«Моя педагогическая копилка» ТЕМА «Мои секреты общения»
статья (11 класс) на тему
Мои ученицы требуют к себе особого внимания, а это можно осуществить только через правильно построенное общение.
Секреты, которые я «наработала» за свою педагогическую практику просты: во-первых, я отношусь к каждому своему ученику индивидуально, не забывая при этом его личностные качества, особенности характера и мыслительной деятельности; во-вторых, никогда не забываю, что мои девочки – это дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому ежедневно перед занятиями провожу индивидуальные беседы и выявляю настроение ребёнка, особенности его психического состояния; в-третьих, стараюсь постоянно в течение дня вести с ними позитивный диалог, настраиваю на положительную рефлексию. Моя группа живёт под девизом «У меня ВСЁ получится!!!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova._referat_sneyl.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Саратовской области среднего специального образования
«Энгельсский политехникум»
«Моя педагогическая копилка»
ТЕМА
«Мои секреты общения»
Автор: Кузнецова И.В.
2013год
«Единственная известная мне роскошь –
это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент-Экзюпери
Я работаю в Энгельсском политехникуме мастером производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования». Дети, которые приходят ко мне учиться необычные. Все они имеют ограниченные возможности здоровья и закончили коррекционную школу 8 вида. Поэтому с самого первого дня передо мной стоит задача найти правильные пути общения с ними, так построить учебный процесс, чтобы мои обучающиеся с удовольствием посещали уроки и овладели избранной профессией.
Мои ученицы требуют к себе особого внимания, а это можно осуществить только через правильно построенное общение.
Секреты, которые я «наработала» за свою педагогическую практику просты: во-первых, я отношусь к каждому своему ученику индивидуально, не забывая при этом его личностные качества, особенности характера и мыслительной деятельности; во-вторых, никогда не забываю, что мои девочки – это дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому ежедневно перед занятиями провожу индивидуальные беседы и выявляю настроение ребёнка, особенности его психического состояния; в-третьих, стараюсь постоянно в течение дня вести с ними позитивный диалог, настраиваю на положительную рефлексию. Моя группа живёт под девизом «У меня ВСЁ получится!!!».
Итак, начинается учебный день. Встречаю своих девчонок у порога техникума всегда в хорошем настроении, даже если у меня есть личные проблемы и неприятности. Их я оставляю за порогом учебного заведения. За 20 минут до начала занятий провожу индивидуальные беседы с каждой ученицей.
Приветствуем друг друга. Мы научились поднимать себе настроение различными способами приветствия, которыми пользуются разные народы мира. Например:
- Раскрыть ладони на уровни груди и коснуться друг друга;
- Поприветствовать, коснувшись правым плечом противоположного плеча друга;
- Правой коленкой, коснуться противоположной коленки друга;
- Приветствие индусов: ладони соединены и кланяемся друг другу;
- Приветствие африканцев: потереться носами друг у друга.
На этом этапе формирую исходную мотивацию на установление теплых и дружеских отношений между воспитанниками, создаю условия для комфортного состояния воспитанников, создаю условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в совместную деятельности. Такие приветствия настраивают на позитивную волну. Учебный день начинается с хорошего расположения духа.
Вся система общения с моими подопечными строится с целью сформировать в моих ученицах следующие умения:
- Умение формировать свои мысли
- Формировать практические умения позитивного взаимодействия в коллективе.
- Формировать представление о роли позитивного общения в современной жизни
- Формировать умения анализировать и оценивать эффективность общения в разных жизненных ситуациях
- Формировать у обучающихся гуманное отношение друг к другу, стремление к взаимопониманию и взаимоподдержки.
На уроках производственного обучения особенно важно позитивное общение между обучающимися, потому что работа в швейном цеху достаточно серьёзна и требует положительного эмоционального настроя всего коллектива работающих. Кроме того, часто приходится выполнять работу по изготовлению единого швейного изделия, а здесь непременно необходимо понимание единой задачи, которую невозможно выполнить без положительной мотивации общения. Чтобы достичь положительного результата на таких уроках, я использую приём выведения формулы общения «Дадим друг другу слово и услышим друг друга». Эта формула позволяет нам научиться выслушивать мнения всех, обсуждать различные точки зрения и приходить к единому выводу о том, каким должно быть наше швейное изделие. Когда же девочки выполняют индивидуальную работу, то общение чаще всего происходит либо на уровне «мастер-ученица» с получением консультации как правильно выполнить швейную операцию, либо на уровне «ученица-ученица» с получением совета по эстетике выполняемой детали. На этом этапе происходит развитие способности к самовыражению; соотнесение знаний об эффективном общении; формирование коммуникативных способностей через диалог и инициативное сотрудничество. Таким образом, на практических занятиях мои обучающиеся получают опыт делового общения, учатся правильно выражать свои мысли, корректно отстаивать свою точку зрения.
На воспитательных часах проблеме общения я придаю особое значение. В течение двух лет обучения вопросы позитивного общения обсуждаются на мероприятиях различного плана. Однако, самой эффективной формой в этом смысле является «круглый стол», на котором решаются проблемы нашего коллектива, проводятся тематические дискуссии, обсуждаются планы на будущее. В качестве примера хочу привести воспитательный час на тему «Секреты общения». В течение занятия мои обучающиеся пришли к выводу о том, что люди постоянно общаются: мы общаемся в техникуме, на улице, дома, с близкими людьми и совсем незнакомыми. Общение для нас является важной частью жизни, без которой мы прожить не сможем. Именно от общения зависят наши успехи и настроение. А секреты общения – это те способы, которые помогают нам успешнее общаться.
- Уметь слушать – всё равно, что быть хорошим собеседником. П.Мариво
- Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Д. Карнеги
- Не верь речам, верь своим глазам. Сократ
- Лучше слов порою взгляды говорят… Слова из песни.
- Красивый наряд улучшает настроение, но он не должен портить характер. Народная мудрость
- «Вежливость ничего не стоит, но приносит много». М Монтегю
- Только слово делает нас людьми, только слово даёт возможность общаться межу собой. М. Монтень
- «Чем проще человек выражается, тем легче его понимают» И. Куприн
- «Мы все чувствительны к комплементам» А. Линкольн
- «Счастье – это когда тебя понимают» фраза из к/ф «Доживём до понедельника»
Проанализировав мудрые высказывания, девочки вывели наш секрет позитивного общения. Он кроется в умении пользоваться секретами мудрецов, которые заложены в этих афоризмах.
-Оказывается общение, имеет свои законы и секреты. Их необходимо учитывать. Именно от них и завесит успех построения отношений. Здесь нет мелочей: взгляд, поза, мимика, построение фраз, интонация – всё это может быть очень важным. У каждого человека есть свой небольшой секрет общения. Один, не говоря ни слова, умеет хорошо выслушать человека, другой – всегда с улыбкой на лице, третий вежливый и обходительный.
На этом этапе происходит формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме через формулировку данных понятий; взаимодействие членов коллектива со сверстниками; коллективное обсуждение проблем; сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов.
В заключении хочется сделать вывод о своих секретах общения с моими подопечными.
Мои секреты общения:
- Я стараюсь начинать с того, что интересует моего ученика. Ведь всякое проявление интереса к собеседнику, является скрытым комплиментом, каждому приятно сознавать, что он интересен
- При разговоре произношу имя собеседника и улыбаюсь ему
- Смотрю в глаза собеседнику во время разговора, тем самым «говорю» ему о своей заинтересованности и открытости разговора
- Киваю головой, подтверждая, что слышу собеседника
- Использую паузы, ведь каждому надо время подумать, собраться с мыслями
- «Отзеркаливаю» чувства собеседника при разговоре
- Никогда не перебиваю собеседника
Слова Антуана де Сент Экзюпери о единственной роскоши на свете, роскоши общения как нельзя лучше отражают моё представление о задачах педагога, работающего с особыми детьми, которые требуют не только особого внимания, но и очень деликатного словесного к себе обращения.
Resource id #2280
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Секреты общения"
Психологическое занятие для учащихся 5 класса "Секреты общения"...
Классный час "Секреты общения " по Г.К. Селевко
Воспитание у учащихся умения общаться с людьми, друг с другом при помощи таких средств общения, как мимика, пантомимика, зрительный контакт. ...
Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Секреты общения».
Известно, что ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в сфере общения со ...
памятка детям "Секреты общения"
памятка...
Развивающее занятие "Секреты общения"
Основной потребностью и ведущим типом деятельности в подростковом возрасте становится общение. При этом класс для школьника становится не только местом, где есть возможность общаться, но и моделью пов...
Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»
Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов....
Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Секреты общения в афоризмах".
Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Афоризмы для 5-8 классов. Можно использовать для практических занятий по развитию навыков общения. Через обсуждение...