Виртуальное путешествие в Болдино
занимательные факты на тему
Путешествие по селу Болдино, родовому имению Пушкиных, в котором создан музей А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия по музею Пушкина в Болдино | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Белавская ООШ
Разработка внеклассного мероприятия по творчеству А.С.Пушкина.
Виртуальное путешествие в Болдино.
Выполнил:
учитель русского языка и
литературы
Кувшинова М.А.
Белавка,2014.
Виртуальное путешествие в Болдино.
Внеклассное мероприятие по творчеству А.С.Пушкина.
Цель мероприятия:
- Воспитывать любовь и уважение к творчеству Пушкина, гордость за свою литературу и свою нацию.
Задачи:
- Продолжить формирование умения видеть прекрасное в окружающем мире.
- Продолжить развитие эмоционально- образного воображения в процессе восприятия увиденного.
- Продолжить воспитание чувства прекрасного.
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран; портрет А.С.Пушкина, фотографии из личного архива учителя; выставка книг А.С.Пушкина, написанных при пребывании в Болдино.
Используемые ЦОР: презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово учителя. (Портрет А.С.Пушкина).
Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Ещё в 1834 году Н.В.Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет.»
Сегодня нам предстоит совершить виртуальное путешествие по Пушкинским местам
II. Виртуальное путешествие по Пушкинским местам.
Слайд 2. Вы бывали в Болдино?
Это одно из самых красивых и удивительных мест на нижегородской стороне.
Слайд 3.Какое место занимает Болдино в творчестве Пушкина?
- Это родовое имение рода Пушкиных.
- Часть имения отец выделил А.Пушкину в связи с его женитьбой на Н.Гончаровой.
- За всю жизнь Александр Пушкин был здесь всего 3 раза, каждый раз осенью и каждый раз что-то сочинял.
Слайд 4. История имения.
- Евстафий Михайлович Пушкин, посол при дворе Ивана Грозного, получил Болдино в поместье — земельное владение, дававшееся дворянам на время службы. Позднее оно стало вотчиной (родовым имением, которое могло переходить по наследству) Пушкиных.
- Деду А. С. Пушкина принадлежали довольно крупные земельные владения вокруг Болдина. После его смерти земля была поделена между многочисленными наследниками
- Отцу Пушкина принадлежала юго-восточная часть Болдина (с барским домом и другими постройками) — 140 крестьянских дворов, более 1000 душ, и село Кистенево
Слайд 5. История Болдина получила своё продолжение. Ныне там открыт Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино». В него вошли:
- пушкинская усадьба с господским домом,
- старинным парком и прудами,
- церковь Успения Божей Матери,
- роща Лучинник и
- усадьба в селе Львовка.
Пушкинский заповедник ежегодно посещают десятки тысяч людей. Особенно многолюдно в Болдине осенью
Слайд 6. Произведения, написанные в Болдино.
Первая Болдинская осень Вынужденное затворничество(из-за эпидемии холеры не смог выехать в Москву) способствовало плодотворной работе, за это время он написал:
- 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю,
- маленькие трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан».
- около 30 мелких стихотворений.
- прозою 5 повестей... (и это далеко не весь перечень).
Вторая Болдинская осень
Во второй раз Пушкин посетил Болдино в 1833 году, возвращаясь из поездки по Уралу, где он собирал материалы по истории пугачевского восстания. В эту болдинскую осень Пушкин написал
- «Медного всадника»,
- «Анджело»,
- «Сказку о мёртвой царевне…»,
- «Сказку о рыбаке и рыбке»,
- «Пиковую даму» и ряд стихотворений, а также закончил
- «Историю Пугачёва».
Последний раз Пушкин приехал в Болдино в 1834 году, и в течение 3 недель он в основном занимался хозяйственными вопросами. Времени на творчество оставалось мало, но тем не менее
- «Сказка о золотом петушке» была написана именно в это время.
Слайд 7. В доме поэта. Барский дом, неоднократно перестроенный, сохранил черты, характерные для жилых построек начала 19 в. Облицовка его углов и наличников окон напоминает каменную рустовку, центральный вход украшен верандой с невысокой балюстрадой и портиком, служащим основанием для балкона; обычна для пушкинского времени и двуцветная охристо-белая окраска. Планировка основных помещений сохранилась. Обстановка пушкинского кабинета воссоздана на основе рисунка, сделанного самим Пушкиным осенью 1830. В целом экспозиция дома-музея посвящена теме «Пушкин в Болдине».
Слайд 8. Зальце. Самая большая комната в доме называлась зальце. Здесь старинная мебель – подлинные вещи пушкинского времени, которые так же стояли здесь и двести лет назад. На стенах портреты предков поэта. В этой комнате обычно принимали гостей, устраивали вечера. Но сам А.С. Пушкин почти все время проводил в комнате рядом
Слайд 9,10. Рабочий кабинет. В Болдино у Пушкина не было большого рабочего кабинета со стеллажами , где теснились бы тысячи книг. Поэт работал в небольшой комнате. Здесь же он и спал.
Иногда поэту не спалось, и тогда он вставал, зажигал свечи в подсвечнике и снова доставал свои рукописи. В Болдинскую осень иногда А.С.Пушкин работал ночи напролет.
Слайд 11,12. Экскурсия по усадьбе. Когда в 1834 году Александр Сергеевич приехал в Болдино, в доме шёл ремонт. Ему пришлось поселиться в одной из комнат вотчинной конторы. Сюда Болдинские крестьяне приносили оброк. А.С. Пушкин разговаривал с ними, часто шутил. Крестьяне полюбили его и назвали ласковым барином.
В 1974 это помещение было отреставрировано и в нем размещен мемориально-бытовой музей. В одной из двух комнат восстановлен интерьер собственно конторы, во второй — временный кабинет Пушкина.
Слайд 13,24,15. Старинный парк. В болдинской усадьбе сохранился прекрасный старинный парк. Если вы окажетесь здесь, вам обязательно захочется задержаться на мостике с белыми перилами или полюбоваться темной гладью пруда, в которой отражаются дом, деревья и сам мостик, на котором вы будете стоять.
Планировка парка сложилась в 1830-40-х гг. Здесь еще живы деревья — современники поэта: двухсотлетняя ива и несколько дубов. Сохранились два старинных пруда, горбатый мостик на верхнем пруду и беседка на берегу нижнего, так называемая «беседка сказок».
Слайд 16,17,18. Усадебный комплекс. Проведенные в 1980-е гг. археологические раскопки, а также сохранившиеся документы, планы и старинные фотографии позволили в последние годы осуществить большие реставрационные работы и полностью воссоздать усадебный комплекс. Восстановлены: барская кухня, баня, людская, конюшня, амбары. В этих помещениях экспонируются предметы местного крестьянского быта.
Людской называлась изба, где жили дворовые – прислуга барской усадьбы. Сюда приходил А.С.Пушкин, чтобы послушать песни, которые девушки распевали за работой. Сказки, рассказанные ими, поэт записывал в тетрадь, которую приносил с собой.
Слайд 19-22. Музей пушкинских сказок. В 1998 году в Болдине открылся музей пушкинских сказок. Создан этот музей, в основном, руками и фантазией детей. Большая часть его экспонатов - прекрасные панно и витражи на шелку, куклы - персонажи сказок Пушкина, вышивки и изделия с перегородчатой эмалью - выполнены детьми в мастерских поистине уникального Авторского центра художественных ремесел города Дзержинска Нижегородской области.
Эти дома были восстановлены по сохранившимся фотографиям XIX века. Когда-то здесь жили болдинские священники
Слайд 23. Церковь Успения Божьей матери. Расположенная рядом с усадьбой церковь Успения была построена в 1780-90-е гг дедом поэта, Львом Александровичем Пушкиным. Знаменательно, что освящение храма произошло в год рождения поэта. В настоящее время почти разрушенная в советское время церковь восстанавливается.
Слайд 24. Роща Лучинник. В состав музея-заповедника входит также и заповедная роща Лучинник, где, по преданию, любил гулять поэт, и расположенное в 8 км от Болдина село Львовка. Когда-то оно было довольно большим, но в последние десятилетия осталось почти без жителей. Здесь с 1850-х гг. сохранилась барская усадьба с парком и небольшим двухэтажным домом.
Слайд 25.В музее-заповеднике проводятся ежегодные Праздники поэзии.
Учитель: Наше путешествие мне хотелось бы закончить словами: "Вряд ли еще в какой-нибудь стране мира огромная масса людей, живущих в этой стране, любит своего давно умершего великого соотечественника так, как мы любим Пушкина. У России не было и, вероятно, не будет более совершенного, более всеобъемлющего, более гармоничного поэта, чем Пушкин». Произведения, которые оставил нам Пушкин – это поистине «нерукотворный памятник»,которые достались нам в наследство.
Литература:
1.В.Я.Коровина .Литература.6 класс: учебник для общеобраз. учреждений. В 2 ч. Авт.- сост. В.Я.Коровина. М.»Просвещение» ,2012.
2. В.Я.Коровина .Литература.7 класс: учебник для общеобраз. учреждений. В 2 ч. Авт.- сост. В.Я.Коровина. М.»Просвещение» ,2011.
3.И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе к учебнику В.Я.Коровиной. М.:ВАКО,2012
4. А.Г.Гукасова. Болдинский период в творчестве А.С.Пушкина. М.: Просвещение, 1973.
5. Фотографии из личного архива учителя.
6. www.pushkiniada.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальное путешествие "Весенние праздники народов мира"
Внеклассное мероприятие «Классный час»Автор: Классный руководитель 6 «а» класса, учитель биологииГалактионова Марина Валерьевна...
Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"
Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информ...
урок - виртуальное путешествие по Южной Америке
Идея подобного урока обобщающего повторения заимствована в общих чертах на одном из учительских сайтов. Подбор учебного материала и детализация урока сделаны мной. Данные уроки я про...
Виртуальное путешествие в заповедник "Большая Кокшага"
Это воспитательное мероприятие направлено на развитие экологической культуры учащихся школ 8 вида. Оно проведено в виде виртуального путешествия....
урок по теме виртуальное путешествие в микромир клетки
данный материал содержит план - конспект...
Открытый урок "Виртуальное путешествие по Лондону"
Цель: Развивать у учащихся способности и желание участвовать в процессе коммуникации на английском языке....
Классный час "Виртуальное путешествие по Зауралью и встреча с уральским математиком"
Классный час о математике Иване Михеевиче Первухине....