Откуда приходит слово (сценарий + презентация)
методическая разработка по теме
Логопедическое занятие для учащихся младших классов для развития мышления, воображения, фонематического слуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Откуда приходит слово»
Цель: развивать фонематический слух, активное внимание и словесно-логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки, словари, презентация, ленты с пояснениями, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Л.: Здравствуйте, ребята! Посмотрите вокруг. Нас окружает огромное количество предметов. Для каждого из них есть своё название – слово. Давайте назовём словами предметы, которые нас окружают. (Указываю на предметы – дети хором называют).
- Если бы люди все предметы называли как кому вздумается, то они бы не понимали друг друга. Как появляются слова? Какие бывают слова? Об этом вы узнаете на нашем занятии, тема которого «Откуда приходит слово».
Л.: Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным – полно,
A безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Л.: Сегодня мы ответим на вопрос: «Как появляются слова?». Например, почему кукушку назвали кукушкой, a не кряквой или зеленушкой, a кузнечика назвали кузнечиком, a не иначе?
Чтобы узнать, почему предмет назван таким словом, можно посмотреть в словарь. Все слова хранятся в словарях. (Демонстрирую словари).
Л.: Ребята, давайте попробуем составить небольшой словарь, в котором мы сами будем объяснять, как появилось слово. (Выставляю обложку словаря).
Л.: В словарь мы запишем слова о нашей родной природе.
Итак, сейчас мы с вами
В зелёный лес пойдём.
Кто хочет в путь? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.
- И я с вами. У меня есть картинки для словаря. С картинками он будет интереснее. (Ставлю лист бумаги с названием Птицы).
Л.: На первой странице
Разместятся птицы.
На лесной опушке
Послышалось: «Ку – ку!»
Куковала птица
Где-то наверху.
- Догадайтесь, что это за птица? (Кукушка)
Л.: Как, по-вашему, за что кукушка получила такое название? Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук. Все народы обратили внимание на песню кукушки. (Подписываю Ку-ку – Кукушка)
Л.: Не только голос, но и внешний вид птицы, цвет «костюма» помогает выбрать название для птицы. Вот сидит птица на ветке и не видно её среди пёстрого леса. Цвета она пёстрого, рябая: вся в чёрных, да рыжих рябинках. Так и названа эта птица… (Рябчик). Рябая – рябчик.
Л.: A эта птица получила своё название из-за поведения. Она постоянно трясёт хвостом (гузкой).
Словарик: Трясогузка, трясогузка –
Полосатенькая блузка!
Хвостиком своим трясёт,
Громко песенки поёт. (Трясёт хвостиком, гузкой – трясогузка).
Л.: За что люди так обидели птицу, назвав её глухарём? A может он и вправду глухой?
Л.: Так за что же глухаря назвали глухарём? (Весной, когда поёт, не слышит, глухой – глухарь).
Л.: Закончена страница
О наших друзьях – птицах. (Лист Насекомые).
Л.: Вот это – насекомые,
Всем детям знакомые.
Мы видим их придя на луг,
Но почему их так зовут?
Словарик: Вам знакомо это насекомое? (Показываем изображение кузнечика)
Л.: Почему же его так назвали? Сейчас я вам расскажу. Вы представляете, как мастер – кузнец из железа выковывает разные предметы: гвозди, ключи, подковы? Так и кузнечики звенят, стучат своими крылышками, как кузнец молотом. За этот перестук кузнечика и назвали кузнецом – кузнечиком.
Подвижная игра «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгайте легко.
(Наклеиваем картинку, «Стучи крылышками, как кузнец молотом – кузнечик»)
Л.: A это бабочки: Капустница, Крапивница и Лимонница. Почему же их так назвали? (Наклеиваем картинки бабочек. Любит капусту – Капустница, Любит крапиву – Крапивница. Окраска лимонного цвета – Лимонница).
Словарик: Вы прислушались к этим словам, и теперь вам понятно, почему кузнечика, крапивницу, капустницу и лимонницу люди называют именно так.
Л.: Мы идём по зелёному лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И мы слышим цветов голоса. (Лист Цветы)
Л.: Отгадайте название цветка.
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший…(Одуванчик) (Наклеиваем картинку)
Л.: Почему этот цветок так назвали? Одуванчик – облетает от дуновения).
Л.: Подует ли ветерок, или кто-то специально дунет на одуванчик, и разлетятся по воздуху сотни парашютиков. A это что такое?
Яркий, пахучий…
Ай-ай-ай! Колючий!
Колючий, как крыжовник,
Цветущий куст…(Шиповник). (Приклеиваем картинку)
- За что шиповник получил такое название?
Л.: Ветки этого кустарника покрыты острыми шипами, которые больно царапают каждого, кто захочет сорвать цветок. (На ветке острые шипы – шиповник).
Динь-дон, динь-дон!
Льётся нежный перезвон.
Распустился бутончик
Синий…(Колокольчик) (Приклеиваем картинку)
Л.: За что же эти нежные цветки назвали колокольчиками? (Форма цветка напоминает колокол)
Л.: Если ты поранил ногу,
Оглянись-ка: у дороги
Чудо-лекарь, врач, растёт
И совет тебе даёт:
- Ты возьми-ка мой листок!
К ранке приложи, дружок! (Приклеиваем картинку)
- Почему подорожник получил такое название?
(Растёт вдоль дорог – подорожник).
Л.: Нас ведёт тропа лесная
Прямо в чудный, светлый бор.
Где-то рядом осторожный
Слышу тихий разговор.
Присмотритесь: из-за кочки
Прям на нас глядят грибочки!
- Давайте отгадаем, как они называются.
1. Это не секрет для вас:
Нет грибов дружнее нас!
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
- Какое слово подсказало нам ответ? Опята растут около пней. Растут на пне – опята.
2. Я – грибок нарядный,
Расту с осиной рядом.
На голове ярко-красный берет
Вы узнали меня или нет? (Подосиновик)
- Какое слово подсказало, почему так назван этот гриб? (Растёт под осиной – подосиновик)
3. Я – коричневого цвета
На пятнистом корешке.
И расту я под берёзкой
Во тенёчке, в холодке. (Подберёзовик)
- Догадались, почему подберёзовик получил такое название? (Растёт под берёзой)
4. Я – лесная краса,
Рыжая, словно лиса.
И со мной мои сестрички
Золотистые…(Лисички)
- Почему лисички назвали лисичками? Чем похожи лисички – грибы, на лисичек – животных? (По цвету похожи с лисой – лисички)
Л.: Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы составили небольшой словарь о названиях птиц, насекомых, цветов, грибов. Ещё много живёт и растёт их на земле. И у всех интересные названия.
Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно прислушиваться к слову и приглядываться к животным и растениям, наблюдать за ними.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАМОТНОСТЬ: ПОЧЕМУ УХОДИТ И ОТКУДА ПРИХОДИТ.
В статье содержатся размышления автора о катастрофическом падении уровня грамотности, называются причины данного явления, указываются способы преодоления создавшейся кризисной ситуации, которые автор ...
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...
Урок-исследование.Откуда в наш дом приходит электричество.
Урок-исследование. Первый класс Откуда в наш дом приходит электричество. Цель урока: раскрыть роль электричества в быту Задачи: развивать речь, мышление, связную речь, память; воспитывать чувст...
Конспект интерактивного урока по предмету географии в 7 классе на тему:"Откуда приходит чистая вода в Санкт-Петербург".
Урок знакомит учащихся о воде как о важном веществе, без которого невозможна жизнь; с видами больших водоемов вокруг Санкт-Петербурга, с системой водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга. ...
Откуда приходят двойки?
Статья о трудностях обучения первоклассников чтению и письму и о том, как их преодолеть....
Презентация "Откуда в наш дом приходит электричество"
Презентация составлена для учащихся 1-2класса коррекционной школы 8 вида....
Сочинения на тему:"Детство - это огромный край, откуда приходит каждый".
quot;Детство - это огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны."Антуан де Сент-Экзюпери...