Классный час «Удмуртская мифология».
классный час (6 класс) на тему
Классный час разработан в рамках школьной театральной недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_udmurtskaya_mifologiya._nominatsiya-_meropriyatiya_s_elementami_folklora.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Удмуртская мифология».
Номинация: мероприятия с элементами фольклора.
Ф.И.О.: Морозова Татьяна Викторовна.
Должность: учитель биологии.
Учреждение: г.Ижевск МБОУ СОШ№89 с углубленным изучением отдельных предметов.
Цель: Воспитание интереса к истории и культуре родного края.
Задачи:
1.Познакомить обучающихся шестого класса с основными героями удмуртской мифологии.
2. Обеспечить возможность обучающихся самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
3.Обеспечить социальную компетентность обучающихся, развить умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: декорации к спектаклю, цветные карандаши, альбомный лист, презентация «Герои удмуртской мифологии».
Подготовительная работа:
1.Выбор легенды или мифа для дальнейшей инсценировки.
2.Разбор выбранного текста по ролям.
3.Создание декораций к спектаклю, презентации к классному часу.
План классного часа.
1.Вступительное слово учителя.
Мифоло́гия — объект исследования многих научных дисциплин (философии, истории, филологии и др.), включающий древний фольклор и народные сказания: мифы, эпосы, сказки и др.
В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы.
Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей - это культурное наследие удмуртского народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов.
Вопрос: Назовите мифологических героев русских сказок.
Демонстрация слайдов героев русских сказок( Кощей Бессмертный, Баба- Яга, домовой, леший и т.д)
2. Знакомство с героями удмуртской мифологии
Инма́р | Верховное божество в удмуртской мифологии , бог-творец. Инмар - создатель всего хорошего. Инмару молятся о хорошей погоде и урожае. |
Кылдыси́н | Одно из верховных божеств в традиционных верованиях удмуртов, связан с плодородием, Творец. Сокращённая форма имени — Кылчи́н. Раньше Кылдысин жил на земле среди людей. Он появлялся в виде старика в белой одежде и ходил по межам, поправляя упавшие колоски. |
Гидмурт | Хлевник- помощник домового (коркамурта), покровитель дворовых построек, в частности — конюшен и хлевов, а также обитающей там скотины. Гидмурт может по разному относиться к различным лошадям. Если он любит лошадь, то будет расчёсывать и заплетать ей гриву, и даже перекладывать сено и овёс от соседних лошадей. Если же гидмурт невзлюбил какую-то лошадь, то он может скакать на ней целыми ночами и изнурять тяжёлыми грузами. |
Вуму́рт или Вукузё | Водяной в удмуртской мифологии. Вумурт- ведал водной стихией, от него зависели разливы рек, сохранность плотин, мельниц, обеспечение водой. По внешности вумурты почти ничем не отличались от обычных людей, но всегда были черноволосы. |
Нюлэсму́рт | Леший в удмуртской мифологии. Нюлэсмурт — хозяин леса, он — хозяин зверей (он распоряжался, где какому медведю лежать в берлоге), к нему обращались охотники за помощью и содействием в охоте. Дорогой Нюлэсмурта называли завалы леса, где прошёл ураган, смерч, именно поэтому иногда Нюлэсмурта считали и божеством ветра. |
3. Реализация творческого проекта-спектакля: инсценировка удмуртской легенды
« Как землю сотворили».
Автор | это было так давно, что даже никто не помнит, когда это было. Ни земли, ни людей на всём свете: только небо, вода и солнце. На небе жил хозяин земли Инмар и хозяин воды Вукузё. |
Вукузё | Здравствуйте, я хозяин воды Вукузё. От меня зависит состояние воды. Настроение хорошее- вода спокойная, а если мне его испортят, вода сразу же мутнеет . У меня самая большая зелёная борода. |
Инмар | А я Инмар – хозяин неба. Я самый старый - поэтому мне подчиняется даже сам Вукузё. |
Автор | Небо было чистое- чистое, как снег, белое-белое как берёза. Оно висело так близко к воде, что Инмар, не спускаясь, черпал воду золотым ковшом с длинной ручкой и поливал облака, чтоб они не высыхали от солнца. Заботы не ведал хозяин неба. И Вукузё никакой работы не знал, только и делал, что целыми днями сушил свою бороду |
Инмар | Надоело мне поливать облака. Давай попробуем сотворить землю. Нырни поглубже да зачерпни мне со дна землю. |
Вукузё | И что это ты всегда мной помыкаешь, то это сделай, то другое. Если надо сам ныряй |
Автор | Не понравилось Вукузё, что Инмар помешал ему бороду досушить и на солнце погреться вволю, а перечить старшему не посмел. Послушаться- послушался, но обиду затаил |
Вукузё | Ох, и тяжело землю со дна доставать, жалко мне её всю отдавать. Нет, я себе немного оставлю. Куда бы её положить. В карманах видно, в лапти - ходить неудобно. Положу я две горсти земли в рот. |
Инмар | Вот она земля, чёрная – плодородная, но очень уж сырая. Сначала её нужно просушить. Сухая земля лети на все четыре стороны. |
Автор | Упав на воду, согретая солнцем и дыханием Инмара, земля стала разбухать и разрастаться. Её становилось всё больше, столько, что конца- краю не видать. Хотя и далеко видно было: земля получилась гладкая- гладкая, как сковорода- ни гор, ни оврагов, ни болот. |
Вукузё | Ой, ой, ой – земля мне сейчас всю голову разнесёт. Нет больше мочи держать её во рту. |
Автор | Выплюнул землю Вукузё и разлетелась земля в разные стороны и превратилась в горы да болота, кочки и овраги |
Инмар | Что стало с моей ровной землёй, почему облака стали мятые и рваные, а горы царапают моё брюхо. Это опять наверно Вукузё со своими проделками. |
Автор | Оставил все свои дела Инмар и стал думать, как раз и на всегда проучить Вукузё, чтоб неповадно было самовольничать |
Вот так была сотворена Удмуртская земля. |
4. Закрепление темы
Класс разбивается на группы по 4 человека.
Им предлагается за 5 минут ответить на вопросы
1 задание Подбери пару
1. Инма́р | А)хозяин воды |
2. Вукузё | Б)леший |
3. Кылдыси́н | В)верховное божество в удмуртской мифологии, хозяин неба. |
4.Нюлэсму́рт | Г) божество связанное с плодородием почвы |
5.Коркамурт | Д)хлевник |
5.Гидмурт | Е)Домовой |
2 задание
Раздели мифологических героев на две группы:
Инма́р, Вукузё, Кылдыси́н, Нюлэсму́рт, Коркамурт, Гидмурт
А) боги природных явлений;
Б) боги домашнего хозяйства.
3 задание.
Нарисуйте, как вы представляете одного из изученных сегодня мифологических героев.
5.Заключение.
Демонстрация рисунков каждой группы.
Список литературы:
1.Мифы, легенды и сказки удмуртского народа. Литературная обработка Н.Кралиной. Ижевск: Удмуртия- 1995.203стр.
2.И.К.Саушина Удмуртия в играх, загадках и кроссвордах. Учебно-методическое пособие. Ижевск- 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике
Закон Удмуртской РеспубликиПринят Государственным СоветомУдмуртской Республики27 сентября 2011 года...
тесты по удмуртскому языку и литературе
тесты по удмуртскому языку и литературе помогут ученикам самостоятельно проверить свои знания...
рабочая программа по удмуртской литературе для 6 класса
Рабочая программа для 6 класса...
Вводный урок по удмуртскому языку для 7 класса
Вводный урок по удмуртскому языку для 7 класса...
паспорт кабинета удмуртского языка и литературы
паспорт кабинета удмуртского языка и литературы...
рабочая программа по удмуртской литературе (удмуртскому для 5 класса
Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС по удмуртской литературе для 5 класса....
Проект интегрированного урока английского языка и удмуртской литературы в 6 классе по биографии и произведениям удмуртского детского писателя и драматурга Г.А. Ходырева (в рамках проведения Недели Удмуртии в школе)
Цель: приобщение к культуре удмуртского народа через организацию нетрадиционной формы урока иностранного языка.Задачи: 1. Познакомить учащихся с биографией удмуртского пи...