Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по теме
Программа по внеурочной деятельности "Мастера досуговой деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dosugovaya_moya.docx | 40.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VII – VIII вида»
457040 Челябинская область, г. Южноуральск ул. Ленина, 38
тел. (35134) 4-24-01, e-mail: yuzh.sch2@mail.ru
сайт 74448s002.edusite.ru
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
Протокол №____
От ___/____/201___ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по УВР
__________ Л.В. Глухова
От ___/___/201___ г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
__________ А.Г. Стругов
___/___/ 201___г
Дополнительная образовательная программа
«МАСТЕРА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 1-9 классы,
Срок реализации 1 год
ФИО руководителя кружка:
Прокопьева Вероника Николаевна
Должность:
Педагог-организатор
Южноуральск
Информационная карта
образовательной программы
«Мастера досуговой деятельности»
Основной курс
Ф.И.О. Прокопьева Вероника Николаевна
Тип программы – адаптивная
Образовательная область – педагогика
Направленность деятельности – художественно-эстетическая
Способ освоения содержания программы - репродуктивный (коррекционно – развивающий)
Уровень освоения содержания образования – общекультурный
Уровень реализации программы - начальный
Форма реализации программы - групповая
По продолжительности реализации – один год
По возрасту: учащиеся школы 1 - 9 классов
Пояснительная записка
Введение
Программа «Мастера досуговой деятельности» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической, по функциональному предназначению досуговой, по форме организации массовой, по времени реализации краткосрочной.
Программа ориентирована на средний и старший возраст обучающихся 11– 16 лет.
Новизна. Дополнительное образование — явление, ставшее настолько знакомым для большинства родителей и детей, что уже почти невозможно представить ребенка, который, кроме школы, больше нигде не учится. Этот вид образования не рассчитан на то, чтобы дети овладевали некой специальностью. Не рассчитан он и на то, чтобы вытеснить, заменив, те программные предметы, которые дети изучают в школе. Данная программа способствует тому, чтобы к знаниям, получаемым в школе, прибавлялись еще и те, которые по каким-либо причинам не охвачены.
Педагогическая целесообразность. Досуговая деятельность в большей степени ориентирована на самоорганизацию воспитанников.
Для формирования гармонично развитой личности, в программу включены мероприятия по развитию творческих и аналитических способностей, абстрактного мышления, здравой критичности и самокритичности, определение культурных ориентиров воспитанников. Сочетание равноценных процессов, воздействующих не только на область знаний, но и в значительной мере на эмоциональное состояние детей. Это и обучение, и общение, и занятия любимым делом, и отдых, и развлечение, где воспитанник может реализовывать свои фантазии, идеи.
Основной целью программы является создание возможностей для удовлетворения познавательного интереса обучающихся в игровом процессе, развитие творческих, интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей.
Целевые параметры досуговой деятельности:
- формирование качеств творческой личности;
- развитие организаторских способностей детей;
- формирование умения межличностного общения;
- формирование умения оценивать себя и других.
Программа способствует социальной адаптации детей, формированию положительных качеств личности.
Программа направлена на развитие творческих способностей ребенка, обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное и интеллектуальное развитие, познание себя и желание саморазвития.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребёнка».
- Правила дорожного движения.
- Устав МСКОУ «СКОШ №2»
- Правила поведения для учащихся.
Актуальность программы
Данная программа рассчитана на детей с умственной отсталостью.
Досуг – это свободное от занятий время. Правильная организация досуга играет неоценимую роль в развитии личности ребёнка. Проблема занятости детей, организация досуга, способствующего развитию и воспитанию личности учащихся, была и остается актуальной? Развитие личности учащихся должно происходить как в учебно-познавательной деятельности, так и в свободном общении, в организации разнообразной деятельности детского коллектива, неразрывно связано с воспитанием. Этот процесс должен быть целенаправленным.
В этой связи данная программа весьма актуальна, поскольку потребность детей в общении со сверстниками в свободное от учёбы время играет немаловажную роль в их личностном развитии.
Данная программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
- знакомство с формами и видами досуговой деятельности,
- развитие практических навыков,
- применение их в реальной жизни.
Объекты программы:
- обучающиеся с 1 по 9 класс, воспитанники летнего оздоровительного лагеря;
- семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
- педагогический коллектив образовательного учреждения.
Особенности образовательной программы
Особенности образовательной программы состоят в ее основе: игровой коллективно-творческой деятельности. Весь курс обучения – своеобразная деловая игра, где учебный материал проверяется на собственном опыте. Ребята учатся создавать условия для творческой деятельности своих будущих воспитанников. Часть тем призвана способствовать развитию самопознания, самовоспитания и самообразования старшеклассников. В течение учебного года учащиеся имеют возможность работать с младшими классами в школе.
Изучение психолого-педагогических основ помогает ребятам, прежде всего, приобрести знания, умения и навыки по культуре общения. Они учатся понимать окружающих людей, выражать своё мнение деликатно, получают навыки адаптации в различных возрастных группах.
Содержательная деятельность занятий направлена на выявление и развитие творческих способностей подростков, на ознакомление с приёмами творческого воображения и воспитание общественно – активной личности.
Игра как самостоятельная дидактическая категория совмещает в себе одновременно и форму, и метод обучения. Именно поэтому игровая деятельность положена в основу всего курса. Игра предстаёт как технология личного творчества: даёт всем участникам равенство стартовых возможностей в достижении цели.
В последнее время роль физкультурно-оздоровительной работы неизмеримо возросла, что связано с медико-психологическими проблемами. Физическое воспитание должно обеспечить необходимую двигательную активность, способствовать укреплению костно-мышечного аппарата, помогать правильной организации досуга детей. В ходе обучения подростки овладевают различными видами деятельности: организация и проведение спортивных игр, физкультминуток, подвижных игр, театрализованных и ролевых игр и т.д.
Формы и методы реализации программы
Основным методом усвоения детьми материала является коллективно-творческая деятельность.
1. Словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение).
2. Наглядные (наблюдение, экскурсия, демонстрация).
3. Исследовательский, частично-поисковый метод.
4. Практические (упражнения, игры).
5. Пример (Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание).
Формы обучения: беседы, тренинги, этюды, игры, эстафеты, игровые программы. На одном занятии предполагаются различные виды деятельности детей: ролевая или подвижная игра, работа над дикцией, чтение, театрализации.
Дети узнают игры, их классификацию, методы их подготовки и проведения, научатся проводить игры в группе, выразительно читать, участвовать в сценках и инсценировках. Учащиеся смогут проявить свою фантазию, развить организаторские способности. Это поможет учащимся организовать досуговую деятельность в классе, школе, клубе, детском оздоровительном лагере.
Смена видов деятельности помогает разнообразить занятия, сделать их более продуктивными. Ребята будут готовить праздничные мероприятия, продумывать ход игровой программы, спортивных эстафет, конкурсов.
В подготовке и проведении мероприятий ребенок занимает активную позицию, что способствует самоутверждению ребенка.
Предполагается вариантность объема и содержания учебной деятельности в зависимости от уровня подготовки и способностей учащихся. Педагог может вносить определенные коррективы, связанные с изменением времени на изучение отдельных вопросов и числа практических работ.
Психологическая характеристика
Дети с умственной отсталостью имеют специфические особенности: неустойчивость и плохая переключаемость внимания, нарушения памяти (особенно низок объём кратковременной оперативной памяти), замедленный темп умственной работоспособности, сенсомоторных реакций, нарушение способности к обобщению и анализу, расстройство аналитико-систематической деятельности.
Особенности набора детей
Набор детей осуществляется по желанию учащихся.
По программе могут заниматься дети 10-16 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Наполняемость группы – 12 человек.
Продолжительность
Программа рассчитана на 1 год -68 ч. в год. Занятия могут проходить по 2 часа (40 мин.+ 40 мин.) 1 раз в неделю, предпочтение отдается практической работе.
Форма контроля:
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Отчетом о достижениях учащихся являются организация и проведение игровых программ, праздников, участие в школьных мероприятиях, выступления для младших школьников.
Предполагаемые результаты обучения
Комплексная задача образовательной программы «Мастера досуговой деятельности»: формирование активной творческой личности, проявляющей заинтересованное и осознанное отношение к работе с детьми.
У учащихся развиваются:
- чувство ответственности;
- стремление к самовоспитанию;
- умение строить процесс коллективной деятельности и включаться в него;
- лидерские качества.
Учащиеся могут получить и закрепить:
- знание правил и приемов организации коллективной деятельности, игровой методики;
- знание детских песен, танцев, игр;
- опыт работы по организации досуга.
Содержание программы
68 часов (2 часа в неделю)
Раздел I. Психолого-педагогическая азбука
Тема 1. Возрастная психология.
Виды темперамента. Характер. Основные психологические категории.
Практическая работа «Виды темперамента»
Тема 2. Психология общения.
Модели общения. Чувства и эмоции.
Игра «Модели общения».
Тема 3. Познавательные процессы.
Ощущение. Восприятие. Воображение. Внимание. Память. Мышление.
Тесты и игры «Познавательные процессы»
Изучение психолого – педагогических основ помогает ребятам, прежде всего, приобрести знания, умения и навыки по культуре общения. Они учатся понимать окружающих людей, выражать своё мнение деликатно, получают навыки адаптации в различных возрастных группах.
Раздел II. Содержание, формы и методы воспитательной работы
Тема 4. Самоуправление и соуправление.
Тема 5. Планирование работы детского коллектива.
Формы планирования.
Составление примерного плана работы детского коллектива.
Тема 6. Коллективно-творческая деятельность.
Методика и структура. Формы КТД.
Рождение новых форм. КТД.
Тема 7.Игровые программы.
Психологические; интеллектуально-развивающие; творческие и конкурсные игры. Составление игровых программ.
Содержательная деятельность занятий направлена на выявление и развитие творческих способностей подростков, на ознакомление с приёмами творческого воображения и воспитание общественно – активной личности.
Раздел III. Игра – основной метод воспитательной работы.
Тема 8.Игра и возрастные особенности детей.
Классификация игр. Условия успешного проведения игры.
Проведение игры на перемене.
Тема 9. Дидактические игры.
Дидактические игры.
Проведение дидактической игры.
Тема 10. Сюжетно-ролевые и организационно-деятельностные игры.
Сюжетно-ролевые и организационно-деятельностные игры. Деловая игра.
Тема 11. Игры в плохую погоду; игры с залом. Музыкальная шкатулка (музыкальные игры, массовые танцы, популярные детские песни, авторские песни).
Тема 12. Игровые программы –
Игровые программы.
Подготовка и проведение конкурсной программы и интеллектуальной игры. Посещение и анализ игровой программы.
Игра как самостоятельная дидактическая категория совмещает в себе одновременно и форму, и метод обучения. Именно поэтому игровая деятельность положена в основу всего курса. Игра предстаёт как технология личного творчества: даёт всем участникам равенство стартовых возможностей в достижении цели.
Раздел IV. Методика спортивно – оздоровительной работы.
Тема 13. Основы медико – гигиенических знаний.
Физиологические особенности детей. Санитарно – гигиенические правила. Предупреждение травматизма. Оказание первой медицинской помощи.
Тема 14. Подвижные игры.
Значение, классификация и характеристика подвижных игр.
Практикум «Вариантность подвижных игр. Методика проведения».
Тема 15. Массовые физкультурные и спортивные мероприятия во внеурочное время. Физкультминутки, спортчас, физкультурно – спортивные праздники, олимпиады. Практикум «Составление сценария спортчаса».
В последнее время роль физкультурно – оздоровительной работы неизмеримо возросла, что связано с медико – психологическими проблемами. Физическое воспитание должно обеспечить необходимую двигательную активность, способствовать укреплению костно – мышечного аппарата, помогать правильной организации досуга детей. В ходе обучения подростки овладевают различными видами деятельности: организация и проведение спортивных игр, физкультминуток, подвижных игр.
V. Ведущий массового мероприятия
Тема 16. Ведущий массового мероприятия
Сценическая речь ведущего
Сценические движения ведущего
Тема 17. Методика подготовки культурно – досугового мероприятия
Тема 18. Театр миниатюр
Тема 19. Конкурсы
Тема 20. Фабрика реквизита
Тема 21. Итоговое занятие
Учебно-тематический план на 1 год
№ п/п | Дата проведения | Наименование темы | Количество часов | Практические | Теорети- ческие |
1 2 3 | Вводное занятие. Техника безопасности. I. Психолого-педагогическая азбука Возрастная психология. Виды темперамента. Характер. Основные психологические категории. Психология общения. Модели общения. Чувства и эмоции. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Воображение. Внимание. Память. Мышление. | 2 2 3 | 1 1 2 | 1 1 1 | |
4 5 6 7 | II. Содержание, формы и методы воспитательной работы Самоуправление и соуправление. Планирование работы детского коллектива. Формы планирования. Коллективно-творческая деятельность. Методика и структура. Формы КТД. Рождение новых форм. Игровые программы. Психологические; интеллектуально-развивающие; творческие и конкурсные игры. | 1 1 2 4 | 1 3 | 1 1 1 1 | |
8 9 10 11 12 | III. Игра – основной метод воспитательной работы Игра и возрастные особенности детей. Классификация игр. Условия успешного проведения игры. Дидактические игры. Сюжетно-ролевые и организационно-деятельностные игры. Игры в плохую погоду; игры с залом. Музыкальная шкатулка (музыкальные игры, массовые танцы, популярные детские песни, авторские песни). Игровые программы, в т.ч. их посещение и анализ; конкурсные программы, интеллектуальные игры. | 2 2 4 4 5 | 1 1 3 3 4 | 1 1 1 1 1 | |
13 14 15 | IV. Методика спортивно-оздоровительной работы Основы методико-гигиенических знаний:
Подвижные игры: значение подвижных игр, классификация подвижных игр; характеристика подвижных игр для различных возрастных групп; вариантность подвижных игр; методика проведения. Массовые физкультурные и спортивные мероприятия во внеурочное время: физкультминутки, спортчас, физкультурно-спортивные праздники, олимпиады. | 2 5 5 | 1 4 4 | 1 1 1 | |
16 | V. Ведущий массового мероприятия Ведущий массового мероприятия Сценическая речь ведущего Сценические движения ведущего | 6 | 5 | 1 | |
17 | Методика подготовки культурно – досугового мероприятия | 4 | 3 | 1 | |
18 | Театр миниатюр | 4 | 3 | 1 | |
19 | Конкурсы | 3 | 2 | 1 | |
20 | Фабрика реквизита | 5 | 4 | 1 | |
21 | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Всего: | 68 | 48 | 20 |
Список литературы:
Для преподавателя:
- Вместе учимся, играем: Популярное пособие для родителей и педагогов (серия книг различных авторов). – Ярославль: Академия развития, 1995 – 2000.
- Игра и детское движение. Под ред. Волохова А.В. – М., 1992.
- Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. – М., Новая школа, 1994.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., Новая школа, 1992.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М., Просвещение, 1987.
- Никитин Б.Н. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М., Просвещение, 1991.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М., Вако, 2006.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.
- Таборко В., Былеева Л. Игра? Игра! – М., 1988.
- Трембовольский Я.Л., Чекалов И.В. Ваше слово, эрудиты! Кн. для учителя: Из опыта работы. – М., Просвещение, 1990.
- Шмаков С.А. Ее величество – игра. – М., МПБ, Магистр,1992.
Для учащихся:
1.Айзенк Г. Проверь свои способности. – М., Педагогика, 1992.
2.Волоцкова И.Н. Искусство общения.
3. Игра и детское движение. Под ред. Волохова А.В. – М., 1992.
4.Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. – М., Новая школа, 1994.
5.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Роспедагентство, 1995.
6.Материалы специализированных смен Всероссийского фестиваля детских игровых программ «Забава – 94», «Забава – 96» (ред. Фришман И.И., Ершова Л.В.) – М., 1994, 1996.
7. Никитин Б.Н. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М., Просвещение, 1991г.
8. Таборко В., Былеева Л. Игра? Игра! – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...