Духовно – нравственное воспитание социально адаптированных детей и детей с ограниченными возможностями средствами музыкально - театрализованной деятельности.
статья на тему

Шимко Елена Ивановна


духовно-нравственное воспитание в триединвтве: обучающихся МБОУ СОШ№30, воскресной школы "Светлячок" и ГКУ"Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Преодоление" через театрально-музыкальную  деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon духовно-нравственное воспитание86.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание социально адаптированных детей  и  детей с ограниченными возможностями  средствами  музыкально - театрализованной деятельности.

Давайте поговорим о детях  и о том, как облегчить их жизнь в нашем мире. По данным многих педагогов, психологов и социологов, детские проблемы  в наше время по -  прежнему стоят очень остро.

Чтобы быть уверенным, что нашим детям и внукам  будет хорошо в будущем, надо уважать прежде всего себя и научить этому детей. А это возможно только тогда, когда осваивается родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, история его развития, духовное наследство и.т.д. Если целостность этого процесса нарушится - собьются ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.         Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? Из  детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Но способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, сложно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но важно, чтобы эти качества  формировались уже сегодня. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого такие понятия как  дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком -  имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития,  умеет решать проблемы в общении с окружающими,  спокойнее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.                

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно.  Нынешняя общая духовная ситуация в России приводит в ужас -  падение нравственности  продолжается. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни,  культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот основные  характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. В СМИ идет непрекращающееся попрание понятий стыда, чести, чистоты, порядочности, иерархичности – что  низводит нашу страну все ниже и ниже.  Характерные  причины данной ситуации: отсутствие  положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,  спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания и целенаправленной комплексной  государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. С падением нравственности страшно за истину Христа, страшно за человечество. Педагогическая общественность встревожена и  бурно обсуждает вопрос о том, каким должно быть нравственное образование и о роли православия в нем.

Мы придерживаемся мнения, что   решать проблемы духовно-нравственного воспитания необходимо срочно и не только в процессе учебной деятельности, но и через организацию свободной деятельности и досуга с участием учителей, служителей церкви, социальных работников, педагогов дополнительного образования. В частности, большие  возможности в этом направлении имеет музыкально - театрализованная деятельность.

Музыка есть пространство человеческого опыта, который влияет на мышление, тело и эмоции. Она способна изменить  поведение слушателя или исполнителя, помочь осознать окружающее. Терапевтическое положение музыки необходимо для выстраивания реальных взаимоотношений с ребёнком, не способным наладить таковые обычными средствами – любовью и осмыслением. Музыкальная терапия часто преследует цель обойти или преодолеть эмоциональные и интеллектуальные преграды, стоящие между ребёнком и окружением, иначе говоря, способствовать здоровой перемене в поведении ребёнка, связанном с его пониманием самого себя и окружающих.  

Театр — один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства,  позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра как вида искусства.

Важная особенность театральной игры и в том, что эта деятельность интересна  и детям и взрослым. В ней  есть общая цель, которая реализуется как в результате — спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.  Наша работа по музыкально-театрализованной  деятельности  направлена на духовно-нравственное воспитание детей и подростков, и ее  можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения детьми  установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать их поступки.

ГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» посещают около 500 детей области  в год в возрасте до 18 лет объединенные статусом инвалид детства и имеют различную патологию развития. Центр имеет хорошее материально-техническое  обеспечение, современное реабилитационное оборудование, располагает квалифицированными кадрами, способными решать задачи в соответствии с уставом учреждения.  В центре ведётся комплексная  коррекционно-реабилитационная работа медицинскими работниками и специалистами по физкультуре, массажу, психологами, логопедами, педагогами сенсорной комнаты, кабинета игротерапии, компьютерного класса, изостудии, воспитателями отделения дневного пребывания, музыкальным руководителем и педагогом по хореографии.

Начиная работать в реабилитационном Центре,  мы задумались над тем,  что нужно сделать, чтобы особенный ребёнок посещал наше учреждение с радостью? Как поддерживать  каждый день атмосферу тепла, доброжелательности и творчества? Для этого и нужны  занятия музыкотерапией. Уже заходя в музыкальный зал, ребята  радуются в ожидании чего-то праздничного и увлекательного. Всё оборудование музыкального зала способствует пробуждению положительных эмоций, формированию хорошего эстетического вкуса. Наша работа базируется на двух простых идеях:  

- Центр – второй дом для детей, где им уютно и комфортно;

- Вся деятельность Центра направлена на  реабилитацию ребенка в соответствии с их заболеванием, возможностями, и возрастом.

Работа по музыкально – творческому воспитанию детей-инвалидов в Центре ведется давно. Вначале была театральная студия «Надежда», потом «Маленький театр» с ростовыми куклами, сейчас осваивается программа лечебной хореографии. На занятиях музыкатерапии реализуется идея использовать опыт Т. Э. Тютюнниковой по соединению принципов творческого импровизационного музицирования Карла Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики, создание шумового оркестра.  Качественных результатов мы смогли достичь  при  оснащении учебного процесса музыкальными инструментами народов мира высокого качества и чистого красивого звука. Появление и применение системы «Саундбим» внесло новизну в наши программы и направлено  непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций, речевой деятельности. Мы видим, как загораются глаза детей, их движения становятся ритмичными, чёткими, появляется уверенность в себе, когда они видят плоды своего труда в инсценирование музыкальных сказок, развлечениях, это  помогает быстро организовать детей, учит преодолевать возникающие трудности, осваивать новые формы поведения, приобретать важные социальные навыки и опыт социального взаимодействия.  

Адаптация детей – инвалидов среди здоровых детей нередко проходит проблематично. Многие дети с особенностями развития не имеют реального представления о своем потенциале, так как в семьях воспитываются в условиях повышенной опеки и неадекватной требовательности.   В  общении в современном социуме они испытывают недостаток внимания, либо,  наоборот, слишком навязчивое  предложение помощи и пристальное внимание. Наши совместные музыкальные мероприятия    способствуют безболезненному общению со сверстниками и желанию общаться еще.  

Социализация ребенка, как в норме, так и при наличии отклонений в развитии, происходит в процессе взаимодействия с окружающими и начинается с формирования аффективно- личностных связей с близкими взрослыми: прежде всего с мамой, затем с папой, бабушками, дедушками и т.д. Мы стремимся к тому, чтобы дети и родители радовались вместе с нами, чувствовали тесный эмоциональный контакт, были уверены, что они не одиноки в этом мире со своим горем. Крайне  важно, чтобы в музыкальном зале и  родители чувствовали себя максимально комфортно, ведь от их психологического состояния во многом зависит настроение ребёнка, что способствует развитию положительного эмоционального фона ребёнка.

Далее малыш осваивает взаимодействие с новыми взрослыми, и, наконец, у каждого ребенка рано или поздно появляется интерес к общению с другими детьми. Общение со сверстниками является необходимым условием благополучного развития любого ребенка. Контакты друг с другом дают детям дополнительные впечатления, сильные эмоциональные переживания, развивают подражательные способности.

Участие детей в совместных мероприятиях с детьми СОШ №30, семейным объединением «Зернышки» и детьми воскресной школы «Светлячок» с детьми  Центра  «Преодоление» - это, прежде всего, настоящие уроки милосердия и добра. Именно здесь ребенок социально адаптированный становится главным участником проекта, он сам проникается состраданием к ближнему и обретает огромное желание помочь другому человеку в беде.

Все начиналось с постановок детьми СОШ №30  фольклорных музыкально - театрализованных сказок: «Царевна лягушка»,  «Снегурочка» для воспитанников Центра. Результат не заставил себя ждать: ожидание новых   репетиций, выступлений, встреч со сверстниками переросло в традицию. И теперь ежегодно перед Новым годом все с нетерпением ждут новых сказок; В памяти юных исполнителей и благодарных зрителей музыкально-театрализованные постановки «Принцесса на горошине», «Сказка о Морозце», «Снежная королева». Расширяя  работу по адаптации детей со сверстниками из СОШ №30, мы перешли на совместные серьезные мероприятия,  посвященные Дню Победы, что тоже стало доброй традицией. Дети уже ждут, когда придут ребята школьники. Главная цель такого объединения – всестороннее развитие через усвоение общественного опыта.

Систематичная совместная  работа с  детьми СОШ №30 и детей воскресной школы «Светлячок» социально адаптированных с  детьми с ограниченными возможностями здоровья   решают  важные задачи духовно - нравственного воспитания:  развитие чувства милосердия, неравнодушия к людям которые находятся рядом и уверенность в жизни.        

   Работая с октября 2012 года в воскресной школе Новоалександровского прихода, мы  так же не прекратили свою работу по духовно- нравственному воспитанию детей средствами музыкально- театрализованной деятельности. И чтобы ни говорили, мы считаем, что религиозная нравственность должна быть признана и в наши дни единственною, миростроющей, мироподдерживающей, и миросохраняющей силой – теми могучими столпами, на которых покоится все наше общественное благополучие.

 Не хлебом только одним жив человек, но словом, которое исходит из уст Божих.

 Если добрая душа радуется миру, счастью и довольству ближнего, то в ней обитает Бог.

Нравственность и религия связаны тесно между собою, как свет и теплота в солнечном луче. И что Бог соединил, человек да не разлучает…     

Вся  учебно-воспитательная работа по духовно-нравственному воспитанию воскресной школы  «Светлячок» направлена  на формирование добродетелей у ребенка:  совести, долга, надежды, веры,  милосердия, терпения, доброжелательности, послушания и доброй воли, способности различить добро и зло, любовь к Отечеству.  Это добродетели, которые развиваются  детьми в процессе доступного знакомства со Священной историей  Ветхого и Нового Завета, освоения духовно-нравственного смысла художественных произведений, малых фольклорных форм. .

    Назначение своей деятельности  мы  видим в том, чтобы помочь детям обрести любовь к Богу и ближнему, воспитать чувство сострадания, готовность уступать и помогать друг другу, научить почитанию старших, послушанию, стремлению делать добро и служить людям.  

       Ребята несут свет православной веры в школу, района, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными   возможностями  «Преодоление»  п/р Луговое.  Силами учащихся воскресной школы   устраиваются театрализованные представления, выставки рисунков, поделок, посвященные праздникам Рождества Христова, Пасхи, Сретение Господне. Главным средством  духовно-нравственного развития  личности ребенка является введение его в православную культурную традицию через знакомство с Библией, храмом, кругом православных праздников.  близкие и доступные детскому пониманию.

Таким образом, наш труд способствует зарождению у детей веры в будущее, готовности к самостоятельной жизни, имеет целью решение долгосрочных задач по снижению уровня социального сиротства детей,  содействует социальной адаптации и интеграции в общество семей, имеющих детей с особенностями развития.

Список литературы:

  1. Духовно- нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие.- М.: ЦГЛ, 2006.
  2. Коррекция нарушений у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособие для учителя – дефектолога/ Н.Г.Кононова .-М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2008.- 319с.: ил.-(Развитие коррекция).
  3. Коррекционная педагогика теория и практика. Научно- методический журнал 4(28), 2008.
  4. Научно- просветительский журнал Духовно- нравственное воспитание.
  5. Скурат Г.Г.  Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками.- СПб.: 2007.-144с.
  6. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. -СПб.: Речь, 2006.- 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности»

В статье рассказывается об обобщении опыта по духовно – нравственному воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности» ...

Духовно- нравственное воспитание - основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося

Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена.   В ситуации кризиса духовного    мира   граждан...

«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями через реализацию комплекса мероприятий с Центром Духовное просвещение»

Государство и Русская Православная Церковь едины в оценке негативных последствий кризиса духовности и человечности в обществе...

Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности

Выступление: Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности....

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности

Проблемы духовно - нравственного воспитания школьников в современном обществе остаются актуальными и это связано с экономическим, образовательным и духовно-нравственным расслоением, с существованием р...

Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»

Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...