Внеклассное мероприятие по математике «Математическая спартакиада»
методическая разработка (5 класс) на тему

 

В рамках декады естественно-математических наук в школе мной было разработано и проведено для учащихся 5-х классов внеклассное мероприятие по математике «Математическая спартакиада».

Главная цель мероприятия  – пробуждение и  развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи мероприятия:

  • способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;
  • повысить уровень математического мышления;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Данное мероприятие проходило в форме игры, местом проведения которой был спортивный зал.

Участники игры – учащиеся двух пятых классов, из числа которых были сформированы две команды. Каждая команда имела капитана и состояла из команды девочек и команды  мальчиков, остальные учащиеся – болельщики. Каждой команде предстояло сначала пройти эстафету, а затем выполнить определённое математическое задание. Моими помощниками в организации мероприятия и членами жюри были учащиеся 9 кадетского класса.

Предварительная подготовка  включала следующее:

  • подбор материала для конкурсов;
  • организация команд;
  • организация помощников и жюри;
  • подготовка спортивного инвентаря.

Для оформления были использованы:

  • шары (в качестве украшения зала);
  • плакаты с высказываниями «Кто математикой и спортом занимается, тот силы набирается и цели добивается», «Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие»;
  • эмблемы команд;
  • карточки с заданиями;
  • раздаточный материал для болельщиков;
  • жетоны для оценки верных ответов (стоимостью 1 ум);
  • оценочная таблица жюри.

Структура внеклассного мероприятия:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация. Вступительное слово учителя;
  3. Представление членов жюри;
  4. Представление команд;
  5. Приветствие команд;
  6. Разминка команд;
  7. Конкурс команд;
  8. Конкурс болельщиков;
  9. Конкурс капитанов;
  10. Подведение итогов игры.

Исходя из опыта проведения внеклассных мероприятий по предмету в игровой форме, можно заключить, что такие мероприятия способствуют приобретению у учащихся навыков принятия решения в разнообразных ситуациях, воспитанию инициативности; являются средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, формируют у детей познавательный интерес. Математические игры вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а следовательно, и к математике в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya_spartakiada.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кудрявцева Ольга Александровна

учитель математики МОУ СОШ №4 г. Коврова

Идентификационный номер: 219-900-057

Внеклассное мероприятие по математике «Математическая спартакиада»

В рамках декады естественно-математических наук в школе мной было разработано и проведено для учащихся 5-х классов внеклассное мероприятие по математике «Математическая спартакиада».

Главная цель мероприятия  – пробуждение и  развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи мероприятия:

  • способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;
  • повысить уровень математического мышления;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Данное мероприятие проходило в форме игры, местом проведения которой был спортивный зал.

Участники игры – учащиеся двух пятых классов, из числа которых были сформированы две команды. Каждая команда имела капитана и состояла из команды девочек и команды  мальчиков, остальные учащиеся – болельщики. Каждой команде предстояло сначала пройти эстафету, а затем выполнить определённое математическое задание. Моими помощниками в организации мероприятия и членами жюри были учащиеся 9 кадетского класса.

Предварительная подготовка  включала следующее:

  • подбор материала для конкурсов;
  • организация команд;
  • организация помощников и жюри;
  • подготовка спортивного инвентаря.

Для оформления были использованы:

  • шары (в качестве украшения зала);
  • плакаты с высказываниями «Кто математикой и спортом занимается, тот силы набирается и цели добивается», «Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие»;
  • эмблемы команд;
  • карточки с заданиями;
  • раздаточный материал для болельщиков;
  • жетоны для оценки верных ответов (стоимостью 1 ум);
  • оценочная таблица жюри.

Структура внеклассного мероприятия:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация. Вступительное слово учителя;
  3. Представление членов жюри;
  4. Представление команд;
  5. Приветствие команд;
  6. Разминка команд;
  7. Конкурс команд;
  8. Конкурс болельщиков;
  9. Конкурс капитанов;
  10. Подведение итогов игры.

Исходя из опыта проведения внеклассных мероприятий по предмету в игровой форме, можно заключить, что такие мероприятия способствуют приобретению у учащихся навыков принятия решения в разнообразных ситуациях, воспитанию инициативности; являются средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, формируют у детей познавательный интерес. Математические игры вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а следовательно, и к математике в целом.

Внеклассное мероприятие по математике «Математическая спартакиада»

Цели:

  1. образовательные:
  1. расширить круг знаний учащихся;
  2. раскрыть межпредметную связь математики и физической культуры;
  3. способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях;
  1. воспитательные:
  1. воспитание у учащихся инициативности, смекалки;
  2. развитие доброжелательного отношения друг к другу;
  3. развитие умения управлять своим поведением, следовать требованиям коллектива;
  1. развивающие:
  1. нацелить на сотрудничество и творчество;
  2. повысить познавательный интерес к математике и здоровому образу жизни;
  3. научить умению логически мыслить, анализировать и обобщать;

  1. Организационный момент

  1. Актуализация. Вступительное слово учителя.

Станет ли кто в наше время отрицать, что человек должен быть здоров и интеллектуально развит. Чтобы быстро бегать, хорошо играть в теннис, метко стрелять по мишеням надо много тренироваться. Но и  для развития умственных способностей тоже необходимы упражнения – это математические задачи, ведь не случайно саму математику называют гимнастикой ума.

На сегодняшней «Математической спартакиаде» вы посоревнуетесь не только в ловкости, силе и сноровке, но и в умении решать задачи, применяя смекалку и сообразительность.

Как сказал Блез Паскаль: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».

Немного истории

Спарта – город-государство, находящееся на территории современной Греции.

Основное занятие жителей – подготовка к военным действиям в целях обороны своего маленького государства. Исходя из этого, каждый житель должен был обладать превосходной физической подготовкой. Дисциплинированность и ясность ума – главное для человека, так считали спартанцы. Поэтому, наряду с физической подготовкой, много времени уделялось счету (т.е. развитию математических способностей). Тот, кто владел математикой, тот умело вел бой, т.к. смекалка и точный расчет помогали выиграть время и спасти жизни многих воинов.

Итак, мы начинаем нашу математическую спартакиаду.

  1. Представление членов жюри, помощников.  Объявление правил оценки команд.

За каждый правильный ответ даётся жетон стоимостью 1 ум. Победителем считается команда, набравшая большее количество «умов».

  1. Представление команд.

  1. Приветствие команд.

  1. Разминка команд.

В качестве разминки командам предлагается отгадать загадки [4].

Вопросы командам девочек:

  1. Живут два друга,

Глядят в два круга. (глаза или очки)

  1. Две сестрёнки – две плетёнки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так одевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)

Вопросы командам мальчиков:

  1. Растёт дуб, у него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. (год, 12 месяцев, 52 недели, 7дней)

  1. 101 брат и все в один ряд

Вместе связаны стоят. (изгородь)

Вопросы болельщикам:

  1. Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? (по одному, дед, сын, внук)

  1. На столе лежали конфеты в кучке.

Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой

Взяли конфеты по одной штучке,

И не стало этой кучки.

Сколько было конфет в кучке? (3, бабушка, мама, внучка)

  1. Конкурс команд

  1. Эстафета «Ведение мяча» 

Задание: Занимательный квадрат [4].

Вопрос командам девочек:

В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы в сумме получилось число 6.

Рисунок 1

Вопрос командам мальчиков:

Расставить в клетках квадрата числа 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в сумме получилось число 15.

Рисунок 2

  1. Эстафета с обручем

Задание: Ребусы [4]

Вопрос командам девочек:

Рисунок 3

Ответ: родина.

Вопрос командам мальчиков:

Рисунок 4

Ответ: нагар.

  1. Эстафета со скакалкой.

Задание: Глядя на чертёж [4]

Вопрос командам девочек:

Сколько всего треугольников и четырехугольников вы видите на этом чертеже?

Рисунок 5

Ответ: треугольников – 4, четырехугольников – 6.

Вопрос командам мальчиков:

Сколько треугольников и четырехугольников на чертеже?

Рисунок 6

Ответ: треугольников – 8, четырехугольников – 6

  1. Эстафета «Бежим, огибая кегли»

Задание: Логические задачи [4]

Вопрос командам девочек:

Какой круг лишний?

Рисунок 7

Ответ: 2-ой.

Вопрос командам мальчиков:

Какое число надо поставить в пустую клетку таблицы?

Рисунок 8

Ответ: 81.

  1. Эстафета «Каракатица»

Задание: Равенства со спичками

Вопрос командам девочек [1]:

Переложите одну спичку в левой части каждого из числовых равенств так, чтобы получилось верное равенство.

X I = V I I + I I

X = I I I + I I

Ответы: I X = V I I + I I; V = I I I + I I.

Вопрос командам мальчиков [5]:

Переложите одну спичку в правой части каждого из числовых равенств так, чтобы получилось верное равенство.

V I = V + I I I

V I = V I I + I I

Ответы: V I = I V + I I; V I = V I I I – I I.

  1. Перетягивание каната

Задание: «Задачи-смекалки»

Вопрос командам девочек: «Возможна ли солнечная погода?»

Если поздней осенью в 10 часов вечера идёт дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?

Ответ: нет, т.к. будет 10 часов вечера.

Вопрос командам мальчиков: «Закрывают ли магазины?»

Магазины при десятичасовом рабочем дне открываются в 8 часов утра и закрываются в 7 часов вечера. Закрывается ли магазин на обеденный перерыв?

Ответ: Да, т.к. с момента открытия до момента закрытия проходит 11 часов,  а не 10.

  1. Конкурсы болельщиков

  1. Кроссворд

Задание: Разгадай кроссворд и узнай название науки, которая помогла древним египтянам построить их пирамиды [3].

Рисунок 9

Вопросы к кроссворду:

  1. Квадрат, луч, точка – каждый из них … Ещё бывает в шахматах.
  2. Место, в котором одна точка принадлежит двум прямым.
  3. Замкнутый след от циркуля.
  4. Родина цифр: X, C, D, V и т.п.
  5. Его границы охраняют две точки.
  6. За их количество отвечает вторая цифра в трёхзначном числе.
  7. Самая высокая точка горы. Ещё бывает у треугольника.
  8. С его помощью находят ответ.
  9. Чтобы правильно решить пример нужно все действия привести в … Ещё он должен быть на твоём письменном столе.

Ответы: 1 Фигура, 2 Пересечение, 3 Окружность, 4 Рим, 5 Отрезок, 6 Десяток, 7 Вершина, 8 Решение, 9 Порядок. Ключевое слово: геометрия.

  1. Продолжи пословицу

  1. Не имей … рублей,

      А имей … друзей. (сто, сто)

  1. … раз отмерь,

      … раз отрежь. (семь, один)

  1. За … зайцами погонишься –

      Ни … не поймаешь. (двумя, одного)

  1. Ум хорошо, а … лучше. (два)

  1. Конкурс капитанов

«Попади в корзину» [2]

Задание: Решить задачу «Какое число я задумал».

Я задумал число, прибавил к нему 12, полученную сумму умножил на 3 и получил 48. Какое число я задумал?

Ответ: 4.

  1. Подведение итогов игры:

  • объявляется команда-победитель;
  • члены команд получают сладкие призы.

Слово учителя:

Наша игра подошла к концу. Всем большое спасибо за участие! Хочу закончить наше мероприятие словами из стихотворения С.Маршака «Пожелание друзьям».

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам не дёшево.

Литература

  1. Зайкин М.И.

Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. – М: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1996. –176с., 324 илл.

  1. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.

Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.сред.шк. – 5-е изд. – М: Просвещение, 1988. –160с.: ил.

  1. Петерсон Л.Г.

Математика. 4 класс. – М: «Баласс», «С-инфо», 1999.

  1. Труднев В.П.

Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся нач.школы. – М: Просвещение, 1980. – 127с.,ил.

  1. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В.

Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 80с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Математические олимпийские игры"

Данная игра включает в себя оригинальные практические задания и задачи на смекалку, которые помогут содержательно организовать досуг учащихся. Это мероприятие можно проводить для учащихся 5-8 классов....

Внеклассное мероприятие по математике «Математическая викторина»

Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта.  Развитие ...

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Математический ипподром"

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 9-11 классов, не требующее большой подготовки....

Внеклассное мероприятие по математике "Математическая спартакиада"

“Математическая спартакиада”.Главная цель мероприятия – пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.Задачи мероприятия:способствовать возникновению интереса у...

Внеклассное мероприятие по математики "Математическая спартакиада"

интегрированное мероприятие по математики для 5-6 классов, презентация...

Внеклассное мероприятие по математике "Математическое шоу "Математическое ассорти"

Данное мероприятие содержит в себе познавательный и занимательный материал по математике....