Классный час "Битва за Москву"
классный час (6 класс) по теме

Балан Валентина Михайловна
  • Познакомить учащихся с событиями связанными с битвой под Москвой;
  • Показать героизм и патриотизм советского народа в этом сражении;
  • Выяснить, в чем причины победы Советской Армии и определить роль Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны и второй Мировой войны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Парканская ООШ№2»

Классный час

"Битва за Москву"

Провела классный

 руководитель 6 класса

Балан В.М.

2009 год

Эпиграф:

“Сыны Москвы с отвагой несравненной
Вы все расчеты вражьи погребли:
Здесь пробил час душителя вселенной,
Забрезжил здесь рассвет для всей земли”

Э.Вайнерт

Цели урока: 

  • Познакомить учащихся с событиями связанными с битвой под Москвой;
  • Показать героизм и патриотизм советского народа в этом сражении;
  • Выяснить, в чем причины победы Советской Армии и определить роль Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны и второй Мировой войны.

Музыкальный эпиграф: “Песня Ты моя надежда, ты моя отрада”, “ Передний край”, музыка Н.Добронравова                  

Оборудование:

  • Карта “Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 г.г.”;
  • Карта “Битва за Москву”; кинофрагмент “Битва за Москву”;
  • Фурдецкий И.:  Справка. До 1991 г. наша страна была частью другого, более крупного государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик, и играла в нем ведущую экономическую и политическую роль. 15 входящих в СССР республик превратились в суверенные (независимые) государства.

Степанов К.: 22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на Советский Союз. К этому времени пламя второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939 г. агрессией гитлеровцев против Польши, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом оказалась почти вся Европа. СССР был вынужден вступить в смертельную схватку с захватчиками. Началась Великая Отечественная война. Велась она за правое дело. Советскому народу пришлось взяться за оружие, чтобы защитить свою Отчизну, отстоять ее честь и свободу.

(1звучит музыка  «Вставай страна огромная»)

Рыженко А.: Из всех крупных сражений Великой Отечественной войны Московская битва, была первым ярким предвестником победы. Это была самая тяжелая и самая кровопролитная война в истории нашего народа. 1418 дней и ночей продолжалась великая битва с немецкими захватчиками.

(2слова произносятся под музыку «Передний край» в исп. М. Магомаева…)

Станилевич Е. Немецкие войска у стен Москвы. Гитлеровское руководство рассчитывало с ходу через Смоленск прорваться к советской столице и овладеть ею до зимы. Однако войска Красной Армии в летних оборонительных боях сорвали его замысел.

Стоянова О. Несмотря на это, гитлеровское командование не отказалось от своего намерения. 6 сентября оно снова принимает решение захватить Москву. Гитлеровцам казалось, что с выполнением задачи будет достигнута конечная цель блицкрига – разгром Советского Союза.  Ставка делалась на сокрушение советской обороны мощными стремительными ударами. Поэтому и сама готовившаяся операция получила название "Тайфун".

(3слова произносятся под музыку «Велика Россия, а отступать некуда…)

Степанов К.: Горькими были первые дни войны. Мы отступали. 10 октября 1941 г. (через 3,5 месяца после начала войны) фашистские войска вплотную подошли к Москве. Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее даже разработали план уничтожения Москвы. Гитлер приказал: “Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один его житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть… Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа”.

Фурдецкий И.:

Клянемся тебе жизнью, родная Москва,

За кровь на асфальте, за женщин в слезах,

За ужас в бессонных ребячьих глазах,

За взорванный бомбами мирный уют,

За каждый кирпич, что они разобьют,

За каждый квартал, укутанный в дым,

Мы страшной расплатой врагу воздадим.

(на экранах показываем фото Жукова)

Чумаченко Б.: В эти тяжелые для Москвы, для всей России дни, оборону столицы возглавил Георгий Константинович Жуков. В армии говорили: “Где Жуков – там наступление. Где Жуков – там победа”.

Просмотр отрывка фильма «Оборона»

(4слова произносятся под музыку «Ты моя надежда, ты моя отрада» в исп. Л. Лещенко…)

Степанов К.: 7 ноября на Красной площади состоялся традиционный парад войск, на котором с речью выступил И. В. Сталин. Обращаясь к воинам, уходящим прямо с парада на фронт, он говорил: "На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят все порабощенные народы Европы... как на своих освободителей".

Чумаченко Б.: Вот и день седьмое ноября.

Легкий снег припорошил поля.

По брусчатой мостовой в строю

Шаг чеканя, воины идут.

С Красной площади – и прямо на фронты,

Впереди их встретят тяготы войны.

Просмотр отрывка фильма «Парад»

Фурдецкий И. Не только на фронте было тяжело, но и в тылу, куда так редко приходили письма с фронта, людям тоже приходилось проявлять героические усилия для обеспечения воевавших всем необходимым. Весточки с фронта в виде треугольников, сложенных из бумаги, с надписанным адресом ждали всегда. Сейчас вы сможете услышать отрывки из письма неизвестного героя – защитника Москвы в тот памятный, незабываемый 1941 г. Много писать было некогда, да и не все можно было сообщать в письмах. (Один или несколько учащихся читают отрывки из писем. Следует заранее приготовить, сложив треугольником, несколько писем.)

Письма с фронта Садрадинова А. “Я служу в части …, которая бьет немцев, не имея никаких потерь… Живем в походном порядке, в автомашине”

Стоянова О.“…Как вы, мои дорогие, поживаете? Тяжелая вам, дети, выпала доля. Но надо терпеть. Живите, родные, в дружбе, … помогайте мамочке, ведь ей так тяжело, тяжелей, чем всем нам…”

Станилевич Е.“…Дорогая Нинуся! Помогай маме, ведь ты самая старшая в семье. Тебе, детка, нелегко, я знаю, но нам на фронте тоже не сладко… Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас советский народ. Если временами бывает тебе тяжело, подумай о тех, кто погиб от рук немцев, о тех, кто дерется за вас на фронтах… Кончится война, дорогая дочурка, будем опять вместе”.

Стоева А. “…Война, Нинуся, кончится нашей победой”.

Стоянова О. «…Мои дорогие детишки! Я и мама потеряли сына, а вы – брата… За эту весну мы потеряли бабушку и Игоря. Две жертвы войны,… хотя они не воевали».

Этой семье не довелось больше встретиться. Автор этих писем погиб…

Все вместе: девочки на переднем плане. (5под музыку «В землянке»)

На сцене выложен макет костра, у него сидят ученики, они исполняют песню

Землянка.

*Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,*

**И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза. 

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой. **

*** Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти – четыре шага. 

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.***

*Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.*

В.Занадворов «Война» (6 слова произносятся под музыку «Звук боя»)

Степанов К.: Ты знаешь сынок, что такое война?

Это вовсе не дымное поле сраженья.

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выражение.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок.

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Чумаченко С. Бесприютные звезды окопных ночевок:

Это – кровью омытые письма мои

Что написаны криво на ложе винтовок

Это в жизни короткой последний рассвет.

Над изрытой землей. И лишь как завершенье.

Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

(показ слайдов на тему «Все для фронта! Все для победы!»)

Рыженко А.: “Все для фронта! Все для победы!” – вот лозунг тех дней. Рабочие Москвы трудились по 12–18 часов в сутки, обеспечивая оборонявшие столицу войска оружием, боевой техникой, боеприпасами. Тысячи и тысячи москвичей, главным образом женщины, копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали заграждения, таскали мешки с песком, чтобы не допустить врага в Москву.

(показ слайдов на тему «везде рядом со взрослыми были дети»)

Фурдецкий И.: И везде рядом со взрослыми были дети. Они работали в цехах заводов. Те, кто был мал ростом, стояли у станка на скамейке и наравне со взрослыми выполняли рабочую норму. После занятий школьники работали в госпиталях, помогали по дому тем, кто был болен и слаб.

(показ слайдов на тему «звание “город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”)

Чумаченко Б. Справка. За массовый героизм, мужество и стойкость трудящихся Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, в ознаменование 20-летия Победы Москве 8 мая 1965 г. было присвоено звание “город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

(показ слайдов на тему «площадь Победы»)

Фурдецкий И.: В честь 30-летия Победы площадь недалеко от Поклонной горы получила название площадь Победы. В главном здании мемориала на Поклонной горе на стенах зала Славы записаны имена всех воинов, получивших звание Героя Советского Союза, высшей воинской награды.

(показ слайдов на тему «Панфиловцы»)

Чумаченко С. Панфиловцы – воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова в Московской битве. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым 16.11.1941 г. в 4 - часовом бою около станции Дубосеково (восточнее Волоколамска) подбили 18 танков противника: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!” – сказал своим бойцам политрук. И двадцать восемь героев не дрогнули, почти все погибли, но врага не пропустили.

Стоева А. Особенно прославилась в боях,

Дивизия Панфилова Ивана.

На подступах к Москве

У Дубосеково, бойцы с врагом сражались рьяно.

Четыре долгих часа длился бой.

Враги свои теряли танки.

И политрук Клочков сказал тогда слова,

Которые священны людям, стали:

“Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва”.

Не отступив, не дрогнув, встав стеной,

Разбили воины все восемнадцать танков.

Но бой был страшен и исход кровав.

Погибли славные бойцы почти во всем составе.

Враг не прошел ценой их жизни.

Об этом помним мы всегда.

И слава воинам бессмертна,

И память о панфиловцах – свята.

Обручков В. Москва жила,

Москва сражалась,

Москва знала, что победит.

(7 под музыку «Катюша»)

Степанов К.: 5 декабря 1941 г. началось контрнаступление наших войск под Москвой Утреннее, еще темное небо осветилось тысячами огненных линий. Это заговорили знаменитые “катюши”, а вслед за ними пушки и минометы. Немецко-фашистские войска были отброшены от Москвы на запад на 150–300 километров. Немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения. Это была первая крупная победа советских войск, которая во многом предопределила дальнейший ход войны.

Просмотр отрывка фильма «Контрнаступление»

 

Музыкальная композиция “Свечи”

Звучит мелодия «8 минута молчания» выходят ученики со свечами

Чумаченко С. “Поклонимся великим тем годам.

 Славко Ст. Тем самым командирам и бойцам.

 Табунщиков В. И маршалам страны и рядовым

 Обручков В. Поклонимся и мертвым и живым.

 Садрадинова А. Всем тем, которых забывать нельзя,

 Станилевич Е. Поклонимся, поклонимся, друзья!

 Стоянова О. Всем миром, всем народом, всей землей,

 Стоева А. Поклонимся за тот великий бой…”

9, 10 Звучат слова Левитана

11 Звук метронома

(показ слайдов на тему «Обелиск»)

Жеков С. Отстояв Москву, русский народ отстоял будущее человечества. Теперь много лет спустя, это видно особенно ярко.

Славко Ст.  Остановившись у обелиска или памятника на братской могиле, не забудем, что эти солдаты погибли в бою, отстаивая мир на земле, наше будущее.

Павлюк А. Подвиг народа в борьбе за свою свободу и независимость бессмертен.

Степанов К. Парк Победы устроен на Поклонной горе, где в 1812 году Наполеон так и не дождался ключей от Москвы.

Чумаченко Б. Люди приходят сюда в любой день, а особенно много народу в выходные и праздничные дни.

Рыженко А. Это говорит о том, что человек никогда не забудет ‘‘какой ценой завоевано счастье‘‘, право на жизнь.

Фурдецкий И. Если мы хотим сказать: “Нет фашизму!”, то должны хорошо учиться, стараться вырасти всесторонне образованными и физически сильными людьми. Только наши успехи в учебе, спорте, наши добрые дела и поступки, чистые мысли и открытые сердца могут сказать, что мы за люди и чего достойны в жизни, а не цвет глаз или цвет кожи, они здесь ни при чем. Если в классе 14 человек, а в школе 10 классов, а в Приднестровье тысячи школ, а в России – миллионы , ответ будет впечатляющим. Это целый хор детей: белых и черных, рыжих и кудрявых, веселых и не очень, толстых и худых – совершенно разных, но каждый скажет:

Все хором: «Нет фашизму!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Георгий Константинович Жуков Оборону столицы возглавил Георгий Константинович Жуков. В армии говорили: “Где Жуков – там наступление. Где Жуков – там победа”.

Слайд 2

“ Все для фронта! Все для победы!” – вот лозунг тех дней

Слайд 4

И везде рядом со взрослыми были дети. Они работали в цехах заводов.

Слайд 5

За массовый героизм, мужество и стойкость трудящихся Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, в ознаменование 20-летия Победы Москве 8 мая 1965 г. было присвоено звание “ город-герой ”

Слайд 7

с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

Слайд 8

В честь 30-летия Победы площадь недалеко от Поклонной горы получила название площадь Победы.

Слайд 9

Панфиловцы – воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова в Московской битве.

Слайд 11

Остановившись у обелиска или памятника на братской могиле, не забудем, что эти солдаты погибли в бою, отстаивая мир на земле, наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Москва и москвичи"

Данный классный час знакомить детей с историей родного города, воспитывает любовь и бережное отношение к традициям города. На основе этого  формируются основы глубокого патриотизм...

Классный час "Битва за Москву"

Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...

Классный час "Битва за Москву"

Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...

Классный час « Музеи Москвы и их знаменитые экспозиции».

Цель классного часа: формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей путем ознакомления с музейными экспозициями мирового значения.Задачи: расширение знаний учащихся о музеях Москвы;формирова...

План тематического классного часа "Моя Москва"

Материал представляет собой краткий опорный конспект тематического классного часа на тему "Моя Москва". Материал предназначен для учеников 7 класса с нарушением интеллектуального развития....

Тематический классный час "Моя Москва"

Классный час проводится как тематическое занятие в день знаний первым уроком. Реализуется без технического обеспечения.Цель: способствовать воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требовани...

Классный час - викторина "Москва - как много в имени твоем!"

Данная разработка позволит познакомить учеников с краткой историей Москвы, сопровождаемой презентацией. После экскурса в историю, предлагается организовать увлекательную викторину , состоящую из четыр...