Родительское собрание "Социальное воспитание - важнейший этап в формировании личности"
методическая разработка на тему
«Социальное воспитание – важнейший этап в формировании личности»
Родительское собрание
Цели:
· Повысить педагогическую культуру родителей, пополнить арсенал их знаний по вопросам социализации и социального воспитания в современных условиях;
· Выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, интегрировать усилия семьи и педагогов в деятельности по становлению мировоззрения ребёнка;
· Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений;
Оформление: «Семья начинается с детей. /А.И. Герцен», « Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.» В.А. Сухомлинский ; « Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать.» Н. Федоров
Оборудование: интерактивная доска ( Результаты проведённой методики М.И.Рожкова по выявлению уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности среди учащихся с 6-7 классов)
Предварительная работа: провести методику М.И.Рожкова по выявлению уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности среди учащихся с 6-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/sotsialnoe_vospitanie.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социальное воспитание – важнейший этап в формировании личности»
Родительское собрание
Цели:
- Повысить педагогическую культуру родителей, пополнить арсенал их знаний по вопросам социализации и социального воспитания в современных условиях;
- Выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, интегрировать усилия семьи и педагогов в деятельности по становлению мировоззрения ребёнка;
- Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений;
Оформление: «Семья начинается с детей. /А.И. Герцен», « Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.» В.А. Сухомлинский ; « Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать.» Н. Федоров
Оборудование: интерактивная доска ( Результаты проведённой методики М.И.Рожкова по выявлению уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности среди учащихся с 6-7 классов)
Предварительная работа: провести методику М.И.Рожкова по выявлению уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности среди учащихся с 6-7 классов
Ход собрания
Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас всех в полном составе.
Тренинг «Очищение от тревог»
Цель: снятие эмоционального напряжения
Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...
Садитесь поудобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...
Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...
Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...
Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...
Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!
Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...
На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...
Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...
Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)
Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.
Сегодня родительское собрание посвящено вопросам социализации и социальному воспитанию детей.
Вступительная беседа
-Чем характеризуется подростковый возраст?
-Что делает подростков другими?
-Как они общаются?
-Что влияет на формирование жизненной позиции?
-Какова роль телевидения?
-Что приводит к конфликту с подростками?
- Как ведут себя дети в быту?
Игра «Кружка»
(на ладони учителя на уровне глаз зрителей обычная кружка с односторонним рисунком)
Фабула игры: двое родителей занимают разное положение по отношению к кружке. Глядя на неё, поочерёдно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описание явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка без рисунка и т.д.
Вывод: эта игра свидетельствует о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира, любая проблема, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения.
Игра «Проблема на ладошке»
У нас две группы родителей, сидящих напротив. Одной из групп предлагаю найти что-то хорошее, справедливое, полезное в фильме «Закрытая школа», которая произвела большое впечатление не только среди детей, но и среди взрослых. Другой группе, наоборот, – негативное, отрицательное, плохое. Проблему на ладошке будет символизировать «сердечко», которое вы будете передавать от одного выступающего к другому, от одной группы родителей к другой.
(Каждый из родителей высказал своё мнение)
Лекция классного руководителя о социализации и социальном воспитании
Социальное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в поступках и поведении. Развитие человека - сложный процесс, которым двигают наследственность и среда. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации. Социальное воспитание, по мнению А.В. Мудрика, предполагает включение подростка в социальные связи при активной самостоятельности выбора цели и способов самоутверждения, определения приоритетов.
Наиболее важное значение для социализации и социального воспитания ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.
При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.
В социальной педагогике и психологии социум, социальная среда рассматривается прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда - это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда - это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.
Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком, искажается в результате негативного - стихийного либо преднамеренного - влияния среды, в которой он живет, и т.д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.
Процесс социализации таких детей также происходит, прежде всего, через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.
В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов
Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе воспитания необходимо ориентироваться именно на общечеловеческие ценности - определенные нормы нравственности, прогрессивное, культурное наследие человечества.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений.
Знакомство родителей с результатами проведенной методики М.И. Рожкова
Была проведена методика М.И.Рожкова по выявлению уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности среди учащихся с 6-7 классов.
класс | Ф.И. | оценку социальной адаптированности | Оценка автономности | Оценка социальной активности | Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности |
6. | Казека А. | 3 в | 3 в | 3.8 в | 3.6 в |
Кулаков А. | 1 н | 0.4 н | 2.4 с | 2.4 с | |
7. | Брейстер В. | 3.4 в | 3.4 в | 2.8 с | 3.4 в |
Горбунов А. | 1.4 н | 0.6 н | 2.6 с | 3 в | |
Средний коэффициент | 2.6 с | 1,9 н | 2,9 с | 3.1 в |
Больше 3 – высокая степень (в)
Больше 2, но меньше 3 – средняя степень (с)
Меньше 2 - низкая степень (н)
По результатам проведённой методики среди учащихся 6-7 классов видно, что средний коэффициент оценки приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности намного выше, чем в других уровнях социализации, а коэффициент оценки автономности самый низкий.
(Далее учитель комментирует результаты каждого ребёнка отдельно)
Совместно с родителями вырабатываются и принимаются рекомендации по воспитанию подростка:
- Важную роль в жизни человека играет семья, в которой он растёт.
Даже сегодня при большой занятости родителей надо способствовать выработке у подростка умения принимать правильное решение в ситуации нравственного выбора.
2.Важно уделять внимание физическому здоровью ребёнка, следить за режимом, чтобы он не сидел целый день у компьютера, а ночью в интернете.
3.Необходимо выстраивать такие отношения, чтобы ребёнок знал, что он как личность интересен родителям, его мнение для них значимо. Тогда в трудной ситуации ребёнок будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркотикам.
4. Нельзя прятаться от проблем и не надо бояться обращаться за помощью к психологу.
Итог собрания
- И закончить мое выступление мне хочется одной восточной притчей:
У одного короля был мудрец, который очень часто помогал ему советами. И как-то королю показалось, что придворные стали больше прислушиваться к словам мудреца, чем его собственным, и тогда он решил проучить мудреца, а заодно и показать всем придворным, кто на самом деле самый умный. Поймал он бабочку, зажал ее в своих ладонях и пригласил к себе мудреца, чтобы задать ему вопрос.
-Скажи мне, бабочка в моих руках живая или мертвая? (а сам думает: «Скажет, что мертвая – я разожму руки и бабочка улетит – значит живая, а если скажет , что живая, я потихоньку сожму руки, и бабочка погибнет!»)
Посмотрел на него мудрец внимательно и произнес:
- Все в Ваших руках, мой господин…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"
· Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...
Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности
Проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех....
«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»
Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...
Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности.
Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение члено...
Формирование навыков общения воспитанников детского дома , как важное условие формирования личности.
Доклад....
"Патриотическое воспитание, как важнейший фактор формирование личности у молодых людей с умственной отсталостью"
Данное сообщение предназначено для педагогов с целью передачи опыта по работе в данной теме....