Историко-литературный бал 2013
материал (11 класс) на тему
Внеклассное мероприятие "Историко-литературный бал" посвященный:
400 летию дома Романовых
295 летию ассамблеям Петра Великого
150 летию начала работы Л.Н. Толстого над романом "Война и мир"
100 лет с первой экранизации романа
200 лет роману Д. Остен "Гордость и предубеждение"
190 лет комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
190 лет начала работы А.С. Пушкина над романом "Евгений Онегин"
140 лет с первого издания драмы М.Ю. Лермонтова "Маскарад"
Бал повествует о знакомстве и женитьбе Александра II, будущего императора Российской империи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_khudozhestvenno-literaturnogo_bala_4.docx | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий бала
Действие первое Знакомство с балом
Выходят ведущие.
Ведущий 1:
Милостивые государыни и милостивые государи! Рады видеть Вас на нашем балу. Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, известнейших купцов, корабельных мастеров и канцелярских служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич – и название им велено дать АССАМБЛЕИ, далее они стали именоваться БАЛЫ.
Ведущий 2:
Слава Богу, мы других народов не глупее, девы наши статны и красивы (это всё иноземцы говорят) и способны к обучению и политесу. Для начала помузицируем.
Ведущий 1:
У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы. На балах у испанских королей некогда танцевали медлительную паванну или торжественную сарабанду. Аллеманда, куранта, гальярда – эти старинные названия как бы приглашают в парадные бальные залы…
Ведущий 2 (на фоне музыки и танца):
А галантный Менуэт! Танцующие передвигаются изящными шажками, церемонно кланяются…, жесты медлительны…, па изысканны.… Полтора века царил этот танец! А затем настала эпоха лёгкого, стремительного, увлекательного…
Ведущий 1: Вальса!.. Есть ли танец удивительней? Более двух веков ему покоряется весь мир!
Ведущий 2:
При слове “Вальс” мы представляем великосветские балы и роскошные дворцы. Однако, по происхождению вальс отнюдь не аристократический танец, а самый что ни на есть простонародный.
Ведущий 1:
Всеобщее признание пришло не сразу. Некоторые находили движения вальса неприличными! Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе! Во дворцах немецких кайзеров вальс под запретом был до1988 г. В России недолюбливала этот танец Екатерина II, а сын её, Павел I, велел опубликовать полицейское предписание, запрещавшее “употребление пляски, вальсеном именуемой”. Но запреты не помогли. Вальс жил! Так, из деревеньки, где незатейливый оркестрик наигрывал простенькие мелодии, вальс перебрался в богатые дома и дворцы.
Ведущий 2:
Под звуки этого Вальса вспоминаются сюжеты, ставшие достоянием русской драматургии ХIХ века. Например, пьеса М.Ю. Лермонтова “Маскарад”.
В первых театральных постановках драмы звучал “Вальс-фантазия” Глинки, а в 1940 г. для спектакля театра им. Вахтангова написал музыку Арам Хачатурян, Вальс стал самостоятельным произведением.
Ведущий 1:
Проходят годы… Новые танцы появляются и исчезают, а вальс по-прежнему молод и продолжает звучать. Любовь к нему не ослабевает.
Многие композиторы сочиняли произведения, посвященные вальсу. Композитор Эдуард Колмановский и поэт Евгений Евтушенко написали замечательный гимн вальсу:
Пусть проходят года,
Всё равно, никогда
Не состарится Вальс!
Ведущий 2
Но обо всем по порядку!
Действие второе Театрализованное представление
Декорации: стол камин нижняя сцена сидит королева с дочерями Марией и Александрой. Заходит император Николай I.
Николай I: Ваше высочество нам необходимо серьезно поговорить.
(Видя отца девочки встают обращаясь к нему и садясь в реверанс «Папенька!»)
Императрица (многозначительно): Николя!?...
Николай I: Дитя мое не пора ли вам на занятия по вокалу.
Дочь: Да папенька (выходят)
Н I: Дорогая я получил известие от цесаревича. В своем письме он просит меня об одной услуге.
Императрица: Я так и знала, что его душа будет скучать о Родной земле в поездке по Европе.
Н I: О нет, моя дорогая!! Его сердце, я предполагаю, горит сейчас не от любви к Родине, а от любви к женщине. И он просит наше согласие на ее приезд в Петербург.
Императрица: О БОЖЕ!!! Ваше величество не томите, откройте сей секрет, кто его избранница?
Н I: принцесса Максимилиана Вильгельмина Гессенская-Дармштадская!
Императрица: Но ведь она незаконнорожденная!!!
Н I: Об этом печальном факте я в курсе Шарлотта.
Императрица: Конечно, это сблизит наши государства ваше величество. Дома Романовых и гессенских объединятся.
Н I: Я получил письмо с неделю и имел возможность обдумать данный союз. Хотелось услышать ваше мнение. Вам он тоже посвящает строчку: «Милая Мама, что мне до тайн принцессы Марии! Я люблю её, и я скорее откажусь от трона, чем от неё. Я женюсь только на ней, вот мое решение!» Теперь вы осознаете важность дела!
Императрица: Александру быть будущим императором, его супруге быть императрицей.
Н I: Вы осознаете, чем может обернуться его отказ от престола! Я напишу ответ с согласием. А вас я попрошу подготовиться к теплому приему принцессы.
(Николай выходит. Императрица за ним следом. Приговаривая вот девчонка! Негодная! Да кто она такая дочь камергера! Видит дочерей занимающихся на уроке музыки и задерживается. Берет гитару.)
Императрица: Да были времена! Как я любила эти уроки! (Начинает что-то наигрывать)
Александра: Маменька, а сыграйте что-нибудь. Я вам подпою!
Романс.
(Тем временем на верхней сцене цесаревич просит руки своей возлюбленной)
Александр II: Дорогая папенька дал свое согласие! Я прошу Вас оказать честь моему дому и принять приглашение погостить в России.
Принцесса: О, Алекс, конечно, я приму Ваше приглашение. И тотчас же начну готовиться к столь долгой поездке.
(На верхней сцене с другой стороны)
Императрица: Варвара мы ожидаем гостей, а у нас все слуги от рук отбились. Дай мое распоряжение, чтоб и сад и дом привели в соответствующий вид. Да и предупреди, чтоб не забыли о правилах.
(На нижней сцене крестьянки выходят из дверей. 4 девушки с корзинами хохочут, якобы собирают яблоки. Звучит музыка, начинают танцевать. Танец крестьянок)
Выходит конюх: Девки, вам бы не танцевать, а песню распевать! Ведь опять влетит! Танцевать это только барышням, а вы то что!
Одна из девок: Ой да ладно тебе Ванюш! Что нам песню спеть, да вот только мы уж и работу завершили! Корзины наши уже полны! Пора и честь знать! (уходят)
(На верхней сцене рядом с бильярдным столом цесаревич и 4 друга играют)
Александр II: Братцы! Вот я и дома! Встречайте ж вашего друга! (все оставляют игру и подбегают к царевичу)
Первый: Дорогой наш друг! Вы вернулись!
Второй: Вот и славно! Можно и в атаку рвануть! Поговаривают на Кавказе не сладко! А ваш приезд вселит надежды в солдат! Уж засиделись мы в Петербурге! Всё вас ждали!
Третий: Горцам нас не победить! И дружбу нашу и любовь к Отчизне унесем в могилу!
(Импровизация боя на шпагах. Песня Гардемарины)
Александр II: Ох, друзья мои, смею сообщить вам новость! Мое бедное сердце попало в плен одной юной особы! И совсем скоро я представлю ее нашему высшему обществу. Сейчас она уже в Петербурге. Папенька приказал заняться ее обучением … И через месяц другой во дворце будет бал в ее честь!
Все: Вот это новость! Не томи, рассказывай! Кто она? Небось, английская принцесса? (уходят)
Автор: 10 сентября 1840 года принцесса Гессенская вступила на российскую землю!
(На нижней сцене императрица и принцесса. Разговор идет на французском, но в переводе на русский)
Императрица: С приездом принцесса! Как дорога? Не утомились?
Принцессе: Добрый день Ваше Величество! Дорога была долгой! Но все было превосходно организовано, что я даже и не заметила.
Императрица: Как вам наши края?
Принцесса: Я была наслышана о просторах Российской империи! Но не могла себе представить, что они на столько, обворожительны! Бесподобно!
Императрица: Как поживают ваши родные! Надеюсь в добром здравии?
Принцесса: Благодарю, в добром здравии! Передавали Вам свое почтение!
Императрица: Не смею вас задерживать. Вы с дороги! Вам необходимо отдохнуть и ознакомиться с домом!
Принцесса: Благодарствую!
Императрица (на русском): Варвара! Проводите нашу гостью в ее опочивальню! И вели Ваньке накормить лошадей!
(На верхней сцене. Тем временем в Михайловском завершилась охота и Наталья Ростова, ее дядюшка и Андрей Болконский за обеденным столом.Дядюшка берет гитару и начинает играть. Наталья танцует.)
Голос за сценой: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта в шелку и бархате, эмигранткой-француженкой воспитанная графинечка, – этот дух, откуда она взяла эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка». Как умела она понять все то, что было у дядюшки и во всяком русском человеке»
Дядюшка: Ну, графинечка! Чистое дело Марфа! Ай да племянница! Вот только муженька бы тебе молодца! Чистое дело Марфа!
Андрей: Уж выбран!
Автор: А в Петербурге занялись обучением гессенской принцессы. Русский язык, литература, география, история, Закон божий, музыка, рисование, вальсирование.
(урок русского языка)
Преподаватель: Ну с моя, дорогая ученица, сегодня мы с вами познакомимся со светом нашей русской литературы А.С. Пушкиным
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся... А.С. Пушкин
Глаголом сердце жжёт и веселит склоненьем,-
О русский, с детства милый мне язык.
Мне сладостны его прикосновенья -
В созвучиях его и вздох, и стон, и крик,
И радость, и от боли избавленье,
Он живость сочетает с негой,
В нём - твёрдость полководческих команд
И свежесть только выпавшего снега,
И обаянье неприступных Анд,
Ему доступна мысли сокровенность
И против истины я не грешу,
Сказав, что забываю жизни бренность,
Когда на русском языке пишу.
Принцесса: прелестно! А вот что я прочла вчера по вашему веленью:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (ода русскому языку)
(Урок географии)
Преподаватель: С русским языком вы познакомились, теперь будьте любезны взглянуть на карту нашей Родины.
«Россия расположена на востоке Европы и на севере Азии, занимая около 1/3 территории Евразии и 1\9 земной суши. Общая протяжённость границ — 60 000 км; на севере и на востоке — морские границы, на юге и на западе — в основном сухопутные.
Несмотря на то, что Россия по площади является крупнейшей страной мира, климатические и почвенные условия контрастны. Но зато у нас находятся самое глубокое озеро мира (Байкал), высочайшая вершина Европы (Эльбрус), длиннейшая река Европы (Волга) и наибольшее озеро Европы (Ладожское)».
(На верхней сцене)
Глашатай: 5 декабря сего года Принцесса Максимилиана Вильгельмина-Августа-Софья-Мария Гессен-Дармштадтская приняла крещение под именем Марии Александровны! В честь этого события в Зимнем дворце состоится бал!
Действие третье Бал в честь принцессы
Декорации : Верхняя сцена. Стол (зеленый), свеча, Пушкин пишет Евгения Онегина.
Отрывок зачитывается
Бал:
Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрипок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
Декорации меняются (убираем стол, камергеры зажигают свечи).
Первый распорядитель: На нашем балу будут организованы салоны по интересам: шахматный салон, литературный салон, где вы сможете блеснуть своим умом и посоревноваться в рассказывании стихов, салон музыки.
Второй распорядитель: Регламент бала предусматривает определенный порядок танцев, представленный при входе в бальную залу. Уважаемые кавалеры, вы можете заранее пригласить даму на тот или иной танец. У каждой дамы есть бальная книжечка, в которой она может записать обещанный вам танец. Сегодня на нашем балу прозвучат полонез, мазурка, менуэт, венский вальс и кроме этого много других музыкальных композиций.
Первый распорядитель: А сейчас мы предлагаем кавалерам приглашать дам. Обращаем внимание дам, что очень важно не обмануть ожиданий ваших кавалеров. Будьте внимательнее, принимая приглашения на танец, записывайте их в свои бальные книжечки. Не стоит уделять свое внимание только одному кавалеру или одной даме, подарите его и другим участникам бала.
Второй распорядитель: Напоминаю, что во время звучания музыки дамы и кавалеры могут договариваться о приглашениях на танец, танцевать или просто общаться друг с другом.
Выходят император, императрица, цесаревич и принцесса.
Глашатай: Великая семья Романовых представляет светскому обществу принцессу Максимилиану-Вильгельмину-Августу-Софью-Марию Гессен-Дармштадтскую, в крещении Марии Александровны!
(Гости танцуют на нижней сцене. Общий танец полонез)
(Двое молодых людей, стоящих у окна, ведут диалог.)
І кавалер: Всякая из наших красавиц хочет жить подольше, и ни одна не желает быть старою: как согласовать сии желания?
І І кавалер: Какая была бы жестокая борьба внутреннего с наружным, если бы не было румян, фальшивых пуклей и кокетства!
І кавалер: Дурак – то же, что и старая красавица: его ученость – белила, его начитанность – румяна, а умничанье – кокетство.
І І кавалер: И доказать ему, что он дурак, невозможно. Остается разве что посмеяться…
І кавалер: Смеяться над дураком, стыдить лжеца, просить взаймы у скупца, спорить с женщиной – все равно, что черпать решетом воду.
Возле рояля
Диалог І пары.
Кавалер: Есть престранные люди, которые поступают с друзьями, как с платьем: до тех пор употребляют, пока износится. А там и кинут.
Дама: Дружба теперь уже не чувство, а поношенная маска, которую надевает хитрость, чтобы обмануть простоту или скрыться от проницательности.
Кавалер: Нынче все в масках, и вся жизнь – сплошной маскарад, а вот маскарад, пожалуй, и есть жизнь.
Романс
Кавалеры собираются постепенно за карточным столом и начинают игру. В это время в зале продолжаются светские диалоги.
Диалог за карточным столом.
І: Ваш ход, князь Василий.
І І: Король бубновый.
І І І: Дама пик.
І: И здесь все то же: дамы и господа, как в грамматике: род мужской и женский.
І І: Наши грамматики очень ошиблись, когда относили слова к тому или иному роду, например, доброта, нежность и снисходительность к женскому, а гнев, сумасшествие, каприз – к мужскому и среднему.
І І І: Вы явно настроены сегодня против слабого пола, а между тем женщины наполняют пустоты жизни так, как пшено промежутки в виноградном бочонке: пшено ничего не стоит, никуда не годится потом, а между тем необходимо, чтобы виноград не испортился.
Диалог 2 пары.
Дама: Говорят, вы сочиняете прекрасные стихи. Подарите хоть один из ваших шедевров для моего альбома.
Кавалер: Любезная Софья Павловна, я не ценю так высоко своего таланта. Но если Вы когда-нибудь на досуге действительно захотите прочесть что-либо, начертанное мной, то вот для вас экспромт:
Волны катятся одна за другою
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпою
Также один за другим.
Волнам их воля и холод дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь душу… и что же? –
Души в них волн холодней!
Экспромтом написал я вам эти стихи, и не имею духу продолжать таким образом. Не знаю отчего, поэзия души моей погасла. (Хочет разорвать листок).
Дама: Пожалуйста, не рвите, это вышло великолепно!
Кавалер: Пессимистическое стихотворение. Впрочем, если б я начал писать за час прежде, то, может быть, написал бы совсем другое: каждый миг у меня новые фантазии…
Продолжение диалога за карточным столом
І: Открывайте вашу карту, князь Василий.
І І: У меня шестерка трефовая. А я бы сказал в продолжение прерванного разговора, что в нашей жизни не главное, какого пола человек, а главное, насколько он богат.
І І І: Богат? А разве ум уж ничего не значит?
І: Господа, по-моему, и ум, и деньги могут уступить порой знакомствам и связям.
ІΥ: А мне кажется, господа, что правы все: человек – карета; ум – кучер; деньги и знакомства – лошади; чем более лошадей, тем быстрее карета скачет в гору.
І І: Как рационально! А загляните-ка в поэзию – английские все сравнивают с деньгами и богатством; итальянские видят везде бриллианты, изумруды; и только у наших поэтов – бури, вздохи, отвлеченности…
І І І: А вот иностранцы отказывают нам в нежности и чувствительности сердечной. Русский, говорят многие из них, до самой свадьбы не видит своей жены; да ему и видеть ее не нужно: дай ем у кусок хлеба да чарку вина да теплую печь – так он со всякою женою поладит.
І І: Ошибаются! Где более чувствительности, как не у нас? Если наша стихотворная братия в день напишет 1000 стихотворений, то, верно, 800 из них будут элегических.
Диалог пары
Дама: Вы говорите, нет худа без добра? Вследствие этого положения и карточная игра, по-вашему, полезна?
Кавалер: О! Очень полезна! Она многих избавляет от труда делать завещания и платить пошлины.
Дама: Конечно, когда все проиграно, завещать уже нечего. Но ведь это трагедия!
Кавалер: Согласен. Однако не только карты – причина многих трагедий. Порой трагедия может стать следствием самой пылкой любви.
Распорядитель маскарада: Господа, менуэт!
(Звучит менуэт, пары танцуют.)
Во время танца диалог мистера дарси и Элизабет Беннет
Элизабет: Отличное па вы не находите?
Дарси: не смею с вами не согласиться
Элизабет: Теперь мистер Дарси ваша очередь поддержать разговор. Я отозвалась о танце – вы могли бы сделать какое-нибудь замечание о величине зала или числе танцующих пар.
Дарси: Я готов поддержать любую тему, которую вы хотите услышать.
Элизабет: Вот и отлично, пока мы вполне можем и помолчать.
Дарси: а вы привыкли разговаривать, когда танцуете?
Элизабет: Да время от времени. Нужно ведь иногда нарушать молчание. Кажется очень нелепым,, когда два человека вместе проводят полчаса, не сказав друг другу ни слова. И все же для кого-то будет лучше если мы скажем друг другу как можно меньше.
Дарси: Говоря это вы предполагали мои желания или подразумевали что это угодно вам?
Элизабет: И то и другое.
(Гаснет свет, музыка стихает, все очень тихо оставляют сцену. Меняются декорации.
убирается карточный стол и выносятся скамейки. Литературный кружок).
Первый распорядитель: Итак, кто желает блеснуть своими познаниями в литературной области. Может быть, мы начнем с вас Ваше высочество.
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.
Ведущий. Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
( чтение стихотворения о любви)
Иван Бунин. «Вальс»:
Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных —
И зал плывет, плывет в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный —
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
Позвольте и мне продекламировать стихотворение А. Фета ("Бал")
Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.
И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.
О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!
Лермонтов Бал
Сегодня бал, в огнях весь дом
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом
И слуги приодеты
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах
Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты
Первый распорядитель: Последний танец! Вальс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала
Статья учителя русскогя языка и литературы, опубликованная в сборнике материалов Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин"(2011)...
Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала
Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....
Историко-литературная игра-конкурс "Молодецкие забавы"
Содержит сценарий проведения игры-конкурса на знание пословиц, поговорок, загадок, народных песен, примет....
Историко-литературный краеведческий турнир "Родной край вчера и сегодня"
Организация историко-литературного краеведческого турнира стала традицией в нашей школе. Проводится в форме телевизионной передачи "Своя игра". Включает вопросы истории, этнографии, географии, топоним...
Сценарий историко-литературной гостиной, посвященной выводу советских войск из Афганистана
Сценарий ориентирован на читателей школьной библиотеки старших классов...
Презентация на тему: "Историко-литературная игра "Мы знаем все!""
Данная презентация может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по истории для 5-7 классов. Игра проводилась в рамках предметной недели в формате брейн-ринга....
Учебное пособие по литературе "Историко-литературный процесс: литературные направления"
Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл...