"Секреты общения"
план-конспект занятия (7 класс) по теме
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Навыки общения подростков весьма ограничены, хотя человек и осваивает эту деятельность практически с рождения. Эта тема заинтересовала меня, поэтому представляю вашему вниманию разработку конспекта "Секреты общения". Данное занятие направлено на формирование у воспитанников представлений о вербальном и невербальном общении, совершенствование коммуникативных навыком, развитие эмпатии, толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_obshcheniya.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ АО «Прикаспийский детский дом»
Конспект открытого занятия
«Секреты общения»
Подготовила
воспитатель
Полякова И.И.
Наримановский район, п. Прикаспийский
Цель: способствовать осознанию воспитанниками ценности и сложности человеческого общения.
Задачи:
- Формирование представлений о вербальном и невербальном общении
- Совершенствование коммуникативных навыков
- Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений
- Развитие мыслительных способностей
- Обогащение опыта межличностного взаимодействия
- Тренировка гибкости поведения
- Развитие рефлексии, эмпатии, толерантности
Дата: 22.11.2012г.
Место: классная комната
Время: 1615
Оборудование и материалы: фломастеры, магниты, диск с релаксационной музыкой, земной шар, цветные ладошки, клубок ниток, заготовки листочков круглой формы, рисунок головоломки.
«Единственная настоящая роскошь-
это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент Экзюпери
Известно, что на свете нет двух одинаковых людей. Поэтому каждый человек, по сути своей, уникален. С детства мы познаем мир, получаем образование, ставим перед собой цели и пытаемся их достичь. И все это происходит в окружении других людей, с которыми надо уметь взаимодействовать. Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей. Сегодня на занятии мы будем стараться общаться друг с другом так, чтобы это общение оставило у всех только приятные впечатления.
Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.
Игра «Клубок»
Педагог предлагает каждому участнику назвать качество личности, помогающее жить в обществе, при этом они передают клубок друг другу, разматывая его. В конце концов, все участники будут связаны между собой. Педагог отмечает, что вот так связаны между собой все люди – связаны деятельностью, событиями, желаниями, поступками. Но иногда нить может оборваться. Педагог предлагает потянуть нить каждому на себя. Нить натягивается и рвется, если участники не договорятся между собой, кто, куда будет двигаться. Педагог подводит участников к мысли, что для того, чтобы люди в обществе понимали друг друга, нужны определенные правила (обращает внимание детей на доску, где написаны правила позитивных взаимоотношений).
Правила позитивных взаимоотношений:
- уважение к говорящему (слушай внимательно не перебивай, когда один говорит – остальные слушают;
- активное участие в работе (нам важно мнение каждого);
- критикуя, не обижай, а предлагай лучшее;
- говори сначала о хорошем, а потом критикуй;
- говори точно и только по делу, не повторяясь;
- говори от себя – «Я думаю, я считаю…»;
- умей видеть и отметить хорошее в каждом;
- откровенность и искренность приветствуются и не критикуются;
- доброжелательность в высказываниях обязательна;
10)о членах группы и ее работе говорим «здесь и теперь», не вынося обсуждение за пределы.
Для того чтобы общаться на занятии более успешно, нам с вами необходимо представиться (педагог предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли на занятии, например, использовать псевдонимы). Напишите свои имена на листочках и прикрепите себе на одежду, чтобы все видели и могли обращаться к вам по имени.
Кстати, это и будет 1 секретом общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени. Но в данном случае мы к вам будем обращаться по тому имени, которое вы себе сегодня выбрали.
Упражнение«Аплодисменты»
Давайте поприветствуем друг друга. Я начну, а вы продолжите. Это легко – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я назвала, встает и так же приветствует следующего, любого из сидящих участников – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Тому, которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!
Общение бывает разных видов, и с видами общения нам сегодня предстоит познакомиться. Но прежде давайте уточним, какие качества помогают общению, а какие усложняют его. Необходимо знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком «-» - те, качества, которые ему мешают: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность, отзывчивость, терпимость (работа у доски).
Чтобы познакомится с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:
Ответ: Язык до Киева доведёт.
К доске выходит участник, угадавший поговорку, и карандашом соединяет буквы в ней.
На какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют ещё вербальным, это 2 секрет общения.
Общение без слов, т.е. с помощью мимики и жестов называется невербальным - это 3 секрет общения.
В следующей нашей игре вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.
Упражнение «Подарок»
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа. А ему необходимо угадать этот подарок, принять его и, конечно же, поблагодарить (общение невербальное, т.е. с помощью чего? вопрос детям).
Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее важно, чем обладание талантом. Это 4 секрет общения.
Упражнение «Эмблема толерантности»
Перед выполнением упражнения вспомнить с детьми определение толерантности, его значении в общении с людьми.
В центре доски вы видите изображение земного шара. Ваша задача по очереди рассказать притчу и прикрепить вырезанную из цветной бумаги ладонь вокруг земного шара, образуя в конце эмблему толерантности.
Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок. Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»
Вывод: Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту!
Заходит мужчина в вагон метро. Уставший, после работы, он смотрит по сторонам, морщится и думает: «Понаехали тут! Куда страна катится? Ну, гляньте - и старики, и инвалиды, и мамашки с грудными детьми! И ведь с каждым днем их все больше и больше. Уже в метро проехать нормальному человеку нельзя!» А сзади него ангел. Он быстро записывает и удивляется: «Каждый раз одно и то же! Ну, что ж… Придется исполнять! Как люди до сих пор не поняли, что мысли материальны?»
Вывод: Мыслите позитивно!
Пришел юноша к мудрецу и попросил научить его быть сдержанным и не обижать ближних. Мудрец посоветовал ему вбивать в ворота гвоздь всякий раз, когда он разозлится на кого-то. Стал юноша вбивать гвозди… Но с каждым днем гвоздей было все меньше и меньше. В день, когда он никого не обидел, пришел он к мудрецу с этой радостной вестью. Но мудрец наказал ему каждый день просить прощенья у одного обиженного и доставать гвоздь из ворот. Юноша так и сделал. Когда он повинился перед всеми и достал все гвозди, он опять пришел к мудрецу. И услышал он такие слова: «Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется...»
Вывод: Будьте осторожны в словах и поступках!
Жил-был человек. Работал всю жизнь, вырастил сына, построил не один дом, но пришло время, и он состарился. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был, есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. «Что ты хочешь сделать?» — спросил отец. «Деревянную кормушку. Из неё вы будете кушать, когда я вырасту» - ответил мальчик.
Вывод: Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами!
Ученик пришел к учителю и посетовал ему на то, что его раздражают люди, непохожие на него. Мудрый учитель попросил ученика принести картофель и пакет. «Как они мне могут помочь?» - спросил ученик. На что учитель ответил: «Каждый раз, когда ты раздражаешься, клади картофелину, на которой ты напишешь, чем человек не похож на тебя, в мешок. И носи его всегда с собой» Последовал юноша совету своего учителя. Скоро в его мешке лежали картофелины со словами – иноверец, слишком умный, хромает, просто рыжий… С каждым днем картофеля в мешке прибавлялось. Он стал портиться, да и носить его было тяжело. Пришел ученик к учителю и спросил, что ему теперь делать с тяжелым мешком? Учитель ответил: «То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает пороки. Впредь каждый раз, думай, нужен ли тебе такой груз…»
Вывод: Посеешь привычку – вырастишь характер.
Пожилой мужчина с 25-летним сыном вошли в вагон электрички и заняли свои места. Молодой человек сел у окна. ... Как только поезд тронулся, он вдруг восхищённо закричал: «Папа, видишь, все деревья идут назад!» Пожилой мужчина улыбнулся в ответ. Рядом с молодым человеком сидела немолодая уже женщина. Она была сконфужена тем, что 25 летний мужчина ведёт себя, как маленький ребёнок. Внезапно молодой человек снова закричал в восторге: " Папа, видишь, облака едут вместе с поездом!» Женщина смущённо наблюдала за странным поведением молодого человека. Желая помочь, она спросила пожилого мужчину: «Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию?» Пожилой мужчина ответил: «Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл зрение...»
Вывод: Многое из того что мы видим, непонятно. И зачастую, противоречиво. Один и тот же человек может быть воспринят по-разному. И невозможно судить о делах и поступках других людей, не обладая при этом всей полнотой знаний. Поэтому - "Не судите, да не судимы будете!»
Давным-давно в старинном городе жил мудрец. Один смышленый мальчишка решил над ним подшутить. Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к мудрецу и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках».
Вывод: Человек кузнец своего счастья.
Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому: «Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?»
Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».
Вывод: Находите позитивные стороны в проблемных ситуациях.
Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его.
Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги.
- Я был уверен, - сказал отец, - что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал:
- Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится.
Вывод: Будь терпелив и никогда не принимай скоропалительных решений.
Каждый из нас время от времени попадает в такие ситуации, когда приходится выяснять отношения. Но нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того, чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься. Будьте толерантными в общении – это 5 секрет общения.
Упражнение «Цена улыбки»
Наше занятие подходит к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:
Она ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом. Солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! (Дети высказывают свои предположения)
Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им». Давайте подарим, друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих.
Рефлексия:
- Должны ли существовать определенные правила общения между людьми?
- Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:
- человеку приятно, когда его называют по имени
- основной вид общения – вербальное
- существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь
- слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства
- проявляйте толерантность в общении
- улыбка помогает сделать общение приятным
- Узнали ли вы что-то новое для себя?
- Что в нашем разговоре произвело на вас наибольшее впечатление?
- В чем заключается разница между «вербальным и невербальным общением»?
- Какие выводы для себя вы сделали на этом занятии?
Антуан де Сент Экзюпери однажды сказал (обращение на эпиграф): «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Общайтесь друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.
Используемая литература:
- З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова Учебно-методическое пособие «Личностное портфолио старшеклассника» - Москва «Глобус» 2006.
- Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы «Классный руководитель» №4 2006, №1, №3 2007, №4 2009.
Ссылки: razvivayushchee_zanyatie_dlya_mladshih_podrostkov_po_teme_sekret_obshcheniya.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Секреты общения"
Психологическое занятие для учащихся 5 класса "Секреты общения"...
Классный час "Секреты общения " по Г.К. Селевко
Воспитание у учащихся умения общаться с людьми, друг с другом при помощи таких средств общения, как мимика, пантомимика, зрительный контакт. ...
Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Секреты общения».
Известно, что ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в сфере общения со ...
памятка детям "Секреты общения"
памятка...
«Моя педагогическая копилка» ТЕМА «Мои секреты общения»
Мои ученицы требуют к себе особого внимания, а это можно осуществить только через правильно построенное общение.Секреты, которые я «наработала» за свою педагогическую практику просты: во-первых, я отн...
Развивающее занятие "Секреты общения"
Основной потребностью и ведущим типом деятельности в подростковом возрасте становится общение. При этом класс для школьника становится не только местом, где есть возможность общаться, но и моделью пов...
секреты общения
Игровая программа на общение...