Занятие "Мама родная"
план-конспект занятия на тему

Олийник Людмила Ивановна

Занятие с использованием этнокалендаря Санкт-Петербурга к Дню матетри.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_mama_rodnaya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) школа-интернат

(V вида) № 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Занятие с использованием этнокалендаря Санкт-Петербурга

«Мама родная»

ко Дню Матери

(По рассказу В.П.Астафьева «Записка»)

                                                                        Л.И.Олийник,

                                                                        9 класс

Санкт-Петербург

2011

Тема занятия: День матери России.

Цель занятия: Показать, что для всех людей на земле – во все времена есть нерушимые ценности.

Задачи:

     1. Расширить представления о праздниках в России.

2. Углубление знаний о творчестве В.П.Астафьева.

  1. Анализ рассказа В.П.Астафьева «Записка».
  2. Формирование умения анализировать поступки героя литературного произведения и давать им оценку.
  3. Развитие речи, расширение активного и пассивного словаря учащихся.
  4. Формирование связной монологической речи.
  5. Воспитание выразительной речи.
  6. Формирование умения выражать свои чувства к матери в рисунках.

  Оборудование занятия:

  1. Компьютер.
  2. Звуковые колонки.
  3. Экран.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Мультимедийное сопровождение:
  • презентация «Интегрированный урок истории города и литературы с использованием этнокалендаря Санкт-Петербурга «Мама родная»
    ко Дню Матери (по рассказу В.П.Астафьева «Записка»)».
  1. Видеофильм «Любовь, любовь…»
  2. Магнитная доска.
  3. Плакат Этнокалендаря.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение цели занятия.

  1.  Воспитатель

 Сегодня, в преддверии праздника Дня матери России, мы с вами поговорим о наших замечательных мамах. Но начнём мы наш разговор совсем о другом. Мы поговорим о …записках.

      Напоминаю, что вы должны говорить громко и выразительно, не спешить, чётко выговаривая все звуки.

  1. Речевая зарядка.

              МАМА – первое слово ребёнка.

              МАМА – первые в жизни шаги.

              МАМА – самое в мире святое.

              МАМУ, МАМУ свою береги!

  1. Выступления учащихся.
  1. Воспитатель:  Все вы постоянно сталкиваетесь с записками в своей повседневной жизни. Особенно сейчас, когда у каждого появились мобильные телефоны и вы часто пишете SMS-сообщения. Какие типы записок вы знаете?

Ученик: Деловые, любовные, бытовые и т.д.

Воспитатель:  Какие чувства вы испытываете, когда получаете любовную записку?

Ученик:  Радость, восторг, удовлетворение и т.д.

Воспитатель:  Какие чувства вы испытываете, когда получаете оскорбительную записку?

Ученик:  Огорчение, боль, злость и т.д.

Воспитатель:    Подведём итог: записки бывают следующих типов:

(Демонстрация презентации «Астафьев» слайд 2).

Воспитатель: Дайте определение записке как литературному жанру.

Ученик:  Маленькое сочинение, сообщение и т.д.

Воспитатель:  Обобщим:

             (Демонстрация презентации «Астафьев» слайд 3).

Воспитатель:  Вот какие определения слову «записка» дают толковые словари:

              (Демонстрация презентации «Астафьев» слайд 4).

Воспитатель:  Какую самую смешную записку вы получали?

Ученик:  От мамы: «Не забудь, что у тебя сегодня экзамен» и т.д.

Воспитатель:  Предлагаю вам сейчас написать шутливую записку.

(Дети пишут записки, затем афишируют их на доске и читают вслух). Воспитатель:   Предлагаю вашему вниманию фильм «Любовь, любовь…», в котором вы увидите записки, написанные вашими ровесниками.

             (Демонстрация видеофильма «Любовь, любовь…»).

Воспитатель: Сейчас мы познакомимся с рассказом В.П.Астафьева «Записка».

             (Демонстрация презентации «Астафьев» слайд 5).

Воспитатель:    Какие рассказы В.П.Астафьева вы уже читали?

Ученики:  «Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро», «Фотография, на которой меня нет».

                (Демонстрация презентации «Астафьев» слайд 6)

Воспитатель:  А теперь слушайте рассказ В.П.Астафьева «Записка»:

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна». Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтеэра, из старой деревни, подбив продать домишко, родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы».

Воспитатель:  В тексте встретились незнакомые слова. Вот их значение:

                 (Демонстрация презентации «Астафьев» слайд 7).

Воспитатель:  Кто написал эту записку и кому она адресована?

Ученик:  Записку написал сын старой женщины тому человеку, который захочет забрать к себе его мать.

Воспитатель:  Что вы думаете о главном герое, как оцениваете его поступок?

Ученик:  Герой поступил очень плохо и т.д.

Воспитатель:  Допишите рассказ за писателя. Как вы думаете, как он заканчивается? Что стало со старой, брошенной сыном, женщиной?

Ученик:  Старушку взял к себе добрый человек. 

Ученик:  Сыну стало стыдно, и он вернулся за мамой  и т.д.

Воспитатель: Теперь послушайте, как заканчивает рассказ В.П.Астафьев.

        «Всё же жаль порою, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».

         Вот значение незнакомых слов:

(Демонстрация презентации «Астафьев» слайд 8).

Воспитатель:  Виктор Петрович не продолжает действие рассказа, он лишь даёт резко отрицательную оценку поступку героя.

           Перед вами Десять заповедей Божиих. Какую заповедь нарушил герой рассказа В.П.Астафьева?

(Демонстрация презентации «Астафьев» слайд 9).

  Ученик:  Герой нарушил пятую заповедь и т.д.  

  Воспитатель:  У северных народов есть такая притча. Жила-была семья: дедушка, его сын с женой и внук. Дедушка состарился, он больше не мог работать. Сын решил вывезти отца в тундру и там оставить. Он посадил отца в корзину, и  вся семья тронулась в путь. Когда дедушку привезли на место и пришло время возвращаться, внук попросил отца забрать корзину домой. На удивлённый вопрос отца, зачем ему старая корзина, мальчик ответил: «Когда ты будешь старым, я повезу тебя в этой корзине в тундру».

            Обращайтесь со своими родителями так, как вы бы хотели, чтобы ваши дети обращались с вами.

           27 ноября мы отмечаем День Матери России.

(Демонстрация презентации «Мама родная» слайд 2).

           Перед вами плакат Этнокалендаря Санкт-Петербурга. Международный праздник День матери, в отличие от мартовского женского дня, посвящён матерям и женщинам, готовящимся ими стать. В разных странах этот день приходится на разные даты. В России праздник учреждён в 1998 году в соответствии с указом президента России и отмечается в последнее воскресенье ноября.

            День Матери – это ещё и семейный праздник. Именно дети должны хорошо знать, за что и почему заслуживает такого почтения их мам. Ей мы обязаны своим рождением, здоровьем и воспитанием, своими успехами в жизни. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее материнской любви. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое на земле, так и любовь матери всегда согревает ребёнка.

           Предлагаю вашему вниманию работы учащихся нашей школы и детей наших учителей на тему «Мама родная».

(Демонстрация презентации «Мама родная» слайд 3-48 в сопровождении песни «Поговори со мною, мама» в исполнении Валентины Толкуновой).

  1. Итог занятия.

           Воспитатель:    У русского народа мать издревле олицетворяла самое родное, самое близкое, и мы до сих пор переносим это святое имя и на природу (Волга-матушка), и на родину (матушка Россия), на всё порождающее что-либо (земля-матушка), а то и просто как уважительное обращение к пожилой женщине.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по ступенькам родного края. конкурс знатоков родной земли

конкурсная программа, посвященная Подмосковью...

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»  И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...