Сельская школа - центр воспитательной работы с детьми и молодёжью.
консультация (9 класс)
Сельская школа - центр воспитательной работы с детьми и молодёжью. Духовно-нравственное развитие детей и молодёжи сельской школы , подготовка их к самостоятельной жизни по-прежнему являются важнейшими составляющими современного процесса воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сельская школа - центр воспитательной работы с детьми и молодёжью. | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сельская школа - центр воспитательной работы с детьми и молодёжью
Наша страна переживает сложный период становления на путь экономической и политической стабильности. При этом воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе реализуется в условиях постоянного реформирования, что влечёт за собой определённые трудности самого процесса.
В стране продолжает расти расслоение общества, что отрицательно сказывается на семье. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических отклонений в поведении. Здоровье детей и молодёжи требует пристального внимания со стороны медработников. По-прежнему в стране велико число не обучающихся и не работающих подростков, процветает детская преступность. Антипатриотизм поразил страну. « Родная земля» для молодёжи стала старомодным понятием. Русская духовность поражена немощью. Сегодня нашей молодёжи навязывается американско - европейский образ жизни. Потоки зарубежной псевдокультуры, иностранная одежда, еда, машины, реклама, иностранные термины в устной и письменной речи- всё это создаёт для русского человека чуждую среду обитания, нарушает историческую память, обрывает преемственность национальной культуры. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди молодёжи.
Ситуация кризиса прежней идеологии, а значит, и системы воспитания, коснулась села в большей степени, чем города. К сожалению, не прибавилось рабочих мест в сельской местности, что ведёт к высокому уровню безработицы, обострению конфликтов между родителями и детьми. Некоторые родители не считают воспитание детей делом первостепенной значимости. Снижение воспитательного воздействия в сельской семье влечёт за собой отчуждённость детей, проявление жестокости и насилия по отношению к ним.
В сельской местности нет музеев, театров, музыкальных, спортивных, художественных школ, поэтому культурная жизнь, естественно, беднее, чем в городе. Сельский учитель не может привлечь, к сожалению, родителей к проведению бесед с учащимися на темы музыки, живописи, кино, театра.
Молодёжь вынуждена покидать родные места и перебираться в город, чтобы воспользоваться благами культуры или организовать свой досуг. В результате этого сельская интеллигенция стала утрачивать связь с местными культурными традициями, а очаги культуры сосредоточились в крупных городах. В некоторых деревнях вообще отсутствуют какие-либо культурно-просветительные учреждения. Культурная жизнь обескровлена и не получает должного развития. Деревенский культработник не имеет зачастую не только высшего, но и среднего специального образования. Что делать? Несмотря ни на что, духовно-нравственное развитие детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни по-прежнему являются важнейшими составляющими современного процесса воспитания.
Неверно было бы забывать мудрость, сказанную Ф. М. Достоевским на этот счёт: «Стать русским, во - первых, и прежде всего». Сейчас, как никогда прежде, необходимо выработать в детях национальное , русское сознание. Но как это сделать? И тут на воспитательную арену выходит новый «строитель» духовно-творческого человека в России - школа. Именно она сегодня призвана стать центром духовного возрождения русского народа, именно она остаётся основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, особенно в сельской местности, где нет внешкольных культурных учреждений.
Существенного изменения в сложившейся ситуации, на мой взгляд, можно достичь, превратив сельскую школу в центр воспитательной работы с детьми и молодёжью. Однако опыт показывает, что достичь нужного результата можно, лишь выработав единую систему воспитания, отказавшись от анархизма и решения этого вопроса каждым педагогом в отдельности. А. С. Макаренко предупреждал, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Актуальность превращения сельской школы в центр воспитательной работы возрастает независимо от времени и политических перемен.
Поселковая средняя общеобразовательная школа - самая отдалённая в Поворинском районе Воронежской области, но это не помешало ей стать одной из лучших по многим показателям. За 75 лет своего существования она превратилась в незабываемый островок красоты и уюта, надёжный причал многих поколений её питомцев.
Каковы же секреты этого учебного заведения, почему так тянутся сюда дети, родители, выпускники? А всё дело в том, что в течение многих лет сплочённый педагогический коллектив Поселковой сош неустанно совершенствует учебно-воспитательный процесс, совместно с родителями учащихся проводит большую целенаправленную работу по созданию благоприятных условий для полноценного развития учащихся современной сельской школы, ставшей центром воспитательной работы в урочное и внеурочное время с детьми и молодёжью.
Поселковая средняя общеобразовательная школа отличается от других школ тем, что имеет своё неповторимое лицо. Это не просто школа, это особый микромир, где есть свой гимн, который я написала в 1997 году. В школе есть также своя эмблема. Гимном школы начинаются все торжественные праздники: День знаний, День учителя, линейки, посвящённые последнему звонку, выпускной вечер, вечер встречи с выпускниками:
1
Каждый из нас когда-то
Переступал порог
Школы родной Поселковой,
Начал здесь свой урок.
ПРИПЕВ,
Ты память детства сохрани,
Мне снова сказку подари.
Ах, школа Поселковая,
Тропиночка знакомая.
2.
Учимся здесь мы жизни,
Споры ведём в тиши.
Пользу родной Отчизне
Мы принести спешим.
ПРИРЕВ.
3.
Годы летят, как птицы-
Много сменилось лет.
Всем, кто учился в школе,
Шлём мы большой привет.
ПРИПЕВ.
В нашей школе сложилась чёткая система воспитательной работы. Совет, в который входят представители администрации школы, посёлка, родители и учащиеся, руководит центрами, объединившими детей по интересам.
Давно известно, что некоторые дети не любят школу из-за антидемократического содержания и формы работы. Эта «безвыборность» - не просто уравниловка: сильных учеников она не только уравнивает со средними, сколько безжалостно ломает. Так получается, что сильному становится в школе скучно, а слабому-неуютно. Срабатывает привычка делать «среднего школьника». Чтобы такого не случилось, коллектив Поселковой сош стремится подойти к каждому ученику индивидуально, даёт ему право выбора дела по душе, не навязывая своё мнение и желание. В начале каждого учебного года в классах проводится анкетирование, позволяющее выявить интересы учащихся, помогающее спланировать работу школы на год с учётом пожелания детей. Школьникам приходится ответить на ряд вопросов.
ПРИМЕРНАЯ АНКЕТА.
1.Назовите кружок, в котором вы занимались в прошедшем году.
2. Чему он вас научил?
3.Что особенно понравилось (не понравилось) в его работе? Ваши предложения.
4.В каких кружках вы хотели бы заниматься в этом учебном году?
5.Какую практическую помощь вы можете оказать в его организации?
По результатам анкетирования Совет школы организует работу кружков, возглавляемых опытными учителями. Так, в 2007 – 2008 учебном году в Поселковой сош для развития творческих способностей школьников спланирована работа следующих кружков: « Родное слово», «Акварель», «Каблучок», «Юнкор», «Умелые руки», «Светофор», «Интеграл», «Планета», « Весёлый клубок», «Аленький цветочек», компьютерный, кулинарный, спортивный, краеведческий. Кружки различны по наполняемости, но все они необходимы, так как это не просто объединения детей по интересам, а часть нашего воспитания, развития способностей школьников, их творческих интересов, таланта, приобщения к русским традициям. Так, например, клуб «Гармония» воспитал многих юных поэтов, победителей областных и районных конкурсов стихов. Вот некоторые из них.
Мой дед на фронте воевал.
Мой дед на фронте воевал…
Ему уж много лет.
Немало на своем веку
Он одержал побед.
Но самой главною была
Победа над врагом,
Когда фашистская орда
Теснила всех огнем.
Призвали дедушку на фронт,
Он юным был тогда.
Разрушила любовь, мечты
Проклятая война.
Он все четыре года
Россию защищал.
Германию, Финляндию
Мой дед освобождал
Он в разных странах побывал
И в Австрию попал,
Не раз в сраженьях погибал
И снова выживал.
В бою не трусил предок мой.
И изредка в тиши
Отправить вести в Рассказань
Мой дедушка спешил.
Нелегкие сражения
Выигрывал всегда,
Ведь был он командиром
Орудия тогда.
Давно окончилась война,
Но рана все болит.
Ни с кем и никогда мой дед
О ней не говорит.
Все потому, что сильный он,
Характер уж такой.
«Смогу ль отважным быть, как дед?»-
Я думаю порой.
Я буду смелым, как мой дед,
Не трус, не хулиган.
Мой дед – Семен Романович,
Я - Логачев Роман.
(Логачёв Роман, победитель областной военно-патриотической олимпиады, посвящённой 58 годовщине Великой Победы)
.
Особой популярностью в школе пользуется спортивный кружок, который работает в вечернее время и объединяет школьников, молодёжь посёлка и родителей. Замечательные спортивный и тренажёрный залы всегда переполнены сельской молодёжью и детьми, желающими заниматься спортом. Здесь проводятся спортивные праздники, посвящённые различным датам, состязания между школьниками и взрослыми по волейболу, баскетболу, настольному теннису, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», весёлые эстафеты для малышей. Систематические занятия школьников спортом не только укрепляют их здоровье, но и отвлекают от вредных привычек, борьбе с которыми в школе уделяется особое внимание. Дети смело высказывают свою точку зрения по проблеме наркомании не только в рисунках, но и в творческих сочинениях. Вот одно из них.
Одумайся, великий человек!
Сорвав последний лист календаря,
Открыли век мы 21-й.
Но нет покоя что-то на душе,
Кипят взволнованные нервы.
Пытаясь в будущее устремить свой взгляд,
Я думаю: «А кто же виноват?
Кого винить сегодня мы должны
За то, что без объявленной войны
Мы сами убиваем разум свой,
Дурманя голову таблеткой и иглой?»
Пытаясь видеть радужные сны,
Ни перед чем не устоишь в момент ты ломки.
Не думает разумный человек,
Как искалечит жизнь своим потомкам.
Какая сила, страсть тебя несёт
В ту бездну, в самую пучину,
Где солнца нет, тепла и доброты,
А выход затянуло паутиной.
О, если б всю энергию собрать
И попытаться снова жизнь начать,
Увидеть снова радужные сны,
Но без дурмана страшной пелены!
Открылся б мир, волшебный и цветной,
Тот, о котором так мечтали мы с тобой,
Где много места для дерзаний и любви.
Своих товарищей с собою позови.
Захочешь снова испытать в душе экстрим,
Возьми друзей, гитару, снаряженье,
Высокую вершину покори-
Почувствуй лёгкость, риск в одно мгновенье
Одумайся, великий человек!
Открыл нам двери 21-й век
Не для того, чтобы во цвете лет
Погибнуть от иглы и сигарет.
Занятия учащихся в кружках служат опорным материалом при подготовке школьных мероприятий, многие из которых стали традиционными. Сделать их такими я пытаюсь, сочиняя к каждому из них свою песню или свой сценарий о родной Поселковой школе, который отличается от готовых разработок, представленных в журналах. Считаю важным, чтобы каждая школа имела своё неповторимое лицо, лишь тогда она станет тем магнитом, который притягивает к себе питомцев. Именно о своей школе, своих учителях говорили дети и пели родители на празднике, посвящённом Дню учителя.
В Поселковой школе праздник.
Стало как-то веселей.
Собрались мы здесь поздравить
Дорогих учителей.
В старших классах оживленье,
А на лестнице, в тиши,
Словно воробьи на ветке,
Спорят громко малыши:
«Не ищите друга ближе-
Наш учитель лучше всех.
На него не любоваться
Невозможно - просто грех.
Я скажу, не торопясь:
«Наш учитель просто класс!
И красив он, и хорош-
Лучше в мире не найдёшь».
Вы не спорьте, не старайтесь.
Всяк учитель здесь хорош.
Только в Поселковой школе
Вот такого ты найдёшь.
Самый главный наш секрет
Вам откроет Оля:
«Лучше всех учителя
В Поселковой школе».
Песня родителей о Поселковой школе.
1.
Когда-то мы учились в этой школе.
Прошёл десяток лет, а может, более.
Теперь уже пришёл и наш черёд
Идти в поход за знаниями вперёд.
ПРИПЕВ:
Желаем вам, учителя,
Любимой школы Поселковой,
Здоровья, счастья и удач.
Желаем вам успехов новых.
2.
Давно уже погас в квартирах свет,
А вы склонились над своей тетрадкой.
То улыбнётесь, будто невзначай,
А то слезу смахнёте вы украдкой.
ПРИПЕВ:
Спасибо вам, учителя,
От матерей, отцов и дедов.
И знаем мы, как нелегко
Даются школьные победы.
А к выпускному вечеру я сочинила песню, которая подводит своеобразный итог школьной жизни и выражает отношение бывших школьников к тому месту, где прошло детство:
1.
Этот вечер выпускной
Долго ждали мы с тобой.
Долго ждали, потому что жить спешили.
Но звучит прощальный вальс,
И мы поняли сейчас,
Что напрасно в школе время торопили.
ПРИПЕВ:
Одиннадцатый класс…
Как трудно в этот час
Прощаться с Поселковой средней школой…
Как птицы из гнезда,
Умчимся, кто куда,
Навстречу жизни новой и суровой.
2.
Мой учитель дорогой,
Сколько пройдено с тобой.
Расстаёмся мы сейчас-
Какая жалость.
Наша школа, как магнит,
К себе тянет и манит,
Потому что моё детство здесь осталось.
ПРИПЕВ.
3.
А на следующий год
Новый класс сюда придёт.
Время мчится, поколения меняя.
Так цвети ж, не зная бед,
Ещё много-много лет,
Наша школа Поселковая, родная.
Но традиции – это не только праздники, это система, по которой работает вся наша школа, воспитывая у учащихся личную инициативу и самостоятельность. Все учащиеся 12-14 лет объединены в пионерскую организацию « Надежда», деятельность которой осуществляется под девизом: «За Родину, добро и справедливость». Мы не сдерживаем хороших начинаний наших школьников, поэтому одобрили желание старшеклассников ввести президентскую систему управления среди учащихся 8-11 классов. Свою организацию они назвали « Юность». Тайным голосованием избираются президент, вице- президент, министры. На своих заседаниях старшеклассники поднимают важные проблемы школы, разрабатывают и воплощают в жизнь интересные проекты. Игровая форма управления не мешает детям вести серьёзную работу с отстающими, прогульщиками, нерадивыми дежурными. Совершенствование системы самоуправления способствует самоутверждению школьников, развитию их самостоятельности и творчества.
Вопрос воспитания русской самобытности, национальной гордости и патриотизма давно волновал светлые умы. Многие мыслители ратовали за национальное воспитание.
Н. О. Лосский писал: «… В деле сохранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно ещё содействие национального воспитания и образования». Чувство гражданственности, ответственности за всё, что происходит вокруг, любви к Родине и её истории воспитывает в нашей школе клуб « Патриот». Его члены ведут большую поисковую работу. Под их руководством проводятся Уроки мужества, праздники, посвящённые Дню защитника, встречи школьников с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии по залу боевой славы, ведётся поиск друзей и однополчан ветеранов войны. При этом учащиеся поддерживают связь с местной и районной администрациями, с Советом ветеранов войны, с телевизионной передачей «Жди меня». Силами школьников на территории родного посёлка найдены 3 массовых захоронения солдат времён Великой Отечественной войны. Первое - было проведено в1941 году, в нём прах мирных людей, эвакуированных на Восток. Второе - в 1943 году, в нём прах солдат армии генерала Власова. Третье- прах наших воинов, перевозивших оружие на Запад. В настоящее время учащиеся ведут работу по увековечению могил погибших людей.
Особое внимание мы уделяем сотрудничеству с родителями, подключаем их к процессу грамотного воспитания детей. Совместными усилиями родителей, школьников и учеников проводятся Дни семьи, викторины «Что? Где? Когда?», «Семейные турниры традиций».Эти мероприятия способствуют воспитанию в русском человеке национального духовного характера, которому Ильин И. А, придавал особое значение. «Россия встанет во весь свой рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера…»,- писал он.
Современная жизнь почему-то изживает нравственные качества. А наша небольшая сельская школа продолжает защищать идеалы добра и бескорыстия, человеколюбия и честности. Русские национальные праздники и обряды всегда оказывали на людей огромное воспитательное воздействие, обогащая их духовно и нравственно. Сейчас мы пытаемся возродить её, чтобы сделать жизнь богаче, а людей душевнее и добрее. Эта деятельность сплачивает взрослых и детей, заставляет поверить в во что-то чистое, светлое, доброе. Мы твёрдо убеждены, что нравственная программа не может меняться в зависимости от моды, поэтому Уроки доброты, акции милосердия, декады Матери Дни пожилых людей, инвалидов стали неотъемлемой частью нравственного воспитания наших детей. В школе постоянно действует закон помощи слабому. Российская глубинка всегда отличалась своей неповторимой самобытностью, щедростью и богатством души, смекалкой, выдумкой, мастерством и талантами. Трудно оценить роль сельского учителя и школы, являющейся, как правило, единственным центром интеллектуально-культурной жизни в сельской местности, необходимым условием сохранения и развития языка и традиций. Кроме того, известно, что в прямой зависимости от наличия образовательного учреждения находится демографическая ситуация, развитие экономики в сельской местности.
Сегодня, когда и в сельскую школу пришёл компьютер, о воспитании наших детей можно говорить с оптимизмом. По словам Ш. А, Амонашвили, «мы должны, обязаны верить в свою педагогику, верить в преобразующую силу воспитания». И мы верим в великую силу своих трудов, устремлённых к личности детей. Являясь единственным творцом и созидателем детских душ в условиях сельской местности, мы, конечно, сталкиваемся с большими трудностями. Но это нас не пугает и не останавливает. Мы всегда помним о том, что сельский учитель обязан осознать свою важную задачу- реализовать в жизни ученика заложенное в ней высшее, доброе начало Мы твёрдо уверены в том, что истоки духовного возрождения России и ,прежде всего, родного края начинаются в школе.
И как приятно бывает читать строки из сочинений детей: «Наша школа-это мой родной дом. Здесь добрая и тёплая атмосфера. Я горжусь тем, что здесь учились мой дед и родители. Добра тебе, родная школа! Верных учеников!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сельская школа -центр духовно-нравственного воспитания
Ядром духовно-нравственного образования и воспитания в школе является урок ОПК. Урок ОПК -это особый урок,отличающийся от других школьных предметов,он помогает посеять семена добра в детской душе,это ...
Воспитательная работа с детьми и родителями в 1 классе коррекционной школы.
В этой публикации я отразила работу прошлого года с 1 специальным (коррекционным) классом МБОУ СОШ №30, где показала свою работу за тот период. Надеюсь, материал помещённый мной пригодитьс...
Мой тренерский подход к работе с детьми и молодёжью.
Сущность и специфика деятельности тренера, по моему мнению, заключаются в умении найти особый подход к каждому спортсмену; создать необходимые условия для его развития; вселить веру в воспитанника, во...
Музей- центр воспитательной работы в школе
ЧТОБЫ СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬСЯ КОР...
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...
Курсовой проект «Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».
Курсовой проект «Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».Представляет учитель географии Бальчус И.М.ПланТеоретическая частьПрактическая частьПриложениеI. Теоретич...