классный час
классный час (10 класс) на тему

Иванова Анна Юрьевна


Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:


Методическая разработка по теме «Компьютер - друг, помощник, враг». Выполнил: Иванова А.Ю., заведующая отделением.

Цели занятия:

*продолжать вырабатывать умения и навыки создания и оформления компьютерной презентации;

*познакомить студентов, какие существуют вредные факторы, воздействующие на человека за компьютером;

Образовательные задачи:

*повторить пройденный материал, проверить умения студентов пользоваться современными компьютерными технологиями;

*активизировать познавательную активность обучающихся.

Развивающие задачи:

*развить познавательный интерес, память и внимание при выполнении групповой и самостоятельной работы;

*развить воображение и логическое мышление при выполнении творческих заданий.

Воспитательные задачи:

*воспитывать умение работать в компьютерном классе, аккуратного и бережного отношения к технике, организованности и дисциплинированности на уроке;

*воспитывать у студентов интерес к изучению информатики;

*воспитывать грамотных пользователей компьютера.

Здоровьесберегающие задачи:

*соблюдение правил ТБ;

*смена деятельности обучающихся во избежание переутомления;

*воспитать потребность в сохранении своего здоровья.

В результате проведения занятия студенты:

научатся правильно организовывать своё рабочее место за компьютером;

узнают о  вредных факторах, которые воздействуют на человека за компьютером и постараются их свести к минимуму.

Необходимое оборудование и материалы:

компьютеры с установленной операционной системой Windows XP; программа Microsoft Power Point;

мультимедийный проектор;

карточки с практической и самостоятельной работой;

презентация “Компьютер и здоровье”.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию.

Аутотренинг (под музыку).

- Ребята, улыбнитесь друг другу и скажите тихо: “Здравствуйте!”

Давайте настроимся на хорошую работу. Мысленно повторяйте за мной.

Я чувствую себя уверенно,

Настроение приподнятое, голова ясная,

Я совершенно спокоен,

Я собран, мыслю чётко.

Я хочу, могу, буду отвечать

Легко, чётко и ясно.

Преподаватель приветствует студентов, объявляет тему и цели занятия.

2. Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации. (слайд 1)

Для того, чтобы работа за компьютером доставляла удовольствие, необходимо разумно устроить свое место возле него.

*Знаете ли вы, как правильно организовать свое рабочее место за компьютером? (слайд 2)

*Скажите, сколько времени в день вы проводите за компьютером?

*Знаете ли вы, сколько времени можно проводить за компьютером?

*Какие существуют плюсы и минусы у компьютера?

*Для чего он нужен нам?

*Можно ли остаться здоровым при работе за компьютером?

Сегодня на уроке мы с вами ответим на эти вопросы.

3. Беседа преподавателя (слайд 3)

“Примите некоторые меры предосторожности, иначе вам придется расплачиваться. Наш организм - не компьютер. В нас есть детали, которые нельзя заменить”. (Рик Пирсолл)

Согласны ли вы, ребята, с данным утверждением? (студенты высказывают свое мнение)

Итак, кем же является для нас компьютер – другом, помощником или врагом? У каждого из вас на парте лежат карточки - желтая и красная. Я предлагаю каждому из вас выйти к доске и проголосовать. Если компьютер для вас  друг и помощник - вы используете красную карточку. Если же для вас компьютер враг- то используйте желтую карточку (Студенты выходят к доске и с помощью магнитов крепят карточки к магнитной доске).

В наши дни мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на здоровье человека не самым лучшим образом. В то же время, мало у кого возникает мысль отказаться от работы с компьютером ради спасения здоровья. Людям случалось не отказываться и от более вредных занятий, к тому же, пользы от компьютера заметно больше чем вреда.

Всё больше становится людей, проводящих за компьютером по несколько часов ежедневно. Поэтому, всё важнее становится разобраться, как может пользователь снизить, а то и вовсе устранить, вред, причиняемый компьютером.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером: (слайд 4)

*сидячее положение в течение длительного времени;

*воздействие электромагнитного излучения монитора;

*утомление глаз, нагрузка на зрение;

*перегрузка суставов кистей;

*стресс при потере информации

Сидячее положение. (слайд 5)

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное излучение. (слайд 6)

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение. (слайд 7)

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей рук. (слайд 8)

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации.(слайд 9)

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Влияние компьютера на психику человека.

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и воспроизводительной системах, а также на зрение и костно-мышечный аппарат человека. Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним составляющим звеном все в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание…

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет - зависимых людей: (слайд 10)

*хорошее самочувствие или эйфория за компьютером,

*невозможность остановиться,

*увеличение количества времени, проводимого за компьютером,

*пренебрежение семьей и друзьями,

*ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером,

*ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности,

*проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также: (слайд 11)

*навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту,

*предвкушение следующего сеанса он-лайн,

*увеличение времени, проводимого он-лайн,

*увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Проблемы опорно-двигательного аппарата. (слайд 12)

Рост среднего человека утром на два-три сантиметра больше, чем вечером, так как позвоночник за целый день стояче-сидячей жизни заметно сжимается. Если к тому же имеет место хоть незначительное искривление позвоночника, то неизбежно защемление основания нерва. Пользователям компьютеров легко понять, что произойдёт - нарушится интерфейс между мозгом и какой-то частью тела. Это похоже на случаи с плохим контактом в интерфейсном кабеле: устройство не обязательно сгорит, но заглючит.

Так что же такое CVS? (слайд 13)

Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в офтальмологической и оптометрической литературе утвердился термин "компьютерный зрительный синдром" (computer vision syndrome). Как же проявляется CVS и каковы его симптомы?

Жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы: "зрительные" и "глазные".

К первым относятся:

*затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

*замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

*двоение предметов;

*быстрое утомление при чтении.

Ко вторым:

*жжение в глазах;

*чувство "песка" под веками;

*боли в области глазниц и лба;

*боли при движении глаз;

*покраснение глазных яблок.

Эти явления обычно объединяют термином "астенопия" (буквальный перевод - отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей компьютерами и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства - через 4 часа и практически у всех - через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочной считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочной - ее ввод.

Что делать? Как защититься? (слайд 14)

Конечно же в современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но как из "неизбежного зла" превратить его в действительно полезного помощника? Рекомендации большинства врачей сводятся в основном к ограничению времени работы за компьютером, обязательные паузы во время работы и пр.

Существуют также определённые правила посадки за компьютером (слайд 15).

Сколько же времени человека может проводить за компьютером? Всё зависит от возраста человека (слайд 16).

Обращаю Ваше внимание, студентам 1-2 курсов рекомендуется проводить за компьютером 30 минут на первом занятии, и 20 минут на втором.

4. Групповая работа.  (слайд 17)

Сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Каждая из групп получает задание (см. приложение 1). Группа 1-выберите из предложенных фраз те, которые подтверждают, что компьютер-друг. Группа 2 –выберите из предложенных фраз те, которые подтверждают, что компьютер-враг.

(Студенты работают в группах,  через 3 минуты озвучивают свои решения).

5. Самостоятельная работа.

- А теперь самостоятельно ответьте на вопросы (см. приложение 2).

(Студенты работают самостоятельно. По окончании самостоятельной работы студенты сдают свои работы преподавателю).

И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает нас новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. Программы, которые помогают наглядно представлять изучаемые объекты и явления - это программа компьютерных презентаций Power Point. На самом деле эта программа находит свое применение в различных областях человеческой деятельности. Например, сопровождение доклада на семинаре, конференции; рекламирование товаров на выставках и т.п.

6. Рефлексия. Итоги занятия.

Оцените свою работу сами, используя фразы:

"Я хорошо умею …"

"Я научился сам и могу научить …"

"Мне ещё нужно поработать над …"

В конце нашего занятия я раздаю Вам памятки о правилах работы за компьютером (см. приложение 3).

Давайте ответим на один из важных вопросов, заданных в начале урока:

Можно ли остаться здоровым при работе за компьютером?

Можно заменить или починить пришедший в негодность компьютер, но с человеческим организмом такое не проходит. Поэтому, покупая компьютер, нужно задуматься, что дороже и помимо производительности своего электронного помощника, нужно позаботиться и о себе. Можно успешно пользоваться компьютером и при этом оставаться здоровым, соблюдая несложные рекомендации врачей.

На этом наше занятие  завершено. Благодарю всех за внимание! (слайд 18)

7.  Список литературы.

Леонова Л.А. Компьютер и здоровье ребенка.

Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка.

Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье.

http://odintsovonews.ru/

http://medmedia.rucomp-doctor.ru/

Приложение 1.

Групповая работа.

Задание для группы 1.

Компьютер - друг и помощник

  • Поиск, передача,

обработка,

хранение

информации;

*  самообучение;

*  игровые

возможности;

  • виртуальное

общение.

  • Влияет на здоровье:

зрение, психика,

заболевание

суставов

кистей рук, сколиоз,

излучение;

  • отсутствие живого общения.

Задание для группы 2.

Компьютер- враг

  • Поиск, передача,

обработка,

хранение

информации;

*  самообучение;

*  игровые

возможности;

  • виртуальное

общение.

  • Влияет на здоровье:

зрение, психика,

заболевание

суставов

кистей рук, сколиоз,

излучение;

  • отсутствие живого

общения.

Приложение 2.

Самостоятельная работа

1 вариант

1. К какому заболеванию может привести длительное нахождение в одной позе?

2. Каково оптимальное расстояние от монитора до глаз?

3. Что может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно - сосудистой системы?

4. Что такое CVS?

5. Скажите, сколько времени в день вы проводите за компьютером?

6. По вашему мнению, компьютер приносит больше пользы или вреда?

2 вариант

1. Какие болезни влечёт за собой сидячее положение?

2. Где должен находиться центр экрана?

3. Какие психологические симптомы испытывает интернет - зависимый человек?

4. Где должны располагаться монитор и клавиатура относительно пользователя?

5. Скажите, сколько времени в день вы проводите за компьютером?

6. По вашему мнению, компьютер приносит больше пользы или вреда?

Приложение 3.

Памятка о правилах работы за компьютером

Нормы, установленные Министерством Здравоохранения РФ, по использованию компьютера детьми.

Старшеклассникам и студентам нормы Минздрава предписывают не более 30-ти минут непрерывной работы за компьютером на первом часу занятий и 20-ти минут на втором. Безопасная норма компьютерных игр, которые так любят современные подростки, составила 15 минут для старшеклассников. Кроме того, категорически запрещаются компьютерные игры перед сном.

 Как показывают статистические данные даже не очень продолжительная работа за компьютером, около 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как от обычных учебных занятий усталость появляется только у 54 % детей. Зачастую, увлекшись компьютерной игрой, дети не замечают переутомлений, которые в дальнейшем сильно отражается на их зрении. Усталость, рассеянность внимания, беспокойство начинают проявляться у детей уже после 15-ти минутной работы за компьютером, а после 20-ти минут у 25 % детей специалистами были зафиксированы неприятные явления со стороны зрительного аппарата и центральной нервной системы.

Влияние компьютера на зрение, кроме того, можно снизить, купив хороший современный монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, которая существенно снижает эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для малыша - 15 дюймов, для школьника можно покупать 17-дюймовый монитор. Правильное расстояние до монитора - около 45 - 60 см, желательно ниже уровня глаз, правильное освещение - естественный свет, падающий слева, а в темное время суток - лампа должна освещать только документ, с которым работает учащийся, но не сам экран монитора, чтобы избежать бликов, осложняющих работу.

 Сохранить здоровье глаз помогут  правила, которых стоит придерживаться  во время работы за компьютером:

 ·         Чаще переводить взгляд на удаленный объект;

·         Правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране;

·         Работать при надлежащей освещенности помещения, не работать в темноте;

·         Моргать каждые 3-5 секунд;

·         Выбрать правильное расстояние (не менее 50 см.) до монитора;

·         По возможности сокращать время работы за компьютером;

·         Делать 2-3 минутные перерывы при работе за компьютером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...