Историко-литературный бал 2013
материал (11 класс) на тему

Мустафина Айгуль Фагимовна

Внеклассное мероприятие "Историко-литературный бал" посвященный: 

400 летию дома Романовых

295 летию ассамблеям Петра Великого 

150 летию  начала работы Л.Н. Толстого над романом "Война и мир"

100 лет с первой экранизации романа 

200 лет роману Д. Остен "Гордость и предубеждение"

190 лет комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

190 лет начала работы А.С. Пушкина над романом "Евгений Онегин" 

140 лет с первого издания драмы М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Бал повествует о знакомстве и женитьбе Александра II, будущего императора Российской империи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_khudozhestvenno-literaturnogo_bala_4.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий бала

Действие первое   Знакомство с балом 

Выходят ведущие.

Ведущий 1:

 Милостивые государыни и милостивые государи! Рады видеть Вас на нашем балу. Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, известнейших купцов, корабельных мастеров и канцелярских служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич – и название им велено дать АССАМБЛЕИ, далее они стали именоваться БАЛЫ.

 

Ведущий 2:

Слава Богу, мы других народов не глупее, девы наши статны и красивы (это всё иноземцы говорят) и способны к обучению и политесу. Для начала помузицируем.

Ведущий 1: 

У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы. На балах у испанских королей некогда танцевали медлительную паванну или торжественную сарабанду. Аллеманда, куранта, гальярда – эти старинные названия как бы приглашают в парадные бальные залы…

 

Ведущий 2 (на фоне музыки и танца):

А галантный Менуэт! Танцующие передвигаются изящными шажками, церемонно кланяются…, жесты медлительны…, па изысканны.… Полтора века царил этот танец! А затем настала эпоха лёгкого, стремительного, увлекательного…

Ведущий 1: Вальса!.. Есть ли танец удивительней? Более двух веков ему покоряется весь мир!

 Ведущий 2:

При слове “Вальс” мы представляем великосветские балы и роскошные дворцы. Однако, по происхождению вальс отнюдь не аристократический танец, а самый что ни на есть простонародный.

 

Ведущий 1:

Всеобщее признание пришло не сразу. Некоторые находили движения вальса неприличными! Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе! Во дворцах немецких кайзеров вальс под запретом был до1988 г. В России недолюбливала этот танец Екатерина II, а сын её, Павел I, велел опубликовать полицейское предписание, запрещавшее “употребление пляски, вальсеном именуемой”. Но запреты не помогли. Вальс жил! Так, из деревеньки, где незатейливый оркестрик наигрывал простенькие мелодии, вальс перебрался в богатые дома и дворцы.

 Ведущий 2:

Под звуки этого Вальса вспоминаются сюжеты, ставшие достоянием русской драматургии ХIХ века. Например, пьеса М.Ю. Лермонтова “Маскарад”.

 В первых театральных постановках драмы звучал “Вальс-фантазия” Глинки, а в 1940 г. для спектакля театра им. Вахтангова написал музыку Арам Хачатурян, Вальс стал самостоятельным произведением.

 

Ведущий 1:

Проходят годы… Новые танцы появляются и исчезают, а вальс по-прежнему молод и продолжает звучать. Любовь к нему не ослабевает.

Многие композиторы сочиняли произведения, посвященные вальсу. Композитор Эдуард Колмановский и поэт Евгений Евтушенко написали замечательный гимн вальсу:

Пусть проходят года,
Всё равно, никогда
Не состарится Вальс!

Ведущий 2

Но обо всем по порядку!

Действие второе Театрализованное представление

Декорации: стол камин нижняя сцена сидит королева с дочерями Марией и Александрой. Заходит император Николай I.

Николай I: Ваше высочество нам необходимо серьезно поговорить.

(Видя отца девочки встают обращаясь к нему и садясь в реверанс «Папенька!»)

Императрица (многозначительно): Николя!?...

Николай I: Дитя мое не пора ли вам на занятия по вокалу.

Дочь: Да папенька   (выходят)

Н I: Дорогая я получил известие от цесаревича. В своем письме он просит меня об одной услуге.

Императрица: Я так и знала, что его душа будет скучать о Родной земле в поездке по Европе.

Н I: О нет, моя дорогая!! Его сердце, я предполагаю, горит сейчас не от любви к Родине, а от любви к женщине. И он просит наше согласие на ее приезд в Петербург.

Императрица: О БОЖЕ!!! Ваше величество не томите, откройте сей секрет, кто его избранница?

Н I: принцесса Максимилиана Вильгельмина Гессенская-Дармштадская!

Императрица: Но ведь она незаконнорожденная!!!  

Н I: Об этом печальном  факте я в курсе Шарлотта.

Императрица: Конечно, это сблизит наши государства ваше величество. Дома Романовых и гессенских объединятся.

Н I: Я получил письмо с неделю и имел возможность обдумать данный союз. Хотелось услышать ваше мнение. Вам он тоже посвящает строчку:  «Милая Мама, что мне до тайн принцессы Марии! Я люблю её, и я скорее откажусь от трона, чем от неё. Я женюсь только на ней, вот мое решение!» Теперь вы осознаете важность дела!

Императрица: Александру быть будущим императором, его супруге быть императрицей.

Н I: Вы осознаете, чем может обернуться его отказ от престола! Я напишу ответ с согласием. А вас я попрошу подготовиться к теплому приему принцессы.

(Николай выходит. Императрица за ним следом. Приговаривая вот девчонка! Негодная! Да кто она такая дочь камергера!  Видит дочерей занимающихся на уроке музыки и задерживается. Берет гитару.)

Императрица: Да были времена! Как я любила эти уроки! (Начинает что-то наигрывать)

Александра: Маменька, а сыграйте что-нибудь. Я вам  подпою!

Романс.

(Тем временем на верхней сцене цесаревич просит руки своей возлюбленной)

Александр II: Дорогая папенька дал свое согласие! Я  прошу Вас оказать честь моему дому и принять приглашение погостить в России.

Принцесса: О, Алекс, конечно, я приму Ваше приглашение. И тотчас же начну готовиться к столь долгой поездке.

(На верхней сцене с другой стороны)

Императрица: Варвара мы ожидаем гостей, а у нас все слуги от рук отбились. Дай мое распоряжение, чтоб и сад и дом привели в соответствующий вид. Да и предупреди, чтоб не забыли о правилах.

(На нижней сцене крестьянки выходят из дверей.  4 девушки с корзинами хохочут, якобы собирают яблоки.  Звучит музыка, начинают танцевать. Танец крестьянок)

Выходит конюх: Девки, вам бы не танцевать, а песню распевать! Ведь опять влетит! Танцевать это только барышням, а вы то что!

Одна из девок: Ой да ладно тебе Ванюш! Что нам песню спеть, да вот только мы уж и работу завершили! Корзины наши уже полны! Пора и честь знать! (уходят)

(На верхней сцене рядом с бильярдным столом цесаревич и 4 друга играют)

Александр II: Братцы! Вот я и дома! Встречайте ж вашего друга!  (все оставляют игру и подбегают к царевичу)

Первый: Дорогой наш друг! Вы вернулись!

Второй: Вот и славно! Можно и в атаку рвануть! Поговаривают на  Кавказе не сладко! А ваш приезд вселит надежды в солдат! Уж засиделись мы в Петербурге! Всё вас ждали!

Третий: Горцам нас не победить! И дружбу нашу и любовь к Отчизне унесем в могилу!

(Импровизация боя на шпагах.  Песня Гардемарины)      

Александр II: Ох, друзья мои, смею сообщить вам новость! Мое бедное сердце попало в плен одной юной особы! И совсем скоро я представлю ее нашему высшему обществу. Сейчас она уже в Петербурге. Папенька приказал заняться ее обучением … И через месяц другой во дворце будет бал в ее честь!

Все: Вот это новость! Не томи, рассказывай! Кто она? Небось, английская принцесса? (уходят)

Автор: 10 сентября 1840 года принцесса Гессенская вступила на российскую землю!

(На нижней сцене императрица и принцесса. Разговор идет на французском, но в переводе на русский)

Императрица: С приездом принцесса! Как дорога? Не утомились?

Принцессе: Добрый день Ваше Величество! Дорога была долгой! Но все было превосходно организовано, что я даже и не заметила.

Императрица:  Как вам наши края?

Принцесса: Я была наслышана о просторах Российской империи! Но не могла себе представить, что они на столько, обворожительны! Бесподобно!

Императрица: Как поживают ваши родные! Надеюсь в добром здравии?

Принцесса: Благодарю, в добром здравии! Передавали Вам свое почтение!

Императрица: Не смею вас задерживать. Вы с дороги! Вам необходимо отдохнуть и ознакомиться с домом!

Принцесса: Благодарствую!

Императрица (на русском): Варвара! Проводите нашу гостью в ее опочивальню! И вели Ваньке накормить лошадей!

(На верхней сцене. Тем временем в Михайловском завершилась охота и Наталья Ростова, ее дядюшка и  Андрей Болконский за обеденным столом.Дядюшка берет гитару и начинает играть. Наталья танцует.)

Голос за сценой: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта в шелку и бархате, эмигранткой-француженкой воспитанная графинечка, – этот дух, откуда она взяла эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка». Как умела она понять все то, что было у дядюшки и во всяком русском человеке»

Дядюшка: Ну, графинечка! Чистое дело Марфа! Ай да племянница! Вот только муженька бы тебе молодца! Чистое дело Марфа!

Андрей: Уж выбран!

Автор: А в Петербурге  занялись обучением гессенской принцессы. Русский язык, литература, география, история, Закон божий, музыка, рисование, вальсирование.  


(урок русского языка)  

Преподаватель: Ну с моя, дорогая ученица, сегодня мы с вами познакомимся со светом нашей русской литературы А.С. Пушкиным

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся... А.С. Пушкин


Глаголом сердце жжёт и веселит склоненьем,-
О русский, с детства милый мне язык.
Мне сладостны его прикосновенья -
В созвучиях его и вздох, и стон, и крик,
И радость, и от боли избавленье,

Он живость сочетает с негой,
В нём - твёрдость полководческих команд
И свежесть только выпавшего снега,
И обаянье неприступных Анд,

Ему доступна мысли сокровенность
И против истины я не грешу,
Сказав, что забываю жизни бренность,
Когда на русском языке пишу.

Принцесса: прелестно! А вот что я прочла вчера по вашему веленью:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!    (ода русскому языку)

(Урок географии)

Преподаватель: С русским языком вы познакомились, теперь будьте любезны взглянуть на карту нашей Родины.

«Россия расположена на востоке Европы и на севере Азии, занимая около 1/3 территории Евразии и 1\9 земной суши. Общая протяжённость границ — 60 000 км; на севере и на востоке — морские границы, на юге и на западе — в основном сухопутные.

Несмотря на то, что Россия по площади является крупнейшей страной мира, климатические и почвенные условия контрастны.  Но зато у нас находятся самое глубокое озеро мира (Байкал), высочайшая вершина Европы (Эльбрус), длиннейшая река Европы (Волга) и наибольшее озеро Европы (Ладожское)».

(На верхней сцене)

Глашатай: 5 декабря сего года Принцесса Максимилиана Вильгельмина-Августа-Софья-Мария Гессен-Дармштадтская приняла крещение под именем Марии Александровны! В честь этого события в Зимнем дворце состоится бал!

Действие третье     Бал в честь принцессы

 Декорации : Верхняя сцена. Стол (зеленый), свеча, Пушкин пишет Евгения Онегина.

Отрывок зачитывается

Бал: 
Полна народу зала; 
Музыка уж греметь устала; 
Толпа мазуркой занята; 
Кругом и шум и теснота; 
Бренчат кавалергарда шпоры; 
Летают ножки милых дам; 
По их пленительным следам 
Летают пламенные взоры, 
И ревом скрипок заглушен 
Ревнивый шепот модных жен.

 

Декорации меняются (убираем стол, камергеры зажигают свечи).

Первый распорядитель: На нашем балу будут организованы салоны по интересам: шахматный салон, литературный салон, где вы сможете блеснуть своим умом и посоревноваться в рассказывании стихов, салон музыки.

Второй распорядитель: Регламент бала предусматривает определенный порядок танцев, представленный при входе в бальную залу. Уважаемые кавалеры, вы можете заранее пригласить даму на тот или иной танец. У каждой дамы есть бальная книжечка, в которой она может записать обещанный вам танец. Сегодня на нашем балу прозвучат полонез, мазурка, менуэт, венский вальс и кроме этого много других музыкальных композиций.

Первый распорядитель: А сейчас мы предлагаем кавалерам приглашать дам. Обращаем внимание дам, что очень важно не обмануть ожиданий ваших кавалеров. Будьте внимательнее, принимая приглашения на танец, записывайте их в свои бальные книжечки. Не стоит уделять свое внимание только одному кавалеру или одной даме, подарите его и другим участникам бала.

Второй распорядитель: Напоминаю, что во время звучания музыки дамы и кавалеры могут договариваться о приглашениях на танец, танцевать или просто общаться друг с другом.

Выходят император, императрица, цесаревич и принцесса.

Глашатай: Великая семья Романовых представляет светскому обществу принцессу Максимилиану-Вильгельмину-Августу-Софью-Марию Гессен-Дармштадтскую, в крещении Марии Александровны!

 

(Гости танцуют на нижней сцене. Общий танец полонез)

(Двое молодых людей, стоящих у окна, ведут диалог.)
І кавалер: Всякая из наших красавиц хочет жить подольше, и ни одна не желает быть старою: как согласовать сии желания? 
І І кавалер: Какая была бы жестокая борьба внутреннего с наружным, если бы не было румян, фальшивых пуклей и кокетства!
І кавалер: Дурак – то же, что и старая красавица: его ученость – белила, его начитанность – румяна, а умничанье – кокетство.
І І кавалер: И доказать ему, что он дурак, невозможно. Остается разве что посмеяться…
І кавалер: Смеяться над дураком, стыдить лжеца, просить взаймы у скупца, спорить с женщиной – все равно, что черпать решетом воду.

Возле рояля

Диалог І пары.
Кавалер: Есть престранные люди, которые поступают с друзьями, как с платьем: до тех пор употребляют, пока износится. А там и кинут.
Дама: Дружба теперь уже не чувство, а поношенная маска, которую надевает хитрость, чтобы обмануть простоту или скрыться от проницательности.
Кавалер: Нынче все в масках, и вся жизнь – сплошной маскарад, а вот маскарад, пожалуй, и есть жизнь.

Романс

Кавалеры собираются постепенно за карточным столом и начинают игру. В это время в зале продолжаются светские диалоги.

Диалог за карточным столом.
І: Ваш ход, князь Василий.
І І: Король бубновый. 
І І І: Дама пик.
І: И здесь все то же: дамы и господа, как в грамматике: род мужской и женский.
І І: Наши грамматики очень ошиблись, когда относили слова к тому или иному роду, например, доброта, нежность и снисходительность к женскому, а гнев, сумасшествие, каприз – к мужскому и среднему.
І І І: Вы явно настроены сегодня против слабого пола, а между тем женщины наполняют пустоты жизни так, как пшено промежутки в виноградном бочонке: пшено ничего не стоит, никуда не годится потом, а между тем необходимо, чтобы виноград не испортился.

Диалог 2 пары.
Дама: Говорят, вы сочиняете прекрасные стихи. Подарите хоть один из ваших шедевров для моего альбома. 
Кавалер: Любезная Софья Павловна, я не ценю так высоко своего таланта. Но если Вы когда-нибудь на досуге действительно захотите прочесть что-либо, начертанное мной, то вот для вас экспромт:

Волны катятся одна за другою
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпою
Также один за другим.

Волнам их воля и холод дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь душу… и что же? –
Души в них волн холодней!

Экспромтом написал я вам эти стихи, и не имею духу продолжать таким образом. Не знаю отчего, поэзия души моей погасла. (Хочет разорвать листок).
Дама: Пожалуйста, не рвите, это вышло великолепно!
Кавалер: Пессимистическое стихотворение. Впрочем, если б я начал писать за час прежде, то, может быть, написал бы совсем другое: каждый миг у меня новые фантазии…

Продолжение диалога за карточным столом
І: Открывайте вашу карту, князь Василий.
І І: У меня шестерка трефовая. А я бы сказал в продолжение прерванного разговора, что в нашей жизни не главное, какого пола человек, а главное, насколько он богат.
І І І: Богат? А разве ум уж ничего не значит?
І: Господа, по-моему, и ум, и деньги могут уступить порой знакомствам и связям. 
ІΥ: А мне кажется, господа, что правы все: человек – карета; ум – кучер; деньги и знакомства – лошади; чем более лошадей, тем быстрее карета скачет в гору.
І І: Как рационально! А загляните-ка в поэзию – английские все сравнивают с деньгами и богатством; итальянские видят везде бриллианты, изумруды; и только у наших поэтов – бури, вздохи, отвлеченности…
І І І: А вот иностранцы отказывают нам в нежности и чувствительности сердечной. Русский, говорят многие из них, до самой свадьбы не видит своей жены; да ему и видеть ее не нужно: дай ем у кусок хлеба да чарку вина да теплую печь – так он со всякою женою поладит.
І І: Ошибаются! Где более чувствительности, как не у нас? Если наша стихотворная братия в день напишет 1000 стихотворений, то, верно, 800 из них будут элегических.

Диалог  пары

Дама: Вы говорите, нет худа без добра? Вследствие этого положения и карточная игра, по-вашему, полезна?
Кавалер: О! Очень полезна! Она многих избавляет от труда делать завещания и платить пошлины.
Дама: Конечно, когда все проиграно, завещать уже нечего. Но ведь это трагедия!
Кавалер: Согласен. Однако не только карты – причина многих трагедий. Порой трагедия может стать следствием самой пылкой любви.

Распорядитель маскарада: Господа, менуэт!
(
Звучит менуэт, пары танцуют.)

Во время танца диалог мистера дарси и Элизабет Беннет

Элизабет: Отличное па вы не находите?

Дарси: не смею с вами не согласиться

Элизабет: Теперь мистер Дарси ваша очередь  поддержать разговор. Я отозвалась о танце – вы  могли бы сделать какое-нибудь замечание о величине зала или числе танцующих пар.

Дарси: Я готов поддержать любую тему, которую вы хотите услышать.

Элизабет: Вот и отлично, пока мы вполне можем и помолчать.

Дарси: а вы привыкли разговаривать, когда танцуете?

Элизабет: Да время от времени. Нужно ведь иногда нарушать молчание. Кажется очень нелепым,, когда два человека вместе проводят полчаса, не сказав друг другу ни слова. И все же для кого-то будет лучше если мы скажем друг другу как можно меньше.

Дарси: Говоря это вы предполагали мои желания или подразумевали что это угодно вам?

Элизабет: И то и другое.

 

(Гаснет свет, музыка стихает, все очень тихо оставляют сцену. Меняются декорации.
убирается карточный стол и выносятся скамейки. Литературный кружок).

Первый распорядитель: Итак, кто желает блеснуть своими познаниями в литературной области. Может быть, мы начнем с вас Ваше  высочество.

Средь шумного бала, случайно,

         В тревоге мирской суеты,

         Тебя я увидел, но тайна

         Твои покрывала черты.

         Лишь очи печально глядели,

         А голос так дивно звучал,

         Как звон отдалённой свирели,

         Как моря играющий вал.

Ведущий. Во дни веселий и желаний

        Я был от балов без ума.

       Верней нет места для признаний

       И для вручения письма.

   ( чтение стихотворения о любви)

Иван Бунин. «Вальс»:

Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных —
И зал плывет, плывет в протяжных
Напевах счастья и тоски.

Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный —
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.

Позвольте и мне продекламировать стихотворение  А. Фета ("Бал")

Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.

И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.

О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!

Лермонтов Бал

Сегодня бал, в огнях весь дом
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом
И слуги приодеты

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах

Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

(Убираются декорации)

Первый распорядитель: Последний танец! Вальс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала

Статья учителя русскогя языка и литературы, опубликованная в сборнике материалов Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин"(2011)...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

Историко-литературная игра-конкурс "Молодецкие забавы"

Содержит сценарий проведения игры-конкурса на знание пословиц, поговорок, загадок, народных песен, примет....

Историко-литературный краеведческий турнир "Родной край вчера и сегодня"

Организация историко-литературного краеведческого турнира стала традицией в нашей школе. Проводится в форме телевизионной передачи "Своя игра". Включает вопросы истории, этнографии, географии, топоним...

Сценарий историко-литературной гостиной, посвященной выводу советских войск из Афганистана

Сценарий ориентирован на читателей школьной библиотеки старших классов...

Презентация на тему: "Историко-литературная игра "Мы знаем все!""

Данная презентация может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по истории для 5-7 классов. Игра проводилась в рамках предметной недели в формате брейн-ринга....

Учебное пособие по литературе "Историко-литературный процесс: литературные направления"

Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл...