Программа театрального кружка Театральная карусель"
учебно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
Администрация Лысковского муниципального района
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №2 г. Лысково
Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от 29 августа 2019 года | Утверждена приказом средней школы № 2 г.Лысково от 02.09.19 г. № |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Театральная карусель»
Возраст обучающихся: с 11 лет
Срок реализации 1 год
Автор- составитель: Семёнова С.В., учитель русского языка и литературы |
Оглавление
- Пояснительная записка……………………………………………..3
- Актуальность программы………………………………………4
- Цель и задачи ………………………………………………….5
- Особенность возрастных групп………………………………..5
- Содержание деятельности……………………………………..6
- Формы и методы работы……………………………………….7
- Условия реализации программы……………………………… 9
- Формы контроля………………………………………………..10
- Ожидаемый результат…………………………………………10
- Рабочая программа………………………………………………….12
- Учебно- тематический план…………………………………….12
- Учебный план……………………………………………………13
- Содержание программы……………………………………………..13
- Оценочный материал………………………………………………...16
- Методическое обеспечение программы…………………………….18
- Список литературы…………………………………………………...22
1.Пояснительная записка.
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимо создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.
Школьник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.
При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния.
В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей, снять «установку» на урок, позволяет учителю избегать шаблонного начала занятия.
1.1 Актуальность программы
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
1.2. Цель и задачи
Цель программы - развить личность ребенка, способного к творческому самовыражению, через овладение основами актерского мастерства, сценического движения и сценической речи, навыки связной речи.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Развить у детей интерес к театрально-музыкальной деятельности.
1.3 Особенность возрастных групп
10-14 лет. Для ребенка это самый трудный, переломный возраст во всех отношениях. Этот возраст отличается активностью, восприимчивостью, им свойственно стремление к действию, выполнению задания. Дети занимаются с увлечением и настойчивостью. В подростковом возрасте утрачена детская непосредственность, и приходится больше уделять внимания технике исполнения ролей. Поэтому Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от имени какого-либо персонажа. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
1.4 Содержание деятельности
Программа рассчитана для учащихся 5-8 класса, на 1 год обучения.
На реализацию программы отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 45 минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Программа состоит из 4 разделов, работа над которыми ведётся параллельно.
1 раздел «Основа театральной культуры» - знакомство обучающихся с устройством театра, театральными атрибутами, терминами.
2 раздел « Музыкально- театральные игры» - игры, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка, умение перевоплощаться, передавать характер и настроение персонажа.
3 раздел « Творчество» - включает упражнения и игры на развитие песенного, танцевального, игрового творчества, помогает раскрыть творческие способности детей в инсценировках песен, стихов, сценок.
4 раздел « Работа над спектаклем» - объединяет все этапы подготовки спектакля: знакомство с пьесой, обсуждение, распределение ролей, работа над музыкальными номерами.
На этом этапе занятия могут быть индивидуальные и групповые. Работа заканчивается показом спектакля детям других классов, родителям, выступлением на районном конкурсе.
1.5 Формы и методы работы
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- экскурсии в театр и музеи,
- спектакли
- праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Ребята привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Алгоритм работы над пьесой.
- Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
- Премьера.
1.6 Условия реализации программы
1. К.С. Станиславский. Работа актера над собой. - М.: Артист. Режиссер. Театр., 2003.
2. Н. М. Горчаков. Режиссерские уроки. - М.: Искусство, 1957.
3. Программа по литературе под редакцией К.Коровиной /М., 2005 г.
4. С.В.Гиппиус. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - М.:Астрель, 2012.
Технические средства обучения:
1. классная доска;
2. персональный компьютер;
3. принтер;
4. цифровая фотокамера;
5. колонки;
6. экран/смарт-доска и проектор.
Оборудование:
1. прожекторы;
2. микрофоны;
3. пульт для управления и программирования театрального света;
4. ширмы;
5. элементы костюмов;
6. расходные материалы для изготовления декораций.
1.7 Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
1.8 Ожидаемый результат:
- Развитие творческих и музыкальных способностей детей.
- Развитие психических процессов (мышление, речь, память и т.д.)
- Развитие личностных качеств (уверенность, сочувствие и т.д.)
- Выступление на городском театральном конкурсе
Учащиеся должны знать
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
2. Рабочая программа
2.1 Учебно- тематический план
N п\п | Тематика программы | Количество часов | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1. | Вводные занятия | 1 | 1 | - |
2. | Театральная игра (ТЮЗ) | 5 | 2 | 3 |
3. | Культура и техника речи | 6 | 2 | 4 |
4. | Ритмопластика | 3 | 1 | 2 |
5. | Основы театральной культуры | 3 | 3 | - |
6. | Работа над спектаклем, показ спектакля | 15 | 5 | 10 |
7. | Заключительное занятие | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
2.2 Учебный план
N п\п | Содержание разделов | Количество часов | Итог | |
Теория | Практика | |||
1. | Театральная игра | 10 | 9 | 19 |
2. | Работа над спектаклем | 5 | 10 | 15 |
Итог | 15 | 19 | 34 |
3. Содержание программы (34 часа)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г. Нижнего Новгорода презентация)
2 раздел. (5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. (3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. ( 6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. (3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. (15 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. (1 часа) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
4. Оценочный материал
Основные параметры:
- Восприятие музыки:
- Эмоциональная отзывчивость
- Умение соотнести содержание музыки с картинкой
- Песенное творчество:
- Способность отыскать нужную интонацию
3. Танцевальное творчество:
- Самостоятельно подобрать движение в соответствии с эмоционально- образным содержанием музыки
4. Музыкально - игровое творчество:
- Способность отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа
5. Основные навыки театрального мастерства:
- Способность к созданию выразительного образа в этюдах, играх- драматизациях, песенных, танцевальных драматизациях
- Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагировать на поступки действующих лиц.
Характеристика уровней:
Высокий уровень (от 2,4 – 3 баллов)
Творческая активность детей, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное исполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах деятельности).
Средний уровень (от 1,7 – 2,3 балла)
Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в муз.- театральную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.
Низкий уровень (от 1 -1, 6 баллов)
Не эмоционален, не активен, равнодушен, без интереса занимается музыкально - театральной деятельностью, не способен к самостоятельности.
Имя ребенка | Восприятие музыки | Песенное творчество | Танц. творчество | Музыкально - игровое творчество | Основные навыки театрального мастерства: | Общий балл | Уровень | ||
Эмоциональная отзывчивость | Умение соотнести содержание музыки с картинкой | Способность отыскать нужную интонацию | Самостоятельно подобрать движение в соответствии с эмоционально- образным содержанием музыки | Способность отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа. | Способность к созданию выразительного образа в этюдах, играх- драматизациях, песенных, танцевальных драматизациях | Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагировать на поступки действующих лиц. | |||
- Методическое обеспечение программы
Тема занятия | Основы театральной культуры | Музыкально - театральные игры | Творчество | Работа над спектаклем | Дата | |||||
Сентябрь | Что такое театр? | Беседа об устройстве театра. Экскурсия в театральную студию. | Сюжетно - ролевая игра « Театр». | Песня – игра « Слово на ладошке». Игра «Колобок» | Знакомство со сказкой Беседа. | |||||
Виды театра | Знакомство с различными видами театров (драмат., кукольный, музыкальный) | Музыкальная игра «Дирижёр» | Импровизация сказки «Колобок» театром кукол бибабо. | Распределение ролей, чтение текста музыкальной сказки по ролям. | ||||||
Театральный реквизит | Знакомство с театр. атрибутами, декорациями. Экскурсия в костюмерную | Игра «Жил да был» Игра « Шляпная коробка» | Волшебное превращение предметов на сцене. | Слушание музыкальных номеров. Беседа о характере произведений. Разучивание песни гостей, Хоровод « Именины» | ||||||
Сцена | Беседа о качествах, которыми обладает артист театра. Устройство сцены, экскурсия в театральную студию. | Сюжетно - ролевая игра «Артист, зритель» | Танцевальное творчество « Придумай свой танец». | Индивидуальная работа: Танец | ||||||
Октябрь | Ритмопластика | Беседа о том, что такое пластика, выразительные жесты. | Игра «Ковёр – самолёт» Пальма | Упражнения на воображения: «Гуляет по лесу медведь, лиса» и т.д. «Художник рисует большую картину» | Индивидуальная работа: Танец Бабочек. | |||||
Эмоции на сцене | Беседа о мимике, об эмоциях. Рассматривание картинок «Эмоции». | Стихотворение «Мне грустно» Михалков. | Упражнение на развития мимики: стих « Ёжик», Стих. « Бычок» Антипиной | Индивидуальная работа: Танец Песня | ||||||
Выразительные средства речи человека | Беседа об интонации в речи, темпе речи, динамике. | Музыкальная игра «У оленя дом большой» с ускорением темпа, нарастающей динамике. | Рассказать стих. Различные авторы. Удивлённо, взволнованно, грустно. | Закрепление всех индивидуальных номеров сказки. | ||||||
Выразительные средства речи | Слушание текста сказки в аудио записи, беседа. | Скороговорки на развитие дикции. | Песенное творчество. | Закрепление всех индивидуальных номеров сказки. | ||||||
Ноябрь | Понятие «Пантомима» | Просмотр видео - записи с выступлением артистов театра пантомим. | Игры на пластику: «Как у наших у ворот» | Творчество на воображение: « Ковёр – самолёт» | Соединение всех музыкальных номеров сказки. | |||||
Профессии работников театра | Знакомство с профессией – режиссёр театра, артист, сценарист. | Музыкальная игра «Вопрос – ответ» | Творчество на воображение: «Путешествие в Африку» | Репетиция всей сказки, отработка отдельных сцен. | ||||||
Профессии работников театра | Знакомство с профессией - осветитель, билетёр, гардеробщик, художник – оформитель. | Сюжетно - ролевая игра | Упражнения на творчество музыкально- ритмических движений: «Улитка», «Кукла». | Генеральная репетиция на сцене, в костюмах и с декорациями. | ||||||
Выступление -показ музыкальной сказки | ||||||||||
Декабрь | Культура и техника речи | Беседа о фольклоре, его роли в народном творчестве. | Музыкальная игра « Гуси - лебеди» | Песенное творчество: На знакомую потешку сочинить мелодию. | Знакомство с русской народной сказкой « Гуси- лебеди». | |||||
Культура и техника речи | Познакомить детей с потешками, прибаутками, частушками, пестушками. | Игра «Золотые ворота» | Творчество: игра на народных музыкальных инструментах | Беседа о героях, их характере. | ||||||
Культура и техника речи | Просмотр драматизации русской народной сказки « Гуси – лебеди» по видео. | Игра « Колечко» | «Театральные этюды» А. Е.Антипиной | Слушание музыкальных номеров сказки, беседа. | ||||||
Культура и техника речи | Рассказ об образах нечистой силы в народных сказках. Просмотр видео ролика « Баба Яга» О.В. Суптельной. | Музыкальная игра «Бабка- Ёжка» | Театральное творчество, импровизация на сцене Бабы Яги в разных образах: злая Баба Яга, Весёлая Баба Яга, грустная Баба Яга, старая Баба Яга. | Распределение ролей, Чтение текста по ролям, Соблюдая выразительную интонацию. | ||||||
Январь | Театр юного зрителя | Понятие о ТЮЗе.
| Игра « Отгадай кто я?» | Мимические этюды: « Съел кислое яблоко», « обжог руку», « купили игрушку» | Разучивание музыкальных номеров сказки: | |||||
Театр юного зрителя | Беседа о взаимоотношениях артистов (дружбе, взаимовыручке и взаимоуважении). | Театрализованная игра « Сделай подарок другу» | Придумать своё желание « Цветик – семицветик» | Разучивание музыкальных номеров сказки: | ||||||
Театр юного зрителя | Беседа о взаимоотношениях артистов (дружбе, взаимовыручке и взаимоуважении). | Музыкальная игра « Займи место» | Песенное творчество: « Пропой ласково имя друга» | Разучивание музыкальных номеров сказки: | ||||||
Театр юного зрителя | Беседа о дружеских отношениях артистов театра. | Сюжетно - ролевая игра « Теарт» | Танцевальное творчество: Придумай в паре свой танец под музыку. | Разучивание музыкальных номеров: | ||||||
Февраль | Театр юного зрителя | Беседа о детских спектаклях. Просмотр видео – ролика с театрального фестиваля « Забава». | Музыкальная игра « Займи место» | «Театральные этюды» А. Е. Антипиной, разыграть в паре. | Соединение всех сцен. Индивидуальная работа с героями сказки. | |||||
Театральная мастерская. | Беседа о театральном реквизите, его значении. | Игра « Волшебный сундучок» | Творчество на воображение: Придумать атрибуты к персонажам: Яблонька, Реченька, Печка. | Соединение всех сцен, работа с атрибутами и декорациями. | ||||||
Театральная мастерская | Просмотр видео – ролика с театрального фестиваля « Забава». | Игра « Шляпная коробка» | Импровизация на музыкальных инструментах. | Генеральная репетиция в костюмах. | ||||||
Показ сказки | ||||||||||
Март | Театральная игра | Беседа о жанрах музыкальной культуры: балет, опера. | Сюжетно – ролевая игра « Музыкальный театр» | Творчество на воображение: представить себя артистом музыкального театра. | Чтение сказки «Золушка». | |||||
Театральная игра | Рассказ о театре оперы и балета. Просмотр фрагментов оперы «Снегурочка» Н. А. Римский – Корсаков. | Сюжетно – ролевая игра « Музыкальный театр» | Творческие танцы - импровизации на разную музыку | Беседа по содержанию, Определение характеров главных героев: Золушки, Мачехи, принца | ||||||
Музыкальный театр | Рассказ о театре оперы и балета. Видео просмотр фрагментов балета « Щелкунчик» П. И. Чайковский | Музыкальная игра « Фото – видео» | Игры на развитие воображения | Работа над образами героев сказки: Дочки мачехи, Фея | ||||||
Театральная игра | Понятие « мюзикл». Видео-просмотр 1 части мюзикла « Золушка» муз. Л. Фадеевой – Москалёвой. | Музыкальная игра « Фото – видео» | Игры на развитие воображения | Знакомство с музыкальными номерами сказки. | ||||||
Апрель | Театральная игра | Закрепление понятие «мюзикл». Видео-просмотр 2 части мюзикла «Золушка» муз. Л. Фадеевой – Москалёвой. | Игра «Волшебный сундучок» | Театральные этюды | Разучивание музыкальных номеров: Сцена – На балу: Вальс, полька, менуэт. | |||||
Театральная игра | Видео-просмотр 3 части мюзикла «Золушка» муз. Л. Фадеевой – Москалёвой. | Театрализованная игра | Сочинить на любом инструменте музыку к волшебным превращениям. | Закрепление танцев. Работа над сценой – Золушка и Фея. | ||||||
Театральная игра | Знакомство с профессией – музыкант театра, оркестр. | Музыкальная игра «Оркестр» | Песенное творчество | Индивидуальная работа: Песня Золушки, песня Принца, песня Мачехи | ||||||
Музыкальный театр | Знакомство с профессией – дирижёр | Музыкальная игра «Дирижёр» | Танцевальное творчество | Индивидуальная работа: Песня мачехи и дочек, Песня и танец Феи. | ||||||
Май | Волшебный мир театра | Беседа о современных театральных направлениях: Иллюзионный театр | Музыкальна игра « Прятки» | Фокусы | Соединение всех сцен мюзикла, подбор костюмов. | |||||
Волшебный мир театра | Беседа о современных театральных направлениях: Театр зверей | Музыкальная игра «Медведь и зайцы» | Импровизация движений зверей: Тигр, слон, кошка, лошадь | Репетиция с использованием всех атрибутов и декораций. | ||||||
Волшебный мир театра | Беседа о современных театральных направлениях: Театр клоунады | Игра « Угадай эмоцию» ( Испорченный телефон) | Мимические этюды: грустный - весёлый, удивлённый, обиделся. | Генеральная репетиция. | ||||||
Премьера мюзикла « Золушка» |
6.Список литературы
Для учителя:
- К.С. Станиславский. Работа актера над собой. - М.: Артист. Режиссер. Театр., 2003
- Н. М. Горчаков. Режиссерские уроки. - М.: Искусство, 1957.
Программа по литературе под редакцией К.Коровиной /М., 2005 г.
С.В.Гиппиус. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - М.:Астрель, 2012. - Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля.- СПб., 202.- 114 с.
- Дерягина Л.Б. Играем в сказку. Сценарии в стихах для постановки в школе.- СПб.: Детство – пресс, 2010.- 128 с.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 10-14 лет.- Просвещение, 2004.- 127 с.
- Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир Театра.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002.- 224с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в школе.- М.: Сфера, 2001.- 128 с.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.- М.: АРКТИ, 2002.- 208 с.
Для ученика:
1.Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.6.
2.Вечканова И.Г. Театрализованные игры в школе: Учебно-методическое пособие. –СПб.: КАРО, 2006. –144
3.Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.–М.: Баласс, 2004.
4. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. –М.: Просвещение. –1978.
Интернет ресурсы:
http://www.s_184.edu54.ru/DswMedia/+2015-2016programmateatral-nogokrujkalopat-ko.pdf
https://miroslava-folk.ru/children-theater
https://www.maam.ru/obrazovanie/scenarii-spektaklej
Документы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона
Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...
Программа работы театрального кружка "Арлекин"
Методическая разработка программы театрального кружка. Календарно-тематическое планирование и расчасовка занятий. Эта программа заинтересует ребят, а , главное, черезгод у вас будет театральная т...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная карусель"
рабочая программа по внеурочке 5-6 классов...
Программа театрального кружка "Театральная карусель"
Материла для преподавателя ДО....
Рабочая программа по кружку"Танцевальная карусель"
Программа рассчитана на детей прошедших предварительное собеседование на предмет выявления мотивации обучения и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельност...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области театрального искусства «Театральное творчество»
Учебный планпо дополнительной общеразвивающей общеобразовател...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области театрального искусства «Театральное творчество»
Учебный планпо дополнительной общеразвивающей общеобразовател...