«Любовь к Отечеству – основа нравственного развития личности»
методическая разработка на тему
Внеклассное мероприятие по литературе
«Любовь к Отечеству – основа нравственного развития личности»
(на материале «Слова о полку Игореве»)
Игра «Эрудит».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_o_polku.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе
«Любовь к Отечеству – основа нравственного развития личности»
(на материале «Слова о полку Игореве»)
Игра «Эрудит».
Автор : учитель русского языка и литературы
МБОУ Долматовская ООШ №16
Преснякова Тамара Владимировна
Цель:
1. Обобщить знания Памятника древнерусской литературы.
2. Доказать современность «Слова»
3. Определить связь произведения с другими видами искусства.
Подготовка к игре: сбор материала, ответы на вопросы, разучивание отрывков из «Слова», подготовка костюмов к инсценировке некоторых глав. Во время игры дети приобщаются к миру прекрасного: к поэзии, живописи, музыке. Обращаются к истории Руси, приближаются к своим предкам.
На доске:
1. Слова Д.С.Лихачева: «Слово – это многолетний дуб, дуб могучий и раскидистый. Его ветви соединяются с кронами других роскошных деревьев великого сада русской поэзии ХIХ и ХХ веков, а его корни глубоко уходят в русскую почву».
2. Иллюстрации И.Глазунова, В.Васнецова, В.Фаворского.
3. Таблица родословной русских князей.
Оборудование:
1.Запись оперы Бородина «Князь Игорь» и древнерусского текста «Слова…» в исполнении Д.С.Лихачева.
ХОД ИГРЫ
- Выбираются 2-е команды, которые получили задания по «Слову».
- Представляем жюри игры.
- Знакомим с условиями оценки ответов: красная медаль – точный и полный ответ-5 баллов; зеленая медаль – ответ неполный-3 балла; можно выдавать медали болельщикам (критерии оценивания могут быть разными).
В конце игры подводятся итоги, называется команда – победитель.
Вступительное слово ведущего:
1.Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
Перед нами произведение «изумительное, горная вершина». Мы до сих пор воспринимаем «Слово…» как гениальный памятник древнерусской литературы. Из далекой дали, через пространство столетий доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной земле.
I
Ведущий: Всего 20-25 страниц текста, а в них скрыта подлинная сокровищница сведений о Руси Х-ХII в.в. Здесь все верно с исторической, календарной, военной точки зрения.
1.Докажите историческую достоверность «Слова…» Приведите примеры из текста.
2.Работа с таблицей родословной русских князей. Представьте, что вы Игорь Святославович…
1) Кем вам приходится Олег Святославович Горислав? (дед)
2) Изяслав Владимирович? (правнук)
3) Олег Святославович, новгород-северский? (двоюродный брат)
4) Святослав Олегович, черниговский князь? (отец)
5) Ефросинья Ярославна? (жена)
6) Ольга Глебовна? (свояченица)
3.Из каких городов вышли в поход князья Игорь и Всеволод?
4.Тьмутарокань. Где это место на современной географической карте?
5.На иллюстрациях показаны предметы быта и одежды. Какими из них могли пользоваться герои «Слова…»?
Ведущий: На незначительном эпизоде автор показал историю Руси от старого Владимира до Игорева похода. Историки не нашли ни одной ошибки. Это историческая панорама от крещения Руси до ХII в.
II
Ведущий: В.Г.Белинский писал, что в «Слове…» еще заметно влияние поэзии языческого быта. Это благоухающий цветок славянской народной поэзии».
1.Какие яркие образы языческих богов вспоминает автор «Слова…»?
2.Какие образы связывают «Слово…» с УНТ?
Ведущий: Автор, вне сомнения, христианин, но, как наследник Бояна, не чурается рассказать и о древнерусских языческих богах. Это явление сохранилось и до наших дней.
III
Ведущий: Загадочность – свойство всех великих произведений, потому что они бесконечно глубоки, содержание их необозримо, и сколько бы их не разгадывали, всегда останется нечто таинственное.
Послушайте плач Ярославны в разных переводах.
3 девочки в костюмах читают плач.
1.Почему плач слышится на Дунае? (до него от реки Сеймы-800 верст)
2.Почему жену Игоря называют Ярославна, а жену Всеволода – Глебовна?
3.Почему Ярославна в «Путивле на забрале», а не в Новгород-Северском?
4.Почему называет себя кукушкой?
Музыкальная пауза – Плач Ярославны из оперы «Князь Игорь».
IV
Ведущий: Автор «Слова…» использует поэтические приемы, в которых проявляется характерное для древних русичей ощущение тесных связей с родной природой, с родной землей.
1.Приведите примеры из текста, когда автор сравнивает героев с животными и птицами. Как это связано с русскими сказками?
V
Ведущий: Давайте вернемся к началу «Слова…». (Не лепо ли ны бяшеть
Старыми словесы…)
1.Что значит старыми словесы? Каким языком написано «Слово…»?
2.Звучит отрывок «Слова…» на старославянском. Переведите, используя любой перевод «Слова…».
3.Назовите имена переводчиков «Слова…».
VI
Ведущий: Восемь веков живет «Слово…». До сих пор оно живо и неразрывно связано с современной культурой. Два века его изучают, читают, переводят и у нас, и во всем мире. И эти расстояния лишь подтверждают истину, открытую еще в античном мире великим философом и целителем V-IV в.в. до н.э. Гиппократом: «Жизнь коротка, искусство вечно».
Послушайте «Золотое слово Святослава» (читает ученик в костюме князя)
1.Можно ли говорить об его актуальности сегодня?
2.Когда было найдено «Слово…»? Судьба этой находки?
3.Назовите имена известных иллюстраторов. Какие иллюстрации, размещенные на доске, принадлежат им?
4.К «Слову...» обращались русские поэты в «переломные» для России годы:1812, 1914; 1941-1945. Как вы думаете, почему?
5.Особенно много стихов посвящено Ярославне. Почему?
Послушайте стихи Татьяничевой и Друниной.
VII
Ведущий: Закрыта последняя страница «Слова…» - этой жемчужины Древнерусской литературы и до сих пор современного призыва к единению, к миру. Земля – наш общий дом, мы все вместе плывем в единой лодке во Вселенной.
Поэт Михаил Дудин писал:
Устало море биться о ступени.
Померкло солнце, и отхлынул зной.
Былых времен разбуженные тени
В вечерний час беседуют со мной.
А кто сказал, что прошлое неявно?
Времен и судеб неразрывна связь.
Не перестанет плакать Ярославна,
Пока из мертвых не воскреснет князь.
Подведение итогов, слово жюри. Выбрать эрудита, который ответил на большее количество вопросов. Вручение медалей и дипломов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»
выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности.
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности....
Нравственное воспитание,как основа гармоничного развития личности ребенка.
Глубокие социально-экономические преобразования,происходящие в современном обществе,заставляют нас размышлять о будущем России,о её молодежи.В настоящее время смяты нравственные ориентиры,подрастающее...
Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...
Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.
Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд челов...
Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание гражданина России как основа гармоничного развития личности учащегося на уроках и во внеурочное время»
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с основными положениями:· Общество нуждается в подготовке нравственных людей.·...
Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...