Величие твердой и громкой славы
классный час (9 класс) по теме

Човгун Марина Владимировна

Мероприятие государственно - патриотического направления, посвященное роли военной музыки в истории армии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velichie_tvyordoy_i_gromkoy_slavy.docx48.7 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

« Московский кадетский корпус

« Пансион воспитанниц Министерства Обороны Российской Федерации»

                                                                               

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Величие твёрдой и громкой славы»

                                                          Подготовила:

старший воспитатель

Човгун М.В.

Москва- 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Методическая характеристика темы.

2. План классного часа.

3. Технологическая карта проведения открытого мероприятия.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

   В наши дни остро стоят две проблемы: нехватка общения и неправильные нравственные ориентации среди молодежи и в обществе в целом, т.е. недостаток патриотизма. Мы должны знать, понимать и любить историю нашей страны. Знания об исторических фактах прошлого, современных традициях, дошедших до нас из глубины веков, в свою очередь, способствуют формированию у детей и молодежи ценностных ориентаций и установок относительно патриотического воспитания, любви к Родине и чувства гражданской ответственности.

ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Организационный момент (мотивация к деятельности).
  2. Актуализация знаний.
  3. Проблемное объяснение нового знания.
  4. Мастер-класс.
  5. Этап погружения в совместную групповую деятельность (работа с кейсами).
  6. Этап представления проекта.
  7. Этап включения в систему знаний.
  8. Подведение итогов  классного часа  (рефлексия деятельности).

Цель: подвести обучающихся к пониманию ценности военной музыки, рассмотрев исторический путь ее развития.

Задачи:

образовательные:

познакомить обучающихся со специально написанными пьесами для музыкального оформления воинских церемониалов;

освоить  некоторые приемы барабанного боя;

определить роль военной музыки;

развивающие:

расширить кругозор обучающихся по тематике истории военной музыки;

обеспечить развитие творческой активности и психофизической свободы обучающихся;

способствовать развитию эмоциональной сферы обучающихся;  

воспитывающие:

воспитывать чувство патриотизма, развивая познавательный  интерес к музыке своей страны;

воспитывать  осознание важности  и актуальности военной музыки;

способствовать повышению престижа профессии военнослужащего в глазах подрастающего поколения.

Педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения, кейс-технология, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ.

Материальное обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, презентация «Величие твёрдой и громкой славы» (программа «Microsoft Power Point»), аудио и видеоматериалы, раздаточный материал для кейсов (теоретическая информация, фотоматериал, ватман, клей, маркеры), обложки компакт-дисков с песнями о войне, барабан, барабанные палочки.

Межпредметные связи: история, литература, музыка.

Тип классного часа: личностно-ориентированный (открытие нового знания).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент (мотивация к деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слайды парада, девочек с барабанами, военных оркестров, фронтовые кадры с гармошкой. Музыкальная заставка: девочки играют на барабанах.

Добрый день! Я – Марина Владимировна Човгун, старший воспитатель 9-го учебного курса Пансиона воспитанниц МО РФ.

Воспринимают учебную ситуации, созданную педагогом, оценивают, пытаются связать тематику слайдов и выступления воспитанниц, прогнозируют тематику занятия в целом.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

целеполагание (П)

планирование учебного сотрудничества (К)

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (Р)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет наш разговор?

другом.

Сегодня речь пойдет об особенной музыке. Посмотрите на эпиграф занятия (Слайд - слова Суворова). Так о чем же пойдет речь на нашем занятии?

Слайд – название. Наше мероприятие  называется «Величие твердой и громкой славы»

Какова главная цель? 

Слайд – слова. Обратите внимание на слова, которые записаны на доске: РОДИНА, ПАТРИОТИЗМ, АРМИЯ, МУЗЫКА, ВОЙНА, МАРШ, БАРАБАННЫЙ БОЙ, ЗНАМЯ, СИЛА МУЗЫКИ, ПОДВИГ,ТРАДИЦИИ,

ЦЕРЕМОНИАЛ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ.

Какое главное слово здесь? (Родина).

 А что мы ставим рядом? (Патриотизм).

 Но речь о музыке! Что предстоит нам выяснить?

Каковы задачи нашего классного часа?

Зачем нужна военная музыка? Какова ее роль? Ответить на эти вопросы, оценить роль  музыки и песни в истории армии, понять связь музыки и  патриотизма мы и попытаемся на нашем классном часе.

О музыке

Воспринимают информацию на слайде

Выделяют общий признак, объединяющий слова,

пытаются сформулировать тему классного часа,

Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)

Работа в сотрудничестве

Формулируют тему классного часа

Формулируют цель

(определить роль военной музыки, рассмотрев исторический путь ее развития)

Действие смыслообразования,

действие нравственно-этического оценивания (Л)

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие (П); целеполагание (П),

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, регуляции своей деятельности (Р, К), умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы (П), владение монологической устной речью (К), умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (Р)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

Как вы считаете, какие произведения относятся к военной музыке?

К военной музыке относятся:

1.        специально написанные пьесы для музыкального оформления воинских церемониалов

2.        концертные музыкальные произведения военно-патриотического содержания (увертюры, симфонии, поэмы и т. п.);

3.        Основным же жанром военной музыки является марш (строевой, походный и др.).

Знаете ли вы, какой инструмент занимает особое место  в развитии истории военной музыки, стоял у ее истоков?

Как вы думаете, почему барабаны рассматривались как неотъемлемый ее элемент? Чтобы ответить на этот вопрос,

рассмотрим 2 стороны вопроса. Первая  - практическая. Какие функции выполняли барабаны? Почему барабанщики шли в первом ряду?

А теперь моральная сторона. Как вы думаете, какую еще роль играли барабаны на поле боя? Что давала   мощь барабанного боя солдатам?

А чем была   неуклонная сила барабанной дроби для врага?

В сражениях Отечественной войны 1812 года велика роль барабанщиков. Барабанщик лейб-гвардии Гренадерского полка Филипп Михайлов участвовал во всех сражениях;  дошел он и до самого Парижа. И здесь, во время одной из атак, пуля попала ему в грудь. Его подняли и понесли на двух ружьях вперед, а он продолжал выбивать призывную дробь, пока не умер… Восхищенный его подвигом, король Пруссии повелел запечатлеть этот момент на картине и сделать копии для всех воинских частей, чтобы солдаты знали, что такое настоящая храбрость!

Изображен храбрый барабанщик и на постаменте памятника М.И. Кутузову у музея-панорамы «Бородинская битва».

Участвуют в эвристической беседе

Формулируют ответы на поставленные вопросы

Систематизируют полученные знания об истории развития музыки как тактического элемента боя

Прогнозируют возможные варианты ответов

Действие смыслообразования,

действие нравственно-этического оценивания (Л),

поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Мастер-класс

Цель этапа: проведение мастер-класса, закрепление полученных сведений о сигналах, применяемых в бою

Сегодня мы попробуем примерить на себя роль полкового барабанщика и освоить некоторые сигналы  (мастер-класс).

1. Сигнал «подъем».

2. Вернемся еще раз к праздничному параду на Красной площади. Вспомните, какой один из первых и важнейших элементов начала парада?

Барабаны задают темп параду. Это называется «походный марш», и мы попробуем освоить этот ритм.

Выполняют задание в индивидуальном или групповом сотрудничестве

Работают индивидуально

Оценивают свою работу

Действие смыслообразования,

действие нравственно-этического оценивания (Л),

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V. Этап погружения в совместную групповую деятельность (работа с кейсами)

Цель этапа: организация деятельности по решению проблемы.

За 300 лет своей истории военная музыка прошла большой путь. В связи с этим нельзя не вспомнить имена таких великих личностей в истории нашего Отечества как Петр Первый и Александр Суворов. Но о том, как они развивали не только военное,  но и музыкальное искусство, используя его во славу страны, рассказ поведете вы, выступив в роли экспертов и исследователей.

Итак, ваша задача в течение 10 минут, используя предложенный материал, представить проект. Отберите материал по содержанию, продумайте его компоновку на листе, поработайте с текстом согласно инструкции.

Контролирует процесс, направляет, советует, поясняет

Выполняют проектную работу, распределяют роли,  систематизируют полученные знания об истории развития музыки как тактического элемента боя

Действие смыслообразования,

действие нравственно-этического оценивания (Л),

Умение находить общее решение (К), владение устной монологической контекстной речью (К),

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей (П), Строить логическое рассуждение (П),

Владение навыками самоконтроля, принятие решений о высказывании (Р) 

VI. Этап представления проекта

Цель: представить собственный образовательный продукт

Слушает представляемые проекты

Осуществляют защиту проектных работ

Действие смыслообразования,

действие нравственно-этического оценивания (Л), 

выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

VII. Этап включения в систему знаний

Цель: погружение в сферу нового знания, обобщение ранее известных фактов 

Кроме того, мы говорим, что песня – это история. Многие марши и песни  посвящались конкретным боевым эпизодам военной истории. Скажите, 100-летие  какого события мы вспоминаем в этом году?  Какая же солдатская песня времен 1 мировой войны самая известная? Родился марш на волне славянского патриотизма в г. Тамбове перед началом 1-й мировой войны. Его написал  молодой  трубач Василий Иванович Агапкин.

Автор лирично назвал марш «Прощание славянки» и посвятил его "всем славянским женщинам, провожавшим мужей на войну".  С той поры марш стал неотрывной частью ритуала проводов воинских подразделений на фронты всех войн, вплоть до Афганской и Чеченской нашего времени.

 Этот марш прозвучал в 1941 году на историческом параде на Красной площади. С ним  бойцы прямо с парада шли на передовую бить врага.

Под марш «Прощание славянки» и встречали героев Великой Войны. (слайд)

По традиции, заложенной еще в Тамбове, все выступления военных оркестров во все времена обязательно заканчивались исполнением марша «Прощание славянки». Надо сказать, что эта традиция соблюдается в русской военной музыке и сегодня. Даже Юбилейный  парад в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне, событие планетарного масштаба,  завершился тысячетрубными звуками «Прощания славянки».  Надеюсь, что и 70-летие Великой Победы, которое мы будем отмечать через год, тоже завершится этим грандиозным музыкальным произведением.

Вот так   скромное  музыкальное произведение стало всемирно известным, получив уникальный исторический титул «Музыкальная эмблема тысячелетия". Прослеживая историю этой песни, можно смело сказать, что музыка – это связь времен и поколений.

Формулируют устные высказывания:

начало 1-й мировой войны.

Марш «Прощание славянки»

Воспринимают новую информацию, находят подтверждения, что реальная жизнь находит отражение в искусстве

Воспринимают информацию, отраженную на слайдах:

1.От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

2. «Песня так же может разить врага, как и любое оружие!» (А. Александров, Автор «Священной войны»)

Действие смыслообразования,

действие нравственно-этического оценивания (Л),

Владение навыками самоконтроля в познавательной деятельности  (Р), умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (Р)

Война и песня... Что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата и в походе, и на привале. Говорилось, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.

Нам нельзя забывать  войны и ту музыку, которая родилась во время войн. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло.

И сегодня мы не можем не обратиться к теме военных песен!

Я раздаю вам обложки компакт-дисков с песнями о войне. Но там представлена неверная последовательность! Вам следует исправить неточности.  Прослушав отрывки из песен, проставьте нумерацию.

Формулируют речевое высказывание:

Песня поднимала дух, вдохновляла, объединяла

Действие смыслообразования,

действие нравственно-этического оценивания (Л),

Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач (Р), умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (Р), владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений (Р),

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств (П), мыслей, владение устной речью (П), смысловое чтение (П), умение устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение  (П),  

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем  и сверстниками (К), умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликтные моменты на основе согласования позиций и учета интересов (К), формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (К)

VIII. Подведение итогов  классного часа  (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Почему же мы и сейчас поем  песни тех далёких лет? Что они помогают нам пережить и почувствовать?

Военная музыка, военная песня не уходят из нашей жизни. Символично, что в наши дни именно военные музыканты становятся послами мира и взаимного уважения народов. В этой связи нельзя не сказать о крупнейшем военном художественном коллективе России –Ансамбле песни и пляски им. А.Александрова.  В этом году ансамблю Александрова, уникальному и единственному в своем роде в мире, исполнилось 85 лет. Его выступления часто называют «дипломатической миссией».

  А что вы знаете о фестивале «Спасская башня»?  

  Фестиваль, ежегодно проводимый в нашей столице – это грандиозный парад оркестров армий разных стран. Какую важнейшую функцию в жизни страны и армии выполняют военная музыка и военные оркестры?

Военная музыка, военная песня не уходят из нашей жизни. Символично, что в наши дни именно военные музыканты становятся послами мира и взаимного уважения народов. Например, что вы знаете о фестивале «Спасская башня»?

Фестиваль, ежегодно проводимый в нашей столице – это грандиозный парад, мирное состязание  оркестров армий разных стран. Какую важнейшую функцию в жизни страны и армии выполняют военная музыка и военные оркестры?

А теперь настало время подвести итоги нашей встречи.

Давайте вспомним, какова была тема нашей беседы?  Исследование какой темы вели на уроке?

Для чего в армии необходима музыка и песня?

Почему для нас важна история военной музыки?

- Удалось решить поставленную задачу (попробовать исполнять основные сигналы барабанного боя)?

-   Где можно применить новые знания?

- Приглашаю представителей команд для выражения общей оценки своей работы на занятии не совсем обычным способом: при помощи барабана. Если вы были успешны, вам все удалось и получилось, выполните сигнал  1, если вы считаете, что зря провели время, ничему не научились, ничего нового не узнали, тогда воспроизведите сигнал 2.

СПАСИБО за вашу оценку, спасибо за продуктивное общение.

Формулируют речевые высказывания,  отвечая на вопросы:

Эти песни, эта музыка  помогают нам стать сильнее, мужественнее и человечнее!  Мы сохраняем память, без которой не имеем права считать себя патриотами. Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители великой России 9 мая 1945 года!

Анализируют работу на уроке через самооценку

Отвечают на вопросы:

Международный фестиваль военных оркестров.

Военная музыка, история развития военной музыки

        

Поднимает боевой дух, сплачивает ряды, укрепляет дисциплину

Это часть истории страны, ее традиции, без знания которых не стать истинным патриотом).

Действие смыслообразования,

действие нравственно-этического оценивания (Л)

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)


Приложения к классному часу

1). Задания викторины по песням военной тематики

Прочитайте текст, попробуйте догадаться, о какой песне идет речь.

1. Эта песня была написана в конце 1930-х годов, когда ещё никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность. Она олицетворяла все самое лучшее в жизни — всё то, что пытался разрушить беспощадный враг. В годы Второй мировой войны песня приобрела особое значение за пределами нашей родины. В Италии она стала гимном партизан, во Франции её пели бойцы отряда Сопротивления, а в Японии был создан клуб любителей русской песни, который  назывался,  как песня. А когда в 1943 году на фронте блестяще проявил себя  гвардейский реактивный миномёт, получивший это же название, песня стала символом Победы.

С этой песней встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках – и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Тёплое.

2.  В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алексея Суркова. Нет в нашей стране человека, который бы не знал эту песню. Хотя в ней и говорится о «белоснежных полях под Москвой», но пели её в окопах и на привалах, хором и под гармонь. И не предполагал поэт Сурков, что сочиняет слова всенародно известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боёв за Москву. Песня получилась очень тёплая, задушевная, немного грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти. Она стала песней-бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению Победы. Её полюбили и запели на всех фронтах.

3. В основу песни положена действительная история.  Речь шла о высоте, которая находится у поселка Рубеженка, Куйбышевского района, Калужской области. Высота находилась в руках врага, и  ее взятие могло резко изменить в нашу пользу положение на этом участке фронта. В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение.  Боевая группа, состоящая из сибиряков, коммунистов, должна была произвести смелую операцию - пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту. Радиопозывным этой группы смельчаков было слово "Луна".

    "Луна" сообщила командованию, что высота занята. Дальше события разворачивались трагически. Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника . Восемнадцать приняли бой против двухсот ! Плечом к плечу, вкруговую стояли сибирские рабочие, бились до последнего патрона, до последней гранаты.

 Бывший редактор газеты " Советская Сибирь " Николай Чайка рассказывал: " Сентябрьским утром 1943 года по долгу фронтового журналиста одним из первых я попал на высоту у незнакомого поселка Рубеженка.

    Трудно найти слова, чтобы передать то, что я увидел. Даже в позах шестнадцати уже мертвых героев сохранилась напряженность боя, его ярость. С гранатой, зажатой в руке, с указательным пальцем на спусковом крючке автомата, в лужах собственной и вражеской крови лежали тела героев. Вся высота была буквально завалена осколками, стреляными гильзами, пустыми дисками, касками".

4. Эта песня – одна из главных композиций  Великой Отечественной войны.

Родилась песня в самые первые дни войны. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Впервые она была исполнена 27 июня 1941 года на перроне Белорусского вокзала, который представлял собой жуткое зрелище: слёзы прощания, крики отъезжающих сливались в единый гул. Когда артисты ансамбля появились на перроне, на них почти не обратили внимания. Но вот они выстроились полукругом, музыканты заняли свои места, и над толпой загремел призывный набат песни. Люди встрепенулись, встали по стойке «смирно», боясь проронить хоть слово. Такого люди ещё не слышали. В словах песни выразилась сущность их гнева. Песня сказала все, о чем думал каждый присутствующий здесь.

Настанет время - и назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. Для кого-то эта песня была последней в их жизни…

 «Она  вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму», — так говорил об этой песне композитор А. Александров.

На Белорусском вокзале была открыта Памятная мемориальная доска в честь первого её исполнения.

5.  Автор песни Владимир Агатов. Она проникнута удивительным лиризмом, верой в любовь, дружбу, которые противостоят всем невзгодам и даже смерти. Обычно она звучала в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевал солдат, пока не закончилась над нашей страной тёмная ночь войны.

6. Эта песня впервые прозвучала в год 30-летия Победы.

После чего ее стала петь вся страна. Композитор так рассказывал о замысле песни: «…захотелось сделать эту песню в жанре старинного русского марша, ибо именно такую музыку разносили духовые оркестры, когда в 41-м провожали на вокзальных перронах бойцов, когда в 45-м их встречали…». Это марш-воспоминание, в котором слышны отголоски разных времен, соединены традиции российских военных маршей (в частности, «Прощание славянки»), и черты современных  песен. Она давно существует  в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.

2) Текст авторской песни участника второго этапа Конкурса «Педагог года общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации - 2014» в номинации «Воспитатель года» ЧОВГУН Марины Владимировны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа по музыке "Осторожно, громкая музыка!"

В работе проводятся исследования по воздействию громкой музыки и музыки, прослушиваемой через плеер на слух подростков....

Конспект занятия "Громкий-тихий"

Занятие знакомит детей  со сложной  структурой дефекта со свойствами звучащих предметов,закрепляет взаимодействие ребенка со взрослым,воспитывает слуховое внимание,усидчивость....

Методические рекомендации "Уроки громкого чтения"

Воспитание грамотного читателя — одна из основных задач, стоящая перед семьёй, школой и, конечно, библиотекой....

Сценарий внеклассного мероприятия «Служить Отечеству – не громкие слова»

Сценарий был разработан ко Дню воина-интернационалиста. Предназначен для мальчишек-подростков с целью воспитания будущего воина...

Кроссворд "Характеристика твердого состояния вещества. Механические свойства твердых тел"

Кроссворд разработан для учащихся 10 класса при изучении темы "Механичексие свойства тел" (физика)...