Внеклассное мероприятие
материал (6 класс) на тему

Классный час на тему: "И вечный спор - как человеку Человеком быть?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_vechnyy_spor_avtosokhranennyy.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         … и вечный спор -

                Как человеку Человеком быть?                                     

                                                          Быть человеком – что это значит?

                                                        Многим задуматься, не иначе…

Ход урока:

Звучит песня из кинофильма «Приключения электроника» (Композитор Е.Крылатов )  «Ты – человек».                        

Слайд №1,2

Дорогие ребята, сегодня  цель нашей  беседы, размышления понять:

  1. Быть человеком – что это значит?
  2. Для чего человек живет и какую память о себе оставит;
  3. Почему спор – как человеку человеком быть – вечный.

Учитель: Прежде чем говорить о такой серьезной проблеме, мне бы хотелось погрузиться с вами в далекое, далекое прошлое и вспомнить историю.

- Скажите, пожалуйста, как человек появился на Земле?

- Что отличает нас от животных? (Молодцы, вы очень хорошо знаете историю).

Существует  несколько гипотез о происхождении  человека,  но главное для  человека, живущего в любой точке земного шара – оставаться человеком.

А теперь, я, вы можете мне ответить на следующий вопрос:

- Что же такое человек?  (Человек – существо биосоциальное).

-Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? (Мы живем не только чувствами, эмоциями, но и разумом, подчиняясь законам человеческого общества). Слайд 3

        Человек! Это высокое звание.

        Человек, как звезда, рождается

        Средь неясной, туманной млечности,

        В бесконечности начинается.

        И кончается в бесконечности...

Учитель: Человек – это единственное создание на земле, которое понимает, что жизнь его не бесконечна. Поэтому многие люди задумываются, как нужно прожить свою жизнь, что нужно делать, чтобы быть человеком не только по своей природе, но и по сути.

Каким должен быть человек, как нужно жить, какую память о себе оставить – об этом задумывались многие известные писатели, поэты, философы. Давайте прочитаем некоторые высказывания знаменитых людей  и попробуем истолковать их.

Слайд 4  Ученица: Л.Н. Толстой: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”.

- Как вы понимаете эти слова?

- Что значит «жить для других»?

(Говорят, что, если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.  Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья).

Слайд 5

Ученик: И.С.Тургенев писал: “Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево”.  

-Какого человека называют себялюбивым?

-Почему себялюбие – самоубийство?

(Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист, несчастлив. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжёлые отчаяния, страдает). 

Слайд 6

Быть человеком – что это значит?

Просто жалеть, если рядом плачут,

Быть справедливым во всех деяньях,

Ближнего разделять состраданья.

Быть человеком – значит быть добрым,

К людям внимательным быть и скромным.

Быть человеком – значит быть выше,

Быть скромнее в своих желаньях,

Злу же на свете нет оправданья…

-Так что же значит- быть человеком? Посмотрите, пожалуйста, еще раз на строки стихотворения.

-Как вы думаете, есть ли у каждого  из нас выбор – каким человеком быть?

-А от чего зависит этот выбор?

У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Всё высокое и доброе имеет корни в хороших поступках (пример про царя, который отменил жестокий закон – рубить руки за воровство). Я хочу привести пример, где очень тесно переплетаются два очень важных человеческих качества: любовь и добро. 

В одной стране был очень жестокий обычай рубить руки за кражу. Вельможа, любимец царя, был уличен в краже. Царь издал указ - отрубить ему руку, несмотря на то, что он очень  ценил этого человека. У вельможи была дочь. Она, узнав о наказании, пришла к царю, протянула ему свои маленькие хрупкие ручки и попросила: «Отрубите мои руки, я всё выдержу, только не трогайте руки моего отца, они ему нужнее, чем мне, пожалуйста, прошу Вас”. “Хорошо, - сказал царь. — Мы отрубим твои руки”. Царю очень понравилась эта маленькая девочка, которая так любила своего отца. И государь вспомнил в эту минуту свою дочь, и подумал: “А любит ли меня так моя дочь, совершила бы она ради меня  такой поступок?”

И вот девочку повели на казнь. Поднимаясь по ступеням эшафота, вытянув свои ручки,  думала об отце, который находился в тюрьме. Сверкнул меч и опустился, не задев даже кончиков ее маленьких пальчиков. “Царь прощает отца за великую любовь твою!” - объявил посланец царя.

На другой день царь окончательно отменил этот жестокий указ навсегда. А на дворе казни поставил столб с надписью, где описал подвиг девочки. В конце надписи крупными буквами было начертано: “Счастливы отцы, у которых такие дети!” Слайд 7

Учитель: 

-Как вы думаете, о какой черте человека мы будем говорить с вами сейчас?

- Ребята, а как вы понимаете фразу  “Царь прощает отца за великую любовь твою!”

-  А были ли в вашей жизни моменты, когда вам приходилось жертвовать чем-то очень дорогим ради кого-то? (Случай из детсада…)

-А из кого чувства рождается такая удивительная черта человека – самопожертвование?

- Чем определяется человеколюбие общества, человека, семьи?

Ученик: Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к “братьям нашим меньшим”, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.  Слайд 8,9,10.

-Ребята, а знаете ли вы песни о человеке, о выборе своего  пути в жизни.

Давайте ее исполним вместе. (Исполнение песни «Спроси у жизни строгой…»). Замечательно вы поете.

Учитель: А теперь я предлагаю вам вместе со мной продолжить разговор о том, как человеку человеком быть? Какими он должен обладать качествами, чтобы другие люди считали его настоящим человеком?

Ответы ребят:

1 ученик. Прежде всего - это человек благородный.

2 ученик. Честный и добрый.

З ученик. Никогда не предающий и умеющий жертвовать собой ради других.

4 ученик. Он активный и культурный.

5 ученик. Терпимый по отношению к людям.

6 ученик. Доброжелательный.

7 ученик. Отзывчивый и внимательный.

8 ученик. Заботливый и понимающий.

Учитель:“В мире нет ничего более замечательного, чем человек”, - сказал Абдулла Сарацин, арабский философ.

Человек… Его жизнь, его привычки, поведение, достоинство и недостатки, сила и слабость – то, что во все времена вызывало споры и разногласия.

             Но как бы ни было тяжело время, в которое  живет человек, нужно  оставаться Человеком.

-Легко это или сложно?

-Почему сложно оставаться человеком? Ответы ребят...(Часто приходится отвечать не только за себя, но и за других людей).

        Нередко мы  говорим о ком-либо: «Он хороший человек или он плохой человек». Подберите прилагательные, характеризующие плохого и хорошего человека. Слайд №11

                 ХОРОШИЙ  ЧЕЛОВЕК

                       ПЛОХОЙ  человек

Интеллигентный

Недоброжелательный

Порядочный

Непорядочный

Воспитанный

Невежественный

Благородный

Бессердечный

Добродушный

Бестактный

Доброжелательный

Аморальный

Милосердный

Легкомысленный

Добросовестный

Лицемерный

Тактичный

Льстивый

Корректный

Мелочный

Эрудированный

Завистливый

Трудолюбивый

Злой

Настойчивый

Лживый

Справедливый

Жестокий

Хочется воскликнуть: «Какое это чудо – Человек!»

Хочется воскликнуть: «Какое же это чудовище-человек!»

        А сейчас, ребята, давайте проведем небольшой эксперимент.  На листе бумаги справа запишите свои хорошие качества, а слева – плохие, от которых вы бы хотели избавиться. Ваши записи сейчас никто читать не будет, как и не будет читать в будущем. Эти листочки останутся в вашем классе, и я отдам их вашему классному руководителю. Елена Викторовна сохранит их, каждый год вы будете в них дописывать те хорошие качества, которые приобрели. Эти качества помогут вам стать хорошими, успешными людьми. И только в 11 классе Елена Викторовна вернет их вам. Вы сами увидите, как изменились, избавились ли вы от тех маленьких отрицательных черточек, которые, возможно, были у вас, и какие положительные черты вам удалось приобрести за эти годы.

Ниже запишите, каким человеком вы себя считаете. Поднимите руки, кто считает себя хорошим человеком. Звучит музыка.

- А как вы думаете, есть ли на свете люди, которые обладают исключительно только хорошими качествами или же плохими.

-Да, вы совершенно правы. В  каждом человеке есть и хорошее, и плохое.

      Человек – это сосуд, в котором все перемешано: и плохое, и хорошее. Весь вопрос в том, что в человеке превысит, что окажется ближе ему,  созвучнее. И только человек, который всю жизнь воспитывает в себе человека, борется со своими отрицательными качествами, достоин великого имени – Человек.        Слайд 12                

Ученик:

Быть человеком – что это значит?

Людям дарить уважение, ласку,

В слове - вернее, в помыслах – чище.

Помнить хорошее в расставаньях.

А не истерику, шок и встряску.

Бедным, больным помогай, сиротам,

Слабых не обижай, стариков:

Сам ведь будешь когда-то таков.

Игра .

- А сейчас давайте на минутку представим себе чудесный, сказочный сад, в котором растут удивительные деревья. Есть в этом райском месте и «человеческое» дерево. Посмотрите, пожалуйста, вот оно какое зеленое, ветвистое. Но мне кажется, что на нем чего-то не хватает. У вас на партах лежат листочки, возьмите ручки и запишите на этих листочках одно единственное качество, которое вы бы хотели видеть у своего самого близкого друга, то качество, которое сделало бы его лучше. Прикрепите свои листочки к дереву…

- Ребята, а вы хотите узнать, какими качествами мы украсили наше дерево…

Вывод: Сегодня  мы с вами говорили о том, как человеку Человеком быть.  Однозначного ответа на этот вечный вопрос не существует. Но все же   какие черты характера, на ваш взгляд,  должны быть у каждого настоящего человека (ответы ребят).

В заключении я бы хотела прочитать вам одну известную, восточную притчу: /слайд №5 из презентации под музыку “Одинокий пастух” из сборника инструментальной музыки/.

        Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором разнеслась далеко за пределы города. Но в этом же городе жил и злой человек, который завидовал  славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог бы на него ответить.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между  ладоней и подумал: “Спрошу- ка  я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

А мудрец внимательно посмотрел на человека и  ответил: “Все в твоих руках…” Слайд 14

Учитель:  Действительно, все в наших руках. У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить?

Стерпеть или дать отпор? Да или нет?

Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что ты поступаешь, как Человек с большой буквы. Пусть ты останешься им на всю жизнь.

Дорогие  ребята, спасибо вам за урок.

Слайд 15

В заключение урока звучит песня из кинофильма «Приключения электроника»  «Ты – человек!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...