Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.
статья на тему
Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд человечества, дарит миру научные открытия и изобретения, по его проектам возводятся дворцы и храмы, благодаря его усилиям создаются различного рода организации, включая научные, и даже возникают государства. Мысль, труд и духовная энергия каждого человека творят постоянно растущий «разумный мир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.
Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд человечества, дарит миру научные открытия и изобретения, по его проектам возводятся дворцы и храмы, благодаря его усилиям создаются различного рода организации, включая научные, и даже возникают государства. Мысль, труд и духовная энергия каждого человека творят постоянно растущий «разумный мир».
Ведь именно решающим и определяющим показателем человеческой разумности является духовная жизнь личности, её нравственные ориентиры в социально-активной деятельности.
В связи с Концепцией модернизации российского образования, важное значение приобрела проблема формирования личности ученика, которую характеризует не только информированность в разных областях науки, но и коммуникабельность, толерантность, современный креативный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений.
Общекультурная компетентность является ключевой для современной школы и включает в себя готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, этическая и эстетическая культура выпускника.
Вы, наверное, заметили, что эстетическая компетентность школьника относится к группе общекультурных компетенций, поскольку существенно влияет на поведение и деятельность ученика.
Главная цель при формировании эстетической компетентности школьника – развитие эстетизма как ориентира общечеловеческих ценностей, как основы мировосприятия личности. Заметьте, не обучение законам академического рисунка и живописи, как думали многие родители и даже педагоги. А основы взглядов на мир, на своё место и своё предназначение в этом мире!
Эстетизм – это свойство личности воспринимать окружающую действительность, своё поведение и других людей через ценностные ориентиры красоты и гармонии, а также организовать своё пространство, себя и своё поведение по этим ценностным ориентирам.
Главным источником духовных потребностей является включение во всеобщий созидательный процесс. Ещё Василий Александрович Сухомлинский писал:
- Тот, кто живет заботами о других людях, становится восприимчивым, чутким к слову, заключающему в себе призыв к идеалу доброты, к творению красоты в самом себе.
Личность человеческая раскрывается и выражается только в духовном мире, связанном с эстетическими, нравственными, эмоциональными приобретениями человечества.
Человек многогранной духовной жизни – это личность, имеющая высокие нравственные потребности, умеющая дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и своего сердца.
Очень важной задачей воспитателя является пробуждение эмоциональной зоркости и тонкости чувств, т.к. личность проявляется в активном отношении к добру и злу, в умении пользоваться и дорожить духовными ценностями, видеть, находить их, очеловечивать в собственном личном мире.
В условиях школьного обучения эту функцию наиболее оптимально выполняет изобразительное искусство, где ребёнок может реализовать свою потребность в творческом самовыражении.
Активное включение в процесс самовыражения вызывает чувства эмпатии, формирует эстетический вкус, широту мировоззрения и высокие духовно-нравственные потребности личности.
В начальных классах эти умения базируются на эмпатическом видении мира, т.е. на способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию и переживании горя и радости других людей. На основе этого рождается личное отношение и оценка происходящего в мире, которая в будущем должна воплощать духовно-нравственную позицию выпускника.
В формировании эмпатического видения мне помогают формы и методы АРТ-технологии. Термин «АРТ-терапия» дословно обозначает «лечение искусством». А в педагогике – это воздействие изобразительным творчеством с целью выражения ребёнком своего психо-эмоционального состояния.
На своих уроках я реализую АРТ-технологию через ряд приёмов с использованием средств разной художественной выразительности. Это «живая иллюстрация», «Закончи сказку в рисунке», двигательные мини-зарисовки, диалоги заданных характеров, театрализованные этюды с элементами импровизации.
Для тренировки эмпатического видения я, чаще всего, использую такой приём как работа с ассоциациями, образами, аналогиями. Здесь очень важным я считаю обязательную постановку эмоционально-отношенческих задач (добро-зло, радость-грусть, счастливый-несчастный). Такие задания включают в себя задания на выражение в рисунке своего отношения или сочувствия к нарисованному. Примеры таких заданий:
• украсить зеркало для доброй или злой Царевны;
• изобразить щит богатыря-защитника или воина-разрушителя;
• раскрасить корабли пиратов и мирных купцов;
• изобразить постройки в Городе Мастеров и городе Злых Духов;
• придумать доброго или злого зверя, несуществующего на нашей земле;
• подобрать грим для благородного Волшебника и коварного Колдуна;
• нарисовать сказочный лес на доброй и злой планете;
• изобразить цветок, растущий в саду и сорванный, валяющийся на дороге;
• нарисовать котёнка или щенка, у которого есть любящий хозяин, а в другом случае – брошенное и несчастное животное.
А так же следующие упражнения: перевести образ с одного языка искусства на другой, например, нарисовать музыку, определить цвета разных чувств, нарисовать стихи о природе.
Такая деятельность расширяет эмоциональный и духовный опыт ребёнка, обогащает его, он учится тоньше и глубже воспринимать мир, людей и события. Изменение его внутреннего эмоционального состояния ведет к изменению психологических установок и морально-нравственных оценок, появлению новых взглядов на мир, на жизнь, на себя самого, на окружающих.
Такой подход обращает процесс обучения к личности школьника, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья.
Проблема творчества, его природы и реализации – это проблема эстетическая. Но решается она в определённых экономических условиях. Сегодня творческий человек – решающая сила современного производства, т.к. в современном понимании прогресса делается ставка на свободный мозг, гибкое мышление, развитое воображение и интуицию.
Достичь этого помогают эстетические впечатления, обеспечивающие полноту и гармоничность восприятия, стимулирующие свободу и яркость ассоциаций, неординарность видения и мышления.
Таким образом, от способности человека к творчеству зависит богатство государства, духовное здоровье народа, его моральный облик и нравственные ориентиры. Именно содержание личности, развитие её творческого потенциала есть действительная основа и гарантия будущего благосостояния и успеха общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности на занятиях спортивно-оздоровительных объединений на основе духовно-нравственных и культурных традиций России.
В статье освещается тема воспитания духовно-нравственной личности в объединениях спортивно-оздоровительного направления . Рассматриваются возможности нравственного развития детей на ...
Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося
Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося...
Система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»
Описана система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»...
Система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»
Презентация к докладу...
Методическая разработка классного часа "Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности"
Сценарий классного часа...
Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).
В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»
Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...