Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по теме

Прокопьева Вероника Николаевна

Программа по внеурочной деятельности "Мастера досуговой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dosugovaya_moya.docx40.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VII – VIII вида»

457040 Челябинская область, г. Южноуральск ул. Ленина, 38

тел. (35134) 4-24-01, e-mail: yuzh.sch2@mail.ru

сайт 74448s002.edusite.ru

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

Протокол №____

От ___/____/201___ г.        

СОГЛАСОВАНО

Заместителем директора  по УВР

__________ Л.В. Глухова

От ___/___/201___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор  школы

__________ А.Г. Стругов

___/___/ 201___г

Дополнительная образовательная программа

«МАСТЕРА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Дополнительная образовательная программа рассчитана на 1-9 классы,

Срок реализации 1 год

ФИО руководителя кружка:

Прокопьева Вероника Николаевна

Должность:

Педагог-организатор

Южноуральск

Информационная карта

образовательной программы

«Мастера досуговой деятельности»

Основной курс

Ф.И.О.    Прокопьева Вероника Николаевна

Тип программы – адаптивная

Образовательная область – педагогика

Направленность деятельности – художественно-эстетическая

Способ освоения содержания программы - репродуктивный (коррекционно – развивающий)

Уровень освоения содержания образования – общекультурный

Уровень реализации программы - начальный

Форма реализации программы - групповая

По продолжительности  реализации –  один год

По возрасту: учащиеся школы 1 - 9 классов

Пояснительная записка

Введение

Программа «Мастера досуговой деятельности»  по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической, по функциональному  предназначению досуговой, по форме организации  массовой, по времени реализации краткосрочной.

Программа         ориентирована на   средний и старший возраст обучающихся 11– 16 лет.

Новизна. Дополнительное образование — явление, ставшее настолько знакомым для большинства родителей и детей, что уже почти невозможно представить  ребенка, который, кроме школы, больше нигде не учится. Этот вид образования не рассчитан на то, чтобы дети овладевали некой специальностью. Не рассчитан он и на то, чтобы вытеснить, заменив, те программные предметы, которые дети изучают в школе. Данная программа способствует тому, чтобы к знаниям, получаемым в школе, прибавлялись еще и те, которые по каким-либо причинам не охвачены.

Педагогическая  целесообразность.  Досуговая  деятельность в большей степени ориентирована на самоорганизацию воспитанников.

Для формирования гармонично развитой личности, в программу включены  мероприятия  по развитию творческих и аналитических способностей, абстрактного мышления, здравой критичности и самокритичности, определение культурных ориентиров воспитанников.   Сочетание равноценных процессов, воздействующих не только на область знаний, но и в значительной мере на эмоциональное состояние детей.    Это и обучение, и общение, и занятия любимым делом, и отдых,  и развлечение, где воспитанник может реализовывать свои фантазии, идеи.

Основной целью программы является создание возможностей для удовлетворения  познавательного интереса обучающихся в игровом процессе, развитие творческих,  интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей.

Целевые параметры досуговой деятельности: 

  • формирование качеств творческой личности;
  • развитие организаторских способностей детей;
  • формирование умения межличностного общения;
  • формирование умения оценивать себя и других.

Программа способствует социальной адаптации детей, формированию положительных качеств личности.

Программа направлена на развитие творческих способностей ребенка, обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное и интеллектуальное развитие, познание себя и желание саморазвития.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Конституция РФ.
  • Конвенция «О правах ребёнка».
  • Правила дорожного движения.
  • Устав МСКОУ «СКОШ №2»
  • Правила поведения для учащихся.

Актуальность программы

Данная программа рассчитана на детей с умственной отсталостью.

Досуг – это свободное от занятий время. Правильная организация досуга играет неоценимую роль в развитии личности ребёнка. Проблема занятости детей, организация досуга, способствующего развитию и воспитанию личности учащихся, была и остается актуальной? Развитие личности учащихся должно происходить как в учебно-познавательной деятельности, так и в свободном общении, в организации разнообразной деятельности детского коллектива, неразрывно связано с воспитанием. Этот процесс должен быть целенаправленным.

В этой связи данная программа весьма актуальна,  поскольку потребность детей в общении со сверстниками в свободное от учёбы время играет немаловажную роль в их личностном развитии.

Данная программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:

  • знакомство с формами и видами досуговой деятельности,
  • развитие практических навыков,
  • применение их в реальной жизни.

Объекты программы:

  • обучающиеся с 1 по 9 класс, воспитанники летнего оздоровительного лагеря;
  • семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
  • педагогический коллектив образовательного учреждения.        

Особенности образовательной программы

Особенности образовательной программы состоят в ее основе: игровой коллективно-творческой деятельности. Весь курс обучения – своеобразная деловая игра, где учебный материал проверяется на собственном опыте. Ребята учатся создавать условия для творческой деятельности своих будущих воспитанников. Часть тем призвана способствовать развитию самопознания, самовоспитания и самообразования старшеклассников. В течение учебного года учащиеся имеют возможность работать с младшими классами в школе.

Изучение психолого-педагогических основ помогает ребятам, прежде всего, приобрести знания, умения и навыки по культуре общения. Они учатся понимать окружающих людей, выражать своё мнение деликатно, получают навыки адаптации в различных возрастных группах.

Содержательная деятельность занятий направлена на выявление и развитие творческих способностей подростков, на ознакомление с приёмами творческого воображения и воспитание общественно – активной личности.

Игра как самостоятельная дидактическая категория совмещает в себе одновременно и форму, и метод обучения. Именно поэтому игровая деятельность положена в основу всего курса. Игра предстаёт как технология личного творчества: даёт всем участникам равенство стартовых возможностей в достижении цели.

В последнее время роль физкультурно-оздоровительной работы неизмеримо возросла, что связано с медико-психологическими проблемами. Физическое воспитание должно обеспечить необходимую двигательную активность, способствовать укреплению костно-мышечного аппарата, помогать правильной организации досуга детей.                                                 В ходе обучения подростки овладевают различными видами деятельности: организация и проведение спортивных игр, физкультминуток, подвижных игр, театрализованных и ролевых игр и т.д.

Формы и методы реализации программы

Основным методом усвоения детьми материала является коллективно-творческая деятельность.

        1. Словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение).

        2. Наглядные (наблюдение, экскурсия, демонстрация).

        3. Исследовательский, частично-поисковый метод.

        4. Практические (упражнения, игры).

   5. Пример (Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание).

        Формы обучения: беседы, тренинги, этюды, игры, эстафеты, игровые программы. На одном занятии предполагаются различные виды деятельности детей: ролевая или подвижная игра, работа над дикцией, чтение, театрализации.

        Дети узнают игры, их классификацию, методы их подготовки и проведения, научатся проводить игры в группе, выразительно читать, участвовать в сценках и инсценировках. Учащиеся смогут проявить свою фантазию, развить организаторские способности.    Это поможет учащимся организовать досуговую деятельность в классе, школе, клубе, детском оздоровительном лагере.

Смена видов деятельности помогает разнообразить занятия, сделать их более продуктивными. Ребята будут готовить праздничные мероприятия, продумывать ход игровой программы, спортивных эстафет, конкурсов.

        В подготовке и проведении мероприятий ребенок занимает активную позицию, что способствует самоутверждению ребенка.

Предполагается вариантность объема и содержания учебной деятельности в зависимости от уровня подготовки и способностей учащихся. Педагог может вносить определенные коррективы, связанные с изменением времени на изучение отдельных вопросов и числа практических работ.

Психологическая характеристика

Дети с умственной отсталостью имеют специфические особенности: неустойчивость и плохая переключаемость внимания, нарушения памяти (особенно низок объём кратковременной оперативной памяти), замедленный темп умственной работоспособности, сенсомоторных реакций, нарушение способности к обобщению и анализу, расстройство аналитико-систематической деятельности.

Особенности набора детей

Набор детей осуществляется по желанию учащихся.

По программе могут заниматься дети 10-16 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Наполняемость группы – 12 человек.

Продолжительность

Программа рассчитана на 1 год -68 ч. в год. Занятия могут проходить по 2 часа (40 мин.+ 40 мин.) 1 раз в неделю, предпочтение отдается практической работе.

Форма контроля:

      Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.

     Отчетом о достижениях учащихся являются организация и проведение игровых программ, праздников, участие в школьных мероприятиях, выступления для младших школьников.

Предполагаемые результаты обучения

        Комплексная задача образовательной программы «Мастера досуговой деятельности»: формирование активной творческой личности, проявляющей заинтересованное и осознанное отношение к работе с детьми.

        У учащихся развиваются:

  • чувство ответственности;
  • стремление к самовоспитанию;
  • умение строить процесс коллективной деятельности и включаться в него;
  • лидерские качества.

Учащиеся могут получить и закрепить:

  • знание правил и приемов организации коллективной деятельности, игровой методики;
  • знание детских песен, танцев, игр;
  • опыт работы по организации досуга.

Содержание программы

68 часов (2 часа в неделю)

Раздел I. Психолого-педагогическая азбука

Тема 1. Возрастная психология.

Виды темперамента. Характер. Основные психологические категории.

Практическая работа «Виды темперамента»

Тема 2. Психология общения.

Модели общения. Чувства и эмоции.

Игра «Модели общения».

Тема 3. Познавательные процессы.

Ощущение. Восприятие. Воображение. Внимание. Память. Мышление.

Тесты и игры «Познавательные процессы»

Изучение психолого – педагогических основ помогает ребятам, прежде всего, приобрести знания, умения и навыки по культуре общения. Они учатся понимать окружающих людей, выражать своё мнение деликатно, получают навыки адаптации в различных возрастных группах.

     Раздел II. Содержание, формы и методы воспитательной работы

Тема 4. Самоуправление и соуправление.

Тема 5. Планирование работы детского коллектива.

Формы планирования.

Составление примерного плана работы детского коллектива.

Тема 6. Коллективно-творческая деятельность.

Методика и структура. Формы КТД.  

Рождение новых форм. КТД.

Тема 7.Игровые программы.

Психологические; интеллектуально-развивающие; творческие и конкурсные игры. Составление игровых программ.

Содержательная деятельность занятий направлена на выявление и развитие творческих способностей подростков, на ознакомление с приёмами творческого воображения и воспитание общественно – активной личности.

    Раздел III. Игра – основной метод воспитательной работы.

Тема 8.Игра и возрастные особенности детей.

Классификация игр. Условия успешного проведения игры.

Проведение игры на перемене.

Тема 9. Дидактические игры.

Дидактические игры.

Проведение дидактической игры.

Тема 10. Сюжетно-ролевые и организационно-деятельностные игры.

Сюжетно-ролевые и организационно-деятельностные игры. Деловая игра.

Тема 11. Игры в плохую погоду; игры с залом.  Музыкальная шкатулка (музыкальные игры, массовые танцы, популярные детские песни, авторские песни).

Тема 12. Игровые программы –

Игровые программы.

Подготовка и проведение конкурсной программы и интеллектуальной игры. Посещение и анализ игровой программы.

Игра как самостоятельная дидактическая категория совмещает в себе одновременно и форму, и метод обучения. Именно поэтому игровая деятельность положена в основу всего курса. Игра предстаёт как технология личного творчества: даёт всем участникам равенство стартовых возможностей в достижении цели.

     Раздел IV. Методика спортивно – оздоровительной работы.

Тема 13. Основы медико – гигиенических знаний.

Физиологические особенности детей. Санитарно – гигиенические правила. Предупреждение травматизма. Оказание первой медицинской помощи.

Тема 14. Подвижные игры.

Значение, классификация и характеристика подвижных игр.

Практикум «Вариантность подвижных игр. Методика проведения».

Тема 15. Массовые физкультурные и спортивные мероприятия во внеурочное время. Физкультминутки, спортчас, физкультурно – спортивные праздники, олимпиады. Практикум «Составление сценария спортчаса».

В последнее время роль физкультурно – оздоровительной работы неизмеримо возросла, что связано с медико – психологическими проблемами. Физическое воспитание должно обеспечить необходимую двигательную активность, способствовать укреплению костно – мышечного аппарата, помогать правильной организации досуга детей. В ходе обучения подростки овладевают различными видами деятельности: организация и проведение спортивных игр, физкультминуток, подвижных игр.

V. Ведущий  массового мероприятия

Тема 16.  Ведущий массового мероприятия

Сценическая речь ведущего

Сценические движения ведущего

Тема 17. Методика подготовки культурно – досугового мероприятия

Тема 18. Театр миниатюр

Тема 19. Конкурсы

Тема 20. Фабрика реквизита

Тема 21. Итоговое занятие

Учебно-тематический план на 1 год

№ п/п

Дата проведения

Наименование темы

Количество часов

Практические

Теорети-

ческие

1

2

3

Вводное занятие.

Техника безопасности. 

I. Психолого-педагогическая азбука

Возрастная психология.

Виды темперамента. Характер. Основные психологические категории.

Психология общения.

Модели общения. Чувства и эмоции.

Познавательные процессы.

Ощущение. Восприятие. Воображение. Внимание. Память. Мышление.

2

2

3

1

1

2

1

1

1

4

5

6

7

II. Содержание, формы и методы воспитательной работы

Самоуправление и соуправление.

Планирование работы детского коллектива. Формы планирования.

Коллективно-творческая деятельность. Методика и структура. Формы КТД.  Рождение новых форм.

Игровые программы. Психологические; интеллектуально-развивающие; творческие и конкурсные игры.

1

1

2

4

1

3

1

1

1

1

8

9

10

11

12

III. Игра – основной метод

воспитательной работы

Игра и возрастные особенности детей. Классификация игр. Условия успешного проведения игры.

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые и организационно-деятельностные игры.

Игры в плохую погоду; игры с залом.  Музыкальная шкатулка (музыкальные игры, массовые танцы, популярные детские песни, авторские песни).

Игровые программы, в т.ч. их посещение и анализ; конкурсные программы, интеллектуальные игры.

2

2

4

4

5

1

1

3

3

4

1

1

1

1

1

13

14

15

IV. Методика спортивно-оздоровительной работы

Основы методико-гигиенических знаний:

  • физиологические особенности детей;
  • санитарно-гигиенические правила;
  • предупреждение травматизма;
  • оказание первой медицинской помощи.

Подвижные игры: значение подвижных игр, классификация подвижных игр; характеристика подвижных игр для различных возрастных групп; вариантность подвижных игр; методика проведения.

Массовые физкультурные и спортивные мероприятия во внеурочное время: физкультминутки, спортчас, физкультурно-спортивные праздники, олимпиады.

2

5

5

1

4

4

1

1

1

16

V. Ведущий  массового мероприятия

Ведущий массового мероприятия

Сценическая речь ведущего

Сценические движения ведущего

6

5

1

17

Методика подготовки культурно – досугового мероприятия

4

3

1

18

Театр миниатюр

4

3

1

19

Конкурсы

3

2

1

20

Фабрика реквизита

5

4

1

21

Итоговое занятие

2

2

Всего:

68

48

20

Список литературы:

Для преподавателя:

  1. Вместе учимся, играем: Популярное пособие для родителей и педагогов (серия книг различных авторов). – Ярославль: Академия развития, 1995 – 2000.
  2. Игра и детское движение. Под ред. Волохова А.В. – М., 1992.
  3. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. – М., Новая школа, 1994.
  4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., Новая школа, 1992.
  5. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М., Просвещение, 1987.
  6. Никитин Б.Н. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М., Просвещение, 1991.
  7. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М., Вако, 2006.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.
  9. Таборко В., Былеева Л. Игра? Игра! – М., 1988.
  10. Трембовольский Я.Л., Чекалов И.В. Ваше слово, эрудиты! Кн. для учителя: Из опыта работы. – М., Просвещение, 1990.
  11. Шмаков С.А. Ее величество – игра. – М., МПБ, Магистр,1992.

 

Для учащихся:

1.Айзенк Г. Проверь свои способности. – М., Педагогика, 1992.

2.Волоцкова И.Н. Искусство общения.

3. Игра и детское движение. Под ред. Волохова А.В. – М., 1992.

4.Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. – М., Новая школа, 1994.

5.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Роспедагентство, 1995.

6.Материалы специализированных смен Всероссийского фестиваля детских игровых программ «Забава – 94», «Забава – 96» (ред. Фришман И.И., Ершова Л.В.) – М., 1994, 1996.

 7. Никитин Б.Н. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М., Просвещение, 1991г.

 8. Таборко В., Былеева Л. Игра? Игра! – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...