Проект "Узловая литературная"
проект на тему

Синчина Ольга Владимировна

Данный проект был подготовлен в рамках проведения КТД "Узловая - родина моя",  посвященного нашей малой Родине, городу Узловая Тульской области. Проект подготовлен совместно с учениками 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uzlovaya_literaturnaya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Материал выступления группы 5б, 8б и 10б классов

на КТД «Узловая – родина моя!»

Тема: «Узловая литературная»

Чтец 1:

Есть края красивее, я знаю,
Но душой нисколько не кривя,
 
Я тебя на них не променяю
Узловая  -  Родина моя!

Ведущий:

Владимир Сафонов вспоминает:           
На страницах" Стихи. ру" на днях встретился с  Николаем Боевым и нахлынули воспоминания...   Ничего случайного в жизни не бывает...                 

 Михаил Крышко, Лев Кальянов ,Николай Боев, Владимир Сапронов - дорогие сердцу      имена. Нежно прикасаясь к ним, я прикасаюсь к давно прошедшей юности. Спасибо им за то, что они  есть, что встретились мне в моей жизни.

Чтец 2:  

Луга, хлеба, березняки

Плывут в лучистой сини.

И остужают ветерки

Горячий лик России.

Страна на трудном рубеже –

Принижено обличье.

Но Русь живет в моей душе

Несломленным величьем.

(Лев Кальянов)

Ведущий:

 Помню, как бегал со стихами ко Льву Кальянову
Помню, как радовался каждой моей публикации в литературной  страничке...
Мечта была простая: писать лучше, чем они. Сбылась ли она? Думаю нет, потому, что пишу не лучше, а по- другому, так как ощущаю мир, а это ощущение индивидуально.
 

 Чтец 3:

Пусть живу не в ней я много лет.
Пусть стихи печатал тут и там.
Всё равно Узловский я поэт
по любви, по грусти, по мечтам.
Здесь в"Знамёнке"слушали меня,
наставляли летом и зимой,
оттого стихом в дали звеня,
остаюсь поэтом Узловой.
Потому, что корни мои здесь,
возмужал тут в жизненной борьбе,
потому, что с головою весь
остаюсь стихом в её судьбе!

 Ведущий:

Я радуюсь каждому пишущему, думающему, любящему, верующему …

Чтец 4:

В огоньках рубиновых рябины
Пламенеют на сыром ветру,
Журавли поднялись в небо клином,
Окликая сёла поутру.
Вдаль плывут над пашней паутинки,
Дремлют в дымке розовой стога,
Солнце встало над рекой в лощинке
И проснулись в инее луга.

(Евгений Ширшов)

Чтец 5:

Узловские литераторы не затерялись в литературном море. Дважды становился лауреатом конкурса писателей СССР и МВД о милицейских буднях Михаил Крышко. Девять раз побеждал в областных литературных конкурсах Н. Боев. Он и В. Сапронов — лауреаты литературной премии им. Л. Н. Толстого. Лауреатами областных конкурсов становились Л. Кальянов и Н. Циндель.

Чтец 6:

Всемирную известность приобрело творчество еще молодых сценариста и прозаика Валерия Залотухи  и поэта и музыканта, лидера эстрадной группы «Бахыт — Компот» Вадима Степанцова. Это далеко не полный список, ибо десятки воспитанников литобъединения разлетелись по странам ближнего и дальнего зарубежья.

Чтец 7:

Я весь по меркам века скроен –

Живу его крутой судьбой,

Как век, я тоже не устроен,

А впереди мой главный бой.

За жизнь, за будущую долю

Я свет зажгу там, где темно,

Взращу я Куликово поле,

Найду своё Бородино

(Николай Боев)

Чтец 8:

Тульский край мне бесконечно дорог

 Пеньем птиц весною поутру,

 Тишиной лесов, где каждый шорох

 Эхом отзывается в пруду.

Чтец 9:

 Красотой ромашек придорожных,

 Белизной берёзок , что стоят,

 Веточки раскинув , осторожно

 Листьями своими шелестят.

 Чтец 10:

Величавостью дубов и сосен,

 Разноцветьем луговой травы

 Я люблю, когда приходит осень

 В этот край добра и красоты.

Чтец 11:

 Дорог край мне Ясною Поляной,

 Ширью нераспаханных полей,

 Рощами , где летним утром рано

 Песню запевает соловей.

Чтец 12:

 Славным, ратным Куликовым полем,

 Где зимой кружит, шумит метель

 И зовёт, набушевавшись вволю,

 Звонкую весеннюю капель.

Чтец 13:

 Всё здесь любо, дорого и мило!

Как же эту землю не любить!

Скрыта в ней такая мощь и сила

 Никому её не победить!

Материал подготовили:

Синчина О.В., классный руководитель 5б класса;

Стельмах Л.А., классный руководитель 8б класса;

Мощева М.А.. классный руководитель 10б класса.

«Узловская сторонушка»

Боев Николай Ильич

Самое доброе полюшко

В нашей лежит стороне…

Припев:

Здравствуй, сторонка любимая,

Сердце волнуется вновь,
Милая родина, милая,

Светлая наша любовь!

Узловские литераторы не затерялись (см. в сборнике)

За бескрайние поля да за ясные очи,
За великие моря, за полярные ночи,
За душевное тепло и подвиги, моя!
Я люблю тебя моя сторонка родная!
Эх, задушевная моя!

Не понять её умом и не стоит,
Только сердцу свои тайны раскроет.
И душа на два осколка разбита,
А лицо её слезами умыто.
Но сильна она и, Боже, как красива,
Хоть истерзана судьбой несчастливой,
И зовёт она меня в путь далёкий.
Без неё я словно волк одинокий.

За бескрайние поля да за ясные очи,
За великие моря, за полярные ночи,
За душевное тепло и подвиги, моя!
Я люблю тебя моя сторонка родная!
Эх, матушка родная!
Россия моя!

За бескрайние поля да за ясные очи,
За великие моря, за полярные ночи,
За душевное тепло и подвиги, моя!
Я люблю тебя моя сторонка родная!
Россия шальная!
Россия стальная!
Россия родная!

.

Николай Боев

Как отметил председатель правления Тульской писательской организации В.Ф. Пахомов: « …Николай Боев никогда не писал о мелочах, пустяках, стихов ни о чём, но всегда о любви, о Родине, о счастье…Его стихи не для лёгкого чтения, чтения на сон грядущий. Бездумье поэту противопоказано. Ему нужен не только читатель-собеседник, но и читатель-единомышленник, собрат. Не каждый автор заслуживает такого читателя. Боев заслуживает…»

"...Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь, мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти."
Антуан де-Сент-Экзюпери



Лев Кальянов

Материал всего курса орфографии и пунктуации даю блоками, например: «Безударные гласные в корне слова» (сюда относятся и орфограммы «Проверяемые гласные», и «Непроверяемые гласные», и «Чередующиеся гласные»); «Употребление мягкого знака»; «Гласные после шипящих и ц»; «Частица не и ни» (сразу повторяем и различия в употреблении, и правила слитного и раздельного написания в словах этих частиц).

      На занятиях предлагаю различные виды работы: пишем тематические диктанты (диктанты на одно правило); словарные диктанты с последующим объяснением; проводим комментированное письмо; иногда школьники составляют свои варианты упражнений, которые потом диктуют друг другу; имеет успех и так называемое «деформированное письмо» - текст с ошибками, которые исправляют на занятии учащиеся. После тщательного повторения отдельного правила – итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности. Обычно все ребята успешно справляются с этим заданием. Особое внимание уделяю тому, чтобы все учащиеся хорошо умели выполнять морфемный и словообразовательный разборы, ведь, зная состав слова, легко можно вспомнить орфограмму в конкретной морфеме. Так, морфема рос- может быть и корнем, и приставкой, а правописание подчиняется разным правилам. В словах «истинный» и «лебединый» некоторые пытаются выделить  один и тот же суффикс – ин. Только  правильно выделив корень, приходят к выводу, что суффиксы в словах разные. Помогают нам на занятиях и этимологические словари. Я всегда повторяю: «Представьте, что мы геологи. Или археологи. Только ищем не полезные ископаемые или древности, а проникаем в тайну слова. Это не менее интересно».

      Детально повторяем  мы и правописание безударных личных окончаний глаголов. Как правило, школьники ошибаются при написании глаголов, причастий и деепричастий потому, что не знают, к какому спряжению относится глагол. На занятиях школьники составляют алгоритмы образования от глаголов всех возможных причастий и деепричастий, выделяют суффиксы данных частей речи, не забывая указать спряжение глагола, от которого образована эта форма. Составляем схемы различия форм повелительного наклонения (крикните) и форм 2-го лица множественного числа (крикнете); рассматриваем написание глаголов с суффиксами – ова- - -ева-; -ыва- - -ива-, заполняя таблицу «Правописание суффиксов глаголов».  Часто школьники допускают ошибки в написании наречий, производных предлогов, союзов. Наиболее употребительные слова заучиваем наизусть, важно только, чтобы учащиеся хорошо усвоили «частиречную принадлежность» слова, поэтому всегда повторяем сведения из раздела «Морфология».

    Для работы над правилами пунктуации подбираю тексты как из отечественной, так и из зарубежной литературы, классической и современной. Кроме того,  используем не только художественные произведения, но и тексты научного или публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий.

Эффективен и такой прием: раздаю старшеклассникам книги и прошу проиллюстрировать примерами какое – либо пунктуационное правило. Самое главное, чтобы учащиеся безошибочно определяли грамматическую основу предложения. Это - «скелет» предложения, его  суть. Выделив правильно все основы в предложении, легко можно определить, какая связь в предложении (союзная или бессоюзная), какой тип сказуемого в каждом из простых предложений, чем  предложения осложнены.

     Задания  из раздела «Лексика» легко выполняют учащиеся, обладающие широким кругозором. Лексические значения многих «незнакомых» слов мы чаще всего выписываем из словарей. Незаменимым помощником при этом является «настольная книга»- словарь под редакцией С.И.Ожегова. Еще школьники дома выписывают по 5 - 10 слов из словарей и предлагают объяснить их значение. Такой «обмен словами» производим на каждом занятии. Подобную работу выполняем и при повторении раздела «Орфоэпия», только объектом нашего внимания является нормы произношения и ударения. Многие слова повторяем хором несколько раз, заучивая таким  образом литературное произношение.

       Работу над средствами выразительности текста учащиеся выполняют охотно. Заполняется таблица средств художественной выразительности для каждого класса отдельно исходя из развития.

КАРТА  УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ   КЛАССА

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

КД № 1

КД № 2

КД № 3

КД № 4

КД № 5

КД № 6

КД № 7

КД № 8

1

Акимова Анна

2

Аксёнова Алёна

3

Алтухова Светлана

4

Андриянова Арина

5

Бойченко Никита

6

Гузбанд Александр

7

Ефимова Софья

8

Илюшина Ирина

9

Колесникова Елиз

10

Куликов Егор

11

Кутанова Ангелина

12

Мальцева Евгения

13

Назаров Никита

14

Осипова Елизавета

15

Попова Виолетта

16

Пронина Анастасия

17

Роголев Руслан

18

Рыбина Елена

19

Свирин Данила

20

Серёгин Георгий

21

Сычёв Андрей

22

Тимаховская Лилия

23

Федотов Алексей

24

Фролова Софья

25

Чесноков Владислав

26

Шушлебин Иван

27

Янкин Егор

Классный руководитель                                                                         О.В. Синчина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...