Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" (2 год обучения) 2014-2015г.
рабочая программа на тему
Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" составлена на основе программы Т.А. Копцевой "Художественный шрифт". Цель программы- развитие интереса и уважения к образцам высокого мастерства, погружение детей в мир книги как носителя и хранителя духовных ценностей и достижений человечества.Содержание программы:-расширяет представление учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве;-знакомит с выразительными стилистическими особенностями разных шрифтов, с именами выдающихся художников; - развивает у детей творческие способности и умение создавать оригенальные шрифтовые композиции. Данная программа является новым витком развития по отношению к к предыдущей программе ("Буквица"). Полученные знания ,умения и практический опыт дети могут применять в оформлении праздников, стенгазет, диаграмм, стендов и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_khudozhnik_2_god_2014-2015g.doc | 453 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании ШМО Зам. по УВР приказом по МБОУ Митьковской СОШ _____ 201_г.,протокол №__ ______/Нацаренус Н.А./ от______201__г. №___
______________________ _______201__г. ___________________________
_____201_г.,протокол №__ ______/Нацаренус Н.А./ от______201__г. №___
______________________ _______201__г. ___________________________
_____201_г.,протокол №__ ______/Нацаренус Н.А./ от______201__г. №___
______________________ ______201__г. ___________________________
Рабочая программа
кружка
«Веселая кисточка»
для второго года обучения
на 2014/2015 учебный год
Учитель: Санникова Зинаида Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Веселая кисточка» для второго года обучения составлена на основе:
-Программы Т.А.Копцева «Художественный шрифт». источник: Программы дополнительного
художественного образования. С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –
составители Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006.
- Учебного плана, годового календарного учебного графика, расписания уроков МБОУ Митьковской СОШ на 2014-2015 учебный год ( утвержденного приказом МБОУ Митьковской СОШ «Об утверждении учебного плана МБОУ Митьковской СОШ на 2014-2015 учебный год» № 41 от 29.08.2014 г).
Целью программы «Художественный шрифт в истории изобразительного искусства» из цикла
программ «Художественный шрифт»является:
развитие интереса и уважения к образцам высокого мастерства, погружение детей в мир книги как носителя и хранителя духовных ценностей и достижений человечества.
Содержание программы :
-расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, --
-знакомит с выразительными стилистическими особенностями разных шрифтов, с именами выдающихся художников.
-развивает у детей творческие способности и умения создавать оригинальные шрифтовые
композиции.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию слов-
образов. Ребята способны на эмоционально-образном и логическом уровне выполнять
предлагаемые задания: сначала они выполняют копию той или иной буквы, а затем, основываясь
на стилистических особенностях ее построения, сочиняют свой образ. Возможен и обратный
ход: сначала учащиеся сочиняют свою букву, а затем находят прообразы в истории шрифтового
искусства.
Данная программа является новым витком развития по отношению к предыдущей программе ( «Буквица» для детей 6— 10 лет). Несмотря на, то, что некоторые темы повторяются, дети выполняют новые по форме и содержанию задания. Увеличен объем предлагаемой детям информации по искусству. Если на первом этапе изучения искусства шрифта основу составляли сказочно-игровые методики, то на новом этапе предпочтение отдается изучению и анализу исторических образцов, а затем на этой основе — самостоятельному конструированию шрифтовых образов. Полученные знания и практический опыт дети могут применить в оформлении праздников, стенгазет, диаграмм, стендов и т. п.
:
Задачи художественного развития учащихся
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное или безобразное в жизни и искусстве: - развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью
пластических искусств в повседневном окружении, в создании всего предметного мира;
- развитие умения видеть и ценить труд художников, создавших неповторимые произведения искусства;
-развитие интереса к восприятию рекламы, эмблемы, открытки.
- развитие эмоциональной сферы ребенка средствами художественной выразительности на основе синтеза: слова и изображения (иллюстрации), дизайна .
Формирование художественно - творческой активности: -творческое участие детей в создании эскизов слов-образов, рекламы, эмблемы, открыток, книжек, и др.;
-умение видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для людей, организации или художественной среды;
-активное участие в организации выставок в классе и школе;
-активное участие в беседах.
Формирование художественных знаний, умений, навыков. Учащиеся должны: -учиться понимать, что в содержании разных книг важную роль играет качество и красота разнообразных букв и иллюстраций и красота форм, узоров, конструкций;
-учиться использовать написание шрифтов при выполнении своих работ;
-владеть элементарными навыками работы карандашом, фломастером, маркером, гуашевыми и акварельными красками.
, -иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (и некоторые имена: И. Билибин, Ю. Васнецов и др.),
- владеть элементарными приемами пространственного изображения - передавать глубину пространства и величины в пространстве;
- овладеть навыками конструирования из бумаги:
-учиться передавать элементарные пропорции фигуры человека и животных (в рисунке);
-знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительных искусств, художественных галереях, музеях прикладного искусства и музеях под открытым небом, и ознакомиться с некоторыми из них;
-знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды принимали участие Мастера Постройки (конструкция), Изображения (создание в материале, назначение), Украшения (ее оформление);
-запомнить ряд имен мастеров, с работами которых встречались на протяжении учебного года;
-соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-расписывать готовые изделия согласно эскизу;
-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
-чувствовать и определять «холодные» и «теплые» цвета, контрастность и сближенность цветов, пользоваться смешением красок на палитре;
-навыки анализа художественного произведения (понравилась ли работа, какие чувства вызывает и т. п.).
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение программы кружка «Веселая кисточка» отводится 72 часа (2 ч. в неделю , 36 учебных недель).
Изучить содержание Рабочей программы планируется за 72 часа , в соответствии с
расписанием занятий и годовым календарным учебным графиком.
Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем, что отражено в календарно-тематическом планировании. За_______ часов (на________ ), т.к___________________________________________________
________________________________________________________________________________
За_______ часов (на_______ ), т.к____________________________________________________
________________________________________________________________________________
За_______ часов (на________ ), т.к __________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Требования к уровню подготовки обучающихся
кружка «Веселая кисточка»
В результате изучения программы кружка учащиеся должны
иметь представление
• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
• о художественных стилях искусства.
знать
• разнообразные виды шрифтов;
• стили искусства;
• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов,
форм, узоров, конструкций.
уметь
• работать в технике: монотипия, аппликация, коллаж;
• выразительно использовать гуашь, гелевые ручки, фломастеры;
•внимательно относится к природе;
•использовать элементарные приемы изображения пространства; •пропагандировать здоровый образ жизни;
• передавать пропорции шрифта;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
∙ восприятия и оценки произведений искусства;
∙ самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности .
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для кружка являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Формы и средства контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности обучающихся .
Формы контроля: фронтальный опрос, опрос в парах, практическая работа, творческая работа.
В процессе реализации программы используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции.
Методы организации занятия:
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
- фронтальный, индивидуально-групповой, индивидуальный
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию слов-образов.
С учётом специфики предмета при оценивании художественной деятельности обучающихся используются:
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Требования к оформлению работ для выставки.
Выставочные работы выполняются в любой технике, используя материал по выбору обучающегося. Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения, города.
Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.
Содержание программы учебного курса 1. Введение. Художественные стили и направления в искусстве.2ч
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника-оформителя. Основные художественные стили в европейском изобразительном искусстве.
Стиль (от греч. «палочка для письма») — совокупность взаимосвязанных признаков, которые
являются общими для целого ряда художественных произведений, объединяют их между собой и в
то же время отличают от произведений других стилей.
Исторически сформировавшиеся стили и направления характеризуют периоды в европейском искусстве: романский стиль, готический стиль, барокко, рококо, классицизм, романтизм, кубизм, модерн, импрессионизм, конструктивизм и др.
Практическая работа: выполнение шрифтовой композиции «Мое имя» (цветные фломастеры или др.).
2.Рукописные книги. 2 ч
История происхождения славянской письменности (IX в.). Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки кириллицы, основанной на греческом алфавите. Самый древний памятник древнерусской письменности — Остромирово Евангелие.
Практическая работа: написание перьями или деревянной палочкой букв из азбуки кириллицы.
3.Книжная графика. Макет книги. 4 ч
Книжная графика — область деятельности художника, занимающегося оформлением литературного произведения, предназначенного к публикации. Книга — результат синтеза разных вило» искусства: слова и изображения (иллюстрации), дизайна. История книжной графики корнями уходит в историю рукописной книги, когда выработались основные компоненты ее оформления. Суперобложка, обложка, форзац, титулы, заставки, концовки, иллюстрации книги.
Характер оформления книги обычно соответствует художественному стилю времени. Варианты оформления «Слова о полку Игореве» разными художниками (Ю. Селиверстов, В. Фаворский и др.).
В. Фаворский (1886—1964) — советский график и живописец, создатель школы ксилографии — гравюры на дереве. Высокое мастерство достигнуто им при иллюстрировании «Слова о полку Игореве», а также «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» А. Пушкина.
Макет книги представляет собой ее предварительный образ. Макет воплощает замысел художника и служит моделью для издательства.
Современные книжки-игрушки для детей имеют необычную форму, объемные иллюстрации, предполагающие игровые действия детей.
Практическая работа: изготовление макета книги-игрушки по принципу «гармошки». Иллюстрации выполняются в технике граттажа: лист бумаги натирается воском, затем покрывается черной краской (тушь, смешанная с гуашью). Изображение получается в результате процарапывания вощеной поверхности заостренным концом деревянной палочки.
4.Рисованные шрифты. Слово-образ «животное». 2 ч
Необычные рисованные шрифты. Иллюстрации художника В. Конашевича к загадкам К. Чуковского. Причудливое написание слов, например, слово «животное» написано буквами, напоминающими образы разных животных; слово «собака» составлено из букв, которые изображают собак; слово «дельфин» вписано в графическое изображение дельфина; слово «птица» вписано в графический рисунок птицы и т. п.
Практическая работа: разработка эскиза слова-образа, основу которого составляют фантастические или реальные животные (гуашь или др.).
5. Рисованные шрифты. Слово-образ «дом». 2 ч
Необычные, нестандартные шрифты. Причудливое написание слов, например, слово «дом» написано буквами, напоминающими разные архитектурные элементы (арку, крышу, окно, лестницу и т. п.), или слово «дом» вписано в графическое изображение дома, или каждая буква слова напоминает колонны, характерные для разных архитектурных ордеров, и т. п.
Архитектурный ордер — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз). Классическая система ордера сложилась в Древней Греции. Основные ордера: дорический, ионический, коринфский.
Практическая работа: выполнение эскиза слова-образа, буквы которого напоминают архитектурные элементы или составлены и украшены в стиле древнегреческих колонн (гелевые ручки, маркер или др.).
6. Рисованные шрифты. Слово-образ «человек». 2 ч
Нестандартные, необычные шрифты. Слова, формы букв которых напоминают образы людей, например, в слове «человек» все буквы напоминают людей разных профессий, в слове «цирк» все буквы изображены в виде смешных клоунов, а в слове «спортсмен» буквы напоминают людей с разным спортивным инвентарем (хоккейная клюшка, теннисная ракетка, весло, мяч и т. п.). Иллюстрации В. Лукьянца к былинам «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» или др.
Практическая работа: выполнение любого слова, например «богатыри», буквы которого по форме напоминают фигуры людей (сказочных героев) в разных движениях и позах (карандаши, фломастеры, гуашь или др.).
7. Рисованные шрифты. Слово-образ «шахматы». 2 ч
Нестандартные, необычные рисованные шрифты. Слова, формы букв которых напоминают образы шахматных фигур и украшены, как шахматная доска, черными и белыми клеточками. Например, буква «М» может напоминать образы короля и королевы, взявшихся за руки; «А» — солдата (слона), «Т» и «Ш» — пешек, «X» — ладьи и т. п.
Геометрический орнамент — украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических элементов.
Практическая работа: изображение любого слова, например «шахматы», «король», «королева» и т. п., буквы которого по форме напоминают шахматные фигуры; украшение букв геометрическим орнаментом (перо, тушь или черный фломастер).
8. Романский стиль. Слово-образ «замок». 2 ч
Романский стиль господствовал в искусстве средневековой Европы (X—XIII вв.). В эту эпоху духовная жизнь, образование и культура были сосредоточены в монастырях, где происходило становление различных видов искусств, в том числе и искусства книги (шрифта, миниатюры и др.). Архитектура является важнейшим видом искусства, помогающим понять особенности стиля. Внешний вид романских каменных построек — замков, крепостей, церквей, монастырей отличался монолитной целостностью, тяжеловесностью, торжественностью, здание состояло из простых, четко выявленных объемов с узкими проемами окон, ступенчато углубленными порталами и внушительными башнями (но принципу «мой дом — моя крепость»).
Практическая работа: выполнение эскиза слова-образа «замок» (или «крепость, «рыцарь»), буквы которого напоминают элементы тяжеловесных средневековых каменных построек, украшенных черно-белым геометрическим орнаментом (уголь или маркер).
9. Готика. Готический шрифт. 3 ч
Готика — условное обозначение стиля, господствовавшего в искусстве стран Европы в XII—XV вв. Наибольшего расцвета этот стиль достиг в архитектуре, для которой характерны остро
конечные сооружения, стрельчатые своды, обилие орнамента, устремленность всех архитектурных элементов к небу, наличие мелких деталей, изобилие скульптуры и др. Шедевры готической архитектуры широко представлены во Франции - в Париже, Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге; в Германии- Кёльне, На умбурге, Бамберге и многих других городах Европы.
Готический стиль нашел отражение в костюме той эпохи, в искусстве оформления книги (книжная миниатюра, заставки, концовки, шрифтовые композиции и др.). Готический шрифт — латинское письмо с угловатыми, вытянутыми и заостренными буквами
Практическая работа: выполнение шрифтовой композиции составленной из угловатых, вытянутых и заостренных букв, на поминающих архитектурные элементы готической архитектуры (гелевые ручки или маркер). Возможно выполнение слова-образа, буквы которого украшены цветными стеклами, по принципу} украшения витража (цветные фломастеры или гуашь)
10.Эпоха Возрождения. Шрифт «Антиква». 3 ч
Эпоха Возрождения — эпоха расцвета наук и искусства в Европе (XIV—XVI вв.), эпоха возвращения античных традиций, их переосмысления и рождения новых художественных форм.
Антиква (от лат. «древний») — шрифт безупречных пропорций, простой и красивый (некогда заимствованный римлянами у греков) — получил широкое распространение в книжной графике в эпоху Возрождения. Методы геометрического построения шрифта помогают детально проанализировать строение букв, понять законы гармонии.
Практическая работа: построение букв при помощи чертежных инструментов в стиле ренессансной антиквы (простой и цветные карандаши, линейка, циркуль, треугольник и т.п; возможно копирование антиквы (Лука Пачоли. Построение ренессансной антиквы. 1509).
11.Стиль барокко. Слово-образ «барокко». 3 ч
Барокко (от итал. «странный, причудливый») — один из главных стилей в искусстве Европы XVI—XVIII вв. Для архитектуры(Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. Растрелли в России)
характерны пространственный размах, слитность — текучесть сложных, обычно криволинейных, форм.
Практическая работа: разработка и создание эскиза слова-образа «барокко», декорированного пышным, криволинейным барочным орнаментом (цветные фломастеры, акварель или пастель).
12.Стиль рококо. Слово-образ «рококо». 3 ч
Рококо (от франц. «осколки камней, раковины») — стиль в европейском искусстве XVIII в. Рокайль (стилизованная раковина) характерный для рококо мотив орнамента.
Практическая работа: разработка и создание эскиза слова-образа «рококо» декорированного стилизованным изображением раковины (смешанная техника - восковые мелки, акварель или др.)
13. Каллиграфическое письмо. Вензель. 3ч
Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство красивого и четкого письма. История каллиграфии связана с орудием письма: в древнем мире это тростниковое перо, в Европе вплоть до XIX в. — птичье перо. Иллюстрации Н. Кузьмина к роману А.Пушкина «Евгений Онегин», выполненные перьевой ручкой.
Практическая работа: разработка и создание эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени, фамилии и отчества с использованием каллиграфического письма (перьевая ручка, тушь или чернила).
14.Модерн. Слово-образ «модерн». 3ч
Модерн (от франц. «новейший, современный») — стиль в искусстве XIX—XX вв. Для модерна характерны декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор и др. Иллюстрации О. Бердсли к книге Т. Мэлори «Смерть короля Артура»; А. Муха. Плакаты; Л. Бакст. Титул журнала «Мир искусства» (1902) и др.
Практическая работа: разработка и выполнение эскиза слова-образа в стиле модерн на темы «Райский сад», «Море», «Ветер» и т. п. (восковые мелки и акварель или др.).
15.Кубизм. Брусковый шрифт. 3 ч
Кубизм — художественное направление начала XX в., получившее распространение в Европе. Его характеризуют глубокий интерес к вопросам художественной формы, к конструированию особой реальности, подчиненность специфическим пространственно-временным отношениям. Формы предметов реального мира трактуются подчеркнуто объемно или сводятся к простым геометрическим телам: дома — кубы, крыши — пирамиды, стволы деревьев — цилиндры, голова человека — шар и т. п. Основоположниками кубизма являются П. Пикассо и Ж. Брак.
При создании брускового шрифта в зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера.
: написание слова «кубизм» с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек Практическая работа. Написание слова «кубизм» с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек.
16.Конструктивизм. Слово-образ «конструкция». 3 ч
Конструктивизм — направление в искусстве 1920-х гг., выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. Художники этого направления стремились использовать новые технологии и материалы для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.
Практическая работа: выполнение объемной или рельефной композиции из букв (необычные, неожиданные материалы).
17.Искусство плаката. Экологический плакат. 8 ч
Плакат — вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом. Плакат выполняется в агитационных, рекламных или информационных целях.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение плаката на большом формате на одну из тем: «Сохрани лес!», «Помоги!», «Не загрязняй!» и т. п. Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ножницы, клей).
18.Искусство плаката. Реклама. 6ч
Реклама (от лат. «выкрикиваю») — информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусств и др. Иллюстрации В. Масютина и Ф. Мазереля.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение рекламы (например, мороженого или прохладительного напитков в технике коллажа (художественные материалы по выбору детей).
19.Товарный знак. Эмблема. 5ч
Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления, понятия, идеи (например, белый голубь — эмблема мира, серп и молот — труда, книга — знаний и т. п.).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение шрифтовой композиции любого товарного знака (эмблемы) (например, фирмы, продающей канцелярские товары, или книжного издательства «Просвещение») (художественные материалы по выбору детей).
20.Экслибрис. 3 ч
Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу (частном; лицу или организации). Типы экслибрисов: гербовый, вензелевый, сюжетный.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение экслибриса для книг какой-нибудь библиотеки («Из книг Гагарина: «Из книг Петрова», «Из книг Дворца культуры» и т. п.) (тушь, перо или гелевые ручки).
21.Поздравительная открытка. 6 ч
Современные открытки к различным праздникам (Рождество,| Пасха, день рождения и др.).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета открытки «С днем рождения!» (художественные материалы по выбору детей).
22. Выставка детского творчества. 2ч
Оформление работ, выполненных в течение года. Написание
афиши итоговой выставки. Подведение итогов года.
Методическое обеспечение
Форма занятий по программе может быть определена как занятия-исследования. По сравнению с предыдущей ступенью изучения искусства шрифта (программа «Буквица») данная система занятий предполагает более глубокое и подробное изучение художественного наследия, творчества выдающихся мастеров графики, таких как В. Фаворский, И. Билибин, Д. Бисти, Пачоли, Ф. Войтала и др. Соответственно увеличивается количество часов, которое отводится на восприятие искусства, беседу, обсуждение, анализ и описание произведений искусства, предложенных детям в виде репродукций, слайдов или книжных иллюстраций.
Практическая часть занятий включает в себя создание таких работ, как экслибрис, реклама, афиша, плакат, требующих большей поисковой работы. В этой связи предполагается ведение специальных тетрадей или альбомов, в которых записывается новая информация, приклеиваются найденные дома шрифтовые композиции. Особое внимание следует обратить на содержание плакатов. Это задание должно способствовать повышению интереса детей к жизни общества, обострению их гражданской позиции, воспитанию внимательного отношения к природе, пропаганде здорового образа жизни.
В соответствии с возрастными особенностями подростков усиливается исследовательский элемент в занятиях, а также художественный эффект от выполненных работ, их практическая значимость. Применяются как простые, но эффективные графические техники, такие как монотипия, аппликация, коллаж, так и более трудоемкие, требующие специального оборудования, — линогравюра, граттаж и др.
Виды и приемы художественной деятельности :
– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
– декоративная и конструктивная работа;
– восприятие явлений действительности и произведений искусства;
– обсуждение работ, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
– изучение художественного наследия;
– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания:
-восприятие учебного материала;
- осмысление;
- усвоение;
- применение усвоенного в практической деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Художественные стили и направления в искусстве. | 2 |
2 | Рукописные книги. | 2 |
3 | Книжная графика. Макет книги. | 4 |
4 | Рисованные шрифты. Слово-образ «животное». | 2 |
5 | Рисованные шрифты. Слово-образ «дом». | 2 |
6 | Рисованные шрифты. Слово-образ «человек». | 2 |
7 | Рисованные шрифты. Слово-образ «шахматы». | 2 |
8 | Романский стиль. Слово-образ «замок». | 2 |
9 | Готика. Готический шрифт. | 3 |
10 | Эпоха Возрождения. Шрифт «Антиква». | 3 |
11 | Стиль барокко. Слово-образ «барокко». | 3 |
12 | Стиль рококо. Слово-образ «рококо». | 3 |
13 | Каллиграфическое письмо. Вензель. | 3 |
14 | Модерн. Слово-образ «модерн». | 3 |
15 | Кубизм. Брусковый шрифт. | 3 |
16 | 16.Конструктивизм. Слово-образ «конструкция». | 3 |
17 | Искусство плаката. Экологический плакат. | 8 |
18 | Искусство плаката. Реклама. | 6 |
19 | Товарный знак. Эмблема. | 5 |
20 | Экслибрис. | 3 |
21 | Поздравительная открытка. | 6 |
22 | Выставка детского творчества. | 2 |
Итого: | 72 |
Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка»
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Виды учебной деятельности, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. | |||
По плану | Факти-чески | |||||
Художественный шрифт в истории изобразительного искусства | ||||||
1 | 5.09 | Введение. Художественные стили и направления в искусстве
| Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника-оформителя. Основные художественные стили в европейском изобразительном искусстве. Стиль (от греч. «палочка для письма») — совокупность взаимосвязанных признаков, которы являются общими для целого ряда художественных произведений, объединяют их между собой и в то же время отличают от произведений других стилей. Исторически сформировавшиеся стили и направления характеризуют периоды в европейском искусстве: романский стиль, готический стиль, барокко, рококо, классицизм, романтизм, кубизм, модерн, импрессионизм, конструктивизм и др. Практическая работа: выполнение шрифтовой композиции «Мое имя» (цветные фломастеры или др.). | |||
2 | 5.09 | Практическая работа «Выполнение шрифтовой композиции «Мое имя»» | ||||
3 | 12.09 | Рукописные книги. | История происхождения славянской письменности (IX в.). Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки кириллицы, основанной на греческом алфавите. Самый древний памятник древнерусской письменности — Остромирово Евангелие. Практическая работа: написание перьями или деревянной палочкой букв из азбуки кириллицы. | |||
4 | 12.09 | Практическая работа «Написание перьями или деревянной палочкой букв из азбуки кириллицы» | ||||
5 | 19.09 | Книжная графика. Макет книги. | Книжная графика — область деятельности художника, занимающегося оформлением литературного произведения, предназначенного к публикации. Книга — результат синтеза разных видов искусства: слова и изображения (иллюстрации), дизайна. История книжной графики корнями уходит в историю рукописной книги, когда выработались основные компоненты ее оформления. Суперобложка, обложка, форзац, титулы, заставки, концовки, иллюстрации книги. Характер оформления книги обычно соответствует художественному стилю времени. Варианты оформления «Слова о полку Игореве» разными художниками (Ю. Селиверстов, В. Фаворский и др.). В. Фаворский (1886—1964) — советский график и живописец, создатель школы ксилографии — гравюры на дереве. Высокое мастерство достигнуто им при иллюстрировании «Слова о полку Игореве», а также «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» А. Пушкина. Макет книги представляет собой ее предварительный образ. Макет воплощает замысел художника и служит моделью для издательства. Современные книжки-игрушки для детей имеют необычную форму, объемные иллюстрации, предполагающие игровые действия детей. Практическая работа: изготовление макета книги-игрушки по принципу «гармошки». Иллюстрации выполняются в технике граттажа: лист бумаги натирается воском, затем покрывается черной краской (тушь, смешанная с гуашью). Изображение получается в результате процарапывания вощеной поверхности заостренным концом деревянной палочки | |||
6 | 19.09 | Практическая работа «Изготовление макета книги-игрушки по принципу «гармошки». | ||||
7 | 26.09 |
| ||||
8 | 26.09 | Защита макета книги-игрушки по принципу «гармошки» | ||||
9 | 3.10 | Рисованные шрифты. Слово-образ «животное». | Необычные рисованные шрифты. Иллюстрации художника В. Конашевича к загадкам К. Чуковского. Причудливое написание слов, например, слово «животное» написано буквами, напоминающими образы разных животных; слово «собака» составлено из букв, которые изображают собак; слово «дельфин» вписано в графическое изображение дельфина; слово «птица» вписано в графический рисунок птицы и т. п. Практическая работа: разработка эскиза слова-образа, основу которого составляют фанта-стические или реальные животные (гуашь или др.). | |||
10 | 3.10 | Практическая работа «Разработка эскиза слова - образа «животное». | ||||
11 | 10.10 | Рисованные шрифты. Слово-образ «дом». | Необычные, нестандартные шрифты. Причудливое написание слов, например, слово «дом» написано буквами, напоминающими разные архитектурные элементы (арку, крышу, окно, лестницу и т. п.), или слово «дом» вписано в графическое изображение дома, или каждая буква слова напоминает колонны, характерные для разных архитектурных ордеров, и т. п. Архитектурный ордер — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз). Классическая система ордера сложилась в Древней Греции. Основные ордера: дорический, ионический, коринфский. Практическая работа: выполнение эскиза слова-образа, буквы которого напоминают архитектурные элементы или составлены и украшены в стиле древнегреческих колонн (гелевые ручки, маркер или др.). | |||
12 | 10.10 | Практическая работа «Выполнение эскиза слова-образа «дом» | ||||
13 | 17.10 | Рисованные шрифты. Слово-образ «человек». | Нестандартные, необычные шрифты. Слова, формы букв которых напоминают образы людей, например, в слове «человек» все буквы напоминают людей разных профессий, в слове «цирк» все буквы изображены в виде смешных клоунов, а в слове «спортсмен» буквы напоминают людей с разным спортивным инвентарем (хоккейная клюшка, теннисная ракетка, весло, мяч и т. п.). Иллюстрации В. Лукьянца к былинам «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» или др. Практическая работа: выполнение любого слова, например «богатыри», буквы которого по форме напоминают фигуры людей (сказочных героев) в разных движениях и позах (карандаши, фломастеры, гуашь или др.) | |||
14 | 17.10 | Практическая работа «Выполнение слова-образа «человек». | ||||
15 | 24.10 | Рисованные шрифты. Слово-образ «шахматы» | Нестандартные, необычные рисованные шрифты. Слова, формы букв которых напоминают образы шахматных фигур и украшены, как шахматная доска, черными и белыми клеточками. Например, буква «М» может напоминать образы короля и королевы, взявшихся за руки; «А» — солдата (слона), «Т» и «Ш» — пешек, «X» — ладьи и т. п. Геометрический орнамент — украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических элементов. Практическая работа: изображение любого слова, например «шахматы», «король», «королева» и т. п., буквы которого по форме напоминают шахматные фигуры; украшение букв геометрическим орнаментом (перо, тушь или черный фломастер). | |||
16 | 24.10 | Практическая работа «Изображение слова-образа «шахматы» | ||||
17 | 31.10 | Романский стиль. Слово-образ «замок | Романский стиль господствовал в искусстве средневековой Европы (X—XIII вв.). В эту эпоху духовная жизнь, образование и культура были сосредоточены в монастырях, где происходило становление различных видов искусств, в том числе и искусства книги (шрифта, миниатюры и др.). Архитектура является важнейшим видом искусства, помогающим понять особенности стиля. Внешний вид романских каменных построек — замков, крепостей, церквей, монастырей отличался монолитной целостностью, тяжеловесностью, торжественностью, здание состояло из простых, четко выявленных объемов с узкими проемами окон, ступенчато углубленными порталами и внушительными башнями (но принципу «мой дом — моя крепость»). Практическая работа: выполнение эскиза слова-образа «замок» (или «крепость, «рыцарь»), буквы которого напоминают элементы тяжеловесных средневековых каменных построек, украшенных черно-белым геометрическим орнаментом (уголь или маркер). | |||
18 | 31.10 | Практическая работа «Выполнение эскиза слова-образа «замок» | ||||
19 | 7.11 | Готика. Готический шрифт. | Готика — условное обозначение стиля, господствовавшего в искусстве стран Европы в XII—XV вв. Наибольшего расцвета этот стиль достиг в архитектуре, для которой характерны остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие орнамента, устремленность всех архитектурных элементов к небу, наличие мелких деталей, изобилие скульптуры и др. Шедевры готической архитектуры широко представлены во Франции - в Париже, Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге; в Германии- Кёльне, На умбурге, Бамберге и многих других городах Европы. Готический стиль нашел отражение в костюме той эпохи, в искусстве оформления книги (книжная миниатюра, заставки, концовки, шрифтовые композиции и др.). Готический шрифт — латинское письмо с угловатыми, вытянутыми и заостренными буквами Практическая работа: выполнение шрифтовой композиции составленной из угловатых, вытянутых и заостренных букв, на поминающих архитектурные элементы готической архитектуры (гелевые ручки или маркер). Возможно выполнение слова-образа, буквы которого украшены цветными стеклами, по принципу} украшения витража (цветные фломастеры или гуашь) | |||
20 | 7.11 | Практическая работа «Выполнение шрифтовой композиции в готическом стиле» | ||||
21 | 14.11 | Практическая работа «Выполнение шрифтовой композиции в готическом стиле» | ||||
22 | 14.11 | Эпоха Возрождения. Шрифт «Антиква». | Эпоха Возрождения — эпоха расцвета наук и искусства в Европе (XIV—XVI вв.), эпоха возвращения античных традиций, их переосмысления и рождения новых художественных форм. Антиква (от лат. «древний») — шрифт безупречных пропорций, простой и красивый (некогда заимствованный римлянами у греков) — получил широкое распространение в книжной графике в эпоху Возрождения. Методы геометрического построения шрифта помогают детально проанализировать строение букв, понять законы гармонии. Практическая работа: построение букв при помощи чертежных инструментов в стиле ренессансной антиквы (простой и цветные карандаши, линейка, циркуль, треугольник и т.п; возможно копирование антиквы (Лука Пачоли. Построение ренессансной антиквы. 1509). | |||
23 | 21.11 | Практическая работа «Построение букв в стиле ренессансной антиквы» | ||||
24 | 21.11 | Практическая работа «Построение букв в стиле ренессансной антиквы» | ||||
25 | 28.11 | Стиль барокко. Слово-образ «барокко» | Барокко (от итал. «странный, причудливый») — один из главных стилей в искусстве Европы XVI—XVIII вв. Для архитектуры(Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность — текучесть сложных, обычно криволинейных, форм. Практическая работа: разработка и создание эскиза слова-образа «барокко», декорированного пышным, криволинейным барочным орнаментом (цветные фломастеры, акварель или пастель | |||
26 | 28.11 | Практическая работа «Разработка эскиза слова-образа «барокко» | ||||
27 | 5.12 | Практическая работа «Создание эскиза слова-образа «барокко» | ||||
28 | 5.12 | Стиль рококо. Слово-образ «рококо». | Рококо (от франц. «осколки камней, раковины») — стиль в европейском искусстве XVIII в. Рокайль (стилизованная раковина) характерный для рококо мотив орнамента. Практическая работа: разработка и создание эскиза слова-образа «рококо» декорированного стилизованным изображением раковины (смешанная техника - восковые мелки, акварель или др.) | |||
29 | 12.12 | Практическая работа «Разработка эскиза слова-образа «рококо» | ||||
30 | 12.12 | Практическая работа «Создание эскиза слова-образа «рококо» | ||||
31 | 19.12 | Каллиграфическое письмо. Вензель | Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство красивого и четкого письма. История каллиграфии связана с орудием письма: в древнем мире это тростниковое перо, в Европе вплоть до XIX в. — птичье перо. Иллюстрации Н. Кузьмина к роману А.Пушкина «Евгений Онегин», выполненные перьевой ручкой. Практическая работа: разработка и создание эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени, фамилии и отчества с использованием каллиграфического письма (перьевая ручка, тушь или чернила). | |||
32 | 19.12 | Практическая работа «Разработка эскиза вензеля» | ||||
33 | 26.12 | Практическая работа « Создание эскиза вензеля» | ||||
34 | 26.12 | Модерн. Слово-образ «модерн». | Модерн (от франц. «новейший, современный») — стиль в искусстве XIX—XX вв. Для модерна характерны декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор и др. Иллюстрации О. Бердсли к книге Т. Мэлори «Смерть короля Артура»; А. Муха. Плакаты; Л. Бакст. Титул журнала «Мир искусства» (1902) и др. Практическая работа: разработка и выполнение эскиза слова-образа в стиле модерн на темы «Райский сад», «Море», «Ветер» и т. п. (восковые мелки и акварель или др.). | |||
35 | 9.01 | Практическая работа «Разработка эскиза слова-образа в стиле модерн» | ||||
36 | 9.01 | Практическая работа «Выполнение эскиза слова-образа в стиле модерн» | ||||
37 | 16.01 | Кубизм. Брусковый шрифт | Кубизм — художественное направление начала XX в., получившее распространение в Европе. Его характеризуют глубокий интерес к вопросам художественной формы, к конструированию особой реальности, подчиненность специфическим пространственно-временным отношениям. Формы предметов реального мира трактуются подчеркнуто объемно или сводятся к простым геометрическим телам: дома — кубы, крыши — пирамиды, стволы деревьев — цилиндры, голова человека — шар и т. п. Основоположниками кубизма являются П. Пикассо и Ж. Брак. При создании брускового шрифта в зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера.написание слова «кубизм» с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек Практическая работа. Написание слова «кубизм» с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек. | |||
38 | 16.01 | Практическая работа «Написание слова «кубизм» с использованием разных плакатных перьев» | ||||
39 | 23.01 | Практическая работа «Написание слова «кубизм» с использованием разных деревянных палочек» | ||||
40 | 23.01 | Конструктивизм. Слово-образ «конструкция». | Конструктивизм — направление в искусстве 1920-х гг., выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. Художники этого направления стремились использовать новые технологии и материалы для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Практическая работа: выполнение объемной или рельефной композиции из букв (необычные, неожиданные материалы). | |||
41 | 30.01 | Практическая работа «Выполнение объемной или рельефной композиции из букв» | ||||
42 | 30.01 | Практическая работа «Выполнение рельефной композиции из букв» | ||||
43 | 6.02 | Искусство плаката. Экологический плакат | Плакат — вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом. Плакат выполняется в агитационных, рекламных или информационных целях. Практическая работа: разработка эскиза и выполнение плаката на большом формате на одну из тем: «Сохрани лес!», «Помоги!», «Не загрязняй!» и т. п. Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ножницы, клей). | |||
44 | 6.02 | Искусство плаката. Экологический плакат | ||||
45 | 13.02 | Практическая работа «Разработка эскиза «Сохрани лес!» | ||||
46 | 13.02 | Практическая работа «Разработка эскиза «Сохрани лес!» | ||||
47 | 20.02 | Практическая работа «Выполнение плаката «Сохрани лес!» | ||||
48 | 20.02 | Практическая работа «Выполнение плаката «Сохрани лес!» | ||||
49 | 27.02 | Практическая работа «Выполнение плаката «Сохрани лес!» | ||||
50 | 27.02 | Защита плаката «Сохрани лес!», | ||||
51 | 6.03 | Искусство плаката. Реклама. | Реклама (от лат. «выкрикиваю») — информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусств и др. Иллюстрации В. Масютина и Ф. Мазереля. Практическая работа: разработка эскиза и выполнение рекламы (например, мороженого или прохладительного напитков в технике коллажа (художественные материалы по выбору детей). | |||
52 | 6.03 | Искусство плаката. Реклама. | ||||
53 | 13.03 | Практическая работа «Разработка эскиза рекламы» | ||||
54 | 13.03 | Практическая работа «Разработка эскиза рекламы» | ||||
55 | 20.03 | Практическая работа «Выполнение рекламы» | ||||
56 | 20.03 | Практическая работа «Выполнение рекламы» | ||||
57 | 27.03 | Товарный знак. Эмблема | Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления, понятия, идеи (например, белый голубь — эмблема мира, серп и молот — труда, книга — знаний и т. п.). Практическая работа: разработка эскиза и выполнение шрифтовой композиции любого товарного знака (эмблемы) (например, фирмы, продающей канцелярские товары, или книжного издательства «Просвещение») (художественные материалы по выбору детей). | |||
58 | 27.03 | Практическая работа «Разработка эскиза шрифтовой композиции любого товарного знака» | ||||
59 | 3.04 | Практическая работа «Выполнение шрифтовой композиции любого товарного знака» | ||||
60 | 3.04 | Практическая работа: «Выполнение шрифтовой композиции любого товарного знака» | ||||
61 | 10.04 | Практическая работа: «Выполнение шрифтовой композиции любого товарного знака» | ||||
62 | 10.04 | Экслибрис. | Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу (частном; лицу или организации). Типы экслибрисов: гербовый, вензелевый, сюжетный. Практическая работа: разработка эскиза и выполнение экслибриса для книг какой-нибудь библиотеки («Из книг Гагарина: «Из книг Петрова», «Из книг Дворца культуры» и т. п.) (тушь, перо или гелевые ручки). | |||
63 | 17.04 | Практическая работа «Разработка эскиза экслибриса для книг» | ||||
64 | 17.04 | Практическая работа «Выполнение экслибриса для книг» | ||||
65 | 24.04 | Поздравительная открытка | Современные открытки к различным праздникам (Рождество,| Пасха, день рождения и др.). Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета открытки «С днем рождения!» (художественные материалы по выбору детей). | |||
66 | 24.04 | Практическая работа: «Разработка эскиза открытки «С днем рождения!» | ||||
67 | 8.05 | Практическая работа «Выполнение макета открытки «С днем рождения!» | ||||
68 | 8.05 | Практическая работа «Выполнение макета открытки «С днем рождения!» | ||||
69 | 15.05 | Практическая работа «Выполнение макета открытки «С днем рождения!» | ||||
70 | 15.05 | Защита проекта «Поздравительная открытка» | ||||
71 | 22.05 | Оформление работ выполненных в течение года | Оформление работ, выполненных в течение года. Написание афиши итоговой выставки. Подведение итогов года. | |||
72 | 2205 | Выставка детского творчества |
Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения учебного процесса в кружке «Веселая кисточка» по программе «Художественный шрифт в истории изобразительного искусства»
Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),
К - полный комплект (наполняемость класса 17 человек),
Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),
П - комплект, необходимый для практической работы в группах (1-2 человека)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | ||
1. Библиотечный фонд(книгопечатная продукция) | ||||
1.1. | Программы Т.А.Копцева «Художественный шрифт». источник: Программы дополнительного художественного образования. С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –составители Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006 | Д | ||
1.2. | Методические пособия (рекомендации к проведению кружковой работы) 1.Покидаева Т.А.Энциклопедия рисования. – Москва «РОСМЭН», 2001 2.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы рисунка. –Обнинск: Титул, 1998. 3.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. –Обнинск: Титул, 1998. 4.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы композиции. –Обнинск:Титул 1996. 5.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов. –Обнинск: Титул, 1996. 6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: Предметная неделя в школе.–Волгоград,2007. | Д | ||
1.3. | Методические журналы по искусству :«Юный художник» | Д | ||
1.4. | Учебно-наглядные пособия | Ф Д | ||
2. Печатные пособия | ||||
2.1. | Портреты русских и зарубежных художников | Д | ||
2.2. | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д | ||
3.Экранно-звуковые пособия | ||||
3.1 | Аудиозаписи по музыке, литературные произведения | Д | ||
3.2 | DVD – фильмы: -памятники архитектуры; - художественные музеи; - виды изобразительного искусства; - творчество отдельных художников; - народные промыслы; - декоративно-прикладное искусство - художественные технологии | Д | ||
3.3 | Презентации на CD или DVD – дисках; - по видам изобразительных (пластических) искусств; -по жанрам изобразительных искусств; - по памятникам архитектуры России и мира; - по стилям и направлениям в искусстве; -по народным промыслам; - по декоративно-прикладному искусству; - по творчеству художников. | Д | ||
4. Учебно-практическое оборудование | ||||
4.1 | Гелевая ручка | К | ||
4.2 | Простой карандаш | К | ||
4.3 | Краски акварельные | К | ||
4.4 | Краски гуашевые | К | ||
4.5 | Тушь | К | ||
4.6 | Ручки с перьями | К | ||
4.7 | Бумага А3, А4 | К | ||
4.8 | Бумага цветная | К | ||
4.9 | Фломастеры | К | ||
4.10 | Маркеры | К | ||
4.11 | Пастель | Ф | ||
4.12 | Кисти беличьи | К | ||
4.13 | Кисти щетина | К | ||
4.14 | Палочки | К | ||
4.15 | Емкости для воды | Ф | ||
4.16 | Ножницы | К | ||
4.17 | Клей | П |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч
Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
Программа танцевального объединения "Аплодис" на 2014-2015г
Программа танцевального объединения "Аплодис" на 2014-2015г (содержательный и учебно-тематический планы включены)...
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владо
Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В....
листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)
В листах корректировки отражены темы и часы, которые не должны были выпасть из-за введенного режима самоизоляции. Рабочие программы по швейному делу и надомному обучению скорректированы в соотве...
листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)2020-2021 уч год
Листы корректировки учебных программ составлены в связи с тем, что были продлены осенние каникулы по распоряжению МО Омской области....