Историко-литературная игра-конкурс "Молодецкие забавы"
методическая разработка по теме
Содержит сценарий проведения игры-конкурса на знание пословиц, поговорок, загадок, народных песен, примет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molodeckie_zabavy.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОЛОДЕЦКИЕ ЗАБАВЫ
ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНАЯ
ИГРА – КОНКУРС
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Разработала воспитатель речевой шк.-интерната №22
Бакшеева Н.Д.
Кемерово - 2009ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, своему народу.
ЗАДАЧИ:
*** формировать у учащихся чувство любви к своему народу, его культуре, национальным традициям и обычаям;
***обогатить детей знаниями о русской истории;
***формировать устную речь и речевую культуру, обогатить активный словарь детей за счёт старинной лексики русского языка;
***содействовать формированию творческих способностей учащихся.
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА
*На сцене:
очаг, возле него чугунок и ухват; в углу – икона, покрытая рушником; стол с предметами старины (самовар, ухват, туески, маслобойка, квашонка (квашня), рубель для откатки белья, каталка и др. вещи); стенды с предметами рукоделия.
*Над сценой слова « МОЛОДЕЦКИЕ
ЗАБАВЫ»
*Звучит старинная музыка. Перед сценой
в русских костюмах проходят участники
молодецких забав и садятся за стол.
Вместе с участниками входят и ведущие.
Начинается праздник словами ведущего:
«Уважаемые гости, родители, дети! Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить свою историю. Вспомнить о том, как жили наши предки, что ели, как веселились, как работали и как отдыхали. Наш праздник называется «Молодецкие забавы». Думаю, что сегодня мы и сами позабавимся, станем крепче духом.
Затем ведущая представляет членов жюри, гостей, а команды готовятся к приветствию…
ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.
Команда « Д о б р ы м о л о д ц ы .»
Как ясный день на улице,
Пред вами « Добры молодцы»!
Сейчас мы будем выступать,
Хотим вам силу показать,
И удаль ратную, и стать,
Чтоб аплодисменты все собрать.
Мы все ребята молодые,
Весёлые и озорные,
А для решения задачи
Надеемся мы на удачу.
Она у нас всегда с собою.
И от друзей нам нет отбоя!
С друзьями жить ведь веселей,
И с нами в зале 100 друзей!
Друзья! Помочь команда просит вас,
Когда наступит трудный час.
Душой болейте вы за нас
Сегодня! Здесь! И прям сейчас!
Команда « Славяне»:
Друзья! Позвольте вам представиться:
Мы – юное поколение славян.
Час дружеского состязания настал.
Хотим мы очень всем понравиться,
Привет, соперники и зал!
Ой вы, «Добры молодцы»!
Вызываем вас на бой!
Наши славные прадеды
Пусть постоят за нас горой!
Мы про славян вам всё расскажем,
Досуг и быт их вам покажем,
Их песни славные споём,
Задорно танцы их мы спляшем,
Поводим с вами хоровод,
В игру весёлую сыграем.
Но только вам напоминаем:
Со скучным видом не сидеть,
Раскрыв глаза, на всё глядеть,
Во всём участье принимать,
Всем громко хлопать!
Не молчать!
Пожалуй можно начинать?!
Ведущая:
Вот мы с вами и познакомились с командами. Настало время для 1-го конкурса, который называется «Что в имени тебе моём?»
Наши предки считали имя важной частью
личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки…
Эту мысль можно распространить и далее, вспомнить о названиях сёл, городов, стран.
Вы согласны с тем, что иногда прозвище жителей какого-нибудь посада, что раскинулся там, за рекой, могло ясно характеризовать темперамент, пристрастия, внешность его жителей? А вот что можно подумать о каждом из вас и о всей команде в целом, дорогие мои, если услышать то, что обозначают ваши имена.
Итак, каждый член команды защищает своё имя, н–р, что означает имя Александр, Павел, Анастасия, Критстина, Владимир и др.
Ведущая: Вот, мы и узнали, что означают ваши имена. Теперь мы можем перейти ко 2-му конкурсу: «Хлеб - соль».
Ведущая: Беллетрист Мария Семёнова в своей книге «Мы – славяне» пишет: « Отношение наших предков к еде заслуживает особого разговора. Еда была не просто физическим насыщением - преломление хлеба за трапезой было сродни церковному причастию. Вкусившие одного хлеба, каши, земных плодов или дичи люди в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками.
Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на помощь хозяина, но и сам уже не смел причинять ему зла. Таким образом, хлеб – соль, которыми по русскому обычаю встречают гостей, в своей языческой сути – не что иное, как мирный договор между двумя высоким сторонами».
А сейчас команды познакомят нас со старинной русской кухней.
3 – ий конкурс
Участники команд представляют на суд зрителей и жюри изготовленные по старинным русским рецептам блюда.
Ведущая: Ну вот, мы и встретили гостей, напоили, накормили. А дальше что? Теперь их следует по-русски хорошенько потешить!
Внимание! Объявляется конкурс « Делу – время, потехе – час».
Сцена предоставляется участникам команд, которые будут петь, танцевать, рассказывать байки и читать юмористические стихи. Максимальное количество баллов-5.
Начинается весёлый концерт соперничающих команд. Ребята поют весёлые русские песни, частушки и т. д.
В исполнении команды « Добры молодцы» звучит рус. песня « Ой, блины, мои блины».
Мы блины давно не ели,
Мы блиночков захотели!
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!- 2 раза.
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!- 2 раза.
Моя старшая сестрица
Печь блины - то мастерица.
Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои! -2 раза.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!- 2 раза.
На поднос она кладёт,
И сама к столу несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!-2 раза.
Одна из участниц команды выходит с подносом, на котором лежат блины, и подносит кушанье с низким поклоном членам жюри, а затем ставит блюдо с блинами на свой стол.
Поднимается участник 2-ой команды
«Славяне», обращаясь к ведущей праздника, говорит: « Хозяйка! А не пора ли побаловать гостей чайком?»
В исполнении команды «Славяне» звучит песня « Русский чай».
А я чаю накачаю,
Сладкий сахар наколю,
Приходите, заходите,
Я вас чаем угощу!
Ой, чай, чай, чай, русский сладкий чай!
Ой, чай, самовар
Золотого цвету.
За присест двенадцать чашек –
Усталости нету.
Ой, чай, чай, чай, русский сладкий чай!
Всем полезно, скажем прямо,
Молочко и масличко,
Чай со сливками покрепче –
Вот оно здоровьичко!
Ой, чай, чай, чай, хорош напиток
крепкий чай!
Если холодно - согреет,
Жарко - жажду утолит,
Заболеешь иль устанешь,
Крепкий чай надо попить!
Ой, чай, чай, чай гостей чаем угощай!
Выходит на середину зала один из «Славян» с самоваром и ставит его на стол к жюри.
От весёлых песен участники обеих команд переходят к не менее весёлому переплясу.
4 – ый конкурс
Ведущая:
«По одёжке встречают»… Эта поговорка пришла к нам из глубокой старины. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду – племени принадлежит, каково его положение в обществе.
Многие учёные считают, что в те времена «гардероб» любителей покрасоваться, тоже был весьма богат и разнообразен. Славились в старину наши мастерицы русской вышивкой и узором.
Есть хорошие рукодельницы и в наше время.
В нашей школе они тоже есть!
(Зачитываются имена рукодельниц и показываются стенды, на которых представлены их работы по вязанию, макраме, вышиванию и т. д.).
5 – ый конкурс
Ведущий: А теперь я объявляю конкурс, который носит название «Делать было нечего», в котором команды должны разгадать «кроссворд».
На сцене выставлены предметы старины, к ним прикреплены таблички с номерами. Надо вспомнить, как называются эти предметы. Это и есть ваше задание.
**В этом конкурсе таблички с номерами крепятся к ухвату, прялке, кочерге, коробу, рубелю, валику, пяльцам и т. д.
**Командам раздаются нарисованные на листе ватмана кроссворды и в отдельных конвертах задания.
**Команде «Добры молодцы».
1 .В узкой крынке ступка
Скачет бойко – бойко,
Взбивается там масло .
Ведь это….(?) (маслобойка)
2. Как пойду я во лесок
Нарвать ягод спелых
Иль грибочков белых,
То возьму с собою….(?) (туесок)
3. Шла девица по водицу,
Два ведра с собой взяла.
И, чтоб не сломалась поясница,
На ….. их несла. (коромысло)
4. Ух ты, ах ты!
Сплету из лыка …(?) (лапти)
Чтобы весело плясать,
Весело притоптывать!
5. Я не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые с морщинками,
со складками,
А уходят очень милые,
Весёлые и гладкие.
Кто я? (утюг)
**Команде «Славяне»:
1. Положу туда муку,
Яйца, дрожжи, молочко
И немного сахарку.
Перемешают всё ручонки,
И тесто выстоит в… (?) ( квашонке)
2.Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Что это? (самовар)
3. Как на матушке – Руси
Свадебку играли,
С хлебом – солью,
С…(?) (рушником) молодых встречали.
4. Чтоб из шерсти нить сплести,
А потом в клубок смотать,
Надо…(?) (веретено) в руки взять.
5. Чтобы девушкам узоры вышивать,
рукодельничать,
Надо …(?) (пяльца) в руки взять.
Пока команды отгадывают кроссворды, ведущая предлагает гостям в зале тоже ответить на вопросы, касающиеся древним обычаям на Руси:
1. Как называется на Руси праздник прощания с зимой? ( масленица)
2. Какое угощение обязательно на масленице?
( блины)
3. Назовите 4 блюда русской кухни.
( щи, блины, каша, пироги)
4. Как называется русская мужская рубашка?
( косоворотка)
5. Какую обувь носил крестьянин на Руси?
(лапти)
6. И в светлицу входит царь: « В низенькой светёлке огонёк горит.» Что такое светлица или светёлка? (девичья комната)
7. Какое национальное дерево на Руси?
( берёзка)
8. Назовите полюбившийся всему миру русский сувенир. ( матрёшка)
9.Какой русский город называют городом мастеров? ( Тула)
10. Как называют людей, которые делают валенки? ( катальщики, каталы)
6-ой конкурс : «Один за всех и все за одного».
Ведущая: Предлагаю командам задать друг другу перекрёстные вопросы по дохристианской истории Руси. Это идёт речь о язычестве, о быте крестьянства.
Далее следуют такие вопросы:
*Как звали жену домового? (Большуха)
**Кто такой Перун? (Славянский бог грома)
*Как звали богиню красоты и любви у славян?
(Лада)
**В каком месте у славян не принято ставить дома? Какие вы знаете строительные приметы? (Воротами и окнами нежелательно ставить на север. Нельзя строить дома на перекрёстках дорог, на окраинах, на болотах, т.к. эти места облюбованы нечистой силой. Хорошо ставить дом на возвышенности и на берегу чистого водоёма).
*Есть ли в старинной деревенской избе символические уровни, выражающие идею построения Вселенной? (Да, есть! Крыша, сруб и подвал символизируют соответственно: небо, землю, преисподнюю. Вот почему в подвале всегда немного страшно.)
**Кто «оберегал» жилище славян? (Дух дома – домовой, во дворе хозяин – дворовой, в овине – овинник, а в бане – банник. Но по верованиям христиан, все эти духи были нечистыми. Вместо них хозяин дома, например, Иван или Пётр, может прибегнуть к заступничеству своих небесных покровителей (соответственно святого Иоанна Крестителя или апостола Петра).
*Какие реальные существа – обязательные атрибуты «чистого» дома?
(кошка, петух)
**Чего не бывает в доме у Бабы – Яги?
(Того, чего она боится: дневного света и всего святого. В её доме нет окон, нет креста и икон).
*По какому небесному светилу выстроили славяне свой календарь?
(В первую очередь по солнцу, хотя и луна не исключалась из системы счёта времени).
**Именами языческих богов в славянском календаре называли отрезки времени – месяцы. Таким образом, год делился на соразмерные части. Назовите имена этих богов. (Ярила, Купала, Перун, Рожаницы, Макошь, Морена или Масленица).
*В каком мире Баба – Яга была царицей?
(в царстве мёртвых).
Могла ли Баба – Яга видеть живых из своих владений? Если да, то как?
(Баба – Яга не могла видеть живых людей из своего тёмного царства. Считалось, что мёртвые слепы относительно живых. Она была способна созерцать лишь свои владения).
**Назовите имя славянского поэта-певца.
Про него известно, что он был «велесовым» внуком. (Баян)
7–ой конкурс: «Усёк с полуслова».
Командам предлагается по очереди продолжить следующие пословицы и поговорки, при этом если одна команда затрудняется с ответом, то право ответить переходит к другой команде – сопернице. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Примерные вопросы:
1. Дома солома едома, а в гостях и овёс не едят.
2. Домашний телёнок лучше заморской коровы.
3. Дома и стены помогают.
4. Дом вести - не лапоть плести или не рукавом
трясти.
5. Дома в прикуску, а в гостях внакладку.
6. Муж и жена - одна сатана.
7. На бога надейся, а сам не плошай.
8. Один пашет, семеро руками машут.
9. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
10. Долог день до вечера - коли делать нечего.
11. Каков поп - таков приход.
12. Мал золотник, да дорог.
13. Без труда не вытащить рыбку из пруда.
14. Один в поле не воин.
15. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.
16. Баба с возу - кобыле легче.
17. Один в поле не воин.
18. Старость не радость.
8 – ой конкурс: «Знай и умей».
От каждой команды вызывается по 1 человеку. Им выдаётся мятый рушник, рубель и валик. Ребята должны показать, как с помощью этих инструментов можно выгладить бельё. (В старину это делали так: наматывали бельё на валик и катали его по столу с помощью рубеля.)
Перед последним конкурсом жюри подводит предварительные итоги.
9 – ый конкурс
Число 9 считается священным в славянской мифологии. Этим конкурсом под номером 9 мы и заканчиваем наши «Молодецкие забавы». Объявляется турнир частушечников!
Начинают турнир «Добры молодцы».
Начинай, товарищ, песню,
Кудреватая башка.
Девяносто песен знаю,
Да и дома два мешка.
По деревне мы идём,
Свой порядочек ведём,
Через дом ворота мажем,
Через два окошки бьём.
Я не сам ворота мазал,
Мазала мазилочка,
Не от радости я мазал,
Изменила милочка.
Хулиган мальчишка я,
Рубашка бело – розова
Я не сам окошки бил,
Палочка березова.
Не ругайте вы меня,
Всю работу знаю я,
Жать, косить, коров доить,
В обе руки молотить.
Дайте мне клочок землицы,
Чтобы было что пахать,
Дайте мне мешок пшеницы,
Чтобы было что бросать.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Продолжают конкурс частушечников команда «Славяне».
Сам играю, сам пою,
Подпевать – то некому.
Дайте мне подпевочку -
Лет семнадцать девочку!
Гармонист, гармонист,
Выйди на дорожку.
Я ни разу не плясала
Под твою гармошку.
Много девушкам работы –
То полоть, то поливать,
Много девушкам заботы –
То любить, то забывать.
Что вы мало посидели?
Посидели бы ещё!
Мы на вас не нагляделись,
Поглядели бы ещё!
Пели, пели петухи,
Потом запели курицы.
Не пора ли уметаться
Нам, ребята, с улицы?!
Под аплодисменты зала участники покидают сцену.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Пока жюри совещается, чтобы объявить итоги «Молодецких игр», хозяйка праздника предлагает зрителям и участникам поразгадывать загадки:
*Платье потерялось, пуговки остались. ( рябина)
*Полна ночь пирогов, а посреди каравай.
( звёзды, месяц)
*По какой реке пол года ездят, а пол года ходят? (по замёрзшей)
*Лёд трещит, вода плещется, молодая царица умывается. (весна)
*Пять братьев годами равные, ростом разные. ( пальцы)
* Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. (стол)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала
Статья учителя русскогя языка и литературы, опубликованная в сборнике материалов Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин"(2011)...
Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала
Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....
Историко-литературный краеведческий турнир "Родной край вчера и сегодня"
Организация историко-литературного краеведческого турнира стала традицией в нашей школе. Проводится в форме телевизионной передачи "Своя игра". Включает вопросы истории, этнографии, географии, топоним...
Сценарий историко-литературной гостиной, посвященной выводу советских войск из Афганистана
Сценарий ориентирован на читателей школьной библиотеки старших классов...
Презентация на тему: "Историко-литературная игра "Мы знаем все!""
Данная презентация может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по истории для 5-7 классов. Игра проводилась в рамках предметной недели в формате брейн-ринга....
Историко-литературная композиция "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"
Данная историко-литературная композиция с использованием ИТ, посвящена Дню Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг....
Учебное пособие по литературе "Историко-литературный процесс: литературные направления"
Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл...