Методические рекомендации по планированию работы воспитателя группы продленного дня
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_planirovaniyu_raboty_vospitatelya_gpd.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по планированию работы воспитателя группы продленного дня
В методических рекомендациях представлены требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя группы продленного дня; цели и задачи режимных моментов; примерная форма ежедневного (рабочего) плана; примерный план работы с родителями младших школьников.
Адресуется для воспитателей групп продленного дня.
В основу планирования работы воспитатель должен заложить следующие приоритетные позиции:
- создание условий для личностного развития учащихся;
- создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
- создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.
Важным условием эффективности деятельности воспитателя группы продленного дня является планирование.
У воспитателя группы продленного дня должны быть два плана работы: календарно-тематический и ежедневный.
Календарно-тематический план составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с планом работы школы.
Требования к календарно-тематическому плану работы:
- конкретность воспитательных задач;
- учет возрастных особенностей детей, уровня воспитанности;
- учет индивидуальных особенностей коллектива.
Разделы плана:
- ведущая воспитательная задача на данном отрезке времени (например: развитие любознательности, творческих способностей, укрепление здоровья и т.д.);
- характеристика коллектива: количество мальчиков и девочек, уровень воспитанности, общая характеристика успеваемости, участие в жизни класса или группы, занятость в кружках, секциях;
- основные виды деятельности. Название периода. Работа с семьей.
Предлагаю примерные календарно-тематические планы работы в группе продленного дня (Таблица 1,2).
Таблица 1
Примерный календарно-тематический план работы
воспитателя группы продленного дня на год
Месяц | Основная тема периода | Неделя | Виды деятельности | |||||
Познава- тельная | Физкультурно-оздоровительная | Ценностно-ориентированная | Трудовая | Творческая | Коммуникативная, коллективно-творческая | |||
сентябрь | «Здравствуй, школа!» | 1 2 3 4 | Игра-путешествие «Здравствуй, школа!» «Светочи земли русской», уроки Светофора Прогулка с заданием Мир вокруг нас (политинформация) Прогулка-экскурсия | Спортивные эстафеты. Это интересно знать (события в мире спорта) Весёлая спортландия Эстафетные игры на стадионе Игры на свежем воздухе | Волшебный сундучок (правила этикета) «Праздник рождения группы» Рейд «Чистюльки» Уроки Мойдодыра | Операция «Чистый двор» Акция «Помоги книге» | Экскурсия на выставку детского творчества Творческая прогулка Музыкальная викторина | Давайте познакомимся. Игра «Снежный ком». Заполнение анкеты «Моя группа» Коллективное планирование «Корзинка Красной Шапочки» |
октябрь | Золотая осень | 1 2 3 4 | Прогулка-наблюдение «Интересные явления природы» Игра-путешествие по станциям «Овощная, Фруктовая, Лесная» Агентство полезных советов Прогулка-поход «Осенний лес» | Осенние старты Спортивные игры на воздухе Веселые старты | Праздник «Я пришел в этот день в этот мир» Акция «Теплое письмо» Беседа «Если хочешь быть здоров - закаляйся» | Операция «Осенний лист» Сбор природного материала для изготовления поделок на тему «Золотая осень» | Конкурс рисунков «Осень наступила» Конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»
| КТД «Золотая осень» (вместе с родителями) |
И так далее составляется календарно-тематическое планирование на весь учебный год |
Таблица 2
Примерный календарно-тематический план воспитательной работы
в группе продленного дня на год
№ учебной недели. Основная тема недели. | День недели, дата | Занятия на воздухе | Организаторы и исполнители | Занятия в помещении | Организаторы и исполнители |
1. «Здравствуй, школа!» | Понедельник | Природоведческая экскурсия по пришкольному участку «Здравствуйте, деревья, кусты, цветы» | Воспитатель | ИСН «Фотокамера смотрит в мир: «День знаний» | Воспитатель |
Вторник | Трудовая атака «Школьный двор» (уборка игровой площадки) | Воспитатель | Устный журнал «История возникновения и развития русской письменности» | Библиотекарь школы, инициативная группа детей | |
Среда | ФОЗ «Весёлые старты» (участвуют дети и их родители) | Воспитатель, родители | Этическое занятие «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | Воспитатель | |
Четверг | Прогулка-практикум «Осторожно: улица» | Воспитатель, инспектор ГАИ | Конкурс рисунков на тему «Я и мои друзья» | Воспитатель | |
Пятница | Час игры «Давайте познакомимся» | Воспитатель, инициативная группа детей | Сбор «Рождение коллектива» | Воспитатель | |
2. «Правила для всех» | Понедельник | Обществоведческая экскурсия «Роль правил в жизни человека» | Воспитатель, родители | Пресс-конференция «Наши права и обязанности» | Воспитатель, инициативная группа детей |
Вторник | Рейд по заготовке корма для зимующих птиц (сбор семян, ягод, плодов и т.д.) | Воспитатель | Путешествие по страницам сказок «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» | Библиотекарь школы, инициативная группа детей, воспитатель | |
Среда | ФОЗ «Весёлая спартакиада» | Воспитатель, инициативная группа детей | Круговая беседа «Если бы я был волшебником…» | Воспитатель | |
Четверг | Прогулка-практикум «Красный, жёлтый, зелёный» | Воспитатель, инициативная группа детей | Театр-экспромт «Репка» | Воспитатель, инициативная группа детей | |
Пятница | «Эстафета русских народных игр» | Воспитатель, инициативная группа детей | Сбор коллектива «Правила жизни нашей группы» (выработка правил жизни группы) | Воспитатель, инициативная группа детей | |
3. «Приметы осени» | Понедельник | Природоведческая экскурсия «В садах опять колдует листопад» | Воспитатель | Радиопередача «Осенние зарисовки» | Воспитатель, инициативная группа детей |
Вторник | Трудовая операция «Листья жёлтые, скажите, что вам снится?» (уборка листьев) | Воспитатель | Литературная гостиная «Осень, осень, в гости просим» | Библиотекарь школы, инициативная группа детей, воспитатель | |
Среда | ФОЗ «Осенний марафон» | Воспитатель | Устный журнал «Мир вокруг нас» | Воспитатель, инициативная группа детей | |
Четверг | Прогулка-творчество «Есть в осени первоначальной…» (зарисовки осенней природы) | Воспитатель | Выставка творческих работ детей «Есть в осени первоначальной…» | Воспитатель, инициативная группа детей | |
Пятница | КТД «Разведка дел и друзей» | Воспитатель, родители | Создание книги-летописи «Жизнь нашей группы» | Воспитатель, инициативная группа детей | |
4. « Вместе весело шагать по просторам» | Понедельник | Природоведческая экскурсия «Интересные явления природы» | Воспитатель | Интеллектуально-познавательная игра «Жизнь замечательных детей» | Воспитатель, инициативная группа детей |
Вторник | Рейд «Сбор природного материала для изготовления подарков учителям ко Дню учителя» | Воспитатель | Сказочный вернисаж (сочинение и презентация сказок, сказочных инсценировок) | Воспитатель, инициативная группа детей | |
Среда | ФОЗ «Весёлые старты» | Воспитатель | Нравственный час «Что такое хорошо, что такое плохо?» | Воспитатель | |
Четверг | Прогулка-поход «Осенний лес» | Воспитатель | Мастерская «Сюрприз» (изготовление подарков педагогам ко Дню учителя) | Воспитатель | |
Пятница | Конкурс на лучший комплекс упражнений утренней гимнастики | Воспитатель, инициативная группа детей | Праздник «День рождения группы» | Воспитатель, инициативная группа детей | |
5. «Это доброе слово - учитель» | Понедельник | Экскурсия по экологической тропе «Удивительное -рядом» | Воспитатель, другие работники школы | Телепередача «Почётная профессия - Учитель» | Воспитатель, инициативная группа детей |
Вторник | Трудовой десант «Акт добровольцев» (эстетическое оформление и благоустройство школы и пришкольной территории ко Дню учителя) | Воспитатель | Конкурс чтецов «Вам, дорогие учителя, посвящаем!» | Воспитатель | |
5. «Это доброе слово - учитель» | Среда | Спортивный праздник «Педагоги, родители и я – вместе дружная семья» | Воспитатель, инициативная группа детей, родители | Игра «Защита фантастического проекта «Школа будущего» | Воспитатель, родители |
Четверг | Прогулка-поход «Всё хочу на свете знать» | Воспитатель | Концерт ко Дню учителя «Музыкальная мозаика» | Воспитатель, инициативная группа детей | |
Пятница | «Час весёлых игр и эстафет» | Воспитатель, родители | Сбор коллектива «Деловой разговор» | Воспитатель, инициативная группа детей | |
И так далее составляется календарно-тематическое планирование на весь учебный год |
На основе календарно-тематического планирования составляется план работы на каждый день. В ежедневном плане работы конкретизируются (отражаются) все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. Целесообразно изложить в плане сразу и не повторять затем изо дня в день цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня (Таблица 3).
Таблица 3
Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня
Режимные моменты | Основные воспитательные задачи и направления деятельности |
Прием детей в группу | Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков. |
Отдых и деятельность на воздухе | Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях. |
Обед. | Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды. |
Переключение на умственную деятельность | Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны. |
Самоподготовка | Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи. |
Клубно-кружковая работа | Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека. |
Подведение итогов дня | Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться. |
Индивидуальная работа с дежурными | Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности. |
В каждый день недели в группе продленного дня всегда планируется два общеразвивающих занятия: занятия на воздухе и занятие в помещении (Таблица 4)
Примерные виды занятий на неделю
Дни недели | Занятия на воздухе | Занятия в помещении |
Понедельник | Подвижные игры | Информационная служба новостей (ИСН) |
Вторник | Физический труд | Занятия по пропаганде чтения |
Среда | Физкультурно-оздоровительное занятие (ФОЗ) | Правиловедческое занятие |
Четверг | Прогулка | Искусствоведческое занятие |
Пятница | Подвижные игры | День коллектива, тимуровская и шефская работа |
В ежедневном плане следует не только определить, чем будут заняты воспитанники в каждый режимный момент, но и указать цель, краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане, какие пособия, технические средства будут использованы в работе с воспитанниками. В плане необходимо описать формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе; отметить проблемный воспитанников и содержание работы с ними, кому и какая помощь будет оказана во время спортивного часа, на самоподготовке и после неё, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т.п.
В ежедневном плане отводится место для оценки результатов проделанной работы. В ней воспитатель описывает свои педагогические наблюдения (как дети справляются с учебными заданиями, насколько самостоятельно, быстро и прилежно работают, понимают цель каждого задания, как относятся друг к другу, удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня, насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.), делают выводы о проблемах группы и каждого ребенка в отдельности, намечает пути их устранения.
Структурно ежедневный план воспитательной работы может выглядеть следующим образом (Таблица 5).
Таблица 5
Примерная форма ежедневного (рабочего) плана
Режимные моменты, время их проведения | Дополнительные задачи | Содержание работы | Ответственные за выполнение | Индивидуальная работа с детьми | Примечания |
Приём детей в группу 13.00-13.15 | 1) приход детей в группу; 2) переодевание; 3) ознакомление воспитателя с просьбами родителей; 4) ознакомление с домашним заданием; 5) подготовка к спортчасу. | ||||
Спортчас 13.15-14.00 | В плане записываются цели спортчаса: оздоровительные; воспитательные; обучающие | В плане отражаются: 1) оборудование; 2) подготовительная работа; 3) структура спортивного часа: -разминка; -основная часть; -заключительная часть; 4) психолого-педагогические условия достижения цели. Примечание: описание игр, эстафет должно быть зафиксировано на карточках или в плане. | |||
Подготовка к обеду, обед 14.00-14.30 | Если проводится санитарно-гигиеническая беседа перед обедом, в план записываются её тема и цель | В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы | |||
Общеразвиваю- щие занятия (ОРЗ) на воздухе 14.30-15.00 | В плане записываются цели ОРЗ: оздоровительные; воспитательные; обучающие | В плане фиксируются: 1) форма ОРЗ (например, прогулка); 2) вид ОРЗ (например, поисковая); 3) план проведения ОРЗ и его содержание. Примечание: если в картотеке есть данное воспитательное дело, на него делается ссылка. | |||
Санитарно-гигиенические процедуры 15.00-15.05 | Если проводится санитарно-гигиеническая беседа, в план записываются её тема и цель | В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы. | |||
Самоподготовка 15.55-16.25 | В плане записываются цели самоподготовок по всем предметам | В плане отмечаются: 1) порядок выполнения уроков и время, отведённое на них; 2) домашнее задание по каждому предмету с ответами; 3) игры на внимание; физкультминутки; физкультпаузы. | |||
Общеразвиывающие занятия (ОРЗ) в помещении 16.25-17.25 | В плане записываются тема, цели ОРЗ: воспитательные; обучающие; развивающие | В плане записываются: 1) форма ОРЗ (например, КВН); 2) вид (например, математический); 3) план проведения; 4) содержание занятия. Примечание: если в картотеке есть данное воспитательное дело, на него делается ссылка. | |||
Подведение итогов дня. Индивидуальная работа с дежурными 17.25-18.00 | В плане описывается содержание работы | ||||
Работа с родителями воспитанников | В плане раскрывается содержание работы | ||||
Оценка результатов проделанной работы. Педагогические наблюдения и выводы. | В плане отражаются наблюдения воспитателя и его выводы. |
Примерный план работы с родителями младших школьников
Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.
В плане работы воспитателя группы продленного дня с семьями школьников должны найти отражение следующие направления:
- изучение семей и условий семейного воспитания с целью выявления их возможностей в воспитании своего ребёнка и воспитанников группы продленного дня через анкеты, тесты, посещение семьи на дому, наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями и др. Учет полученных сведений при организации взаимодействия;
- оказание семьям воспитанников психолого-педагогической помощи посредством комплексного использования разнообразных коллективных, групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс группы продленного дня и школы. Привлечение родителей к планированию воспитательных дел группы, информирование о времени и месте их проведения, включение в подготовку и проведение мероприятия;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей. Проведение дискуссий, рефлексии всеми членами взаимодействия;
- распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения презентаций семей, круглых столов, родительских конференций и т.п.
Предлагаю примерный план работы воспитателя с родителями на учебный год.
Примерный план работы с родителями младших школьников
месяц | Организация работы с родителями | Изучение семей и условий семейного воспитания | |||
Работа с коллективом родителей | Групповое взаимодействие с родителями | Индивидуальная работа с родителями | Наглядно-информационное просвещение родителей | ||
сентябрь | 1.Родительская встреча «Давай познакомимся». 2.День открытых дверей «День рождения группы». | Заседание родительского комитета группы (ежемесячно в течение года) | Привлечение родителей к моделированию воспитательной системы группы | Оформление уголка для родителей на тему «Родителям на заметку» | 1.Посещение семей на дому (в течение года). 2.Анкетирование родителей «Мой ребёнок». |
октябрь | 1.Родительская встреча «Конституционный долг родителей в воспитании детей». 2. Детско-родительское совместное занятие «Тренинг конструктивного взаимодействия» | Групповая консультация «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка» | Индивидуальные беседы с привлечением психолога «Детство без слез» | Выставка творческих работ воспитанников «Талантливы все» | Рисунок семьи «Моя семья» |
ноябрь | Вечер вопросов и ответов «Младший школьный возраст и его особенности» | Групповая консультация с привлечением психолога «Учебные трудности ребёнка» | Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Проблемы детей и пути их решения» | Оформление папки передвижки «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников» | Тестирование родителей «Вы - воспитатель» |
декабрь | Школа для родителей «Как помочь детям хорошо учиться» | Практикум «Как привить младшему школьнику любовь к книге» | Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Поддержка и развитие одарённости ребёнка в семье»; «Развитие памяти, внимания, мышления, речи ребёнка»; «Формирование волевых качеств личности». | Оформление памятки для родителей по вопросам рациональной организации режима дня младших школьников «Режим дня младшего школьника» | Круговая беседа «Вечер в моей семье» |
январь | Родительская встреча «Любовь как фактор психического здоровья ребёнка» | Практикум для родителей «Эффективная родительская педагогика» | Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Эмоциональная жизнь ребёнка и воспитание его чувств» | Выставка книг, статей из газет и журналов по теме «Любовь без границ» | Мини-сочинение «Выходной день в моей семье» |
февраль | Родительская встреча «Наказание и поощрение в семье» | Практикум «Искусство родительского запрета» | Индивидуальные беседы с привлечением психолога «Мужское воспитание в семье» | Организация в группе постоянно действующей библиотеки для родителей по вопросам семейного воспитания | Анкетирование родителей и детей по вопросам проявления жестокости в детско-родительских отношениях. |
март | Круглый стол по обмену опытом семейного воспитания «Воспитание культуры поведения у младших школьников» | Дискуссионный клуб «Участие ребёнка в жизни семьи» | Индивидуальные консультации «Единые педагогические требования к ребёнку как необходимое условие правильного воспитания» | Оформление папки-передвижки «Дети-деньги-родители» | Методика «Загадывание желаний» |
апрель | Родительская встреча «Роль семьи в воспитании здорового поколения» | Диспут «Телевидение: за и против» | Обсуждение индивидуального «паспорта» здоровья ребёнка | Информационный бюллетень «Здоровье на тарелке» | Круговая беседа «Вечер в моей семье» |
май | 1.Итоговая родительская встреча «Перелистывая страницы календаря». 2. День открытых дверей группы «Вот и стали мы на год взрослей» | Школа для родителей «Летний отдых детей» | Организация экскурсий для детей на предприятия, где работают родители | Оформление стенда «Яркие эпизоды из жизни нашей группы» | Проектное исследование мнения родителей «Мой ребёнок и группа» |
Требования к кабинету группы продленного дня:
- уголок ГПД
- режим дня (утвержденный директором)
- игровой уголок
- игротека
- уголок здоровья
- график проветривания
- разработки, сценарии праздников, утренников, клубных часов
- календарно-тематическое планирование
- ежедневное планирование
- журнал ГПД
- уголок «Для вас, родители».
Литература
1. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В.Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001.-26с.
2. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня сад, школа.-2002.-№5.-С.35-39; 2003.- №1.- С.59-64.
3. Леонтьева В.Б. Планирование работы групп продленного дня сад, школа.-2008.-№6.-С.62-69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы воспитателя группы продленного дня. 8 класс.
Материал предназначен для использования в работе воспитателя коррекционной школы VIII вида....
Аналитический проект «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня»
Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня.Типы технологийЗдоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организаци...
План воспитательной работы воспитателя группы продленного дня на 2014-2015 учебный год
Цели и задачи на год, ежедневное планирование, план работы с родителями, характеристика группы...
План воспитательной работы воспитателя группы продленного дня
В данном документе содержатся план работы воспитателя гпд дня, режим группы и тд....
Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии
Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя ОООД (воспитателя группы продленного дня, воспитателей школ-интернатов, детских домов, воспитателя общежития) за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) Киселевой Элисо
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя...
Роль воспитателя группы продленного дня в образовательном процессе
Впервые переступив порог школы, ребёнок окунается в новый, неизведанный им мир ― мир знаний. Мир, в котором и он, и все мы развиваемся и эволюционируем....