ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
статья (11 класс)
Описание работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starosheshminskaya_sosh.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Старошешминская СОШ» НМР РТ
Классный руководитель 9 класса
Запускалов Виктор Геннадьевич
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК,
В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако, на сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Всё ещё низким остается уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Именно поэтому проблема здоровья детей становится приоритетным направлением государства, развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально- экономическим условиям жизни общества, но к формированию своего образа жизни.
Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Успешно способствует этому воспитательная система класса, которая позволяет, опираясь на воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающую среду, воспитательные программы, в первую очередь программу «Здоровье», определить системообразующие факторы. Основными системообразующими факторами по формированию здорового образа жизни в 9 классе, где я являюсь классным руководителем, стали спортивно- оздоровительная, ценностно-ориентированная и диагностическая деятельность.
Коллективная творческая деятельность учителей, учащихся и родителей направлена на освоение ценностно-мотивационных установок, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.
Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:
1.Формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.
2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
3.Организация оздоровительной работы.
Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы»,следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из цели, мы разработали систему, включающую следующие направления по формированию здорового образа жизни:
- организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;
-воспитательная работа классного руководителя, учителя физкультуры, преподавателя – организатора ОБЖ по формированию здорового образа жизни;
- внеклассная работа педагога организатора и заместителя директора по воспитательной работе;
-медицинское обслуживание обучающихся медицинскими работниками Старошешминского ФАП;
- организация горячего питанияобучающихся;
-сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.
Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
- закрепление гигиенических навыков и привычек;
- приобщение к разумной физической активности;
- обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Реализация этих задач осуществляется классным руководителем с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.
Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников учебно- воспитательного процесса.
Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области.
Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.
В нашей школе такую систему позволяет выстроить наличие общешкольной воспитательной программы «Здоровье». Эта программа рассчитана на педагогическое сопровождение развития ребенка с 1 по 11 класс и на каждом этапе имеет раздел: «Здоровый образ жизни».
С целью эффективной работы по формированию здорового образа жизни мы проводим анкетирование участников учебно-воспитательного процесса, обобщенные результаты которого позволяют «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения.
Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни.
Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе.
Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.
Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, создание благоприятного психологического климата.
Создание здоровьесберегающей образовательной среды предполагает также разумное размещение мебели в классе, доски, проветренное помещение. Свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз. Посадочные места для обучающихся в классе определяются классным руководителем согласно рекомендациям врача.
Организация оздоровительной работы обучающихся занимает ведущее место в воспитательной системе класса.В этом вопросе педагоги-предметники, учитель физкультуры, преподаватель – организатор ОБЖ, администрация, родителя выступают социальными партнерами.
Учитель ОБЖ дает учащимся первичные знания о понятиях ''здоровье'' и ''здоровый образ жизни'', прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающему миру, в совместной деятельности формирует умения и навыки по основам медицинских знаний.
Мероприятия, проводимые преподавателем- организатором ОБЖ по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию у учащихся практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.
Учитель физкультуры на практике учит детей закаливать свой организм, способствует развитию его силы, выносливости, делает этот процесс здоровьесбережения привлекательным и необходимым.
Обучающиеся класса укрепляют свое здоровье не только в спортивном зале школы и на школьной спорт площадке. Спортивные секции посещает 100% учеников класса. При этом посещение спортивной секции «Бокс» в Камских Полянах Козиным Александром становится успешным не только для его здоровья, но и приносит спортивные достижения школе. Он неоднократно участвовал в районных, зональных соревнованиях, которые проходили в различных городах нашей республики и становился призером в боксе в различных весовых категориях. Учащиеся класса всегда активно участвуют в соревнованиях школьной и районной спартакиады школьников по различным видам спорта, легкоатлетическом кроссе «Золотая осень» в школьных спортивных мероприятиях: в Днях здоровья, «Веселых стартах». Фотографии самых активных спортсменов находятся в Уголке класса.
Медицинское обслуживание в школе организуют работники Старошешминского ФАП. Ежегодно проводятся медицинские осмотры учеников класса, заполняются Листы здоровья, проводятся профилактические прививки.
На основе медицинских обследований в паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. В соответствии с реализацией школьной программы «Здоровье»мной как классным руководителем, а также как учителем физкультуры проводится мониторинг здоровья обучающихся.
Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает мне выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент и социальный статус.
Классным руководителем ежедневно анализируются причины пропусков уроков обучающимися. Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья.
Система организации питания в школе ставит перед классным руководителем следующие задачи:
- обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;
- прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.
Все обучающиеся класса дня получают горячее питание. Кроме того, отдельные учащиеся (с соседнего села Ачи)питаются два раза.
Работа по формированию здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Поэтому самой популярной формой работы по здоровому образу жизни является проведение конкурсов: «Мы за здоровый образ жизни», «Безопасное колесо» в которых участвуют учащиеся класса с огромным удовольствием.
Проводимая работа по формированию здорового образа жизни на протяжении ряда лет была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса нет курящих детей и пристрастившихся к алкоголю. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того, у обучающихся класса прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.
Возвращаясь к нашему девизу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей основана должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их св...
Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"
Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...
Программа "Формирования здорового образа жизни учащихся школы"
комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составл...
«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового о...
Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.
В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....
Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.
На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогани...