Классный час "Курская битва"
классный час (7 класс) на тему

Русинова Людмила Анатольевна

Классный час "Курская битва"  для учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_kurskaya_duga.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час

«Курская дуга»

для учащихся 7 класса

Учитель МОУ

Шайгинская ООШ:

Русинова Л.А.

ЦЕЛЬ:

- познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, одним из важнейших переломных этапов на пути к победе.

ЗАДАЧИ:

- развивать интерес к истории своей Родины;

- воспитывать гордость  и  любовь к Родине, своему народу, чувство патриотизма;

- воспитывать учащихся в духе благодарности к ветеранам фронта и тыла,                                                                                                                                                                                             - формировать чувство долга перед погибшими.

УЧАСТНИКИ:

- классный руководитель, ведущий,  учащиеся  класса.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- компьютер , видеопроектор, экран, презентация «Курская битва», фонограмма  звона колоколов, «Священная война».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:  

- мероприятие должно вызвать у учащихся чувство уважения  и гордости за героизм, проявленный на фронтах и  в тылу.

Вступительное слово учителя:

         Великая Отечественная война оставила в истории нашего государства и памяти нашего народа героические страницы, заслужившие в памяти следующих поколений, знания истории и гордость за мужество наших дедов и прадедов. Мы должны высоко оценить все, что связано с этой героической эпопеей. В битве под Курском провалилась попытка врага вернуть потерянную стратегическую инициативу и взять реванш за Сталинград. Наступательная стратегия германских войск потерпела полное крушение. Курская битва привела к дальнейшему изменению соотношения сил на фронте, позволила окончательно сосредоточить стратегическую инициативу в руках советского командования, создала благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления Красной армии. Победой под Курском  завершился коренной перелом в ходе войны. После Курской битвы гитлеровское командование было вынуждено окончательно отказаться от наступательной стратегии и перейти к обороне на всем советско-германском фронте.

Учитель:

Получив отпор под Сталинградом и Москвой, гитлеровцы не отказались от бредовых планов похода на Москву.

Летом 1943 года они решили двинуться на Москву, окружив наши войска у Белгорода, Понырей. Эта операция получила условное название «Цитадель». Для осуществления своих замыслов, немецкие войска сосредоточили здесь свои отборные силы – 50 дивизий.

А.Гитлер перед началом операции «Цитадель» говорил: «С сегодняшнего дня вы становитесь участниками крупных наступательных боев, исход которых может решить войну. Мощный удар, который будет нанесен Советской Армии, должен потрясти их до основания. И вы должны знать, что от успеха этого сражения зависит все».

Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли.  

УЧЕНИК:

Сорок третий горечью полынной

На меня пахнул издалека –

Черною,

Обугленной равниной

Видится мне Курская дуга.

«Тигры» прут, по дикому упрямы,

Но со мною в этот самый миг

Прямо к окуляру панорамы

Целый полк, наверное, приник.

Громыхнуло сразу на полсвета.

Танки, словно факелы горят…

И живёт в душе моей всё это,

Несмотря на вьюжный снегопад!

Те бои – как мера нашей силы.

Потому она и дорога,

Насмерть прикипевшая к России

Курская великая дуга…

Учитель:

Но советское командование своевременно разгадало замысел врага. Уже с весны 1943 года началась подготовка оборонительных сооружений.

Советское командование приняло решение провести оборонительное сражение, измотать войска неприятеля и нанести им поражение. С этой целью на обоих фасах курского выступа была создана глубоко эшелонированная оборона. В общей сложности было создано 8 оборонительных рубежей. Средняя плотность минирования на направлении ожидаемых ударов противника составляла 1500 противотанковых и 1700 противопехотных мин на каждый километр фронта.

  Районом для летнего наступления 1943 года германское командование избрало Курскую дугу.

  На рассвете  5 июля началась одна из самых крупных битв Великой Отечественной войны.

В район Курского выступа (учитель показывает на карте) были стянуты войска Степного, Центрального, Западного, Брянского и Воронежского фронтов Советской Армии.

На Белгородчине имя маршала Победы Г.К.Жукова помнят и стар, и млад. Он был грозой для фашистов, его боялся Гитлер. В Курской битве Жуков руководил всеми фронтами. И сегодня в городах и сёлах Белгородчины его именем названы улицы, стоят памятники.

Войска Центрального фронта (командующий — генерал армии К. К. Рокоссовский) обороняли северный фас Курского выступа, а войска Воронежского фронта (талантливый полководец — генерал армии Н. Ф. Ватутин) — южный фас. Войска, занимавшие выступ, опирались на Степной фронт (командующий генерал-полковник И. С. Конев).

С 5 июля 1943 года фашисты перешли в наступление. Но советские воины мужественно встретили врага, обрушив на него шквал огня из всех видов оружия. Потерпев неудачу при выходе к Курску, немцы перенесли удар на Прохоровку, где 12 июля произошло танковое сражение.

УЧЕНИК:

Здесь, под Прохоровкой, в сорок третьем

Смерть презрев, по сигналу атаки

Шли солдаты наши в атаку

бессмертья,

Становились бессмертными танки.

Учитель:
12 июля в день Святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны -танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше 10000 солдат убитыми.

 День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге.

    ВЕДУЩИЙ:
Семь дней длилась страшная битва. Более четырех миллионов человек участвовало в сражении, почти семьдесят тысяч орудий. 12 июля на ржаном Прохоровском поле под Белгородом в жестоком бою сошлись тысячи танков. И дрогнул воздух на бескрайнем поле золотого хлеба.

План Вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван. Как и во всех других битвах в российской истории, победила не прочность брони, а сила русского народа, его мудрость, воля, духовность, глубокая вера в святое правое дело.

После битвы, начав пахать поле, женщины собирали в мешки партийные билеты. И еще долгих 5 лет сожженное дотла Прохоровское поле не могло плодоносить. Оно оставалось мертвым.        

УЧЕНИК:

На Прохоровском направлении

Мертвые танки стоят,

На Прохоровском направлении

Не видно нигде солдат.

Стоит тишина... – до боли

После тяжелых боев.

Учитель:

Прохоровское поле  стали называть третьим ратным полем России, бесспорно, в одном ряду  с Бородинским и Куликовым. Куликовская битва убедила русских, что их сила в единении. В единстве наша сила.

Поле  Куликово, Бородино, Прохоровка, для русского солдата – земля русская, нужно вставать во весь рост и бежать в атаку, умирать за нашу землю русскую, за матерей, жен, детей, за Родину.

В 1954 году возле Прохоровки на мраморном постаменте установили настоящий танк Т-34. Здесь же был сооружен мемориальный комплекс героям Курской битвы.

УЧЕНИК:

Во имя тех, что в битве пали,

За их геройские дела

Построен храм Петра и Павла.

Звонит во все колокола.        

Учитель:

В память о погибших под Прохоровкой 3 мая 1995 года к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в Прохоровке был открыт Храм Святых Апостолов Петра и Павла.

Как символ огромной благодарности и вечной памяти, возвышается 58-метровая свеча белокаменного храма. Перед мраморными плитами, с высеченными около семи тысяч именами павших воинов, горит лампада святой веры Христова. Возносятся молитвы об упокоении положивших души свои за родную землю и мир на ней, о всех ныне здравствующих.

УЧИТЕЛЬ:

Эти два слова «Курская дуга» звучат теперь на всех языках мира. Героев этой битвы не счесть. Их имена значатся и в списках живых, и в списках погибших.

Вечная память тем, кто отдал свои жизни за нас, кто бросался под танк, закрывал амбразуры дзотов, падал, сраженный пулей! И вечная благодарность тем, кто остался в живых, кто испытал великую радость победы, но до сих пор слышит во сне свист пуль и взрывы снарядов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Битва за Москву"

Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...

Классный час "Битва за Москву"

Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...

Классный час "Битва под Москвой"

Цель:формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине.   Задачи: Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений;  Воспитание уважения к бо...

Классный час "Битва под Москвой"

Данный материал подготовлен учащимися 7 класса. Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеров...

Классный час "Битва под Москвой"

Материал для проведения классного часа...

классный час "Битва под Москвой"

Подвиг наших солдат всегда останется в наших сердцах!...

Классный час "Битва за Москву"

Познакомить учащихся с событиями связанными с битвой под Москвой;Показать героизм и патриотизм советского народа в этом сражении;Выяснить, в чем причины победы Советской Армии и определить роль Москов...