Викторина на тему : «Отечественная война 1812 года».
план-конспект урока по теме

 Алымова Ольга Николаевна

 

 

Тема урока:  Викторина «Отечественная война 1812 года»

 

Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свое Отечество, создание условий для   развития интеллектуального потенциала учащихся

 

Задачи: 1) формирование целенаправленного интереса студентов к чтению научно-познавательной, исторической, художественной литературы;

 

          2) развитие учебной мотивации путем поощрения личных и коллективных достижений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmet_ned_viktorina_voyna_1812_goda.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»

Методическая разработка предметной

недели по дисциплине «история»

викторина на тему :

«Отечественная война 1812 года».

                                               Преподаватель: Алымова О.Н.

Орел

                                         

Тема урока:  Викторина «Отечественная война 1812 года»

Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свое Отечество, создание условий для   развития интеллектуального потенциала учащихся

Задачи: 1) формирование целенаправленного интереса студентов к чтению научно-познавательной, исторической, художественной литературы;

          2) развитие учебной мотивации путем поощрения личных и коллективных достижений

 

Подготовка к викторине:

1)      раздать задание – выпустить в классе газету на тему Отечественной войны 1812 г.;

2)      приготовить бумажный раздаточный материал для команд (в случае отсутствия электронной доски) или презентацию (презентация прилагается);

3)      изготовить «рыбки» для задания «Портрет героя».(«Рыбки» делаются из картона. Картон в головном конце «рыбок» загибается на 900 и вырезается кружок, через который можно ее «поймать». В качестве удочки берется любая палочка, можно карандаш. На одном конце палочки привязать нитку с рыболовным крючком.)

4)      приготовить карту. Предварительно разрезать ее на две или три части в зависимости от количества команд.

Ход урока:

 

План:    

  1)  вступительное слово

   2)  задание 1 тура. Разминка

   3)  задание 2 тура. Поэзия в истории

   4)  задание 3 тура. Портрет героя

   5)  задание 4 тура. Карта войны (задания для капитанов)

               6)  задание 5 тура. Знатоки

               7)  задание 6 тура. Домашнее задание

               8)  память о войне

 

Знаменательная дата

В этом году наша страна отмечает много славных дат. Одна из них - 200-летие Отечественной войны 1812 года. Эта дата в нашей истории имеет важное значение. Она знаменует единство российского народа. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине.

Вам предлагается просмотреть небольшой видеоролик, посвященный этому событию.

- Просмотр видеоролика.

Теперь все команды должны показать свои знания, четкость выполнения заданий, а главное – давать верные ответы.

 

Задание 1 тура

Разминка

Команды соревнуются в том, кто правильнее и быстрее ответит на вопросы конкурса. Принимаются ответы только после поднятой руки. За каждый верный ответ один балл.  

1. Кто командовал  русской армией в начале войны 1812 года? (Барклай - де - Толли)

2.Какова была численность французской армии  на начало войны? (приб. 610 тыс. чел.)

3. В каком городе планировали встретиться русские армии, чтобы дать бой французам? (Витебск)

4. Какую реку пришлось форсировать французам? (Неман)

5.  Что такое редут? (земляное укрепление)  

6. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? (Александр Первый)

7. Из скольких частей состояла русская армия? (из 3 частей)

8. Почему французскую армию называли «дву на десять языков»? (очень много завоеванных народов)

9. В каком городе скончался Кутузов? (Бунцлау, Пруссия)

10.  Кто командовал русской армией после Смоленской битвы? (Кутузов М.И.)

11   Какова была численность русской армии к началу войны? (Приб. 200 тыс.чел)

12.  В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами? (Смоленск)

13.  Продолжите поговорку: « Пришел Кутузов  …..»? (бить французов!)

14.  Какое важное событие произошло 1 сентября 1812 года? (Совет в Филях)

15.  Что такое фураж? (корм для лошадей)

16.  Какое время Наполеон находился в Москве? (1 месяц)

17.  Какая встреча Александра и Наполеона показала неизбежность войны? (Тильзитское свидание)

18.  У Кутузова была вторая часть фамилии, назовите ее? (Голенищев)

19.Кто по национальности был БАГРАТИОН? (Грузин)

Задание 2 тура

Поэзия в истории

 

Определите по литературным текстам, о каких персонажах Отечественной войны идет речь. На экране будут помещены отрывки из стихотворений известных поэтов Х1Х века. Они будут пронумерованы. Каждая команда выбирает один из номеров. Если команда не отгадала, право ответа переходит к другой команде, которая желает ответить. Но только после поднятой руки. За каждый верный ответ 2 балла. Начинает команда, имеющая наименьшее количество баллов.

 

1. Надменный! Кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?

Как сердце русских не постигнул

Ты с высоты отважных дум?

А.С. Пушкин о   (Наполеоне 1)

 

2. О вождь несчастливый!..

Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой,

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

А.С. Пушкин о    (Барклае- де-Толли)

 

3.  Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь с израненным челом пред строем онпрекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен!

В.А. Жуковский о(Кутузове)

 

 

Задание 3 тура

Портрет героя

 

Командам предстоит отгадать, чей портрет изображен на экране.  Сам портрет будет закрыт.  Предварительно будут даны подсказки в виде характеристик героев.Если по ним команда не угадает героя, то его изображение будет открыто. В таком случае снижаются баллы. Какой портрет достанется команде, определят рыбки, которых вы поймаете. Номер пойманной рыбки соответствует номеру портрета.Оценивается в 3 балла. После открытия портрета – 2 балла. Не дан ответ – 0 баллов.

 

1.      Прославленный генерал суворовской школы, генерал от кавалерии. Участник войн с персами, шведами, турками, поляками и многократно с французами. Человек высочайшего личного мужества. Награжден двумя Золотыми шпагами "За храбрость", многими русскими и иностранными орденами. Во врем Отечественной войны 1812 года водил в атаку против французов своих сыновей (в том числе 11-летнего),чтобы поднять боевой дух солдат.

Николай Николаевич Раевский (1771-1829)

2.       Прославленный генерал, один из пяти братьев, генералов русской армии. Погиб в Бородинском сражении со знаменем в руках во время контратаки против французов. В 1820 г. по заказу его жены на месте гибели мужа на Бородинском поле построена церковь Спаса Нерукотворного. Эта церковь стала первым памятником героям Бородинского сражения.

Александр Алексеевич Тучков (1777-1812).

3.    Генерал от инфантерии. В 1812 г.формировал войсковые резервы, затемкомандовал авангардом русской армии. По отзывам современников «отличался мужеством, граничившим с бравадой», герой войны. Смертельно ранен П.Г. Каховским 14 декабря 1825 г. во время восстания декабристов.

 

Михаил Андреевич  Милорадович (1771 - 1825)

 

 

 

4.            Генерал-майор с 21 декабря 1815 г. В 1812 г. состоял в Ахтырском гусарском полку, затем   командовал летучим армейским отрядом. Выдающий русский поэт.

Усач. Умом, пером остер он, как француз,

Но саблею французам страшен:

Он не дает топтать врагам нежатых пашен

И, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом —

И след простыл!..

 

Денис Васильевич Давыдов(1784 – 1839)

 

Задание 4 тура

Карта войны (задания для капитанов)

 

 Перед вами карта  Отечественной войны  1812 года.  Она специально разделена на три (две) части. Капитаны выбирают любую часть. Ваша задача – внимательно изучить доставшуюся вам часть и как можно подробнее рассказать о тех событиях, которые отображены на карте. Время на это задание отводится столько, сколько команды отвечают на задания 5 тура. Оценивается в 5 баллов.

 

 

 

 

Возможные ответы

Начало войны. Утром 12 июня 1812 г. французские войска переправились через Неман и форсированным маршем вторглись в Россию. 1-я и 2-я русские армии отступали, уклоняясь от генерального сражения. Они вели упорные арьергардные бои с отдельными частями французов, изматывая и ослабляя противника, нанося ему значительные потери. Две главные задачи стояли перед русскими войсками — ликвидировать разобщенность (не дать разбить себя поодиночке) и установить единоначалие в армии. Первая задача была решена 22 июля, когда 1-я и 2-я армии соединились под Смоленском. Таким образом был сорван первоначальный замысел Наполеона. 8 августа Александр назначил М. И. Кутузова Главнокомандующим русской армией. Это означало решение второй задачи. М. И. Кутузов принял командование объединенными русскими силами 17 августа. Он не изменил тактику отступления. Однако армия и вся страна ждали от него решающего сражения. Поэтому он отдал приказ искать позицию для генеральной битвы. Она была найдена у села Бородино в 124 км от Москвы.

Бородинское сражение. М. И. Кутузов избрал оборонительную тактику и в соответствии с этим расставил свои войска. Левый фланг защищала армия П. И. Багратиона, прикрытая искусственными земляными укреплениями — флешами. В центре был насыпан земляной курган, где расположились артиллерия и войска генерала Н. Н. Раевского. Армия М. Б. Барклая де Толли находилась на правом фланге. Наполеон придерживался наступательной тактики. Он намеревался прорвать оборону русской армии на флангах, окружить ее и окончательно разгромить. Соотношение сил было почти равным: у французов — 130 тыс. человек при 587 орудиях, у русских — 110 тыс. человек регулярных сил, около 40 тыс. ополченцев и казаков при 640 орудиях. Рано утром 26 августа французы начали наступление на левом фланге. Бой за флеши продолжался до 12 часов дня. Обе стороны несли огромные потери. Был тяжело ранен генерал П. И. Багратион. (Через несколько дней он скончался от ран.) Взятие флешей не принесло французам особых преимуществ, так как левый фланг им не удалось прорвать. Русские организованно отступили и заняли позицию у Семеновского оврага. Одновременно осложнилось положение в центре, куда Наполеон направил главный удар. Для помощи войскам генерала Н. Н. Раевского М. И. Кутузов приказал казакам М. И. Платова и конному корпусу Ф. П. Уварова совершить рейд в тыл французов. Мало удачная сама по себе диверсия вынудила Наполеона почти на 2 часа прервать штурм батареи. Это позволило М. И. Кутузову подтянуть к центру свежие силы. Батарея Н. Н. Раевского несколько раз переходила из рук в руки и была захвачена французами только к 16 часам. Взятие русских укреплений не означало победу Наполеона. Напротив, наступательный порыв французской армии иссяк. Ей требовались свежие силы, но Наполеон не решился использовать свой последний резерв — императорскую гвардию. Продолжавшееся более 12 часов сражение постепенно затихало. Потери с обеих сторон были огромные. Бородино явилось моральной и политической победой русских: боевой потенциал русской армии был сохранен, наполеоновской — значительно ослаблен. Далеко от Франции, на бескрайних русских просторах его было трудно восстановить.

От Москвы до Малоярославца. После Бородино русские войска начали отступление к Москве. Наполеон шел следом, однако не стремился к новому сражению. 1 сентября состоялся военный совет русского командования в деревне Фили. М. И. Кутузов, вопреки общему мнению генералов, принял решение оставить Москву. Французская армия вошла в нее 2 сентября 1812 г.

М. И. Кутузов, выводя войска из Москвы, осуществил оригинальный замысел — Тарутинский марш-маневр. Отступая из Москвы по Рязанской дороге, армия круто повернула к югу и в районе Красной Пахры вышла на старую Калужскую дорогу. Этот маневр, во-первых, предотвратил захват французами Калужской и Тульской губерний, где были собраны боеприпасы и продовольствие. Во-вторых, М. И. Кутузову удалось оторваться от армии Наполеона. Он развернул в Тарутино лагерь, где русские войска отдохнули, пополнились свежими регулярными частями, ополчением, вооружением и запасами продовольствия.

Занятие Москвы не принесло пользы Наполеону. Оставленная жителями (беспрецедентный случай в истории), она полыхала в огне пожаров. В ней не было ни продовольствия, ни других припасов. Французская армия была полностью деморализована и превратилась в сборище грабителей и мародеров. Ее разложение было настолько сильным, что у Наполеона оставалось только два выхода — или немедленно заключить мир, или начать отступление. Но все мирные предложения французского императора были безоговорочно отвергнуты М. И. Кутузовым и Александром I. 7 октября французы покинули Москву. Наполеон еще надеялся Разгромить русских или хотя бы прорваться в неразоренные южные Районы, так как вопрос об обеспечении армии продовольствием и фуражом был весьма острым. Он двинул свои войска на Калугу. 12 октября у г. Малоярославец произошло еще одно кровопролитное сражение. И вновь ни та, ни другая сторона не добилась решительной победы. Однако французы были остановлены и вынуждены отступать по ими же разоренной Смоленской дороге

Изгнание Наполеона из России. Отступление французской армии было похоже на беспорядочное бегство. Его ускоряло развернувшееся партизанское движение и наступательные действия русских. Патриотический подъем начался буквально сразу после вступления Наполеона в пределы России. Грабежи и мародерство французских солдат вызывали сопротивление местных жителей. Но не это было главным — русский народ не мог мириться с присутствием захватчиков на родной земле. В историю вошли имена простых людей (Г. М. Курин, Е. В. Четвертаков, В. Кожина), которые организовывали партизанские отряды. В тыл французов направлялись также «летучие отряды» солдат регулярной армии во главе с кадровыми офицерами (А. С. Фигнером, Д. В. Давыдовым, А. Н. Сеславиным и др.).  На заключительном этапе войны М. И. Кутузов избрал тактику параллельного преследования. Он берег каждого русского солдата и понимал, что силы противника тают с каждым днем. Окончательный разгром Наполеона планировался у г. Борисова. С этой целью подтягивались войска с юга и северо-запада. Серьезный урон был нанесен французам под г. Красным в начале ноября, когда из 50 тыс. человек отступающей армии более половины было взято в плен или пало в бою. Опасаясь окружения, Наполеон поспешил переправить свои войска 14—17 ноября через реку Березина. Сражение при переправе довершило разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж. Приказ М. И. Кутузова по армии от 21 декабря и Манифест царя от 25 декабря 1812 г. ознаменовали завершение Отечественной войны.

Задание 5 тура

Знатоки

Командам предстоит ответить на интеллектуальные вопросы без капитанов. Условия такие, как в конкурсе «Разминка». Принимаются ответы только после поднятой руки. За каждый верный ответ 2 балла.  

1.      Известно, что перед битвой на Бородинском поле русские войска были выстроены в пять оборонительных линий, отстоящих одна от другой в глубину на 1,5 км. Длина первых двух линий составляла около 8 км. Однако по ходу сражения наиболее кровопролитные бои развернулись вокруг небольшой высоты, которую сами французы впоследствии назвали «редутом смерти», «могилой французской кавалерии», «вулканом в центре русской армии» и т.п. Вспомните, как, согласно разработанной Кутузовым диспозиции, называли этот опорный пункт обороны сами русские?  (Красивые и звучные французские эпитеты обозначали одно и то же место в русской обороне, а именно – батарею Раевского.)

2.       В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 11 июля 1812 года состоялся бал, на котором присутствовал император Александр I. Интересно, что перед самым началом бала императору передали срочную депешу. Бегло ознакомившись с ее содержанием, Александр I произнес: “Я этого ожидал, но все-таки бал состоится”. Какую новость русский император сообщил всем присутствующим после бала, огласив содержание упомянутой депеши? (Войска Наполеона Бонапарта начали переправу через реку Неман.)

3.      В ходе Отечественной войны 1812 года русские солдаты, воюя с французами, иногда, как          правило, ночью, по ошибке убивали своих же офицеров – выходцев из дворянских семей. Предположите, по какой причине происходили подобные трагические ошибки? (Подобные трагические случайности происходили оттого, что русские офицеры-дворяне общались между собой только по-французски)

4.      Почти сразу после того, как 12 июня 1812 года армия Наполеона перешла Неман, русский посол в Англии граф С.Р. Воронцов в своем дневнике сделал следующую запись: “Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб… он кончит тем, что будет истреблен… нашей верной союзницей”. Подумайте, какую именно союзницу России имел в виду граф Воронцов, пророчество которого вполне оправдалось? (Воронцов имел в виду русскую зиму, постоянную и верную союзницу России.)

5.      Великая заслуга этого героя Отечественной войны 1812 года заключалась не только в том, что он еще перед вторжением Наполеона указывал на необходимость заманивания неприятеля вглубь страны (тогда об этом говорили многие). Будучи великим стратегом, он взял на себя ответственность за выполнение непопулярного в русском народе плана. Назовите этого военачальника, труднопроизносимую фамилию которого простые солдаты, недовольные производимым им отступлением, переиначили в “Болтай да и только”? (Михаил Богданович Барклай-де-Толли)

6.       Отход русской армии под давлением превосходящих сил французов впервые месяцы войны впоследствии многие окрестили “скифским планом” искусственного заманивания противника в глубь своей территории. Причём первым отождествил эти действия русских со стратегией скифов сам Наполеон. Данное сравнение (и надо признать, удачное) так понравилось французскому императору, что в ходе всей последующей военной кампании он прибегал к нему ещё не один раз. Предположите, по поводу какого конкретного эпизода Отечественной войны 1812 г. Наполеон вновь сравнил русских со скифами, произнеся буквально следующее: “Что за люди! Это скифы. Какая решимость! Варвары! Какое страшное зрелище!” (Эти слова Наполеон произнёс, глядя, как горит Москва, подожжённая её жителями.)

7.      В Париже на Монмартре есть кабачок “Матушка Катрин”. Её украшает мемориальная доска, на которой написано, что именно сюда забегали стоявшие в Париже казаки, чтобы “пропустить” рюмочку-другую. Какое новое название целой сети подобных заведений, распространённых теперь по всему миру, родилось и 1815г. именно потому, что русские казаки очень спешили? (Русские казаки, стараясь не попасть на глаза своему начальству, очень спешили и поторапливали персонал этого кабачка словами:“Быстро! Быстрее!”. С тех пор во многих странах мира есть заведения быстрого обслуживания посетителей, которые так и называются – “Бистро”)

8.      Медаль в память Отечественной войны 1812 г. предполагалось выполнить с профильным портретом императора Александра I. Однако по каким-то неведомым причинам вместо этого изображения медаль была отчеканена с лучезарным “всевидящим оком” Всевышнего. На её обратной стороне имелась соответствующая надпись: “Не намъ, не намъ, а Имени Твоему”. Однако ветераны 1812 г. сходились во мнении, что окружённое лучами око (т.е. глаз) символизировал совершенно определённое лицо. Предположите, чей единственный глаз предпочитали видеть солдаты в изображённом “оке Всевышнего”? (В изображенном на медали “оке Всевышнего”солдатам виделся единственный  глаз их любимого полководца М. И. Кутузова)

 Задание 6 тура

Домашнее задание

 

Команды должны представить свои газеты. Вы должны их не просто показать, но и защитить. Наиболее интересную защиту оценят в 3 балла.

-представляют газету «Наши земляки – участники Отечественной войны 1812 года»

- представляют газету «Города во время Отечественной войны 1812 года»

- представляют газету «Музеи войны 1812 года»

 Итог

Память о войне

 

Наша викторина завершена. Все команды показали неплохой результат.

Память о своих героях наша страна будет хранить во все времена. Так было и сто, и сто пятьдесят лет назад. Вспомним важнейшие культурные достижения, увековечившие память о той войне.

В живописи реализован грандиозный проект — Военная галерея, которая состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года.

Одним из самых знаменитых произведений русской литературы стал роман-эпопея «Война и мир», где писатель Л. Н. Толстой пытался осмыслить глобальные человеческие вопросы на фоне войны. Поставленный по роману советский фильм «Война и мир» С. Ф. Бондарчука удостоился в 1968 году премии Оскар, масштабные батальные сцены в нём считаются до сих пор непревзойдёнными.

Праздник Рождества Христова 25 декабря, знаменовавший окончание войны, отмечался также как современный День Победы до 1917 года.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Отечественная война 1812 года в русской поэзии"

В настоящее время нередко можно встретить школьника, который обладает лишь поверхностными знаниями о событиях и главных действующих лицах Отечественной войны 1812 года. Большинству учащихся изве...

Открытый урок в 11 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Данные материалы позволяют провести урок по теме "Отечественная война 1812 года" и на следующем уроке закрепить изученное, а так же проверить домашнее задание, используя интерактивную форму электронно...

Урок - игра в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Цели урока:Образовательные: Способствовать закреплению знаний  у учащихся о причинах, ходе и итогах войны 1812 года, о  значении стратегических решений, принимаемых   командованием...

Разработка урок по теме "Отечественная война 1812 года"

конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года", 8 класс, приложения: таблицы, схема, задания, тексты....

Методическая разработка к уроку на тему: "Отечественная война 1812 года"

Эта методическая разработка, посвящена войне 1812 года....

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Данная разработка представляет собой познавательную игру по теме "Отечественная война 1812 года". Учащимся необходимо показать знание имён, фактов, событий 1812 года; продемонстрировать умения высказы...

Игра-викторина по истории Отечественной войны 1812 года "К ЧЕСТИ РОССИИ".

Данная игра-викторина посвящается самому, пожалуй, значительному и трагическому событию XIX века - Отечественной войне 1812 года, которая стала символом самоотверженности, мужества и отваги русского с...