Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности
методическая разработка на тему
Выступление: Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_i_razvitie_na_urokah_orkse_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Образование — это воспитание для доброделания» «Торопитесь делать добро!»
Тема: «Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности»
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Оценка доброжелательного человека разными педагогами, в том числе такого как А.Я. Коменский.
С 1 сентября 2012-13 учебного года курс «Основы религиозных культур и светской этики» включен в инвариант учебного плана 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года родителями нашей школы выбран курс «Основы светской этики»
Система оценивания:
Отметочная система обучения в течение всего учебного года
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Текущий контроль может проходить на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно) и т.д.
Он осуществляется на материале учебника, в основном, в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Рекомендуем выставлять только отметки «5» и «4» в целях положительного отношения к курсу и создания ситуации успешности обучающегося. Ученик также получает словесную оценку своей работы, которая должна быть не карающей, а вдохновляющей и стимулирующей дальнейшую работу обучающегося.
Раскройте какие виды уроков вы используете, формы работы с родителями.
Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Работа с родителями:
Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как:
1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов.
3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.
У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, – как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.
Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.
Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.
В школе есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров.
Выражается он в том что в школе создан музейный уголок, ежегодно к дню празднования 9 мая проводиться памятное шествие к памятнику погибших в годы Великой Отечественной Войны. Оказание помощи в рамках акции: «Помощь пожилому человеку» уборка придворных территорий вдов погибших в годы в Великой отечественной войны, а так же тружеников тыла. Военно-патриотическая игра «Зарница». Систематическое проведение бесед к памятным датам и знаменательным событиям:
Урок Мира и Добра, День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год), Международный день пожилых людей, В мире права, День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, День Победы.
Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения.
Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ (например, в рамках урока «Образцы нравственности в культуре Отечества»). Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Работа в рамках модуля проходила в несколько этапов. Первый этап прошел в марте месяце. Было проведено родительское собрание по теме «Об изменениях в содержании образования и введении курса ОРКСЭ». Тогда же было проведено анкетирование родителей по выбору модуля и отношению к введению курса. Анкетирование показало настороженность, беспокойство родителей, так как они в полной мере не владели информацией о содержании курса и еще не сформировали собственное отношение. По выбору родителей преподавание велось по модулю «Основы светской этики».
Также родители имеют возможность посещать уроки в рамках модуля, им предоставляется консультативная помощь по подготовке домашних заданий. В рамках изучения курса планируется проект по теме «Бесценный дружеский союз».
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.
Работа заключается в следующем:
Предоставление рисунков детей на темы: «Семейных традиций, Малой Родины».
Групповая работа
Работа в группах позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса
При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся и степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.
Вот уже звенит звонок – начинается урок.
- Просмотр фрагментов мультфильмов
- Прослушивание музыкальных композиций
- Просмотр слайд-шоу, видео роликов
- Создание проблемных ситуаций
- Притчи
Работа с притчей
- Обсуждение основной идеи и смысла истории;
- Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
- Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
- Иллюстрация рассказа
- Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
- Выделить ключевые понятия;
- Инсценировка по рассказу (истории)
- Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
- Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);
- Сравнение нескольких притч
Прием «толстых и тонких» вопросов
Тонкие ? | Толстые ? |
Кто ? | Дайте 3 объяснения, почему...?
|
«Работа с понятиями»
- Кодекс морали
- Создание коллажей
- Прием синквейн
Пример синквейнов
«Нравственный поступок»
«Семья»
Сквозная деятельность
- Составление словаря терминов;
- Создание галереи образов;
- Разработка макета собственной книги
Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ
Статья по итогам первого года работы по модулю ОМРК...
презентация к проекту" Духовно-нравственное воспитание личности на интегрированных уроках музыки и литературы и во внеурочное время"
Презентация к проекту...
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами проектной деятельности на уроках литературы и краеведения
Из опыта работы...
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами курса внеурочной деятельности «Добро пожаловать в музей».
выступление на Августовской конференции 2014 года....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МОБУ «Еленовская СОШ»
Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра ...
Внеурочная историко-краеведческая проектно-исследовательская деятельность как форма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
Краткий анализ практической деятельности....
Духовно-нравственное воспитание школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность
Духовно - нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в жи...