Виртуальное путешествие в заповедник "Большая Кокшага"
классный час (6 класс) по теме
Это воспитательное мероприятие направлено на развитие экологической культуры учащихся школ 8 вида. Оно проведено в виде виртуального путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnoe_puteshestvie_v_zapovednik.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальное путешествие в заповедник
«Большая Кокшага»
Цель: 1.Познакомить детей с понятием заповедник, его роли в охране природы. 2. Воспитание бережного отношения к природе. Коррекция речи, логического мышления, посредством работы с загадками, ответами на вопросы.
Ход мероприятия
- Организационный момент
Отчет дежурного о готовности класса к мероприятию.
- Коррекционное задание
Чтобы угадать тему нашего сегодняшнего мероприятия необходимо переставить слоги, так чтобы получилось слово: (Слайд №1) и (материал на парту)
по ник вед за
- Какое слово у вас получилось?
- Заповедник.
- Правильно, ребята.
- Ребята, кто знает, что такое заповедник?
- Ответы детей.
Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле), которая охраняется законом, на которой запрещены любые виды деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений. (Слайд №2)
В нашей стране заповедников 100.(Слайд №3)
- В нашей республике один заповедник – это Большая Кокшага
Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в заповедник нашей республики «Большая кокшага» (Слайд №4)
- Местонахождение и история возникновения
Заповедник расположен по течению реки Большая Кокшага на территории Килемарского и Медведевского районов Республики Марий Эл на расстоянии 30 км от ее столицы г. Йошкар-Ола. (Слайд №5 – карта заповедника)
Этот заповедник был создан 14 марта 1993 года. Площадь его 21,6 тыс.га.
Здесь нет ни тигров, ни зубров. Есть уникальные дубравы (леса состоящие только из дубов), редкие растения и животные (Слайд №6 – картинка лесов заповедника).
С высоты птичьего полёта территория заповедника «Большая Кокшага» кажется бесконечным зелёным ковром, прошитым голубоватыми нитками извилистых рек и речушек с искрящимися пятнами озер. Густые лесные массивы чередуются с болотами и лугами. Кудрявые кроны сосен сменяются то тёмно-зелёными пирамидами елей, то светлыми островками берёз.
Заповедник создали для охраны территории, проведение исследований, то есть жизни животных, растений. Сегодня мы с вами побудем в роли экологов и посетим заповедник Большая Кокшага. У заповедника есть своя эмблема – это медведь и это не случайно, здесь обитает много медведей (Слайд №7)
- Перед тем, как войти в заповедник давайте вспомним правила поведения на природе. (Слайд №8 – экологические знаки).
- Вы, молодцы, ребята, знаете правила поведения на природе.
- Есть еще некоторые правила, которые необходимо соблюдать в заповеднике Нельзя входить и въезжать на территорию заповедника, тем более охотиться или собирать грибы и ягоды. На территории заповедника работает охрана - патруль. Они следят за тем, чтобы соблюдался режим охранной зоны заповедника.
Основное условие заповедника – полное невмешательство человека в жизнь природы. (Слайд №9)
Главной достопримечательностью заповедника являются растения. Есть такое определение флора.
Флора - это исторически сложившаяся совокупность видов растений, населяющих какую-либо территорию
- Если говорить самым простым языком, это зеленое покрывало земли. Это все то, что мы видим изо дня в день. Это деревья, кустарники, травы и даже грибы.
В лесах, на лугах и болотах произрастает более 700 видов растений, а это около половины всех, известных в Республике Марий Эл.
Чтобы узнать какое растение преобладает в заповеднике мы послушаем легенду, про это растение.
В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону. Ветвь этого дерева означала могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд, суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до Сотворения мира.
Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом» (Дуб) (Слайд №10 - 11)
На территории заповедника растут дубравы, их можно встретить из территории республики только здесь. Дубы дают пищу многочисленным животным заповедника. Здесь можно встретить как молодые дубочки, так и деревья среднего и старшего возраста.
Леса занимают 95% территории заповедника. Преобладающее место принадлежит сосновым лесам. Березняки, вторые по занимаемой площади, возникли на местах сгоревших или вырубленных сосняков.
Поистине облик дремучих сибирских лесов придают заповедным лесам ельники. (Слайд№ 12)
На территории заповедника есть растения, которые занесены в Красную книгу Марий Эл.
1. Это венерин башмачок. Его назвали, так потому, что его цветок напоминает красивый башмак. От прорастания семени до цветения этого удивительного растения проходит 15-17 лет (Слайд №13)
2. Также на территории заповедника растет ягода – морошка. Морошка встречается в республике только на территории заповедника, около озера Кошеер. Это любимая ягода А.С.Пушкина. Обычно она растет намного севернее, поэтому это не только редкий, но и уникальный для республики вид. (Слайд №14 )
3. Другой представитель древнейших растений – Чилим плавающий, или Водяной орех, - произрастает в тёплых водах озера Шушьер. Его питательные плоды - костянки местное население употребляло в пищу в годы войны. Сейчас количество растений чилима сокращается, так как его поедают околоводные животные и загрязнения водоёмов. (Слайд №15)
4. Самый редкий древесный вид заповедника – Осокорь, или Тополь чёрный, встречается в пойме реки Большая Кокшага. (Слайд №16)
5. Также здесь растет интересное растение, которое занесено в Красную книгу – это росянка. Она растет на болотах и питается насекомыми. (Слайд №17)
А теперь немного поиграем: нужно узнать про какое растения говорится:
1. Название какого растения говорит, где оно живёт? (подорожник)
2. Что за трава, которую и слепые узнают? (крапива)
3. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красные ягоды. Они ядовиты. (ландыши)
4.Трава от 99 болезней. Про нее говорят, что она бьет зверей. (Зверобой). (Слайд № 18)
Отдохнем и сделаем физкультминутку (Слайд №19)
В заповеднике есть не только растения, но и животные.
На листочках изображены различные животные. Они перепутались и нам нужно найти, что это за животные. (работа по карточкам)
- Каких животных вы узнали? Только, ли животные на картинках?
- У экологов есть определение, всех животных называют фауной.
- Фауна это все виды животных, птиц обитающих на определённой территории.
На территории заповедника обитает более 40 видов животных и птиц.
Давайте попробуем определить некоторых из них по описанию.
- Это животное крупное, достигает 2 метров. Шерсть коричневого или бурого цвета. Оно всеядное. Любит малину, мед. Зимой впадает в спячку (Слайд №20) Как вы определили, что это медведь. На территории заповедника постоянно обитает 10-15 зверей.
- У этого хищного животного есть кисточки на ушах, окраска тела пятнистая. Во время охоты спрыгивает с деревьев. (Слайд №21) На заповедной территории постоянно обитает про 2-3 зверя.
- Эта змея ядовита для человека, черной окраски, достигает в длину до 1 метра. (Слайд №22)
- А теперь отгадаем загадки:
1. Длиннорогий и рогатый
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий...
- Что это за животное?
- По каким признакам вы определили, что это лось?
- Самым крупным животным на территории заповедника является лось. Лоси в течение года периодически кочуют по территории и держатся чаще группами в 2-4 головы. (Слайд №23)
- Слушайте внимательно следующую загадку:
2. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
- Что это за животное?
- Как вы это определили? (Слайд №24)
Из копытных также обитает в заповеднике дикая свинья – кабан. Кабаны на территории заповедника появились около 30 лет назад. Их численность возрастает после обильных урожаев желудей. Врагами кабанов в заповеднике являются волки, которые предпочитают охотиться на молодых животных.
Слушайте внимательно, следующую загадку:
3. По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, а не лисица. (Слайд №25)
- Что это за животное?
- Как вы это определили?
А теперь давайте послушаем и постараемся определить, каких птиц мы можем услышать в заповеднике.
1. Включается пение соловья (Слайд №26)
2. Голос кукушки (Слайд №27)
3. Стук дятла (Слайд №28)
4. Ток глухаря (Слайд №29)
Также в заповеднике есть животные, занесенные в красную книгу это серая цапля и летучая мышь (большая вечерница).
Гигантская вечерница
Вечерница гигантская – представитель семейства летучих мышей. Самая крупная летучая мышь в России. Длина тела вечерницы 84 - 104 мм, размах крыльев от 41 до 46 см. Масса тела - 41 - 76 граммов. Гигантские вечерницы вылетают на поиски пищи, кружа над лесными опушками или поверхностями водоёмов. Они начинают свою охоту на большой высоте, затем опускаются ниже к земле. Пищей им служат крупные жуки, например, усачи, жуи-носороги, жуки-олени, хрущи, а также ночные бабочки. Селятся гигантские вечерницы по несколько особей в дуплах деревьев. Численность этого вида составляет около 17—27 тыс. особей. (Слайд № 30)
Серая цапля
Весит примерно 1,5 кг, но отдельные птицы достигают веса 2 кг. Зимует на большей части Африки. Гнезда эти птицы устраивают на высоких деревьях, но если их нет, то на крупных кустарниках или в заломах тростника. Едят серые цапли разнообразную пищу. Они поедают насекомых и их личинок, некрупных рыб, раков, лягушек и головастиков, ящериц, змей, грызунов. Иногда добычей серой цапли могут служить кроты. . (Слайд № 31)
- Как вы думаете, почему их занесли в Красную книгу.
- что такое Красная книга?
На территории заповедника есть три населенных пункта: деревни Аргамач, Шушер и Шаптунга. Для жителей выделены специальные участки для сбора грибов, ягод, ловли рыбы. Проживают здесь в основном старые люди. Госинспекторы опекают их, привозят в деревни воду и продукты питания.
Есть экологические тропы и экскурсионные маршруты.
- А сейчас давайте вспомним, про что мы сегодня говорили на мероприятии? (Слайд № 32)
1. Заповедник. Как вести себя в заповеднике?
2. Флора заповедника?
3. Фауна заповедника?
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальное путешествие "Весенние праздники народов мира"
Внеклассное мероприятие «Классный час»Автор: Классный руководитель 6 «а» класса, учитель биологииГалактионова Марина Валерьевна...
Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"
Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информ...
урок - виртуальное путешествие по Южной Америке
Идея подобного урока обобщающего повторения заимствована в общих чертах на одном из учительских сайтов. Подбор учебного материала и детализация урока сделаны мной. Данные уроки я про...
урок по теме виртуальное путешествие в микромир клетки
данный материал содержит план - конспект...
Открытый урок "Виртуальное путешествие по Лондону"
Цель: Развивать у учащихся способности и желание участвовать в процессе коммуникации на английском языке....
Классный час "Виртуальное путешествие по Зауралью и встреча с уральским математиком"
Классный час о математике Иване Михеевиче Первухине....
Классный час "Виртуальное путешествие по Зауралью и встреча с уральским математиком"
Классный час о математике Иване Михеевиче Первухине....