Музей- центр воспитательной работы в школе
методическая разработка по теме
ЧТОБЫ СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ.
Борис Гребенщиков.
В настоящее время педагогическое сообщество проявляет всё большее внимание патриотическому воспитанию юных граждан России, и в этом сокрыто естественное стремление человечества к устойчивости, прочности оснований развития, поддержанное признанием самоценности истории и традиций. Твёрдая опора на прошлое есть необходимая основа всех самых дерзновенных, устремлённых в будущее проектов. Связь времён составляет основу культуры, основу человеческого самосознания.
Само понятие воспитания известный русский мыслитель 19 века А.С.Хомяков определил в контексте исторической преемственности поколений: воспитание, говорит он, «есть действие, посредством которого одного поколение приуготовляет следующее за ним к деятельности на культурном поприще отцов».
Любой народ с развитым культурным самосознанием, любящий своё Отечество и заботящийся о благе и процветании, прежде всего печётся о том, чтобы передать будущим поколениям основополагающие ценности национальной культуры. Каждая педагогика должна нести и действительно несёт на себе ярко выраженную печать культуры, которой она принадлежит. Она реализует функцию передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации. Для того, чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна осуществляться передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Если этого не происходит, общество начинает заболевать, переживать системный кризис, системообразующим элементом которого является кризис духовный. Такой кризис мы наблюдаем сегодня в России. Об этом говорит важнейший документ, определяющий стратегию развития российского образования,- Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года №751).
В Доктрине прямо указано: «Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: преодоление социально-экономического и ДУХОВНОГО кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности».
Указывая на существование духовного кризиса, в разделе основных целей и задач образования Доктрина так расставляет приоритеты:
«Система образования призвана обеспечить:
-историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
-воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре народов;
-формирование культуры мира и межличностных отношений».
Приоритеты развития, указанные в разделе «Основные цели и задачи образования» Национальной доктрины, позволяют осмыслить диалектику целей образования, определяемую нашей сегодняшней реальностью. В современном мире среда возрастания новых поколений поликультурна, мы живём в обстановке интенсивного взаимодействия, осуществляемого как при непосредственном контакте людей, принадлежащих разным культурам, так и опосредованно, в открытом мировом информационном пространстве. Очевидно, что такая среда настоятельно требует воспитания в человеке способности к диалогу, пониманию иных, нежели его собственных взглядов, систем ценностей и жизненных перспектив. Эта проблема получила своё выражение в программе воспитания толерантности, в идеях диалога, завоёвывающих всё большую симпатию в системе образования. Но возможен ли диалог культур между сторонами, которые не являются и не осознают себя носителями никакой культуры?
Бесспорно, решение проблемы выживания человечества зависит от того, насколько оно сумеет понять опасность неконтролируемого развития технологий, подчинив их задачам духовно-ориентированной культуры, призванной быть универсальным механизмом самоорганизации жизни общества и пространством реализации сущностных начал и качеств личности. Огромное значение здесь имеет уровень развития образования и характер отношения к наследию истории и традициям культуры. Идеальной формой воплощения традиции как «способа сохранения человеческого измерения реальности» является МУЗЕЙ.
Сохраняя материальные свидетельства явлений и процессов природы, памятники культуры и искусства, он передаёт поколениям эстафету культуры, находящейся в состоянии непрерывного становления.
Привлекательность этого самого устойчивого института самосохранения культуры определяется тем, что музей хранит и предъявляет человеку материализованные свидетельства развития природы и факты его собственных творческих достижений, подчёркивая тем самым важность системы связей человека с миром во всём их богатстве, разнообразии и противоречивости.
Углубление взаимодействия музея и образования - отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности. Как показала практика, включённость музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нём социокультурных преобразований. Другими словами, речь идёт о творческой личности, которая, присвоив ценности культуры, способна интерпретировать их в контексте собственной жизни. В диалогическом пространстве музея имеется возможность заново прожить отражение в памятниках культуры и искусства явления и события внешней и внутренней жизни человека.
Этим и обусловлена АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы, ЦЕЛЬЮ которой стало доказательство положения о том, музей - одна из составляющих в процессе модернизации отечественного образования- может и должен стать центром воспитательной работы в школе.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это воспитательное пространство, ориентированное на патриотическую направленность воспитательной работы в школе, центром которой стал музей Боевой Славы, созданный в 70-е годы.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - школьный музей Боевой Славы как центр воспитательной работы в школе.
ГИПОТЕЗА:
Если музей становится центром воспитательной работы в школе, то он превращается в экспериментальное пространство, где наиболее эффективно оттачиваются новые воспитательные приёмы; даёт возможность диалога всех заинтересованных участников образовательного процесса: педагогов, родителей, ветеранов, общественности.
Для доказательства данного предположения необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:
- детально изучить вопрос, касающийся особенностей музейной педагогики в школе;
- оценить значение и определить роль школьного музея в воспитательной системе школы;
- наметить пути дальнейшего развития «музейного дела в школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музей- центр воспитательной работы в школе | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Громова С..А., учитель
МОУ «СОШ № 2» города Ржева
1.ВВЕДЕНИЕ.
ЧТОБЫ СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ.
Борис Гребенщиков.
В настоящее время педагогическое сообщество проявляет всё большее внимание патриотическому воспитанию юных граждан России, и в этом сокрыто естественное стремление человечества к устойчивости, прочности оснований развития, поддержанное признанием самоценности истории и традиций. Твёрдая опора на прошлое есть необходимая основа всех самых дерзновенных, устремлённых в будущее проектов. Связь времён составляет основу культуры, основу человеческого самосознания.
Само понятие воспитания известный русский мыслитель 19 века А.С.Хомяков определил в контексте исторической преемственности поколений: воспитание, говорит он, «есть действие, посредством которого одного поколение приуготовляет следующее за ним к деятельности на культурном поприще отцов».
Любой народ с развитым культурным самосознанием, любящий своё Отечество и заботящийся о благе и процветании, прежде всего печётся о том, чтобы передать будущим поколениям основополагающие ценности национальной культуры. Каждая педагогика должна нести и действительно несёт на себе ярко выраженную печать культуры, которой она принадлежит. Она реализует функцию передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации. Для того, чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна осуществляться передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Если этого не происходит, общество начинает заболевать, переживать системный кризис, системообразующим элементом которого является кризис духовный. Такой кризис мы наблюдаем сегодня в России. Об этом говорит важнейший документ, определяющий стратегию развития российского образования,- Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года №751).
В Доктрине прямо указано: «Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: преодоление социально-экономического и ДУХОВНОГО кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности».
Указывая на существование духовного кризиса, в разделе основных целей и задач образования Доктрина так расставляет приоритеты:
«Система образования призвана обеспечить:
-историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
-воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре народов;
-формирование культуры мира и межличностных отношений».
Приоритеты развития, указанные в разделе «Основные цели и задачи образования» Национальной доктрины, позволяют осмыслить диалектику целей образования, определяемую нашей сегодняшней реальностью. В современном мире среда возрастания новых поколений поликультурна, мы живём в обстановке интенсивного взаимодействия, осуществляемого как при непосредственном контакте людей, принадлежащих разным культурам, так и опосредованно, в открытом мировом информационном пространстве. Очевидно, что такая среда настоятельно требует воспитания в человеке способности к диалогу, пониманию иных, нежели его собственных взглядов, систем ценностей и жизненных перспектив. Эта проблема получила своё выражение в программе воспитания толерантности, в идеях диалога, завоёвывающих всё большую симпатию в системе образования. Но возможен ли диалог культур между сторонами, которые не являются и не осознают себя носителями никакой культуры?
Бесспорно, решение проблемы выживания человечества зависит от того, насколько оно сумеет понять опасность неконтролируемого развития технологий, подчинив их задачам духовно-ориентированной культуры, призванной быть универсальным механизмом самоорганизации жизни общества и пространством реализации сущностных начал и качеств личности. Огромное значение здесь имеет уровень развития образования и характер отношения к наследию истории и традициям культуры. Идеальной формой воплощения традиции как «способа сохранения человеческого измерения реальности» является МУЗЕЙ.
Сохраняя материальные свидетельства явлений и процессов природы, памятники культуры и искусства, он передаёт поколениям эстафету культуры, находящейся в состоянии непрерывного становления.
Привлекательность этого самого устойчивого института самосохранения культуры определяется тем, что музей хранит и предъявляет человеку материализованные свидетельства развития природы и факты его собственных творческих достижений, подчёркивая тем самым важность системы связей человека с миром во всём их богатстве, разнообразии и противоречивости.
Углубление взаимодействия музея и образования - отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности. Как показала практика, включённость музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нём социокультурных преобразований. Другими словами, речь идёт о творческой личности, которая, присвоив ценности культуры, способна интерпретировать их в контексте собственной жизни. В диалогическом пространстве музея имеется возможность заново прожить отражение в памятниках культуры и искусства явления и события внешней и внутренней жизни человека.
Этим и обусловлена АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы, ЦЕЛЬЮ которой стало доказательство положения о том, музей - одна из составляющих в процессе модернизации отечественного образования- может и должен стать центром воспитательной работы в школе.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это воспитательное пространство, ориентированное на патриотическую направленность воспитательной работы в школе, центром которой стал музей Боевой Славы, созданный в 70-е годы.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - школьный музей Боевой Славы как центр воспитательной работы в школе.
ГИПОТЕЗА:
Если музей становится центром воспитательной работы в школе, то он превращается в экспериментальное пространство, где наиболее эффективно оттачиваются новые воспитательные приёмы; даёт возможность диалога всех заинтересованных участников образовательного процесса: педагогов, родителей, ветеранов, общественности.
Для доказательства данного предположения необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:
- детально изучить вопрос, касающийся особенностей музейной педагогики в школе;
- оценить значение и определить роль школьного музея в воспитательной системе школы;
- наметить пути дальнейшего развития «музейного дела в школе».
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА.
ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ.
В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления нового для российских специалистов понятия «музейная педагогика».
Музейная педагогика- отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980-90-ые годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в МП черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения новой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект — культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом, МП по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу- с педагогикой и шире- с психологией. Подобно общей педагогике, МП не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно- педагогические программы. В силу своего междисциплинарного характера МП как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин — например, «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление». Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые акценты.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя.
Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями (впоследствии такой посредник и получил имя музейного педагога). Как особая область знаний и исследований музейной педагогики начинает формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации, благодаря чему работа с аудиторией перестала рассматриваться как второстепенная. Массовая востребованность музея в обществе(«музейный бум») была обусловлена развитием туризма.
Основная форма общения с музеем на данном этапе - обзорная экскурсия. Она не формирует познавательного и углублённого интереса к музейным памятникам.
Для формирования представления о предмете музейной педагогики и ее понятийного аппарата серьезное значение имела состоявшаяся в 1970—1980 годах дискуссия, в которой приняли участие ведущие западногерманские музееведы Р. Ромедер, А. Кунц, В. Клаузевиц и другие. Ее основным итогом стали расширительная трактовка МП и осознание ее связи с исследовательской, экспозиционной, собирательской работой музеев. Все же исследования этого периода обнаружили разобщенность в понимании сущности и дефиниций музейной педагогики, свидетельствующую о том, что ее можно рассматривать как формирующуюся научную дисциплину.
В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. Аврам Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Ее выделение в относительно самостоятельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев и повышения ее качественного уровня, в частности, на основе достижений смежных наук. Для разработки музейной педагогики имелись серьезные исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейная педагогика начала формироваться в конце XIX- начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников в русской экскурсионной школы (Н. А. Гейнике, И М. Гревс, Б. Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М. В. Новорусский, В. Коховский, М. С. Страхова, Н. А. Флеров, Ф. И. Шмит, Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко), а также в целостной системе эстетического воспитания в художественных музеях, созданной А. В. Бакушинским и его последователями. В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.
Одновременно для исследований 1980-1990-х годов характерны попытки связать проблемы музейной педагогики с теми глобальными изменениями, которые происходили в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объема зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, переставшего замечать то, что могло произвести впечатление на его родителей. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, визуальной в своей основе, в связи с этими переменами. Поэтому центральным для музейной педагогики этого периода становится понятие музейной культуры посетителя, трактуемое как степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея (осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде). В широком смысле музейная культура — это наличие у человека музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. Во-вторых, на развитие музейной педагогики влияние оказала теория диалогизма М. М. Бахтина, согласно которой, на смену старому типу монологической культуры идет новый диалогический. В этой социокультурной ситуации музей призван был стать местом культурно- исторического диалога, найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями. В результате развития музейной педагогики обозначилась потребность в появлении особого типа музейного специалиста, способного, как подчеркивает З. Странский, освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте. Выступая в качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист — музейный педагог подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с детьми, осуществляет социально-психологические исследования аудитории.
Таким образом, основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:
1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.
5) Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнёров.
Так возникла необходимость включения музея в школьный учебно-воспитательный процесс, а вместе с тем - поиск методики занятий, свободных от стереотипов школьных уроков и от жесткой методической нормативности традиционных экскурсий.
Еще в 1970-е годы отмечалось, что в арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует множество характеристик форм: традиционные — новые; динамичные — статичные; групповые — индивидуальные; активные — пассивные; простые — комплексные; разовые — цикловые; коммерческие — некоммерческие и т. д. Например, к традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы, кружки, студии. Формы, заимствованные из других сфер культуры, образования и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности, могут рассматриваться как нетрадиционные.
Школьный музей, имея общие черты с народными и государственными музеями, отличается от последних некоторыми своими особенностями[1]:
-в его экспозиции больше материалов, связанных с историей школы;
-экспонаты, изготовленные руками школьников, служат учебно-наглядными пособиями для уроков (поэтому экспозиция в школьном музее располагается так, чтобы можно было в нём проводить учебную работу);
-в школьном музее показаны пути и методы, какими ведётся поисковая работа в школе: собраны всевозможные описания экспедиций, походов, экскурсий, встреч, вечеров, слётов, дневники походов, сведения по истории школы и края, различные призы и награды, полученные школой.
Таким образом, школьный музей может и должен способствовать школьным курсам. Выбор профиля музея определяется конкретными условиями, возможностями школы самостоятельно комплектовать фонд подлинников. В школах создаются исторические музеи, краеведческие, военно-исторические (боевой и трудовой славы), археологические, этнографические, литературно-художественные, технические, музеи истории школы.
В Тверской области накоплен большой интересный опыт работы школьных музеев, деятельность их развивается, они становятся значимыми центрами в образовательном пространстве не только школы, но и районов. Вот только некоторые из них:
-школьный музей имени генерала Д.М. Карбышева МОУ СОШ-2 г. Тверь;
-музеи Боевой Славы СОШ-3 и СОШ-1 г. Кашин;
-музей Боевой Славы 399 авиационного полка в СОШ -5 г. Торжок;
- музей истории тверской гимназии №6;
-школьный музей с Сосновицах.
Это те музеи, с чьим опытом работы довелось познакомиться на научно-практической конференции, проходившей в Твери 15 февраля 2006 года, где было предложено и нам поделиться своим опытом работы.
3.1. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ШКОЛЕ.
Р Ж Е В - первый город на Волге, первая «жемчужина в ожерелье волжских городов». Впервые упомянутый в 1216 году, выдержал он все суровые испытания. Старинному русскому городу выпала особая доля и в Отечественной войне – Ржев 17 месяцев не только находился в фашистской оккупации, но и почти всё это время был городом-фронтом.
Не одно поколение ржевских школьников росло и воспитывалось, сохраняя память о тех, кто «в три слоя» лежит в братских могилах, об оставшихся лежать не захороненными в болотах, лесных чащобах, в полях; о сожжённых в деревнях, замученных в концлагере.
Память о войне, живая и нетленная память, побудила к созданию в нашей школе МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ, основной задачей которого является формирование у воспитанников чувства ответственности за судьбу своего Отечества; воспитание патриотов своей Родины; развитие познавательных интересов и способностей; обучение практическим навыкам поисковой, исследовательской работы.
Создание музея шло по классической схеме: тема для поиска – поиск - экспонаты – музей для хранения и экспонирования. В начале 70-х годов в средней школе № 2 была оборудована комната Боевой Славы. У истоков поисковой работы стояли учителя- энтузиасты Кушнир С.Д. и Виноградова О.Е..
Сегодняшние экскурсоводы – дети тех, кто собирал по крупицам памятки сурового времени: фронтовые фотографии, подлинники армейских газет, журналов, писем с фронта, архивные документы; записывал воспоминания ветеранов, ту правду о войне, которая хранится в музее поныне; которая волнует наши сердца, беспокоит нашу совесть. В суровой простоте документов предстаёт перед ребятами сама жизнь.
Экспозиция музея (обновлённая и заново переоформленная в 1995 году) посвящена дивизиям, сражавшимся на ржевской земле в годы Великой Отечественной войны : 220-й Оршанской Краснознамённой, ордена Суворова 2-й степени и 52 Шуменской-Венской дважды Краснознамённой, ордена Суворова 2-й степени стрелковым дивизиям.
На витринах расположены материалы, рассказывающие о боевом пути дивизий. Это подлинники армейских газет, рукописные статьи времён войны, фронтовые фотоснимки, личные вещи бойцов, копии документов, хранящихся в военном архиве города Подольска, подарки ветеранов школьному музею и их воспоминания о героическом прошлом.
Ребята под руководством своих педагогов переписываются с ветеранами дивизий. Ветераны войны и труда – частые посетители музея. История оживает перед детьми, отражённая в судьбах реальных личностей.
Школьный музей – пространство, максимально открытое не только для познавательной деятельности ребёнка, но и для творческой, социальной активности. Ученик же становится не только «потребителем» музейных ценностей, но и, в известной мере, их созидателем. Экспонаты вспомогательного фонда – макеты, иллюстрации, сочинения позволяют более глубоко воздействовать на эмоциональное восприятие; используются для составления экскурсий, литературно- музыкальных композиций.
Учителя нашей школы хотят, чтобы выпускники любили свою Родину, гордились её успехами. Мы твёрдо убеждены, что любовь к родной земле рождается из «узнавания», поэтому методическим советом школы была разработана программа «РЖЕВ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА», которая позволила более глубоко познакомить ребят с историей родного края; людьми, которые творили и творят ныне; работой предприятий, имеющихся в городе; используя возможности предметов как гуманитарного цикла, так и точных наук. Побудил педагогов к созданию данной программы школьный музей.
В рамках программы состоялось создание летнего краеведческого лагеря, успешно действующего при школе с 2000 года. Благодаря заинтересованности и поддержке городского отдела образования, администрации города и неравнодушных руководителей предприятий города, ребята, посещающие лагерь (учащиеся 5-8 классов), побывали в Старице, Зубцове; посетили картинную галерею в Борках; поклонились павшим воинам, похороненным в братских могилах на ржевской земле в деревнях Глебово, Полунино, Дёмкино, Сытьково, Бахмутово, на реке Сишка, рядом с прахом знаменитого земляка, героя войны 1812 года Александра Никитича Сеславина; увидели родные места знаменитых земляков: то, что осталось от деревни Клепенино( родины академика Обручева), от имения графов Игнатьевых (Зайцево).
Воспитывать – значит открывать детям глаза на мир – огромный, прекрасный, многообразный. Учить видеть и слышать.
Патриотическое воспитание в нашей школе предусматривает три блока:
-ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ;
-ВНУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
-ВНЕШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЦЕНТРОМ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ, объединившим все эти направления работы и сделавшим возможным естественное взаимопроникновение этих блоков, СТАЛ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ.
3.2. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ.
Любой войне всегда конец приходит.
Но как давно ни кончилась она, Из памяти народной не уходят Те грозные, суровые лета...
Все мы родом из детства. У каждого из нас свой житейский опыт. Разные обстоятельства, встречи, люди накладывали отпечаток на наши характеры, мысли, чувства. Объединяет же нас всех то, что и нас, учителях, и в наших учениках, пульсируют токи людей, которые жили в истории ; тех, кто остался в живых, вернулся с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь чистый лучезарный мир, веру и надежду; тех, кто входил в разрушенные города, дико зияющие черными пустотами окон, провалами подъездов; тех, кто видел на белых женственных ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью; тех, кто узнавая мир вместе с человеческим подвигом и страданиями; тех, кто не вернулся с войны.
Работа школьного музея строится на понимании прошлого, ибо в прошлом мы черпаем опыт, необходимый для созидания будущего. Патриотизм заключается в соблюдении и развитии лучших традиций народа.
Патриот, знающий много, видящий далеко, не позволит подрывать нравственные устои общества, осквернять отечественные святыни, взрывать храмы или возводить танцплощадки в местах, где упокоились предки.
Поэтому, основной целью школьного музея стало формирование у учащихся чувства ответственности за судьбу своего Отечества; воспитание патриотов своей Родины; развитие познавательных интересов и способностей; обучение практическим навыкам поисковой, исследовательской работы. В процессе творческой деятельности определились следующие задачи:
- пополнение фондов путем походов учащихся, переписки и личных
контактов с ветеранами, городским Советом ветеранов; - сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения
литературных и других источников по соответствующей тематике; - изучение собранного материала и обеспечение его учета и хранения;
- проведение экскурсий для учащихся школы и учеников городских школ,
родителей, воспитанников детских садов, ветеранов войны и труда,
гостей города; - оказание содействия учителям в использовании музейных материалов в
учебном процессе (уроки истории, краеведения, литературы,
художественного творчества, ИЗО, музыки )
3.3 РАБОТА МУЗЕЯ ВЕДЕТСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
I. « ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА ГОРОД РЖЕВ »
- Изучение Боевого Пути дивизий, сражавшихся на Ржевской земле в годы Великой Отечественной Войны: 220-й Оршанской и 52-й Шуменско-Венской.
- Создание рукописной книги « Говорят участники боев за Ржев»
II. « Ржевитяне - участники Великой Отечественной войны »
- Создание картотеки ржевитян- участников Великой Отечественной войны.
- Установить и наладить контакты с участниками боев за город Ржев, участниками битвы под Сталинградом, Москвой, сражений на Курской дуге и участников штурма Берлина.
III. « Ржев в годы оккупации ».
- Составить списки участников партизанского движения, городской подпольной организации, ржевитян, перенесших оккупацию.
- Разыскать их, их родственников, знакомых и записать их воспоминания.
- На основе воспоминаний составить рукописную книгу « Ржев в годы оккупации ».
- Оформить уголок памяти, посвященный героям подполья, партизанского движения в школьном музее.
IV. « Мы перед павшими в долгу».
- Работа со списками павших в Ржевском военкомате.
- Изготовление макетов памятников павшим.
- Работа над сочинениями, посвященными Великой Отечественной
.(лучшие макеты и сочинения отбираются для экспонирования в музее).
- Наведение должного порядка на воинских захоронениях в деревнях Полунино и Глебово во время летней трудовой четверти и к памятным датам 3 марта и 9 мая.
- Возложение траурных венков 3 марта и 9 мая на воинские захоронения.
- Сотрудничество с поисковым отрядом «Памяти 29 Армии»
ОРГАНИЗУЕТ РАБОТУ ПО ДАННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ПАМЯТЬ ».
3.4. УСТАВ КЛУБА « ПАМЯТЬ »
Задачей клуба « Память » при музее Боевой Славы является решение проблемы организации свободного времени учащихся, формирование общественно активного человека - патриота своей Родины.
- Членом клуба может быть любой школьник, признающий данный устав.
- Члены клуба должны стремиться :
а) хорошо учиться;
б) не злоупотреблять работой в клубе в ущерб учебе;
в) соблюдать дисциплину;
г) участвовать в работе музея;
д) беречь экспонаты музея ;
е) по мере возможности пополнять экспозицию.
3. Члены клуба имеют право :
а) принимать участие в любом мероприятии в любом качестве по желанию;
б) вносить свои предложения на обсуждение Совета;
в) готовить свои программы;
г) пользоваться правом приглашения гостей на мероприятия музея (при согласовании с руководителем ).
- Членами клуба являются учащиеся школы. Закончившие школу члены клуба имеют право принимать участие в работе музея.
- Совет клуба работает по плану, который составляется и принимается на общем сборе, и является обязательным для всех членов клуба.
- При клубе работают:
- группа переписки
- художественная
- экскурсоводов
Группы имеют своих руководителей.
Руководитель художественной группы следит за разработкой сценариев, оказывает помощь в подборе литературы при работе над сценарием.
Руководитель группы экскурсоводов занимается подготовкой и разработкой материалов для экскурсий.
Руководитель группы переписки осуществляет помощь в переписке с ветеранами и общественными организациями.
- Председатель Совета клуба выбирается на общем Совете клуба из числа учащихся школы. Он координирует действия клуба с другими объединениями школы, следит за дисциплиной и заменяет руководителя клуба в случае его отсутствия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОТЫ КЛУБА « ПАМЯТЬ »
ПРИ ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ
Формы работы клуба
- Проведение занятий
- Заседание Совета клуба
- Экскурсии ( обзорные, тематические)
- Переписка
- Творческие отчеты
- Концерты
7 Литературно-музыкальные композиции
- Работа экскурсоводов
- Связь с другими школьными музеями
10.Посещение музеев
11 .Литературно-поисковая работа
12.Пополнение фондов путем походов,
переписки, личных контактов с
ветеранами
13.Оформление фотоальбома 14.Ведение летописи
Исполнение
Согласно расписанию
Суббота
Регулярно
Постоянно
К памятным датам
(3 марта, ( 9 мая )
К памятным датам
(3 марта, ( 9 мая )
В течении года
Постоянно
Постоянно
По мере возможности
Постоянно
По мере возможности
Постоянно
таблица 1.
таблица 2.
3.5. МУЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ.
У каждого экспоната есть своя легенда : кому принадлежал, как попал в музейную коллекцию… Далее идёт сбор материала в нужном направлении, плавно трансформирующийся в творческие работы - стихи, сочинения, рассказы, очерки, иллюстрации, макеты, буклеты, панно. Лучшие из них становятся материалом для экскурсий и экспонатами вспомогательного фонда, они могут быть востребованы в ходе урока по той или иной тематике.
Уроки русского языка и литературы предоставляют учителю большие возможности «открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум. Школьный музей помогает в этом как нельзя лучше.
В 5 классе при изучении «Фонетики. Орфоэпии. Графики. Орфографии. Культуры речи» предусмотрены уроки развития речи. Один из них предполагает написание изложения по отрывку из рассказа К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома» (описание найденной на чердаке заброшенного дома шкатулки). По мере работы с текстом возникла мысль о том, что в каждом доме, каждой семье есть вещь, которая дорога, связана с теми или иными воспоминаниями. Разговор был продолжен в музее и уже касался имеющихся в нём экспонатов и легенд, связанных с ними. В ходе беседы «определилось» домашнее задание поискового характера: рассказать о семейных реликвиях в творческих работах. Так, выполняя увлекательное задание, к которому были подключены родители, дедушки и бабушки (на их долю выпало рассказать детям истории вещей, значимых для семьи с духовно-нравственной точки зрения), занимаясь посильной поисковой работой (ТЕМА – ПОИСК МАТЕРИАЛА – ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА), ребята не только отрабатывали необходимые для отработки темы упражнения, но и пополнили фонды (основной и вспомогательный) музея.
С каждым годом усложняются задания, и вот уже после урока по развитию речи «Обучение описанию внешности человека» появляется новое поисковое задание – «История одной фотографии».
Какая же гордость переполняет школьников (а также и их родителей), когда каждый ученик, поработавший над заданием с душой, стал экскурсоводом и рассказывал о том, что узнал сам, посмотрев на привычную вещь новым взглядом, сумев в ОБЫДЕННОМ УВИДЕТЬ НЕОБЫЧНОЕ.
Так появился во вспомогательном фонде музея макет самолёта, которым был награждён дедушка одного из наших учеников (в прошлом - боевой лётчик) за заслуги перед ОТЕЧЕСТВОМ. Блеск стальных крыльев, взметнувшихся в небесную высь, в неизведанное, побудил педагогов и их учеников к поиску всевозможных материалов, так или иначе связанных с железной птицей с пламенным мотором. Интерес представляли и люди, создавшие её, и бесстрашно управлявшие ею. Не обойден вниманием и материал, из которого сотворено чудо человеческой мысли, и его физические параметры, и траектория полёта. Захотелось узнать обо всём, вплоть до экипировки лётчика…
К поиску подключились все заинтересованные педагоги: литераторы, историки, физики, химики, математики, информатики, преподаватели краеведения, изобразительного искусства, обслуживающего труда, ФЗК. Появился новый вид коллективного творчества, на который подвиг школьный музей – ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ОДНОГО ЭКСПОНАТА.
В период подготовки к празднованию 60-летия ПОБЕДЫ родилась новая программа, разработанная методическими объединениями школы, – «УЧИТЕЛЯ ПРЕДМЕТНИКИ – 60–летию ПОБЕДЫ». Каждый педагог на своих уроках изыскал возможность ненавязчивого погружения ребёнка в прошлое, настоящее и будущее родины, малой и большой. Двигающей силой, побудившей педагогов, к целенаправленной работе по патриотическому воспитанию учащихся стал школьный музей.
Для детей музей – чистое и святое место. И глядя на экскурсоводов, посетителей музея, понимаешь, что мнение о том, что современные дети бесчувственны в нравственном и духовном смысле просто несостоятельно!
В подтверждение хочется привести строки из сочинения выпускницы школы 2005 года Бурцевой Светланы: «Я чувствую, что каждый из нас рано или поздно должен вернуться в прошлое, чтобы отыскать там тех, кто может подсказать ответ на волнующее нас сегодня. Тени ушедших должны приходить к нам по нашему зову. Как добиться, чтобы они не исчезали из памяти людской, чтоб не покрыл их туман забвения, и реальность не опошлилась множеством легенд? Только здесь, в маленьком школьном музее, я нашла ответ на этот вопрос».
Год за годом проходя новые и новые витки своего развития, постигая более глубоко бесконечные вершины познания, взрослеют наши дети. Их творческие работы становятся более зрелыми. И литературная композиция для школьного музея «ЗДЕСЬ ЖИВЁТ ПАМЯТЬ», построенная на работах учащихся 9-11 классов школы, посвящённых 60-летию ПОБЕДЫ советского народа в Великой Отечественной войне, стала тому доказательством. Как и в создание музея, так и в эту работу вложена ДУША, поэтому и затрагивает она у каждого, кто побывал на экскурсии, самое заветное, глубинное.
За десятилетия существования значительно расширилась музейная коллекция. В 2005 году началась работа по созданию кабинета «Краеведения», призванного стать логическим продолжением проводимой работы. В 2006 году, в год празднования 790-летия родного города, он был открыт. При его создании мы обратились к традиционным для России ценностям. Родительская семья, школьная семья и государство – единая большая семья. «Что есть государство?»- вопрошал знаменитый московский просветитель митрополит Филарет (Дроздов). Государство рассматривается им как большая семья: «Откуда сие множество людей, соединённых языком и обычаями, которое называется народом? В семействе лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в государство». Патриот – всегда хороший семьянин, а семья – основа основ.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии в семейном альбоме; не ценит память о своих предках, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любуется старинными домами, тихими улочками, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к истории своего города, значит, он равнодушен к своей стране. Эти мысли Д.Лихачёва глубоко запали в душу педагогов и их учеников.
Школьный музей – живая память; мост между прошлым и будущим; прямая дорога к ХРАМУ ДУШИ человеческой. Именно он позволил создать уникальное воспитательное пространство, стал центром патриотической работы в школе.
Патриотическое воспитание проходит через все сферы школьной деятельности и ориентируется на подходы, в основе которых лежит изложенное В.А.Караковским, Л.И.Новиковой и Н.Л.Селивановой понимание воспитания и его сущности как процесса управления развитием личности:
-средовой (Ю.С.Мануйлов) - использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребёнка;
-деятельностный (Л.Максакова) - организация различных видов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей(спортивная, художественная, познавательная, социально-значимая, трудовая и др.) с учётом их привлекательности для ученика, что позволяет проявить свои способности, изучить возможности, найти дело по душе;
-событийный(Селиванов) - воспитательный процесс как единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребёнка и повседневной жизни с её будничными, но не менее важными эмоционально и интеллектуально окрашенными делами, привлекательными как для коллективных, так и индивидуальных субъектов (со-бытие взрослых и детей, их взаимодействие и сотрудничество).
Приоритет отдаётся приёмам опосредованного педагогического воздействия: отказ от лобовых методов, лозунгов и призывов, воздержание от дидактизма и назидательности; выдвижение на первый план диалогических методов общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
таблица 3.
таблица 4.
4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ.
Музей Боевой Славы был создан по инициативе учителей и учащихся в 1970-е годы.
За годы своего существования он стал действенным центром патриотического воспитания
школьников. Быть экскурсоводом - большая честь для ребят. Но небольшое помещение не даёт возможности для привлечения к экскурсионной работе большего количества ребят. А это для них очень значимо, так как позволяет пережить «ситуацию успеха», почувствовать значимость причастности к истории.
Мысль о создании «школы-музея» стала достоянием всего коллектива учащихся и учителей.
Учителя определяют педагогическое назначение музея. Роль учителя - поддерживать инициативу и придать организованный характер деятельности учащихся. В этом активно помогают учащиеся, интересующиеся определёнными проблемами.
В процессе организации классных музейных экспозиций выделяется группа учащихся, действительно желающих заниматься созданием музея и проводить экскурсии.
Актив решает вопрос о профиле музея, об основном содержании его экспозиции, исходя из возможностей школы и имеющихся материалов.
Окончательное решение о создании музейных экспозиций выносится на педагогическом совете, который утверждает ответственных за её создание.
Решение педсовета сообщается учащимся, чтобы вся школа знала о предстоящей работе.
Ученики знают о том, что именно сбор материала и является началом их работы по созданию музея.
Хорошие результаты будут получены в том случае, когда инициатива школьников будет сочетаться с повседневной заботой и руководством со стороны педагогического коллектива.
Открытие «школы-музея» планируется посвятить 55-летию основания школы (2007 год).
Этому предшествует интересная поисковая работа учащихся, которая уже сама по себе является активной формой воспитания патриотизма, идёт сбор материала. Родители с энтузиазмом помогают детям в сборе экспонатов.
Коллекционирование очень полезное занятие: оно воспитывает у школьников любовь и интерес к науке, приучает их к аккуратности, воспитывает внимание, терпение, настойчивость.
Тем для сбора очень много. Выбор их обусловлен особенностями классных коллективов и возможностями учебных кабинетов, в которых они занимаются.
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Зачем же она нужна, школьная педагогика?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания. Она может помочь ребенку стать творческой личностью. Она помогает формировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения. Она помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней. Она включает ребенка в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, но созидать. Становится неинтересно писать на стенках лифтов или в подъездах. Интересно отгадывать загадки, которые все время задает жизнь.
Какова роль музея в воспитательной среде школы?
Школьные музеи сегодня переживают своё второе рождение.
Скромные коллекции их оказались незаменимыми, несмотря на лавину визуальной информации, которая делает доступным для современного школьника практически любое музейное собрание, сокровища мировых цивилизаций.
Школьный музей - ближайшее к ребёнку музейное пространство, которое в наибольшей степени открыто логическому и чувственному познанию, ибо соразмерно с представлением школьника о природе, человеке. Это среда, наиболее комфортная для самосознания школьника в мире музея, освоения законов существования музейного пространства, её образовательного и эмоционального богатства.
Школьный музей - мир имён, фактов, предметов «ближайшего окружения» школьника. В его пространстве повседневное превращается в уникальное. Отвлечённые факты истории и культуры «присваиваются», «индивидуализируются» личностью ребёнка. Здесь закладываются основы гражданской позиции.
Школьный музей - пространство, максимально открытое не только для познавательной деятельности ребёнка, но и для творческой, сознательной активности. Ученик становится не только «потребителем» музейных ценностей, но и в известной мере, их созидателем. Так приобретаются необходимый опыт культурного диалога с прошлым.
Школьный музей - экспериментальное пространство, в котором наиболее эффективно оттачиваются методики, приёмы, технологии взаимодействия школы и музея, определяющиеся двумя взаимодействующими блоками:
«Школа в пространстве музея - учащиеся принимают участие в мероприятиях (экскурсии, циклы занятий в музейных залах), где они постигают смысл культуры и искусства по плану, заданному музеем с учётом школьного образования, или на занятиях, строящихся на базе собственно музейных образовательных методик.
Музейная педагогика в школе - лекционная работа в школе, ведение музейными сотрудниками факультативных учебных курсов, отражающих специфику конкретного музея; использование материалов школьного музея на урочных и внеурочных занятиях.[2]» Гуманизация и гуманитаризация школьного образования способствуют формированию у школьников интереса к самостоятельным исследованиям, научно-значимой деятельности. Создание школьного музея открывает для этого большие возможности. Сбор материалов, подчинённый учебно-воспитательным задачам, стоящим перед школой, помогает учащимся лучше осмыслить историю, наглядно увидеть происшедшие перемены. Это в свою очередь способствует сближению методов обучения с методами научного познания. Сбор, обработка, всестороннее изучение и экспонирование материалов развивают у школьников умения и навыки самостоятельной работы, помогают развитию их познавательных способностей, приобщают их к исследовательской работе.
Создание школьного музея - дело очень трудное и сложное. Чтобы создать музей, нужно иметь достаточно большое помещение (что всегда связано с трудностями!), большой фонд экспонатов, а также продуманную экспозицию.
Создание интересного музея - дело очень трудное, требующее мобилизации всего коллектива школы.
В нашей школе сложились устойчивые межвозрастные связи - школьники сплотились «по вертикали». Педагогический коллектив представляет союз единомышленников, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. Школьный коллектив живёт по выработанным с годами законам, правилам, привычкам, традициям. Повседневная черновая работа (период относительного покоя) разумно чередуется с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями.
При заинтересованном участии педагогического и ученического коллективов школьный музей Боевой Славы стал инициатором и координатором разработки Программы патриотического воспитания, которая упорядочила жизнедеятельность школы благодаря своему соответствию содержанию, объёму и характеру воспитательной работы возможностям и условиям школы. Она разумно разместила во времени и пространстве все целенаправленные воспитательные воздействия; скоординировала все школьные мероприятия, их педагогическую целесообразность, необходимость и достаточность; согласовала планы и действия классных коллективов дополнительного образования (кружки и секции); связала учебную и внеучебную деятельность школьников и учителей; придала разумную организацию школьной жизни.
Своими наработками в данном направлении мы щедро делимся.
На базе школьного музея дважды проводились семинары директоров школ города, опыт работы неоднократно предъявлялся на традиционных городских августовских педсоветах.
В феврале 2006 года принимали участие в работе научно-практической конференции «Русский язык, литература, предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство духовно-нравственного, патриотического воспитания и интеллектуального развития российской молодёжи».
Весна 2006 года встречаем участников Всесоюзной Вахты Памяти, проходившей в городе Ржеве.
Осенью 2006 года музейные экспозиции школы посетили участники смотра-конкурса по Тверской области Постов № 1.
Подводя итог сказанному, с полной уверенностью можно сказать, что музейная педагогика стала реальностью наших дней и отражением представлений о наиболее эффективной организации приобщения личности к культуре средствами музея, суть смысла существования которого - во взаимодействии культуры и образования.
Несомненно, то, что музей является образовательной средой, ориентированной на целостное развитие личности.
Образовательная деятельность музея представляет собой специфическую форму музейной активности, характеризующуюся образовательной направленностью, в основе которой лежит субъект-объектное и субъект-объектное взаимодействие с учащимися.
Музейно-педагогический процесс опирается на диалогическое общение как форму педагогического контакта со зрителями и представляет собой внутренне единую и динамичную систему компонентов, определяемых такими педагогическими категориями, как образование, воспитание, обучение, развитие.
Значит, выдвинутое нами предположение о том, что музей может и должен при соответствующих условиях стать центром воспитательной работы в школе здраво и востребовано реалиями сегодняшнего дня.
6.ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОТЗЫВ О РАБОТЕ
ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ.
Неотъемлемым звеном воспитательной системы нашей школы является патриотическое воспитание учащихся. Важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играет школьный музей Боевой Славы, который был воссоздан в 1995 году под руководством заместителя директора по воспитательной работе Громовой С.А.. С тех пор Светлана Алексеевна его неизменный руководитель.
Целью деятельности музея стало формирование у школьников чувства ответственности за судьбу своего Отечества; воспитание патриотов своей Родины; развитие познавательных интересов и способностей, обучение практическим навыкам исследовательской работы. Глубокая заинтересованность, постоянный творческий поиск позволили Светлане Алексеевне превратить небольшое музейное пространство не только в мир Памяти о разрушенном Ржеве, заживо сожженных в ржевских деревнях, замученных в концлагерях, но и в мастерскую по развитию познавательной творческой и социальной активности учащихся.
Материалы музея широко используются на уроках истории, краеведения, литературы, изобразительного искусства. На базе музея проводится интересная экскурсионная просветительская работа лекторской группой; поддерживается тесная связь с ветеранами Великой Отечественной войны.
Школьный музей Боевой Славы неоднократно участвовал в городских и областных смотрах-конкурсах, где получал высокую оценку, в чём безусловная заслуга его руководителя.
Музей в школе документально правдиво, сохраняя историю, помогает прорасти зерну гордости за своих соотечественников, следовательно, и за само Отечество. В этом и есть основной результат его работы, переоценить который трудно.
Директор МОУ СОШ-2 Марченкова Т.Е.
ОТЗЫВ О РАБОТЕ
ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ .
Меня, как музейного художника, охватил трепет перед входом в школьный музей. И интуиция не подвела, я почувствовал дух военных лет, глубину, окружающего меня материала, касающегося судеб простых русских людей - героев. Я почувствовал их дыхание, силу и веру в силу своего народа.
Да, это драгоценный патриотизм сейчас, в наше время. Это здорово, что наши дети и наши внуки впитывают в себя всё это. Они горды за своё Отечество, свой народ и, конечно, за свою школу № 2, в которой учатся. И это благодаря колоссальному труду прекрасного педагога Светланы Алексеевны Громовой, которая свою любовь к истории родного края передаёт молодому поколению, своим титаническим трудом она преумножает Величие и Славу нашей Великой России, являясь к тому же ярким примером возвышенного, ценного, утончённого и непоколебимого историка.
Большое спасибо Светлане Алексеевне и детям, которые идут с ней рядом и преданы идеалам своего учителя.
Желаю им дальнейших больших успехов в благородном труде!
Заместитель главного архитектора города Ржева,
художник Воецкий В.Е.
ОТЗЫВ
О РАБОТЕ МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №2.
Руководство средней школы №2 поддерживает тесную связь с советом ветеранов войны и труда. В школе ветераны - частые гости.
В школьном музее собран богатый фактический материал по 52-й и 220-й стрелковым дивизиям. Многие ветераны подарили в музей реликвии Великой Отечественной войны : значки, газеты, листовки, письма, открытки.
При музее прекрасно работает разновозрастная лекторская группа. Экскурсии проводятся в течение всего года не только для учащихся своей школы, но и для других учебных заведений, детских садов, гостей города.
Много труда, энергии, инициативы проявляет заместитель директора по воспитательной работе Громова С.А..
Постоянный интерес к работе музея чувствуется и у директора школы Марченковой Т.Е..
Чувствуется определённая система в работе по патриотическому воспитанию.
Работа школьного музея неоднократно отмечалась на Пленумах городского Совета ветеранов войны и труда. В 2006 году музей и его руководитель Громова Светлана Алексеевна отмечены Грамотой Совета ветеранов за активную патриотическую работу.
Т.Н.Демидова, Почётный член Президиума городского
Совета ветеранов войны и труда.
ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ
О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ.
Моя дочь учится в школе № 2 десятый год. По моим наблюдениям в школе проводится большая духовно-нравственная работа. В школьном музее представлена экспозиция военного периода в истории нашего города и района. Учащиеся с удовольствием и интересом посещают музей, сами проводят экскурсии. Это воспитывает в наших детях чувство патриотизма. Я довольна тем, что моя дочь обучается в школе № 2.
Сафронова Е.Г.
Мой ребёнок учится в средней школе № 2 с 1999 года, и я могу сказать, что учителя школы большое внимание уделяют патриотическому воспитанию. Важную роль играет в этом школьный музей Боевой Славы...
Волкова И.Ф.
Мои дети учатся во второй школе. Школа мне нравится, у детей есть большой интерес к учёбе. С удовольствием участвуют они во всех мероприятиях, которые проходят в школе.
Старшая дочь Марет, выпускница школы, в прошлом - экскурсовод школьного музея. Я видела, как гордилась она этим, как воодушевлённо готовилась к проведению экскурсий, и сегодня с теплотой вспоминает эти годы...
Турлуева Г.А.
ОТЗЫВЫ
ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ О МУЗЕЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ.
...Я чувствую, что каждый из нас рано или поздно должен вернуться в прошлое, чтобы отыскать там тех, кто может подсказать ответ на волнующее нас сегодня. Тени ушедших должны приходить к нам по нашему зову. Как добиться, чтобы они не исчезли из памяти людской, чтоб не покрыл их туман забвения, и реальности не опошлилась множеством легенд? Только здесь, в маленьком школьном музее, я нашла ответ на этот вопрос...
Бурцева Светлана
Школа - это святое место, с неё начинается всё... Я не знаю, как в дальнейшем сложится моя жизнь, но я хотела бы, чтобы мои дети обязательно учились в этой школе; чтобы её добрые традиции продолжались, а экспозиция воссозданного нами музея пополнялась...
Цветкова Юлия
Я училась в этой школе с первого класса, мне знаком каждый её уголок. Она мне стала вторым домом, я очень люблю её, иногда я признаюсь себе, что мне очень хочется вернуться... В памяти остался музей, очень красивый и замечательный, мы изо всех сил старались сделать его таким...
Виноградова Татьяна
ОТЗЫВЫ УЧАЩИХСЯ
МОУ СОШ-2 О МУЗЕЕ.
...В нашей школе есть музей Боевой Славы, где собран богатый материал о войне, о воинах - защитниках Родины.
У истоков музея были наши родители, а сегодняшние ученики продолжают начатое ими дело увековечивания памяти о войне. Ученики изучают материалы о войне и проводят экскурсии по музею...
Остудина Анна
...Наш класс - самый запоминающийся в школе, потому что в нём расположен краеведческий музей. Это место, где встречаются прошлое и настоящее. Когда находишься в классе-музее, то чувствуешь, как дух ушедших времён наполняет тебя. У нас в музее очень много разных экспонатов, даже самодельных: гербы Тверской области, панно. Мы делаем всё это на уроках труда и помогают нам старшеклассники...
Соловьев Максим
...В нашей школе находятся знаменитый музей Боевой Славы и ещё один новый музей - краеведческий. Мне хочется, чтобы он тоже был такой знаменитый, как и первый. Краеведческий музей находится в моём классе, и я его посещаю каждый день. Я очень рада, что у нас в школе есть такие люди, которые развивают, расширяют наш кругозор, привлекая не только ржевитян, но и знаменитых людей из других городов. Ветераны Великой Отечественной войны - наши почётные гости.
Чайкина Варвара
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990
2. Ванслова Е. Г. Музей и школа. - М.: Просвещение, 1985
3. Герасимов В.П., Огризко З.А. Краеведческие музеи и школа. (Методическое пособие).-М., 1965
4. Историческое краеведение. Под редакцией Г.Н.Матюшина. - М.,1980
5. Коваль М.Ю. Дети в музее: размышление психолога. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методология, практика. - М., 1989
6. Краеведение: Пособие для учителя. Под редакцией А.В.Даринского. - М., 1987
7. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. - Москва: ИКЦ «Март Т», Ростов: Издательский центр «Март Т», 2004
8. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. - М., 1976
9. Милонов Н.А. Литературное краеведение. - М., 1985
10. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. (Организация и техника).- М.: Советская Россия, 1964
11. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика, практика. - М., 1989
12. Музей и образование. Музейное дело и охрана памятников: Обзорная информация. Вып.5, - М., 1989
13. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве: Сб. статей. Выпуск 1: Направление поиска. - СПб., 1996; Выпуск 2: Образ и мысль. - СПб., 1997; Выпуск 3: Развитие идеи. - СПб, 1997
14. Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. Выпуск 2. - М., 1999
Фёдоров Н.Ф. Музей. Его смысл и назначение. Музейное дело: Экспресс-информация. Выпуски 3-4. - М., 1992
15. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. научных трудов. Выпуск 5: Педагогика и культурология музейной деятельности. - СПб, 1999
16. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. - Минск, 1981
17. Русский язык, литература, предметы гуманитарного и естественно-научного циклов как средство духовно-нравственного, патриотического воспитания и интеллектуального развития российской молодёжи: Материалы научно-практической конференции. Составитель Н.М.Лебедев, И.Д.Лельчицкий.- Тверь: ТОИУУ, 2006
18. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. - М., 1987
19. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2004
20. Строев К.Ф. Краеведение. - М.: Просвещение, 1967
21. Художественный музей в образовательном процессе. - СПб.: Специальная литература, 1998
22. Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972
[1] 22
[2] 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Музей как центр патриотической работы в школе"
Проект ориентирован на решение комплекса воспитательных и социальных проблем в свете модернизации современного образования.Цель проекта: активизировать на муниципальном уровне инновационну...
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...
Школьный музей – центр краеведческой работы в селе и школе.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, ...
« Воспитательная работа в школе как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности »
Выступление на педагогической конференции содокладчика Хусаиновой Г.Г....
Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»
Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа» ...
Сельская школа - центр воспитательной работы с детьми и молодёжью.
Сельская школа - центр воспитательной работы с детьми и молодёжью. Духовно-нравственное развитие детей и молодёжи сельской школы , подготовка их к самостоятельной жизни по-прежнему я...