До встречи на звезде
классный час (8 класс) на тему
Методическая разработка классного часа
посвящённого 50-летию полёта в космос
первой женщины-космонавта
«До встречи на звезде…»
Классный час посвящён 50-летию полёта в космос первой женщины-космонавта. Он может быть проведён в виде рассказа учителя, сопровождаемого показом презентации, или в форме монтажа (ученикам раздаются текстовые сообщения, которые они рассказывают на классном часу). Выбор формы проведения определяется учителем в зависимости от особенностей класса.
Цель:
Знакомство с историей первой на планете женщины-космонавта
Задачи:
- Познакомить с биографией В.В.Терешковой.
- Расширить кругозор учащихся.
Воспитывать активную гражданскую позицию, патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_vstrechi_na_zvezde.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
«До встречи на звезде…» (Женщина-космонавт)
Внеклассное занятие, посвящённое 50-летию полета В.В. Терешковой в космос
Цель: популяризация среди молодежи знаний о первой на планете женщины-космонавта
Задачи:
- развивать умения самостоятельного аналитического поиска информации и публичного выступления;
- формировать навыки исследовательской деятельности, знакомясь с биографией В.В. Терешковой;
- сформировать у учащихся мировоззренческую оценку событий; расширить кругозор учащихся
- воспитывать активную гражданскую позицию, интерес к истории своей страны, чувство патриотизма.
Методические комментарии
Для проведения занятия необходимы следующие материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, маршрутные листы звездных отрядов, электронная презентация
Оформление кабинета. Несколько столов объединены и расставлены для работы в минигруппах по 4 – 5 человек. На столах для каждой группы находятся лист-путеводитель («Звездный отряд №..»), буклет, названия групп. На стендах или на доске находятся портреты космонавтов – мужчин и космонавтов – женщин. На доске размещаются следующие высказывания:
- Как не любить мне эту землю,
Где мне дано свой век прожить,
И эту синь, и эту зелень,
И тропку тайную во ржи.
Как не любить мне эту пашню,
Что битва кровью обожгла!
Как мне забыть за правду павших
Крестьян из нашего села!
В. Лазарев
- Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу! Я иду!
Глухо.
Вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звезд огромное ухо.
В.Маяковский
Комментарии – пояснения по проведению внеклассного мероприятия, рекомендации по работе.
Данное внеклассное занятие построено на основе педагогической технологии «проектной деятельности» (или «метода учебного проекта»), главной особенностью которого является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Также используются исследовательские методы в работе групп учащихся. Группы учащихся формировались за 7 – 10 дней до проведения занятия.
Первую часть занятия целесообразно посвятить работе над понятиями и беседе об истории и развитии космоса в России.
Основную часть урока занимает представление мини – проектов и исследований учащихся по заранее выбранным темам:
1. Детство. Отрочество. Юность.
2. В отряде космонавтов
3. «Эй, небо! Сними шляпу!»
4. После приземления
5. Космическая женщина
Форму представления мини-проектов или исследований каждая команда определяет самостоятельно. Возможные формы: виртуальная экскурсия (как одна из организационных форм обучения, создающая условия для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д). Преимуществами ее являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность. Она дает возможность для сочетания краеведческого и общероссийского компонентов, установления связей и проведения параллелей между прошлым и современным состоянием благотворительности в нашем городе.
Заключительная часть занятия проводится в форме викторины или игры, где подводятся итоги и определяется команда – победитель.
В течение урока все задания могут выполняться учащимися в индивидуальной, парной
Ход занятия
Организационный этап урока.
Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока (Целеполагание)
Методические комментарии
Учитель объявляет тему урока (она записана на доске). Учащиеся на основе объявленной темы самостоятельно определяют задачи в виде утверждений или вопросов. Формируем умение ставить задачи, работать в группах.
Мотивационный этап урока. Актуализация собственных знаний.
Учитель: Тема нашего занятия «До встречи на звезде…» (Женщина-космонавт) заставляет задуматься о многом. Какое слово в теме с вашей точки зрения является ключевым, главным?
Ответы учащихся: звезда – космос – женщина и др.
Учитель: А что обозначает слово «космос»? Как оно переводится? (Ответы учащихся)
Работа с новым понятием.
- Наши «лингвисты» обратились к различным словарям и выяснили значение этого слова. Итак, послушаем наших ребят.
( Материал для выступления: в словарях мы нашли 9 значений этого слова, вот несколько из них:
"Космос" по-гречески - это порядок, устройство, стройность (вообще, нечто упорядоченное). Философы Древней Греции понимали под словом "космос" Мироздание, рассматривая его как упорядоченную гармоничную систему. Космосу противопоставлялся беспорядок, хаос. Для древних греков понятия порядка и красоты в явлениях природы были тесно связаны.
Космос - (греч. kosmos — вселенная) — мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальные галактики. С развитием космонавтики, однако, под К. чаще стали понимать малую часть вселенной, соседнюю с Землей, притом за вычетом самой Земли, “внеземное”; в этом случае как граница между Землей и К., так и К. и остальной вселенной остается обычно неопределенной ( Космология ). )
Учитель: Совершенно верно, ребята. Но почему же человек, маленькая частичка мироздания, так стремится покорить космос? Изведать непознанные космические тайны?
Ответы учащихся
Методические комментарии
В течение выступления «лингвистов» остальные учащиеся делают запись в тетрадях: «Космос – это…», выделяют в записи существенные признаки понятия и составляют кластеры (это способ графической организации материала). Затем группы представляют свои работы на доске.
Примерные кластеры:
Вводный рассказ учителя о развитии космонавтики в России
Информация для рассказа
Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил природы (смерчей, ураганов). Ближе к XX веку для этих целей в описаниях фантастов уже присутствовали технические средства - воздушные шары, сверхмощные пушки и, наконец, ракетные двигатели и собственно ракеты. Не одно поколение молодых романтиков выросло на произведениях Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Толстого, А. Казанцева, основой которых было описание космических путешествий.
Все изложенное фантастами будоражило умы ученых. Так, К.Э. Циолковский говорил: "Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчет". Публикация в начале XX века теоретических работ пионеров космонавтики К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера, Ю.В. Кондратюка, Р.Х. Годдарда, Г. Гансвиндта, Р. Эно-Пельтри, Г. Оберта, В. Гомана в какой-то мере ограничивала полет фантазии, но в то же время вызвала к жизни новые направления в науке - появились попытки определить, что может дать космонавтика обществу и как она на него влияет. Надо сказать, что идея соединить космическое и земное направления человеческой деятельности принадлежит основателю теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому. Когда ученый говорил: "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели", он не выдвигал альтернативы - либо Земля, либо космос. Циолковский никогда не считал выход в космос следствием какой-то безысходности жизни на Земле. Напротив, он говорил о рациональном преобразовании природы нашей планеты силой разума. Люди, утверждал ученый, "изменят поверхность Земли, ее океаны, атмосферу, растения и самих себя. Будут управлять климатом и будут распоряжаться в пределах Солнечной системы, как на самой Земле, которая еще неопределенно долгое время будет оставаться жилищем человечества".
В СССР начало практических работ по космическим программам связано с именами С.П. Королева и М.К. Тихонравова. В начале 1945 г. М.К. Тихонравов организовал группу специалистов РНИИ по разработке проекта пилотируемого высотного ракетного аппарата (кабины с двумя космонавтами) для исследования верхних слоев атмосферы. В группу вошли Н.Г. Чернышев, П.И. Иванов, В.Н. Галковский, Г.М. Москаленко и др. Проект было решено создавать на базе одноступенчатой жидкостной ракеты, рассчитанной для вертикального полета на высоту до 200 км.
Космонавтика уникальна тем, что многое предсказанное сначала фантастами, а затем учеными свершилось воистину с космической скоростью. Всего сорок с небольшим лет прошло со дня запуска первого искусственного спутника Земли, 4 октября 1957 г., а история космонавтики уже содержит серии замечательных достижений, полученных первоначально СССР и США, а затем и другими космическими державами.
Уже многие тысячи спутников летают на орбитах вокруг Земли, аппараты достигли поверхности Луны, Венеры, Марса; научная аппаратура посылалась к Юпитеру, Меркурию, Сатурну для получения знаний об этих удаленных планетах Солнечной системы.
Триумфом космонавтики стал запуск 12 апреля 1961 г. первого человека в космос - Ю.А. Гагарина. Затем - групповой полет, выход человека в космос, создание орбитальных станций "Салют", "Мир"... СССР на долгое время стал ведущей страной в мире по пилотируемым программам.
Показательной является тенденция перехода от запуска одиночных КА для решения в первую очередь военных задач к созданию крупномасштабных космических систем в интересах решения широкого спектра задач (в том числе социально-экономических и научных) и к интеграции космических отраслей различных стран.
Учитель: А теперь, ребята мы продолжаем наше путешествие к звездам. Сегодня мы познакомимся с жизнью первой на планете женщины – космонавта, совершившей одиночный полет в космос.
Методические комментарии. Предварительная подготовительная работа.
БÓльшая по объему часть занятия посвящается знакомству с жизнью и деятельностью В. В. Терешковой. До начала «запуска» проекта обозначена основная тема, ставятся цели и задачи, определяются пути решения поставленных вопросов, намечается маршрут для виртуальной экскурсии, выбираются основные объекты для работы.
Формируются группы по интересам, каждая группа имеет свое название и задание:
1. Детство. Отрочество. Юность.
Используя различные источники информации (периодика, Интернет, литература и т.д.) собирают материал о детстве Терешковой, о годах учебы в школе, о семье, интересные факты биографии. Существующие дневниковые записи В. Терешковой и воспоминания членов ее семьи позволяют оформить собранный материал в форме устного журнала (сопровождается презентацией).
2. В отряде космонавтов
Особый интерес вызывает система подготовки космонавтов. Кто может быть зачислен в этот отряд? Как готовятся к полету? Об этой странице жизни Женщины – космонавта расскажут ребята данной группы. Возможная форма представления материала: фотодневник (сопровождается или видеофильмом или презентацией)
3. «Эй, небо! Сними шляпу!»
Обращение к словам Маяковского (эпиграф) неслучайно. Именно эти слова произнесла В.Терешкова на старте космического корабля.
В последнее время появляется много новой информации об этом полете. Рассказ – беседа, интервью, монолог – возможные формы представления материала (сопровождается видеоматериалами)
4. После приземления
Материалом для работы этой группы может служить рассказ о работе Терешковой в последние годы. Форма представления – виртуальная экскурсия или экспозиция виртуального музея.
5. «Космическая женщина»
Данная группа систематизирует, анализирует материал о присвоенных званиях, наградах, международных наградах, названиях в честь Терешковой, выпущенные марки, фильмы, музыку. Выпускается и анонсируется буклет.
Из числа подготовленных учеников выступают два экскурсовода, которые руководят работой групп. Вся работа строится на основе презентации. Каждый объект виртуальной экскурсии хорошо известен ребятам. На столах у каждой группы находится маршрутный лист, в котором учащиеся должны сделать подписи по маршруту экскурсии, записать неизвестные факты, сведения. Каждая группа заранее выбрала выступающих по каждому объекту экскурсии, таким образом, почти все учащиеся имеют возможность продолжить формировать умение публичного выступления.
Методические комментарии
После окончания представлений мини-проектов и исследований учащиеся совместно с учителем анализируют и дают оценку работе групп по следующим критериям:
- Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения вопроса
- Логичность, последовательность изложения, обобщение фактов
- Оригинальность подачи материала, культура речи, владение терминологией.
Творческое задание. Викторина
Учитель:
Теперь, ребята, каждый звездный отряд, может проверить свои знания.
Методические комментарии
Используя возможности интерактивной доски, ребята могут заполнить кроссворд «Валентина – Волга» (каждый член команды заполняет ответ на свой вопрос, если не знает ответ – то заполняет член другой команды, выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.
Если нет интерактивного оборудования, то можно провести игру – викторину.
Материал для кроссворда
| 1 |
| 2 |
| 3 |
|
|
| В | О | Л | 4 Г | А |
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| А |
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
| 8 |
|
|
| 9 |
|
|
| Л |
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
| Н |
|
|
| 13 |
| 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15 |
|
| Т |
|
|
|
|
|
|
| 16 |
|
17 |
| 18 |
|
| 19 |
|
|
| 20 И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Н |
|
|
|
|
| 21 |
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
| 23 | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 24 |
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
| 26 |
|
| 27 |
| 28 |
|
|
|
|
| 29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 30 |
|
|
| 31 |
| 32 |
|
|
| 33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 34 | 35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 36 |
|
|
|
|
|
|
| 37 |
|
|
| 38 |
|
| 39 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 40 |
|
|
|
| 41 |
|
|
|
|
|
|
| 42 |
|
|
| 43 |
|
|
|
|
|
| 44 |
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
- Имя звездного брата Валентины Терешковой (Валера).
7. Теплое время года (лето).
8. Неопознанный летающий объект (НЛО).
9. Родной город Валентины (Ярославль).
11. Бог Солнца у древних египтян. (Ра).
12. Стиль плавания (кроль).
13. Разговорный термин, обозначающий в авиации основные виды (борт).
15. Государственный стандарт (ГОСТ).
17. Сила воздействия тела на опору или подвес. (вес).
20. Дублер Валентины (Ирина).
21. Документ о государственной приемке (акт).
22. Помещение, выполненное обычно из металла, имеющее возможность герметизации и создания внутри камеры давления, большего или меньшего, чем атмосферное (барокамера).
25. Промежуток времени. Например, полет Валентины длился почти трое суток. (срок).
26. В древнегреческой мифологии сын Дедала и рабыни Навкраты, известный своей необычной смертью. (Икар).
28. Его проходят космонавты перед полетом (отбор).
30. Отношение длины окружности к ее диаметру (пи).
31. Музыкальный инструмент (арфа).
33. Именно из этого прибора соседи мамы Валентины Терешковой узнали о полете первой женщины в Космос и сообщили ей (телевизор).
34. Женское имя (Ира).
36. Валентина очень любила классическую музыку, народные песни, часто посещала это художественное заведение (театр).
38. Приятный запах (аромат).
40. Бывает у студентов, а бывает и у депутатов (сессия).
42. Зодиакальное созвездие (Рак).
43. Воображаемая прямая, вокруг которой вращается Земля (ось).
44. Основоположник практической космонавтики (Королев).
По вертикали:
- Плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток (венок).
- Советский космонавт, дважды Герой Советского Союза (Леонов).
- Музыкальный инструмент (рояль).
- Его забивают в ворота (гол).
- Начало (старт).
- Название серии космических кораблей (Восток).
- Имя отца Валентины Терешковой (Владимир).
13.По этой специальности работала Валентина Терешкова на Ярославском шинном заводе (браслетчица).
14. Верхняя конечность (рука).
16. Ткань (сатин).
18. Специальное герметичное звукоизолированное помещение со слабым искусственным освещением и звуконепроницаемыми стенками (сурдокамера).
19. Одна из профессий Терешковой (ткачиха).
23. Летательный аппарат (ракета).
24. Валина мама работала дояркой на ферме, где производили …(молоко).
27. Игра актёра, воспроизводящая героя произведения (роль).
29. Человек, управляющий транспортным средством, обычно летательным аппаратом (пилот).
32. Получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала (фото).
35. Киевская … (Русь).
37. Искусственный спутник Земли (ИСЗ).
39. Этим материалом пишут на доске (мел).
41. Марка самолета, с которого Валентина совершила свой первый прыжок в Карабихе (ЯК).
Материал для викторины
1. Можно ли Гагарина назвать пионером и если да, то почему?
2. Кто был вторым космонавтом в нашей стране? (Г.С.Титов)
3. Кто из советских космонавтов первым вышел в открытый космос? (А.А.Леонов)
4. Как назывался первый космический корабль, доставивший космонавтов к Луне? Назовите имя командира. (“Апполон-11, Нил Армстронг)
5. Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию? (Парад планет)
6. Сколько земных суток составляют сутки на Марсе? (24,6 земных суток)
7. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский)
8. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П.Королев)
9. Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? (В этот день в нашей стране был впервые выведен на орбиту искусственный спутник земли.)
10.Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (Ю.А.Гагарин)
11. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет
12. Назовите первую женщину космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова)
13. Из чего состоит наша солнечная система? (Из Солнца и всех тел, вращающихся вокруг него под действием сил притяжения)
14. Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющее его)
15. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по вселенной)
16. В какой галактике мы живем? (Млечный Путь)
17. Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
18. Какую планету называют Утренней звездой? (Венера)
19. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер)
20. Какая планета самая маленькая? (Плутон)
21. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник)
22. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой)
23. Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (Венера)
24. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе) Почему планету Марс называют красной планетой? (Из-за цвета ее пустынь)
25. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом? (Звезда мерцает, а планета светит ровным светом).
Рефлексия
Методические комментарии
Рефлексия проводится следующим образом:
- Анализ эпиграфов к уроку в форме устного обсуждения
- Создание «синквейна»: группам учащихся предложено дать личностную оценку услышанному на занятии.
/ Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. /
Заключительное слово учителя
Информация для заключительного слова учителя
Сегодня мы с вами говорили о чем? (учащиеся должны с помощью учителя сделать вывод о смелых и мужественных людях, которые достойны подражания и о том, что в жизни можно многого добиться, если хорошо учиться, много знать и много трудиться, помогать друг другу в трудных жизненных ситуациях. А основы всего этого закладываются в школе, конечно, вы не будете космонавтами, но в жизни найдется много дел, где нужны хорошие знания, трудолюбие, смелость, упорство в достижении цели, дружба и взаимовыручка.
Мы узнали много нового о развитии космонавтики в нашей стране. Узнали, как не просто быть космонавтом, насколько это героическая профессия, каких усилий, знаний она требует. Только самые смелые и мужественные, образованны, честные могут быть в этой профессии.
Итак, ребята,у каждого из вас есть своя мечта, своя звезда. Я желаю вам исполнения своей мечты, «до встречи на звезде…» - поется в одной песне, так пусть ваша звезда ярко светит вам всю вашу жизнь.
Итог
В этом году исполняется 50лет полета В.В. Терешковой в космос.
Что бы вы пожелали первой в мире женщине-космонавту?
Напишите свое послание Валентине Терешковой.
Информационные источники
http://www.cosmoworld.ru/
http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1372/bio http://eternaltown.com.ua/content/view/5845/2/
http://www.polit.ru/news/2012/03/06/space_vt_75/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Музыкально-поэтическая композиция "Звезда Пушкина, звезда Тукая!"
Данный урок является обобщающе-повторительным. Цель: воспитывать у учащихся высокую нравственность, эстетические вкусы, возбудить в душах детей любовь к жизни, к родной земле,...
Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством"
Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством" посвящен вечеру встречи с выпускниками в год олимпиады в Сочи....
Открытый урок 5 класс «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»
Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды. Солнце- ближайшая к нам звезда"...
Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда "
Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда"...
Сценарий вечера встречи выпускников " Встреча с юностью, встреча с детством"
Сценарий школьного вечера встречи с выпускниками....
Экскурсия "На встречу к звездам"
Цели:— расширять представление о звездном небе;— сформировать понятие о созвездиях;— развивать творческое мышление и воображение....