Педагогическая диагностика, как инструмент совершенствования учебно-воспитательного процесса на примере игровой программы «Осенняя мозаика»
статья на тему

Ясенович Ирина Михайловна

«Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей» (А.И. Кочетов).

Задачи, исследуемые в статье:

  1. Выявление и помощь в развитии у детей природных знаний, умений и навыков.
  2. Создание условий для выявления и дальнейшего развития творческих способностей каждого ребенка.
  3. Педагогическая поддержка воспитанников в создании среды, благоприятной для общения и сотрудничества.

Представленные методики позволяют отслеживать результативность обучения и, при необходимости, производить коррекцию в планах учебно-воспитательной работы на следующем этапе образования для всех групп и каждого воспитанника отдельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_diagnostika_statya.docx47.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

«У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»

АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

«КОЛОМБИНА»

Педагогическая диагностика, как инструмент совершенствования

учебно-воспитательного процесса на примере игровой программы

«Осенняя мозаика»

Автор-составитель:

Ясенович Ирина Михайловна,

педагог дополнительного образования

Санкт- Петербург

2014

Как детская творческая организация, наш хореографический коллектив «Коломбина» объединяет в своих рядах детей от 5 до 14 лет, интересующихся искусством танца. Мы регулярно принимаем участие в концертных программах различных мероприятий Дворца, района и города, но чаще всего в танцевальных номерах задействованы самые яркие и умелые исполнители. Для возможности выступления всех занимающихся детей, в коллективе проводятся различного вида мероприятия – это «творческие минуты» на самих занятиях, открытые занятия для родителей по итогам полугодий, концертные выступления всех участников групп для мам и бабушек в честь праздника 8-го Марта и итогового отчетного концерта всего коллектива. А на тематических музыкально- танцевальных программах воспитанники могут проявлять свои творческие способности, активность и инициативу в заданиях танцевального, игрового и творческого характера.

Для того чтобы данные мероприятия имели высокое качество, проводится учебно-воспитательная работа по созданию дружного коллектива как внутри каждой группы, так и всего коллектива. Создаются условия для повышения качества танцевального мастерства и творческого совершенствования. Успех работы во многом зависит от того, насколько педагог, используя основные методы диагностики, смог ближе узнать своих подопечных, выявить их сильные и слабые стороны, помочь им в их становлении активного участника в различной по характеру деятельности.

Функции диагностики

Педагогическая диагностика всех разделов учебно-воспитательного процесса наделена рядом важных функций:

  • Контролирующая функция – выявляет уровень знаний, умений и навыков учащихся;
  • Обучающая функция – учащийся не только выполняет задание педагога, но и смотрит на выполнение заданий другими детьми и сравнивает с ними свою работу;
  • Воспитательная функция – предполагает контроль над учебной деятельностью, который повышает ответственность учащихся за свою работу, приучает трудиться, самостоятельно принимать решения.

Принципы диагностики

Для полной реализации перечисленных функций диагностики обучения важно выполнять целый ряд требований, вытекающих из ее принципов. К их числу относятся:

  • Принцип объективности, заключающийся в научно обоснованном содержании диагностических процедур, равном отношении педагога ко всем обучаемым, адекватном установленным объективным критериям оценивании знаний, навыков и умений;
  • Принцип систематичности, состоящий в проведении диагностики на всех этапах учебного процесса – от начального восприятия учебного материала до его практического применения;
  • Принцип гласности, который предусматривает проведение открытых испытаний всех учащихся по одним и тем же критериям.

Виды диагностики

В зависимости от места проверки и оценки знаний, навыков и умений в учебном процессе, объема заданий, отводимого на проверку времени и числа учащихся используются следующие виды диагностики:

  • Текущий контроль, осуществляемый педагогом в ходе учебно-воспитательной работы на учебных занятиях;
  • Периодический контроль - проводится после проведенного мероприятия, включенного в учебную программу;
  • Итоговый контроль, проводимый в конце 1-го полугодия и в конце учебного года.

Формы диагностики:

  • Показ коллективом, отдельной группой детей и отдельным ребенком движений, упражнений, танцевальных этюдов, выполнение заданий игрового и творческого характера;
  • Устный опрос на знание детьми основной танцевальной терминологии, правил исполнения конкретных заданий игрового и творческого характера, правил поведения и техники безопасности вовремя проведения разного вида занятий.

Методы диагностики:

  • Педагогическое наблюдение – специально организованное восприятие педагогических явлений, подчиненное исследовательской цели и задачам.
  • Беседа, как с объектом исследования, самим ребенком, так и с его родителями, с отдельной группой детей, а также со всем коллективом данной группы;
  • Анкетирование – родителей детей данной группы в период знакомства и после проведенных мероприятий.

Конкретные результаты диагностики используются в педагогическом процессе, непосредственно происходящем на данном этапе, как база для принятия конкретных решений и разработки эффективных учебно-воспитательных действий.

Система диагностического исследования учащихся 1-го года обучения на первоначальном уровне образования

На начальном этапе обучения основная роль педагога состоит в выявлении первоначальных знаний, умений и навыков детей, а также помощь в адаптации ребенка 5-6 летнего возраста к занятиям хореографии в группе детей 1-го года обучения. Для этого возникает необходимость скорейшего узнавания танцевальных и личностных возможностей участников образовательного процесса.

Чтобы процесс обучения стал продуктивным, интересным, увлекательным, с первых занятий в танцевальном классе начинается подготовка к проведению игровой музыкально- танцевальной программы. Задания учебно-тренировочной, игровой и творческой работы в этот период способствуют формированию у детей танцевальных знаний, умений и навыков, умению преодолевать трудности, выстраивать отношения с другими воспитанниками, действовать и работать в коллективе, радоваться своим и совместным успехам.

Этапы педагогической деятельности

Педагогическая деятельность на начальном периоде процесса обучения и воспитания состоит из нескольких, тесно связанных между собой, этапов.

Этап I (работа с родителями):

  1. Первоначальное анкетирование родителей после первого ознакомительного занятия с детьми (текст анкеты № 1 в приложении).
  2. Беседы с родителями (групповые, индивидуальные) по вопросам:
  • требования педагога по организации учебного процесса;
  • ознакомление родителей с программой коллектива;
  • способы общения с отдельными детьми в результате первичных непосредственных и педагогических наблюдений.

3. Анкетирование родителей после проведенного мероприятия (текст анкеты №2 в приложении).

Этап II (методы отслеживания результативности)

С самых первых дней обучения в программу занятий включена работа по подготовке и проведению игровых программ, посвященных определенной тематике. В процессе обучения на данном подготовительном периоде для выявления и решения различных проблем ведется и непосредственное, и педагогическое наблюдение; при этом возникает необходимость активного словесного общения с детьми. Предоставление необходимой информации, мотивации ребенка к деятельности, выявление уровня первоначальных знаний детей о предмете изучения предстоящей тематики невозможны без бесед и непосредственных опросов участников группы и отдельного ребенка.

  1. Для детей беседы помогают:
  • внимательно слушать объяснения и следить за показом педагога;
  • получать оценку своей работы в течение исполнения отдельных танцевальных, игровых, творческих заданий, а также активности во время всего занятия;
  • учиться работать в команде;
  • получать новые знания о предмете предстоящего мероприятия.
  1. Педагогу беседы и опросы необходимы для:
  • представления необходимой для учащихся информации по программе обучения;
  •  мотивации детей к активной деятельности;
  • выявления уровня знаний детей о предмете изучения предстоящей тематики;
  • диагностического исследования. 

Этап III (фиксация результатов наблюдения).

В период подготовительной работы ведется как непосредственное, так и педагогическое наблюдение всего учебно-воспитательного процесса. Результаты наблюдения фиксируются в таблице первичной диагностики результативности (таблица №1):

  • уровень первоначальных знаний, умений, навыков детей;
  • степень восприятия ребенком получаемой информации (высокая, средняя, низкая);
  • способность к общению с другими детьми (воспитанник знакомиться только с одним ребенком, группой детей, сразу становиться инициатором игр во время перерывов, не общается ни с кем);
  • активность выполнения заданий игрового и творческого характера (хочет и выполняет с удовольствием, не участвует);
  • выполнение правил поведения в танцевальном зале.

Методические рекомендации по проведению игровой музыкально танцевальной программы в группе детей 1-го года обучения

(на примере программы «Осенняя мозаика»).

Процесс выявления и оценки результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в течение всей подготовительной работы и проведения музыкально-танцевальной программы, которая состоит из нескольких разделов:

  1. Беседа о характерных признаках осенней поры;
  2. Конкурсы и задания творческого характера;
  3. Игровые танцевальные этюды;
  4. Самостоятельно сочиненные этюды изобразительного характера;
  5. Тематические игры с элементами движений и поз.

Этап I (Работа с родителями)

Каждому разделу программы необходим подготовительный период. Важную помощь на первых этапах работы могут оказать родители, которым предлагается поговорить с детьми о признаках осени, познакомить детей с сюжетами русских народных сказок «Теремок» и «Три поросенка», а также приготовить детали костюма осенних расцветок (ленты, юбочки, шарфики). По итогам проведения игровой программы, родителям предлагается заполнить анкету (анкета № 2).

Этап II (методы отслеживания результативности)

  1. Беседы с детьми о характерных признаках осенней поры.

Акцентируется внимание учащихся на многообразие и особенности движений, при помощи которых можно изобразить природные явления окружающего мира (листья летят, кружатся, падают, срываются; дождь капает, льет, хлещет).

Выявляются знания детей о поведении животных и птиц для самостоятельного сочинения небольшого музыкального этюда изобразительного характера:

  • Птицы улетают в теплые края;
  • Грызуны готовят норки, собирают зернышки;
  • Насекомые засыпают и т. д.
  1. Конкурсы и задания творческого характера.

Подбираются и придумываются конкурсы для команд (4-5 человек) и для работы в парах. На занятиях отводится время для предварительной подготовки к заданиям. Ведется непосредственное наблюдение поведения за детьми во время индивидуальной и совместной работы, оказывается непосредственная помощь отдельным детям.

Задания для работы в командах:

  • Составить – «венок из листьев», «осенний букет», «фонтан»;
  • Заселить «Теремок»: каждый участник команды придумывает образы животных в движении (решает, кем он будет и как будет передвигаться).

Задания для работы в парах:

  • Конкурс на внимание «Повтори хлопки» (составление детьми разных видов хлопков в комбинации).
  1. Самостоятельно сочиненные этюды изобразительного характера.

Работа над самостоятельным сочинением этюдов «Листочек», «Лесной житель».

  1. Небольшие танцевальные номера.

По сюжетам сказок «Теремок» и «Три поросенка» в течение месяца разучиваются два танцевальных этюда «Теремок» и «Веселые поросята».

  1. Тематические игры с элементами движений и поз.

Даются пояснения к содержанию и объясняются правила игры, обращается внимание детей на поведение во время действия и технику исполнения отдельных моментов и элементов игры. В подготовительный период дети знакомятся со следующими играми:

  • Игра на знакомство «Назови свое имя»
  • Игра «Поменяйся взглядом»
  • Игра «Гусь и утки»
  • Игра «Кот и мыши»

Этап III (фиксация этапов наблюдения)

Эмоциональная поддержка детей на всех этапах проведения программных конкурсов, заданий и подготовленных танцевальных выступлений. Напоминание детям о правильном и выразительном исполнении движений, комбинаций и этюдов. Поощрение дружной совместной работы отдельных детей, пар и групп. Помощь детям и командам, испытывающих трудности при выполнении командных заданий.

Дается оценка группам, коллективу учащихся, отмечается успешная работа отдельных детей, обращается внимание на допущенные ошибки для исправления их в будущем, выслушиваются мнения жюри и гостей, дается установка на дальнейшую деятельность, обговариваются планы коллектива. Диагностика обучения предполагает не только оценивание, как процесс, но и оценку знаний, навыков и умений обучаемых, как ее результат. «Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей» (А.И. Кочетов). Результаты фиксируются в таблицах первоначальной диагностики детей и по итогам учебно-воспитательной работы за 1 полугодие учебного года (таблицы №1 и №2 даны в приложении).

Таким образом, отслеживается результативность обучения и при необходимости намечается коррекция в планах учебно-воспитательной работы на следующем этапе образования для всей группы и каждого воспитанника отдельно. 

Приложения

Анкета для родителей № 1

Уважаемые родители!

Просьба заполнить данную анкету для знакомства с вами и вашим ребенком – это поможет нам для дальнейшего сотрудничества.

  1. Фамилия, имя ребенка.
  2. Дата рождения ребенка. 
  3. Номер детского учреждения, посещаемого ребенком.
  4. Адрес проживания, телефонный номер.
  5. Фамилия, имя, отчество родителей.
  6. Дополнительный контактный телефонный номер.
  7. Занимался ли ребенок каким- либо видом танцевальной или спортивной деятельности (ритмикой, гимнастикой, танцами).

Спасибо!

Анкета для родителей № 2

.

Уважаемые родители!

Мы обращаемся к вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей, педагогов, хотели бы посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы усовершенствовать её с учетом ваших пожеланий. Просим ответить на наши вопросы (да – нет), но если Вы на какой-то вопрос затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа.

1. Видите ли Вы результаты обучения?

2. Делится ли ребенок впечатлениями после занятий?

3. Устраивает ли вас программа, предложенная нашим коллективом?

4. Имеются ли у Вашего ребенка трудности в освоении программы?

5. Испытывает ли Ваш ребенок хорошее отношение к педагогу?

6. Удалось ли Вашему ребенку подружиться с детьми нашего коллектива?

7. Понравилось ли Вам проведенная в группе программа «Осенняя мозаика»?

 8. Будет ли Ваш ребенок продолжать занятия в нашем коллективе?

 9. Ваши пожелания, если они имеются.

 

10. Укажите, если желаете, свою фамилию.

Спасибо за участие

Таблица результативности №1

Таблица результативности

ЗУН - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5) - оцениваются природные данные ребенка (ритмичность, пластика, эмоциональность), музыкальность, техника и выразительность исполнения танцевальных движений и этюдов, а также работоспособность учащегося на занятиях.

Творческая инициатива - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5), - оцениваются активность ребенка в заданиях игрового и творческого характера, в создании музыкально - танцевальных образов.

Отношения в коллективе - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5) -оценивается поведение ребенка в группе во время проведения различного рода занятий, игровых программ, концертов.

Концертная деятельность - низкий (3), средний (4), высокий (5) - оцениваются технические и эмоциональные способности ребенка при проведении игровых программ, открытых занятий, концертных выступлений.

На начало учебного года, 1 год обучения

Фамилия Имя

ЗУН

Творческая инициатива

Отношения в коллективе

Концертная деятельность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы 5 

Баллы 4

Баллы 3

Таблица результативности №2

Таблица результативности

ЗУН - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5) - оцениваются природные данные ребенка (ритмичность, пластика, эмоциональность), музыкальность, техника и выразительность исполнения танцевальных движений и этюдов, а также работоспособность учащегося на занятиях.

Творческая инициатива - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5), - оцениваются активность ребенка в заданиях игрового и творческого характера, в создании музыкально - танцевальных образов.

Отношения в коллективе - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5) -оценивается поведение ребенка в группе во время проведения различного рода занятий, игровых программ, концертов.

Концертная деятельность - низкий (3), средний (4), высокий (5) - оцениваются технические и эмоциональные способности ребенка при проведении игровых программ, открытых занятий, концертных выступлений.

На конец 1-го полугодия учебного года,1 год обучения

Фамилия Имя

ЗУН

Творческая инициатива

Отношения в коллективе

Концертная деятельность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы 5

Баллы 4

Баллы 3

Список литературы

  1. Роль диагностики в педагогическом процессе учреждений дополнительного образования. К курсу повышения квалификации специалистов УДО. Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных - Санкт-Петербург, 2001.
  2. Смирнова Н.В. Диагностическая деятельность (словарь – справочник) - Дворец детского творчества «У Вознесенского моста» Санкт – Петербург 2006.
  3. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» выпуск №11 – Москва ГОУДОД ФЦРСДОД 2005.
  4. Панкеев, И.А. Русские народные игры /И.А. Панкеев. – М.: Яуза, 1998.
  5. 16. Петров, В.М. Весенние праздники, игры и забавы для детей /В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М.: ТЦ "Сфера", 1998.
  6. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составитель: Любовь Фатеева. Языки: Русский. Издательство: Академия Развития. 1998
  7.  Бекина С.И. Музыка и движение. – М., Просвещение, 1984
  8.  Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. – М., Просвещение, 1983
  9.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000
  10. Назарова А.Г. Игротренинг. Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. – СПб, 1998
  11. Баркан А.И. Его величество ребенок. – М., Столетие, 1996
  12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000
  13. Программа для внешкольных учреждений. – М., Просвещение, 1986

Интернет-ресурсы

  1. Группа в социальной сети «В контакте»: http://vk.com/kolombinastudia 
  2. Каталог танцевальных сайтов: http://www.globaldance.info/ 
  3. Сайт материалов для учителя музыки, включая каталог сайтов, нотные архивы, музыкальные энциклопедии: http://muza-live.ucoz.ru/dir/21-1-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся»

Повестка:Вступление «О концепции модернизации образования до 2012года» «Диагноз: неуспеваемость» «Методы стимулирования посредством воспитания» «Причины неуспеваемости детей группы риска» ...

Презентация к Пед.совету «Взаимосвязь основного и дополнительного образования, как обязательное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса»

Презентация демонстрирует материал, который дети изучают на занятиях курса дополнительного образования "Компьютерная графика", творческие работы учащихся....

Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса

Презентация проектного задания "Концепция организации творческих мастерских"...

Сборник. III Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция для педагогов «Совершенствование учебно-воспитательного процесса»

Сборник. III Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция для педагогов «Совершенствование учебно-воспитательного процесса»...

Совершенствование учебно-воспитательного процесса через обновление коррекционно-развивающей среды

Совершенствование учебно-воспитательного процесса через обновление коррекционно-развивающей среды...

Статья по теме "Совершенствование учебно-воспитательного процесса через обновление коррекционно-развивающей среды"

Математика в специальной школе   решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение матема...