Внеклассное мероприятие по теме "Два удивительных вещества - кислород и вода"
статья по химии (6 класс) на тему
Данное внеклассное мероприятие чётко встраивается в систему подобных внеклассных мероприятий, анонсирующих новые предметы, усиливающих интерес к изучению наук.
Цель мероприятия:
· привитие интереса к предмету
· стимулирование познавательной активности учащихся
· углубление знаний о свойствах кислорода
Задачи:
· воспитание бережного отношения к окружающим нас химическим веществам, имеющим большое значение в жизни человека
· помочь учащимся погрузиться в мир реально окружающих нас химических веществ и процессов
· анонсирование нового предмета - химия - для учащихся 6-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Данное внеклассное мероприятие чётко встраивается в систему подобных внеклассных мероприятий, анонсирующих новые предметы, усиливающих интерес к изучению наук.
Цель мероприятия:
- привитие интереса к предмету
- стимулирование познавательной активности учащихся
- углубление знаний о свойствах кислорода
Задачи:
- воспитание бережного отношения к окружающим нас химическим веществам, имеющим большое значение в жизни человека
- помочь учащимся погрузиться в мир реально окружающих нас химических веществ и процессов
- анонсирование нового предмета - химия - для учащихся 6-х классов
Девиз : « Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия. Наиболее драгоценное ископаемое нашей планеты – вода!» Я. Берцелиус Химия- это наука из раздела предметов по естествознанию. Сегодня мы пригласили вас в гости в кабинет химии на внеклассное мероприятие, посвящённое двум удивительным веществам - кислороду и воде.
Часть первая: « Суд над кислородом» Форма проведения – ролевая игра. Действующие лица: кислород, адвокат, помощник адвоката, свидетели защиты, обвинитель ( прокурор ), свидетели обвинения, судья, секретарь
Кислород – он всюду и везде: В камне, в воздухе, в воде. Он и в утренней росе, И в небесной синеве.
Секретарь:
Встать! Суд идёт! Прошу сесть. Рассматривается дело о злоупотреблении Кислородом своим положением. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор:
Кислород, пользуясь своим служебным положением, окислил многие металлы, превратив механизмы и технику в груду металлолома.
Обвиняю Кислород в поджогах – горят ценные леса в Крыму.
Кислород организовал взрыв бензина на нефтебазе и нанёс народному хозяйству большой материальный ущерб; погибли шахтёры в шахте из-за того, что метан сгорел в Кислороде. Прошу Вас, господин судья, вынести самое строгое наказание Кислороду! Нужно Кислород исключить из периодической системы Д.И.Менделеева, вобрать в колбу и закопать на большой глубине.
Секретарь:
Заслушаем свидетелей обвинения.
Свидетель № 1.
Уважаемый суд! Мы собрались сегодня, чтобы судить небезызвестный нам Кислород за его чёрные дела. В 1772 году Кислород был приглашен учёным Пристли в Англию для проведения экспериментов. Пристли посадил мышку под стеклянный колпак с Кислородом и не выпускал её до тех пор, пока она не умерла. Таким образом Кислород является сообщником этого ужасного преступления
Свидетель № 2.
Осенью, когда люди очищают лесопосадки от сухих листьев и жгут костры, Кислород ночью, надев маску и перчатки, ходит по лесу и раздувает огоньки. Реакция горения – вот без чего не может жить Кислород!
Секретарь:
Слово предоставляется прокурору.
Прокурор:
Нет прощения Кислороду! Ужасны его дела, и особенно реакции горения! Большинство веществ сгорают в Кислороде. Я предлагаю высшую меру наказания – исключить Кислород из таблицы Д.И.Менделеева, вобрать и закопать его на большой глубине, лет на пять, а потом отправить его на исправление в таблицу растворимости.
Секретарь:
Слово для защиты предоставляется адвокату.
Адвокат:
Дамы и господа! Уважаемый суд и все присутствующие! Сегодня мы собрались с вами чтобы судить гражданина Кислорода. Его обвиняют в поджигательной деятельности, враждебной всему человечеству. Но свидетели обвинения не во всё правы. Действительно в 1771 году Пристли установил, что в растениях присутствует что-то , способное исправлять воздух, испорченный горением свечи. Кроме того, он обнаружил, что мышь погибает в закрытом сосуде, но если вместе с ней под колпак поместить растение, то мышь останется жива!
Экспериментом Пристли доказал, что для дыхания нужен Кислород, а все растения – поставщики Кислорода.
Поэтому прежде чем судить Кислород, наш уважаемый суд, и все присутствующие, вы должны услышать правду о жизни и деятельности гражданина Кислорода.
Секретарь:
Слово для защиты предоставляется помощнику адвоката.
Помощник адвоката:
Кислород родился в 1772 году в небольшом шведском городке. Его мамой был КАРЛ Вильгельм Шееле, а папой Джозеф Пристли. Антуан Лавуазье был его крестным отцом, он то и назвал его « Кислород», что означает « Данный Богами для блага людей».
Детство его было трудным. Он рос очень добрым и милым. Когда Кислород был ещё ребёнком, он спас несколько тысяч африканцев от жажды и от голода. Было очень засушливое лето и тысячам людей, среди которых было много детей, грозила страшная смерть. Умирали посевы , от жажды погибал скот. А тем, кто ещё мог бороться с жаждой, грозила неминуемая смерть от голода. Но Кислород не дал им умереть! ОН поговорил со своим младшим братиком Водородом, вместе они создали воду, напоили ею людей, полили посевы. Разве можно уже после этого обвинять Кислород в реакции горения? Многие реакции горения дают нам тепло ( горение угля, древесины, газа ). С помощью огня можно сварить пищу, обогреть жилище. Только слепец и глупец не видит этого!
Секретарь:
Слово предоставляется свидетелям защиты:
Свидетель защиты № 1
Когда Кислород учился в колледже ( его учителя очень хвалили за трудолюбие ), он спас от смерти одну маленькую девочку. Она задыхалась от страшной простуды, и врачи ничего не могли сделать. И только Кислород спас её от смерти! Он наполнил своим газом специальные подушки, Кислород смог поступать к ней в организм, девочка смогла дышать и быстро поправилась.
Свидетель защиты № 2
Витамин «О» - так можно условно назвать Кислород. Без него мы не можем прожить и несколько минут. Кислород необходим , прежде всего, для выработки энергии в клетках животных и человека. Проследим путь Кислорода. В процессе дыхания он поступает в лёгкие, где соединяется с кровью и переносится к клеткам всего организма. Носителем Кислорода является гемоглобин красных кровяных телец. Кислород расходуется на окисление пищи с образованием энергии. А что произойдёт при отсутствии Кислорода? Никакие жизненные процессы не возможны, и клетки погибают.
Секретарь:
Слово предоставляется адвокату.
Адвокат:
Но и это не последний факт из жизни кислорода, подтверждающий, что Кислород делает всё во благо людей. И если мы осудим его – мы умрём! Ведь в организме человека есть Кислород и дышим мы тоже Кислородом! На долю Кислорода в организме человека приходится 65 %. Представьте себе, что 65% вашего тела исчезло! Что останется от вас? – сухая мумия в 20 килограмм. Кислород жизненно важен для всего живого на нашей планете! Так что, нам всем следует серьёзно задуматься, прежде чем вынести окончательный приговор.
Да, Кислород – смертоносное оружие! Может показаться удивительным, но Кислород, столь необходимый для жизни человека и животных, оказывается смертельным ядом для множества болезнетворных вирусов, бактерий и паразитов. Я думаю всем понятно. Что Кислород - особый элемент и его роль в жизни планеты огромна!
Секретарь:
Слово предоставляется Кислороду.
Кислород:
Многоуважаемый суд! Я знаю, что чистосердечное признание смягчает вину. Да, я люблю реакции горения ( их почему то часто называли поджогами ), но без них нет тепла, вкусной пиши, много полезных вещей. Без меня не поднимается в небо лётчик, не опустится на дно моря водолаз, остановится доменная печь, транспорт. Вы не можете меня казнить! Без меня умрут все живые организмы. Но главное то, что все живые организмы дышат Кислородом. А если вы всё же меня казните, то земля превратиться в пустыню, и ветер будет переносить пыль и свистеть а проводах! Я не хочу людям зла! Я не люблю пожары, взрывы на шахтах – эти катастрофы происходят от неумелого и безграмотного обращения со мной. Сколько пришлось пережить нам с братом, когда люди стали строить заводы и выпускать автомобили, загрязняя атмосферу. Да, мы очень обижены на таких людей, но не все же плохие, есть и очень хорошие люди – грамотные и они строго следят за сохранением чистоты окружающей среды. Этим людям я благодарен за чистый воздух и уютные города. Вину свою я не признаю!
Секретарь:
Прошу всех встать! Суд удаляется на совещание.
(В это время учитель ещё раз обращает внимание учеников на бережное отношение к окружающей природе).
Секретарь:
Прошу встать! Суд идёт!
Судья:
Прошу всех сесть.
Заслушав и обсудив показания обвинителей, свидетелей, самого обвиняемого, защитников , суд сделал следующие выводы:
- благодаря Кислороду существует всё живое на нашей планете
- Кислород – вездесущ: из него в значительной степени состоят не только воздух, вода и земля, но и мы с вами
- Могущество Кислорода проявляется уже в том, что мы им дышим, а ведь дыхание – синоним жизни, «Пока я дышу, я живу»!
- При обычных условиях Кислород не только бесцветен и поэтому невидим, но и никак нами не воспринимается, он не ощутим никакими органами чувств
- Недостаток Кислорода мы чувствуем мгновенно.
Суд принял решение:
Кислород полностью оправдать! Оставить его в периодической системе и отблагодарить за верную службу людям, всему живому на земле!
Часть вторая
Форма проведения – рассказ учителя.
Сегодня мы поговорим ещё об одном веществе, без которого жизнь не возможна. Назовите это вещество, отгадав загадку.
Я и льдинка голубая, Я и капля дождевая, Я снежинка вырезная, Я по травке разлита, Догадайся, кто же я? ( вода )
Все слыхали о воде? Говорят, она везде! Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда!
Кажется, что проще воды? И всё же. Так ли хорошо вы знакомы с водой? С её обычными и необычными проявлениями в природе. Сейчас мы с вами станем исследователями. К нам поступило вещество неизвестного происхождения.
Опыт № 1. Переливание воды из одного стакана в другой. Что произошло с водой? Какое свойство воды вы обнаружили?
Вывод: вода текуча, находится в жидком состоянии.
Опыт № 2. Дети пробуют воду на вкус( из одноразового стаканчика ).
Какой вкус имеет вода?
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 3. Возьмите стакан, опустите в него ложку. Видна ли она?
Вывод: вода – вещество прозрачное.
Опыт № 4. Определение цвета воды.
Опустите в воду цветные палочки. Имеет ли вода цвет?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт № 5. Определение запаха воды.
Понюхайте воду в стакане. Имеет ли она запах?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 6. Определение формы воды.
Налить воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода собственную форму, или она принимает форму сосуда?
Вывод: вода не имеет формы.
Опыт № 7. Вода – растворитель.
В одноразовый стаканчик ( из которого дети пробовали воду ) насыпать немного сахара.
Что произошло? Сахар растворился? Какой вкус стал у воды?
Вывод: вода – растворитель.
Опыт № 8. Что происходит с водой при нагревании и при охлаждении.
Колбу с трубкой, с подкрашенной водой, опустить в горячую воду. Вода в трубке поднялась. Почему?
Эту же колбу поставить в тарелку со льдом. Вода в трубке опустилась. Почему?
Вывод: при нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Учитель: В организме взрослого человека массой 70 кг воды содержится 45 кг, в сердце – 80% воды, в крови – 83 %. Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2 литра воды.
Далее говорится о бережном отношении к воде.
Учитель зачитывает слова Антуан де Сент-Экзюпери: « Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь! Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты – божество, которое так легко вспугнуть!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"
Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).ВведениеФорма проведения: устный журнал (час общения).Место ...
Внеклассное мероприятие по физике. Урок-игра "Всё о воде"
Урок в занимательной форме рассказывает детям о свойствах воды.Урок может быть использован не только на уроке физики, но и по экологии,на внеклассных мероприятиях "Береги воду"....
Внеклассное мероприятие по физике "Удивительное - рядом"
Внеклассное мероприятие по физике информационно-развлекательного характера. Творческие конкурсы для команд 7-8 классов сопровождаются демонстрациями занимательных опытов и шутливых мини-сценок....
Внеклассное мероприятие на тему: "Удивительным мир фразеологизмов"
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему "Удивительным мир фразеологизмов" (для 6-7-х классов)....
Внеклассное мероприятие по литературе "Удивительный мир литературы"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса направлено на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе изучения литературы в школе, повышение у обучающихся интереса к литературе....
Внеклассное мероприятие на тему: «Удивительный мир литературы»
Цель мероприятия:- выявить знатоков литературы;- закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения литературы в школе и самостоятельного чтения;-способствовать повышению у обучающихся интере...