Презентация по теме: "История возникновения математики"
презентация к уроку (10, 11 класс) на тему
Презентация "История возникновения математики" рассматривает период древнейшей истории человечества. Может быть использована для обощения материалов в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_matematiki.pptx | 488.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В истории математики традиционно выделяются несколько этапов развития математических знаний : Формирование понятия геометрической фигуры и числа как идеализации реальных объектов и множеств однородных объектов. Появление счёта и измерения, которые позволили сравнивать различные числа, длины, площади и объёмы. Изобретение арифметических операций. Накопление эмпирическим путём (методом проб и ошибок) знаний о свойствах арифметических действий, о способах измерения площадей и объёмов простых фигур и тел. В этом направлении далеко продвинулись шумеро-вавилонские , китайские и индийские математики древности. Появление в древней Греции дедуктивной математической системы, показавшей, как получать новые математические истины на основе уже имеющихся. Венцом достижений древнегреческой математики стали «Начала» Евклида , игравшие роль стандарта математической строгости в течение двух тысячелетий. Математики стран ислама не только сохранили античные достижения, но и смогли осуществить их синтез с открытиями индийских математиков, которые в теории чисел продвинулись дальше греков. В XVI—XVIII веках возрождается и уходит далеко вперёд европейская математика. Её концептуальной основой в этот период являлась уверенность в том, что математические модели являются своего рода идеальным скелетом Вселенной [1] , и поэтому открытие математических истин является одновременно открытием новых свойств реального мира. Главным успехом на этом пути стала разработка математических моделей зависимости переменных величин ( функция ) и общая теория движения ( анализ бесконечно малых ). Все естественные науки были перестроены на базе новооткрытых математических моделей, и это привело к колоссальному их прогрессу . В XIX—XX веках становится понятно, что взаимоотношение математики и реальности далеко не столь просто, как ранее казалось. Не существует общепризнанного ответа на своего рода «основной вопрос философии математики» [2] : найти причину «непостижимой эффективности математики в естественных науках» [3] . В этом, и не только в этом, отношении математики разделились на множество дискутирующих школ. Наметилось несколько опасных тенденций [4] : чрезмерно узкая специализация, изоляция от практических задач и др. В то же время мощь математики и её престиж, поддержанный эффективностью применения, высоки как никогда прежде.
Математика в системе человеческих знаний есть раздел, занимающийся такими понятиями, как количество , структура , соотношение и т. п. Развитие математики началось с создания практических искусств счёта и измерения линий , поверхностей и объёмов .
Понятие о натуральных числах формировалось постепенно и осложнялось неумением первобытного человека отделять числовую абстракцию от её конкретного представления. Вследствие этого счёт долгое время оставался только вещественным — использовались пальцы, камешки, пометки и т. п. Археолог Б. А. Фролов обосновывает существование счёта уже в верхнем палеолите .
С распространением счёта на больши́е количества появилась идея считать не только единицами, но и, так сказать, пакетами единиц, содержащими, например, 10 объектов. Эта идея немедленно отразилась в языке, а затем и в письменности. Принцип именования или изображения числа (нумерация) может быть: аддитивным (один+на+дцать, XXX = 30) субтрактивным (IX, девя -но-сто) мультипликативным (пять* десят , три*ста)
Для запоминания результатов счёта использовали зарубки, узелки и т. п. С изобретением письменности стали использовать буквы или особые значки для сокращённого изображения больших чисел. При таком кодировании обычно воспроизводился тот же принцип нумерации, что и в языке
Названия чисел от двух ( zwei , two , duo , deux , dvi , два…) до десяти, а также десятков и числа 100 в индоевропейских языках сходны. Это говорит о том, что понятие абстрактного числа появилось очень давно, ещё до разделения этих языков. При образовании числительных у большинства народов число 10 занимает особое положение, так что понятно, что счёт по пальцам был широко распространён. Отсюда происходит повсеместно распространённая десятичная система счисления . Хотя есть и исключения: 80 по-французски quatre-vingt (то есть 4 двадцатки), а 90 — quatre-vingt-dix (4*20+10); это употребление восходит к счёту по пальцам рук и ног. Аналогично устроены числительные датского, осетинского, абхазского языков. Ещё яснее счёт двадцатками в грузинском языке. Шумеры и ацтеки, судя по языку, первоначально считали пятёрками.
Есть и более экзотичные варианты. Вавилоняне в научных расчётах использовали шестидесятеричную и двенадцатиричную систему . До сих пор в такой системе считаются часы и минуты, фунты и стерлинги в Великобритании.
А туземцы островов Торресова пролива — двоичную : Урапун (1); Окоза (2); Окоза-Урапун (3); Окоза-Окоза (4); Окоза-Окоза-Урапун (5); Окоза-Окоза-Окоза (6)
Когда понятие абстрактного числа окончательно утвердилось, следующей ступенью стали операции с числами. Натуральное число — это идеализация конечного множества однородных, устойчивых и неделимых предметов (людей, овец, дней и т. п .). Для счёта нужно иметь математические модели таких важных событий, как объединение нескольких множеств в одно или, наоборот, отделение части множества. Так появились операции сложения и вычитания . Умножение для натуральных чисел появилось в качестве, так сказать, пакетного сложения. Свойства и взаимосвязь операций открывались постепенно. Другое важное практическое действие — разделение на части — со временем абстрагировалось в четвёртую арифметическую операцию — деление . Делить на 10 частей сложно, поэтому десятичные дроби , удобные в сложных вычислениях, появились сравнительно поздно. Первые дроби обычно имели знаменателем 2, 3, 4, 8 или 12. Например, у римлян стандартной дробью была унция (1/12). Средневековые денежные и мерные системы несут на себе явный отпечаток древних недесятичных систем: 1 английский пенс = 1/12 шиллинга , 1 дюйм = 1/12 фута , 1 фут = 1/3 ярда и т. д.
Примерно в то же время, что и числа, человек абстрагировал плоские и пространственные формы. Они обычно получали названия схожих с ними реальных предметов: например, у греков « ромбос » означает волчок, « трапедсион » — столик ( трапеция ), « сфера » — мяч. Теория измерений появилась значительно позже, и нередко содержала ошибки: характерным примером является ложное учение о равенстве площадей фигур при равенстве их периметров , и обратно. Это неудивительно: измерительным инструментом служила мерная верёвка с узлами или пометками, так что измерить периметр можно было без труда, а для определения площади в общем случае ни инструментов, ни математических методов не было. Измерения служили важнейшим применением дробных чисел и источником развития их теории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "История зарубежного терроризма"
В презентации кратко рассказывается о возникновении терроризма за рубежом, начиная с секты сикариев, действующей в Палестине в I в. н.э. и заканчивая террористическими группировками I половины XX в. В...
Презентация на тему "История Великобритании"
В презентации отражена информация о традициях, символах и правителях Великобритании....
Презентация на тему "История США"
В презентации находится информация о столицеСША, ее основателях и самых больших городах Америки...
презентация на тему "История возникновения чисел"
презентация для 5 класса...
Презентация на тему "История возникновения логарифмов" алгебра 10 класс
Презентация на тему "История возникновения логарифмов" алгебра 10 класс...
Презентация по теме "История РПЦ: От возникновения до патриаршества"
Презентация по курсу Религии России НИРО.1.988 – 1448 – управление Константинопольского патриархата2.1448 – 1589 – образование автокефалии3.1589 – начало XVIII века &nda...
Презентация по теме "История возникновения мер"
Данная презентация предназначена для урок математики и истории...