1.Приветствие ведущего и игра-активатор «Построиться по...» | Здравствуйте! Очень приятно всех вас снова видеть. Тема сегодняшнего занятия-наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления. А сейчас сыграем в игру. Ведущий дает команду, и ученики на свободном от стульев и столов месте стараются как можно быстрее построиться в порядке возрастания по ряду сменяющихся признаков: - по росту;
- по дням рождения (с 1 января до 31 декабря);
- по длине волос;
- в алфавитном порядке по именам.
Хорошо, все вдоволь повеселились. Эта игра наглядно показывает, что один и тот же человек может занимать разное место в зависимости от того, по какому признаку производится расстановка. А вот по каким признакам считать вещество наркотиком? |
Дети играют. |
2.Дискуссия «Что такое наркотики и психоактивные вещества»
| Сейчас мы устроим дискуссию по вопросу «Что такое наркотики». Как вы сможете ответить на этот вопрос? Молодцы, вы прекрасно поработали. Теперь совершенно ясно, что наркотики обладают различными свойствами. | Это вещества, от которых людям становится весело, хорошо, но они приносят вред здоровью. |
3.Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества» | Специальные международные и национальные организации составляют официальные перечни наркотиков. На международном уровне перечни наркотиков содержатся в специальных конвенциях ООН, в России все наркотические средства и психотропные вещества включены в перечень, утвержденный постановлением правительства России. Так вот, наркотик-это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень наркотиков. А вот алкоголь и табак не внесены. Чем же тогда они являются? Их называют «психоактивные вещества». Это такие вещества, после приема которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя. Кроме алкоголя и табака существуют еще и специальные медицинские лекарства: успокаивающие, обезболивающие, повышающие настроение и другие. Наконец, некоторые подростки вдыхают пары клея «Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и производятся вовсе не для этих целей). Клей «Момент», бензин и растворители также относятся к психоактивным веществам. |
|
4.Дискуссия «Вред наркотиков для здоровья»
| Как вы думаете, что может произойти с человеком, который употребляет наркотики, выпивает или курит? Как изменяется его личность, функции организма?
Краткая таблица осложнений.
Агент | Немедленные осложнения | Хронические осложнения | Зависимость | Летучие вещества (клей и т.д.) | Смерть от удушья или остановки дыхания. | Хронический бронхит, Хронический гепатит (токсическое поражение печени) | Зависимость (наркомания, алкоголизм и т.д.)-состояние, при котором человек испытывает постоянную потребность принимать то или иное психоактивное вещество. Зависимость появляется, если человек некоторое время принимает психоактивное вещесто. Зависимость может возникнуть от любого наркотика и психоактивного вещества-марихуаны, алкоголя, табака, кофе, лекарств и т.д. | Наркотики | Смерть от передозировки. Психозы: бред, галлюцинации. | Хронический гепатит, СПИД, нарастающее слабоумие. |
| Алкоголь | Травмы из-за нарушения координации движений. Смерть от удушья при попадании рвотных масс в легкие. | Поражения печени и почек, нарастающее слабоумие. |
| Табак | - | Хронический бронхит, рак легких, стенокардия, инфаркт миокарда. |
|
Расходы общества на лечение. Мы поговорили о том, как много осложнений в состоянии здоровья вызывает употребление наркотиков, табака и алкоголя. И большинство из них приходится лечить. На лечение необходимы затраты. Это довольно большие деньги, и их можно было бы использовать для других, более приятных целей. Эти расходы -еще одно неблагоприятное последствие употребления наркотиков. Снижение производительности труда. Как вы считаете, кто работает лучше -тот, кто пришел на работу трезвым, или тот, кто прошлым вечером много выпил? Тот, кто в ясном сознании, или тот, кто принял наркотики? Почему? Мешает ли работе курение? Как все это влияет на работу других людей, не принимающих эти вещества? Теперь вы видите: чем больше наркотиков, табака и алкоголя употребляет человек, тем меньше работы он сможет сделать в единицу времени -производительность его труда падает. По этой причине страдает как он сам, ведь в этом случае его зарплата уменьшается, так и общество, потому что теперь человек производит меньше продукции.
Преступления. Для того чтобы покупать наркотики, нужны деньги. Наркоманы не очень хорошо работают, и им трудно заработать много. Поэтому они вынуждены воровать. Чтобы защитить нас от воров, чтобы ловить их, судить и держать в тюрьме, нужны деньги. Это тоже дополнительные расходы.
Ухудшение в отношениях между людьми. Наконец, из-за всех этих неблагоприятных последствий настроение у людей портится, они чувствуют себя несчастными раздраженными. И не только те, кто принимает наркотики, алкоголь или курит, но и окружающие их. Между ними часто возникают ссоры, они недовольны друг другом. Это очень неприятно для всех. Итак, мы разобрали неблагоприятные последствия злоупотребления психоактивными веществами. Вред наркотиков: - для здоровья (собственного и потомства).
- Расходы общества на лечение, правоохранительные
- Снижение производительности труда и ухудшение органы, тюрьмы и т.д. экономики (аварии, прогулы, простои, травматизм).
- Преступления и другие правонарушения.
5. Ухудшение отношений между людьми. | Может произойти смерть, бронхит, рак легких.
|
5. Упражнение «В шкуре зависимого» | Так если употребление алкоголя, табака, наркотиков приносит много неприятностей, то следует вопрос: почему же люди продолжают их принимать? Ведь понятно, что если что-нибудь вызывает неприятные последствия, то люди стараются этого избегать! Однако даже те, кто сильно пострадал от употребления сигарет, алкоголя или наркотиков, почему-то не всегда прекращают их использовать. Как вы считаете, почему так происходит?
А как выглядит зависимость от наркотиков, табака, алкоголя? Какие черты у нее есть? Давайте посмотрим на слайд (слайд: «Структура зависимости»). Видите, за исключением первого столбца (т.е. названия), все, что связано с употреблением табака, алкоголя и наркотиков, очень похоже. Даже состояния, которые наступают после прекращения употребления, в действительности различаются только силой выраженности, а механизм возникновения у них один и тот же, и по научному он называется «абстинентный синдром».
Слайд «Структура зависимости» Действие | Эффект | Результат | Состояние после прекращения действия | Чем люди жертвуют ради продолжения употребления | Курение табака | Удовольствие | Зависимость | Дискомфорт | Деньги Здоровье Любовь Дружба Семья ......... | Употребление алкоголя | Улучшение настроения | Зависимость | Похмелье |
| Употребление наркотиков | Эйфория | Зависимость | «Ломка», ухудшение самочувствие |
|
Все было понятно в объяснении? А теперь я предлагаю вам маленький эксперимент. Давайте посмотрим, каково жить человеку, попавшему в состояние зависимости. Для этого мне нужны три-четыре добровольца, которые могли бы рассказать нам о какой-нибудь одной своей привычке. Необходимо, чтобы каждый из трех-четырех человек описал какую-нибудь свою привычку (годится любая, лишь бы она была стойкой: чистить зубы по утрам, завтракать, смотреть мультфильмы каждый день, обязательно есть мороженое по воскресеньям и т.п.). После того как ребята опишут свои привычки, можно переходить ко второму этапу.
А теперь давайте заполним таблицу на доске, которая повторяет слайд (за исключением столбца с зависимостью), и вместо употребления психоактивных веществ вставим в эту таблицу наши привычку.
Действие | Эффект | Без этого я ... | Ради этого я могу... | Привычка 1 |
|
|
| Привычка 2 |
|
|
| Привычка 3 |
|
|
|
После этого необходимо расспросить учеников (и записать в соответствующие столбцы), какой эффект или какие чувства вызывает выполнение привычного действие, что они чувствуют и как себя ведут, если привычное действие выполнить не удалось, и на что готовы пойти (чем пожертвовать), чтобы все-таки его выполнить. Пример: Действие | Эффект | Без этого я... | Ради этого я могу... | Каждый день в 10 часов вечера я сморю видео. | Интересно, отдыхаю, расслабляюсь, получаю удовольствие... | Буду злиться, почувствую раздражение... | Пожертвовать хорошими отношениями с родителями, которые не дают смотреть мне видео (поскандалю с ними). | Каждое утро я делаю макияж в течение 15 минут. | Уверенность в себе, хорошее настроение... | Раздражена, недовольна, раздосадована... | Опоздать в школу и получить выговор от учителя и другие неприятности. |
Кто еще готов «поделиться» своими привычками? Видите, наши привычки не такие разрушительные, как злоупотреблением алкоголем, табаком и наркотиками, однако они также могут доставлять неприятности. Представляете, как живется людям, которые стали зависимыми от психоактивных веществ? А избавиться от этих привычек намного труднее, чем от привычки чистить зубы по утрам. |
Из-за зависимости |