов | |
«Село, в котором ты живёшь» | Фольклорный праздник | 1ч | |
«Прикоснуться к вечности» | Игра – викторина | 1ч | |
«Фильм, фильм, фильм…» | Музыкальная игра | 1ч | |
Экскурсии | Выставка-презентация | 1ч | |
Игра «Осенний калейдоскоп» | 1ч |
2. «Ученик и нравственность»
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Задачи:
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
- осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Кол –во часов | ||
«Кодекс чести ученика», | 1ч | ||
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью» | 1ч | ||
Мама – нет роднее слова!», | 1ч | ||
«Рождество Христово» | 1ч | ||
Праздник «Масленица – широкая» | 1ч | ||
Святая Пасха | 1ч | ||
«Забота о родителях – дело совести каждого» | 1ч |
3.Патриотическое воспитание. Мы – защитники нашего Отечества.
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и Задачи:
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Название мероприятия | Форма проведения | Кол- во часов |
«Дети войны» | Встречи, беседы, выставки и т.д. | 1ч |
Экскурсии в краеведческий музей «Берегиния» | экскурсии | 1ч |
Символы Липецкой области, Елецкого района | кл.ча | 1ч |
«Ими гордится наша страна» | праздничная программа конкурс рисунков | 1ч |
День учителя | Праздничный концерт | 1ч |
«Мой дом, мое село. Мой любимый уголок» | Конкурс рисунков | 1ч |
День защитника Отечества | Праздничный концерт | 1ч |
«Человек поднялся в небо» | конкурс детского рисунка на асфальте | 1ч |
День Победы «День Победы – праздник всей страны» | Праздничный концерт | 1ч |
4. «Ученик и его отношение к труду»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Задачи:
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Название мероприятия | Форма проведения | Кол –во часов |
«Мир профессий» | Экскурсии на (магазин,библиотека- сельская, почта, поездки в город | 1ч |
Ярмарка профессий «Город мастеров» | 1ч | |
«Краски осени» | Конкурс-выставка творческих работ | 1ч |
«Мастерская Деда Мороза» | трудовая акция | 1ч |
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек | трудовая акция | 1ч |
«Мир моих увлечений», «Кто во что горазд» | Презентация увлечений и хобби | 1ч |
«Чистый класс» | Генеральная уборка класса | 1ч |
5. Направление «Ученик и его здоровье»
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Название мероприятия | Форма проведения | Кол –во часов |
«Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» | беседы, викторины | 1ч |
«Я расту, я развиваюсь» и т.д. | беседы, викторины | 1ч |
«Умей всем страхам в лицо рассмеяться» | беседы, викторины, игры | 1ч |
Осенний школьный мини-марафон | Прогулки | 1ч |
«Ударим юмором по вредным привычкам» | конкурс рисунков и плакатов беседы | 1ч |
«Весне – физкульт-ура!» | спортивная эстафета | 1ч |
Дни здоровья | Тренинг | 1ч |
Виды и формы воспитывающей деятельности:
- Лекция;
- Беседа;
- Час общения;
- Ролевые игры;
- Диспуты;
- «Мозговой штурм»;
- Урок творчества.
- Классные собрания;
- Классные часы.
- Экскурсии
- КТД
Планируемые результаты.
- Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
- Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
- Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
- Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
- Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Ученики должны быть:
- внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
- обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
- самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
- способны к изменению самих себя.
Литература
- Закон об образовании1992г. №3266-1
- Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
- Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.
- Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
- Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
- А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
- И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
- М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.
- Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
- М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
- А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
- Е.Н.Степанов « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
- Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
- Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
- Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
- Л.Е.Журова. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
- С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
- Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа история древнего мира 5 кл.
Подробная пояснительная записка, а так же календарно-тематическое планирование с указанием УМК, темами зачетов, метод.литературой и ссылками на сайты....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...
рабочая программа "История древнего мира" 5 класс
рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....
Рабочая программа «География. Природа и люди» 6 класс
Данная программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы Алексеев А. И.,Николина В. В., Липкина Е. К. – М.: Просвещение, 2010), в соответствии с федеральным...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Скорректированная для 3 класса 8 вида по программе А.А. Плешакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ...
Рабочая программа факультатива "Земля -- планета людей"
В данном документа представлена программа факультатива по географии для 7-ых классов. Здесь выделены пояснительная записка, темы работы, календарно-тематическое планирование....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я в мире людей»
Рабочая программа...